Доходы и расходы федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Доходы бюджета выражают экономичес¬кие отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюд¬жетного фонда страны.

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

   Примечание. В доходы федерального бюджета на 2003 и 2004 годы зачисляются поступления ЕСН, направляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату базовой части трудовой пенсии.

   В РФ НДС взимается с 1 января 1992 г. Он заменил действовавшие два  налога – налог с оборота и налог с продаж. Под "добавленной стоимостью" понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему Российской Федерации" от 16 июля 1992 г. № 3317-1 налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

   Расходы федерального бюджета

   Расходы государственного бюджета  — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям.

   Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

  • по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
  • по функциональному назначению — на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу,  расходы  по обслуживанию государственного долга.

   Все расходы бюджета состоят из текущих  расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

   При переходе на рыночные отношения структура  расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения — резко  сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь программы приватизации и преобразованием значительной части государственных предприятий в акционерные общества расширенное воспроизводство все в больших масштабах осуществляется за счет собственных средств и ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.

   Рассмотрим  расходы федерального бюджета Российской Федерации на 2003—2004 гг., приведенные в табл. 2.

   Таблица 2.

   Структура расходов федерального бюджета

   Российской  Федерации за 2003 – 2004 гг.

Виды расходов 2004 1. —  план 2003 г.  — план
млрд. руб. в % к млрд. руб. в % к
ВВП общей

сумме

расходов

ВВП общей

сумме

расходов

Расходы — всего 2659,4 17,4 100.0 2345,6 18,0 100,0
Государственное управление и местное самоуправление 77,0 0,5 2,9 66,5 0,5 2,8
Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности 310,6 2,0 11,7 244.8 1.9 10,4
Промышленность, энергетика и строительство 67,6 0,4 2,5 63,4 0,5 2,7
Сельское  хозяйство и рыболовство 29,6 0,2 1,1 31,2 0,2 1,3
Охрана  окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 12,4 0,08 0,5 10,8 0,08 0,5
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 84,7 0,55 3,2 85,2 0,65 3,6
Международная деятельность 45,1 0,3 1,7 44,4 0,34 1,9
Социально-культурные мероприятия 353.1 2,3 13,3 313.7 2,4 13,4
Национальная  оборона 411,5 2,7 15,5 344,5 2,6 14,7
Обслуживание  государственного долга 287,6 1,9 10.8 277,5 2,1 11,8
Финансовая  помощь бюджетам других уровней 314,4 2,1 11,8 296,7 2,3 12,6
Расходы, перечисляемые в Пенсионный фонд в счет поступления от ЕСН 499,6 3,3 18,8 416,9 3,2 17,8
Дефицит (-), профицит (+) +83,4 0,54 +72 2 0,55
 

   Как следует из табл. 2, расходы федерального бюджета включают такие основные группы затрат, как государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, оборон страны, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности, финансовая поддержка регионов, погашение и обслуживание государственного долга. На них приходится в бюджете на 2004 г. 80,8% всех расходов.

   Заметное  место в расходах на народное хозяйство занимает государственная поддержка угольной промышленности, сельского хозяйства и некоторых других отраслей. В топливно-энергетический и аграрно-промышленный комплексы в 2004 г. будет направлено 37% расходов на народное хозяйство.

   Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Наибольшие суммы направляются в 2004 г. на финансирование образования (33,4%) и социальные нужды (59%).

   Значительные  расходы на оборону (15,5% всех расходов по бюджету на 2004 г.) вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности,  поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений,  а также усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин. В бюджете на 2004 г. предусмотрены  отдельно  средства  на  проведение  военной  реформы — 7,2 млрд. руб.

   Пока  еще недостаточные средства (всего 1,7% общей суммы расходов федерального бюджета в 2004 г.) предусматриваются на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

   Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.).

   Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием федеральных органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, деятельностью финансовых и фискальных органов и др.

   Необходимость затрат на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности обусловлена обострением криминогенной ситуации и разрешением межнациональных конфликтов. В бюджете 2004 г. ассигнования на правоохранительную деятельность и судебную власть достигают 13% всей расходной части бюджета. Предполагается в 2004 г. существенно укрепить судебные органы, для этих целей предусмотрены в бюджете средства в сумме 33,2 млрд. руб.

   Значительный  объем расходов в последние годы приходится на погашение и обслуживание государственного долга. Доля их в общих расходах составила: 9,5% в 1997 г., 14,6% в 2002 г. и 13,3%; в 2004 г., что вызвано значительным внутренним и внешним долгом. На конец 2003 г., по разным оценкам, внутренний долг определялся в сумме более 900 млрд. руб., а внешний долг — около 120 млрд. долл.

   Осуществление расходов бюджета  производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:

  • достижение максимального эффекта при минимуме затрат;
  • целевой характер использования бюджетных ассигнований;                                                           
  • предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
  • безвозвратность бюджетных ассигнований.

   В области расходов бюджета имеют  место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, нередко имеет место их нецелевое расходование; не решены многие насущные проблемы социальной политики; не организовано на должном уровне перераспределение затрат в пользу социально незащищенных слоев населения; продолжается списание долгов в разных секторах экономики.

   Выделим основные задачи в области государственных расходов:

  • упорядочить разработку, принятие и финансирования федеральных целевых программ;
  • обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
  • снизить расходы на содержание государственного аппарата;
  • продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
  • повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
  • снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
  • усилить контроль за использованием бюджетных средств;
  • обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

 

Развитие  инвестиционных институтов (ПИФ, ОФБУ, НПФ и др.)

   На  сегодняшний день в России в той  или иной степени сложились основные виды институтов инвестиционной инфраструктуры. Процесс их становления сопряжен с общими институциональными преобразованиями в ходе экономических реформ. Исходя из этого, несмотря на различный характер развития финансовых институтов, в их становлении можно выделить определенные этапы.

   Начальный этап становления инвестиционной инфраструктуры (1989-1991 гг.). Содержанием первого этапа (1989-1991 гг.) явилось создание финансовых институтов рыночного типа, в основном коммерческих банков и фондовых бирж. Самостоятельные банки, не зависящие от государственных структур, образовывались как путем организации новых банков (кооперативных, коммерческих), так и посредством преобразования действующих государственных специализированных банков, за счет которых в основном происходил рост числа банков и их капиталов. Инвестиционные институты были представлены преимущественно фондовыми биржами. Создание новых финансовых институтов было закреплено в ряде правовых актов рыночной направленности: законах о Банке России, о банковской деятельности, о государственных, корпоративных и частных предприятиях, о банкротстве институтов, выпуске и обращении ценных бумаг и др.

   Особенности второго этапа становления инвестиционной инфраструктуры (1992-1994 гг.). Второй этап (1992-1994 гг.) носил более сложный и противоречивый характер. Это выразилось в том, что стремительное развитие всех типов финансовых институтов осуществлялось в условиях быстрого экономического спада и высокой инфляции. Инфляционный фактор, вызывая отток денежных ресурсов общества в финансовую сферу, оказывал существенное активизирующее воздействие на образование финансовых институтов. Другим стимулирующим фактором послужило появление ряда ценных бумаг, выпускаемых государством и коммерческими структурами.

   Число зарегистрированных коммерческих банков возросло к концу 1994 г. до 2517. Из них  около трети были организованы на базе специализированных банков, а  свыше 60% образованы вновь. Число официально признанных бирж достигло 70, что составляло почти половину их мирового количества. Быстро развивалась сеть других финансовых институтов: было зарегистрировано около 600 инвестиционных фондов, более 100 негосударственных пенсионных фондов, около тысячи страховых компаний, более тысячи небанковских инвестиционных институтов, имеющих лицензии финансового брокера, инвестиционного банка и инвестиционного консультанта.

Информация о работе Доходы и расходы федерального бюджета