Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:51, контрольная работа
Доходы бюджета выражают экономичес¬кие отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюд¬жетного фонда страны.
Примечание. В доходы федерального бюджета на 2003 и 2004 годы зачисляются поступления ЕСН, направляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату базовой части трудовой пенсии.
В РФ НДС взимается с 1 января 1992 г. Он заменил действовавшие два налога – налог с оборота и налог с продаж. Под "добавленной стоимостью" понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему Российской Федерации" от 16 июля 1992 г. № 3317-1 налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Расходы федерального бюджета
Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям.
Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.
При
переходе на рыночные отношения структура
расходов федерального бюджета претерпевает
существенные изменения — резко
сокращаются бюджетные
Рассмотрим расходы федерального бюджета Российской Федерации на 2003—2004 гг., приведенные в табл. 2.
Таблица 2.
Структура расходов федерального бюджета
Российской Федерации за 2003 – 2004 гг.
|
Как следует из табл. 2, расходы федерального бюджета включают такие основные группы затрат, как государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, оборон страны, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности, финансовая поддержка регионов, погашение и обслуживание государственного долга. На них приходится в бюджете на 2004 г. 80,8% всех расходов.
Заметное место в расходах на народное хозяйство занимает государственная поддержка угольной промышленности, сельского хозяйства и некоторых других отраслей. В топливно-энергетический и аграрно-промышленный комплексы в 2004 г. будет направлено 37% расходов на народное хозяйство.
Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Наибольшие суммы направляются в 2004 г. на финансирование образования (33,4%) и социальные нужды (59%).
Значительные расходы на оборону (15,5% всех расходов по бюджету на 2004 г.) вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин. В бюджете на 2004 г. предусмотрены отдельно средства на проведение военной реформы — 7,2 млрд. руб.
Пока еще недостаточные средства (всего 1,7% общей суммы расходов федерального бюджета в 2004 г.) предусматриваются на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.).
Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием федеральных органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, деятельностью финансовых и фискальных органов и др.
Необходимость затрат на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности обусловлена обострением криминогенной ситуации и разрешением межнациональных конфликтов. В бюджете 2004 г. ассигнования на правоохранительную деятельность и судебную власть достигают 13% всей расходной части бюджета. Предполагается в 2004 г. существенно укрепить судебные органы, для этих целей предусмотрены в бюджете средства в сумме 33,2 млрд. руб.
Значительный объем расходов в последние годы приходится на погашение и обслуживание государственного долга. Доля их в общих расходах составила: 9,5% в 1997 г., 14,6% в 2002 г. и 13,3%; в 2004 г., что вызвано значительным внутренним и внешним долгом. На конец 2003 г., по разным оценкам, внутренний долг определялся в сумме более 900 млрд. руб., а внешний долг — около 120 млрд. долл.
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:
В области расходов бюджета имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, нередко имеет место их нецелевое расходование; не решены многие насущные проблемы социальной политики; не организовано на должном уровне перераспределение затрат в пользу социально незащищенных слоев населения; продолжается списание долгов в разных секторах экономики.
Выделим основные задачи в области государственных расходов:
Развитие инвестиционных институтов (ПИФ, ОФБУ, НПФ и др.)
На сегодняшний день в России в той или иной степени сложились основные виды институтов инвестиционной инфраструктуры. Процесс их становления сопряжен с общими институциональными преобразованиями в ходе экономических реформ. Исходя из этого, несмотря на различный характер развития финансовых институтов, в их становлении можно выделить определенные этапы.
Начальный этап становления инвестиционной инфраструктуры (1989-1991 гг.). Содержанием первого этапа (1989-1991 гг.) явилось создание финансовых институтов рыночного типа, в основном коммерческих банков и фондовых бирж. Самостоятельные банки, не зависящие от государственных структур, образовывались как путем организации новых банков (кооперативных, коммерческих), так и посредством преобразования действующих государственных специализированных банков, за счет которых в основном происходил рост числа банков и их капиталов. Инвестиционные институты были представлены преимущественно фондовыми биржами. Создание новых финансовых институтов было закреплено в ряде правовых актов рыночной направленности: законах о Банке России, о банковской деятельности, о государственных, корпоративных и частных предприятиях, о банкротстве институтов, выпуске и обращении ценных бумаг и др.
Особенности второго этапа становления инвестиционной инфраструктуры (1992-1994 гг.). Второй этап (1992-1994 гг.) носил более сложный и противоречивый характер. Это выразилось в том, что стремительное развитие всех типов финансовых институтов осуществлялось в условиях быстрого экономического спада и высокой инфляции. Инфляционный фактор, вызывая отток денежных ресурсов общества в финансовую сферу, оказывал существенное активизирующее воздействие на образование финансовых институтов. Другим стимулирующим фактором послужило появление ряда ценных бумаг, выпускаемых государством и коммерческими структурами.
Число зарегистрированных коммерческих банков возросло к концу 1994 г. до 2517. Из них около трети были организованы на базе специализированных банков, а свыше 60% образованы вновь. Число официально признанных бирж достигло 70, что составляло почти половину их мирового количества. Быстро развивалась сеть других финансовых институтов: было зарегистрировано около 600 инвестиционных фондов, более 100 негосударственных пенсионных фондов, около тысячи страховых компаний, более тысячи небанковских инвестиционных институтов, имеющих лицензии финансового брокера, инвестиционного банка и инвестиционного консультанта.