Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:51, контрольная работа
Доходы бюджета выражают экономичес¬кие отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюд¬жетного фонда страны.
Вятская
государственная
Яранский филиал
Экономический
факультет
Личное дело 05019-Э
Регистрационный номер в методическом кабинете _____
Работа поступила
в методический кабинет «__» ________
2008 г.
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА №1
по
на тему
Специальность
080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в АП)»
Студента V курса группы ЯЭ-51 экономического отделения ЯФ
ФГОУ ВПО ВГСХА заочной ускоренной формы обучения
Батухтиной Светланы Александровны
Набор 2005 год
Преподаватель:
____________________________
Регистрационный номер на кафедре _________
Работа поступила на кафедру «__» ___________ 2008 г.
Доходы и расходы федерального бюджета
Доходы федерального бюджета
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм — доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы — удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей — налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система просуществовала с 1930 по 1990 г. Введенные в 80-х гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. существенно не изменили систему платежей, она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.
В условиях перехода на рыночные механизмы основными доходами бюджетной системы в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги и сборы.
Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций (предприятий) и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, поступающий в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций (предприятий) и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Сущность налогов и сборов проявляется в их функциях — фискальной и регулирующей. Фискальная функция была присуща налогам и сборам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов и сборов недостаточно развита. В ведущих зарубежных странах она получила развитие после Второй мировой войны.
Основные элементы налога: налогоплательщики и плательщики сборов, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, льготы по налогам и сборам.
Налогоплательщики и плательщики сборов – предприятия и физические лица, на которых по закону возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Объекты налогообложения — имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство связывает возникновение обязанностей по уплате налога.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Например, налогооблагаемый доход определяется путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешенных законодательством налоговых льгот.
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные. Соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные. Для пропорциональных налогов применяется одна и та же ставка налога независимо от размера дохода. При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода.
Налоговый период представляет собой календарный год или иной период времени. Применительно к отдельным налогам по окончании этого периода определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Льготы по налогам и сборам — это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества в виде возможности не 'уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.
Поскольку налоговая система Российской Федерации построена по опыту налоговых систем развитых зарубежных стран, дадим им краткую характеристику.
Все налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.
Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления и бюджет, закреплены за государственным бюджетом К таким налогам относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.
Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечивает подоходный налог с населения — от 25 до 45% общей суммы доходов государственного бюджета. Он взимается по прогрессивным ставкам, построенным по принципу сложной прогрессии.
Среди косвенных налогов наибольшее значение в зарубежных развитых странах имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бензин). На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. В целях стимулирования экспорта вывозимые товары освобождаются от НДС.
Таможенные пошлины — это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хозяйственной жизни, развитием международного разделения труда роль таможенных пошлин как доходного источника после Второй мировой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась. Снижение таможенных пошлин привело к тому, что в среднем в ведущих зарубежных странах на этот вид дохода приходится около 4% общей суммы доходов государственных бюджетов. Следует иметь в виду, что в экономически развитых странах экспорт товаров пошлинами не облагается. Применяются только таможенные пошлины на импортируемые товары. Наряду с таможенными пошлинами все большее значение приобретают ежегодное контингентирование импорта и применение других нетарифных барьеров.
Охарактеризуем федеральные налоги. Первоначально (с началом реформ) насчитывалось 17 федеральных налогов. Затем произошли изменения в налогообложении. Произошли изменения и в организации отдельных налогов. Так, с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль предприятий и организаций было отменено обложение сверхнормативной оплаты труда.
В настоящее время действует 15 федеральных налогов, основные из которых: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенная пошлина, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц.
Полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами (действует с 24 октября 1995 г.), а также платежи за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц — это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Налоговые доходы составляют более 80% доходов федерального бюджета.
В 2004 г. подготовлены предложения об увеличении размера налогообложения на добычу полезных ископаемых.
Предложения Правительства РФ об изменении с 2005 налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) предусматривают увеличение базовой ставки по НДПИ с 347 руб. до 400 руб. за тонну добытой нефти, а также порогового уровня мировых цен, до которого налог не взимается, — с 8 до 9 долл./баррель.
Данные о доходах в федеральный бюджет Российской Федерации приведены в табл. 1.
Как следует из табл. 1, основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины). В 1997—2000 гг. на них приходилось от 62 до 66% общей суммы доходов федерального бюджета, 2001 г. — 75%, а в 2002 и 2003 гг. — соответственно 72% и 75% (без учета ЕСН), а в 2004 г. — 70%.
Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость, обеспечивающему в 2003—2004 гг. 43—46% всех доходов бюджета (без учета ЕСН).
Таблица 1.
Структура доходов федерального бюджета
Российской Федерации за 2003 – 2004 гг.
|