Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:49, курсовая работа
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны. С помощью поступлений в федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение производственного валового внутреннего продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.
Целью данной работы является определить основные виды доходов федерального бюджета и выявить тенденции их изменения.
Введение …………………………………………………………………..………3
Глава 1. Характеристика видов доходов бюджетов ………………………..….7
1.1.Виды доходов, поступающих в бюджет, и
их экономическое содержание….…………………..……………………5
1.2.Виды доходов федерального бюджета……………………………...9
Глава 2. Анализ доходов федерального бюджета за 2006-2007 гг………….. 17
2.1. Общий анализ доходов федерального бюджета
за 2006-2007гг…………...……………………………………………….19
2.2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета
за 2006-2007гг……………………………………………………………18
2.3. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета
за 2006-200гг………………………………………………………….…24
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы……………………….....34
ЯКУТСКИЙ ЭКОНОМИКО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Финансовый факультет
Кафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
на тему: «Виды доходов федерального бюджета»
Выполнил:
Якутск 2009
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Характеристика видов доходов бюджетов ………………………..….7
1.1.Виды доходов, поступающих в бюджет, и
их экономическое содержание….…………………..……………………5
1.2.Виды доходов
федерального бюджета…………………………
Глава 2. Анализ доходов федерального бюджета за 2006-2007 гг………….. 17
2.1. Общий анализ доходов федерального бюджета
за 2006-2007гг…………...………………………………
2.2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета
за 2006-2007гг…………………………………………………
2.3. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета
за 2006-200гг……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………….....34
Введение
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны. С помощью поступлений в федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение производственного валового внутреннего продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. Именно за счет этих поступлений финансируются общегосударственные органы власти и управление, мероприятия, связанные с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов во всех отраслях. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов.
Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Также объемы доходов бюджета отражают уровень развития экономики страны в целом. Вместе с тем, отображая уровень развития экономики, доходы дают четкую картину того, какие поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, т.е. структура доходов, их состав, определяет возможную экономическую политику государства. Таким образом, с помощью доходов, поступающих в федеральный бюджет, можно отследить экономические процессы и проконтролировать финансовую ситуацию в стране. Поэтому данная тема является актуальной и заслуживающей детального исследования.
Целью данной работы является определить основные виды доходов федерального бюджета и выявить тенденции их изменения.
Исходя из поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1.изучить виды доходов, поступающих в бюджет, и их экономическое содержание;
2.охарактеризовать виды доходов федерального бюджета;
3.проанализировать доходы федерального бюджета за 2006-2007 гг
4.охарактеризовать изменения налоговых доходов федерального бюджета за 2006-2007 гг
5.изучить изменения неналоговых доходов федерального бюджета за 2006-2007 гг
Поставленная цель и задача предопределяют структуру работы, которая включает введение, две главы, заключение, а также список использованных источников и литературы.
В первой главе работы будут
исследованы теоретические
Во второй главе на основе теоретического материала будет проведен анализ доходов федерального бюджета за 2006-2007 года, а также выявление динамики налоговых и неналоговых поступлений в государственный бюджет.
В работе были использованы Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, Федеральные законы по вопросам утверждения и исполнения федерального бюджета Российской Федерации за 2006-2007 гг. Теоретическую основу исследования составляют работы отечественных экономистов по вопросам финансов, а также официальный сайт Федерального казначейства РФ.
Глава 1. Характеристика видов доходов бюджетов
1.1. Виды доходов, поступающих в бюджет, и их экономическое содержание
Система поступлений
бюджета государства
Таким образом, как экономическая категория доходы бюджета представляют собой денежные отношения, связанные с формированием бюджетного фонда, находящегося в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления.
Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которым располагает общество на определенный момент времени). Главным методом перераспределения национального дохода являются налоги, обеспечивающую преобладающую роль доходов бюджета.3
Экономическое и функциональное понимание доходов бюджета предложили и реализовали на практике русские финансисты XIX – нач.XX вв. М.М. Сперанский, Л. Косса, И.Х. Озеров и другие связывали экономическое содержание государственных доходов с их делением на обыкновенные и чрезвычайные, на частноправовые и общественно- правовые. К первым Л. Косса относил доходы из частноправовых источников, а ко вторым – из общественно- правовых источников. В его юридической трактовке прямые, или частноправовые доходы – это доходы, при получении которых государство не пользуется прерогативой власти и ведет себя как частное лицо, опираясь на нормы гражданского права, регулирующего имущественные отношения частных лиц. Косвенные, или общественно- правовые, доходы государство получает в силу использования прерогативы своей власти: либо стесняя и ограничивая предпринимательскую деятельность частных лиц, включая введение фискальной монополии, либо применяя формы прямого принуждения частных лиц в виде уплаты налоговых платежей.
Выделение в особую группу государственных доходов, получивших название чрезвычайных, обусловлено чрезвычайным характером отдельных видов государственных расходов, которые нецелесообразно покрывать обыкновенными доходами. К таким чрезвычайным доходам относили доходы от государственных (фискальных) имуществ, включая их продажу и аренду, использование государственных резервных фондов и запасной казны, выпуск государственных и местных займов, повышение действующих и введение новых налогов и сборов.4
В настоящее время для анализа структуры, состава и динамики доходов любого бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходного источника важное значение имеет классификация бюджетных доходов, т.е. их группировка по определенному признаку.
В зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы они подразделяются на собственные и регулирующие.5
Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством Российской Федерации на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.
Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определялись Бюджетным кодексом РФ либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который определяет регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные регулирующие доходы из бюджета другого уровня. Важно заметить, что на федеральном уровне утверждались единые нормативы отчислений по каждому виду регулирующих доходов для всех субъектов Российской Федерации.
Различие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется видом нормативного документа, который их устанавливает. Иначе говоря, собственные доходы регламентируются законодательством (преимущественно – налоговым), а регулирующие доходы – бюджетным законодательством, включая Бюджетный Кодекс Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о соответствующем бюджете на очередной финансовый год.6
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» с 1 января 2005 г. деление доходов бюджета на собственные и регулирующие отменяется.7
В зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве). Данная классификация важна при исследовании тенденций развития доходов бюджетов разного уровня. В соответствии с принципами бюджетного федерализма объем доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы должен быть достаточным для покрытия отнесенных к его компетенции бюджетных расходов.8
По источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. Это деление имеет преимущественно социально- экономическое значение. С точки зрения формирования бюджета не важно, из какого источника (от физических или юридических лиц) поступили доходы. В то же время анализ соотношения таких видов доходов дает необходимую информацию при выработке направлений социально- экономической политики, показывает сложившиеся в государстве традиции в системе налогообложения, уровень правовой культуры в обществе. Так, в развитых демократических государствах, как правило, население в большей степени реализует свою публично- правовую функцию поддержки государства путем непосредственной уплаты в бюджет налогов. В развивающихся странах основная масса налогов с населения взимается опосредованно, через косвенные налоги.9
По юридическому основанию взимания доходов бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Подавляющее большинство доходов поступают в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают второстепенное место.
По праву собственности государства на аккумулируемые в бюджет доходы их подразделяют на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования. Относить привлеченные на временной основе в бюджет средства к доходам бюджета можно лишь условно.