Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:49, курсовая работа
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны. С помощью поступлений в федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение производственного валового внутреннего продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.
Целью данной работы является определить основные виды доходов федерального бюджета и выявить тенденции их изменения.
Введение …………………………………………………………………..………3
Глава 1. Характеристика видов доходов бюджетов ………………………..….7
1.1.Виды доходов, поступающих в бюджет, и
их экономическое содержание….…………………..……………………5
1.2.Виды доходов федерального бюджета……………………………...9
Глава 2. Анализ доходов федерального бюджета за 2006-2007 гг………….. 17
2.1. Общий анализ доходов федерального бюджета
за 2006-2007гг…………...……………………………………………….19
2.2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета
за 2006-2007гг……………………………………………………………18
2.3. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета
за 2006-200гг………………………………………………………….…24
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы……………………….....34
Наибольший прирост наблюдается в статье доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 67,9%, затем идут доходы от внешнеэкономической деятельности – 47,6%, на третьем месте стоят доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 32,1%. Сумма доходов в статье прочие неналоговые доходы уменьшилась на 14,9%.
Как видно из выше представленных таблиц, наибольший объем в неналоговых доходах занимают доходы от внешнеэкономической деятельности. В таблице 9 представлены удельные веса статей, входящих во внешнеэкономическую деятельность. Как видно из данных таблицы 8, наибольший удельный вес в общем объеме доходов федерального бюджета за 2006 год составляют таможенные пошлины, затем идут вывозные таможенные пошлины – 25,71% и вывозные таможенные пошлины на сырую нефть – 16,25%, вывозные таможенные пошлины на природный газ составляют 5,34%.
Таблица 9
Структура доходов
внешнеэкономической
за 2006 гг.
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
Сумма доходов, тыс. руб. |
Удельный вес в общем объеме доходов бюджета, % |
Таможенные пошлины |
1607843300,00 |
31,86 |
Ввозные таможенные пошлины |
310593100,00 |
6,16 |
Вывозные таможенные пошлины |
1297250200,00 |
25,71 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую |
819881900,00 |
16,25 |
Вывозные таможенные пошлины на газ природный |
269557900,00 |
5,34 |
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти |
162116200,00 |
3,21 |
Прочие вывозные таможенные пошлины |
45694200,00 |
0,91 |
Таможенные сборы |
19418700,00 |
0,38 |
Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана |
6234800,00 |
0,12 |
Доходы от реализации продукции особого хранения |
120000,00 |
0,0024 |
Прочие поступления
от внешнеэкономической |
15574900,00 |
0,31 |
Самый маленький удельный вес занимают доходы от реализации продукции особого хранения – всего 0,024% от общего объема доходов. В совокупности все неналоговые доходы составляют 42,7% от всех доходов федерального бюджета. Данная тенденция распространяется и на доходы от внешнеэкономической деятельности на 2007 год. Там наибольший удельный вес также занимают таможенные пошлины.
Таким образом,
можно сделать вывод о том,
что неналоговые доходы федерального
бюджета за 2006-2007 года зависит в
основном от внешнеэкономической
Заключение
Таким образом, доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета. Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство.
Экономическое и функциональное понимание доходов бюджета предложили и реализовали на практике русские финансисты XIX – нач.XX вв. М.М. Сперанский, Л. Косса, И.Х. Озеров и другие связывали экономическое содержание государственных доходов с их делением на обыкновенные и чрезвычайные, на частноправовые и общественно- правовые. В зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы они подразделяются на собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством Российской Федерации на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.
Регулирующие
доходы бюджетов – это федеральные
и региональные налоги и иные платежи,
по которым устанавливаются
В зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве). Данная классификация важна при исследовании тенденций развития доходов бюджетов разного уровня.
По источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. Это деление имеет преимущественно социально- экономическое значение.
По юридическому основанию взимания доходов бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Подавляющее большинство доходов поступают в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают второстепенное место.
По праву собственности государства на аккумулируемые в бюджет доходы их подразделяют на собственные и привлеченные (заемные)
Кроме выше перечисленных, доходы бюджета можно классифицировать еще по множеству признаков. Например, по источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности и др. По видам налогов – на акцизы, НДС, налог на прибыль, подоходный налог и др.
Бюджетным кодексом Российской Федерации состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ устанавливаются соответствующим федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса РФ
В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса РФ, в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
В составе неналоговых доходов федерального бюджета выделяют несколько видов доходов:
1)доходы от
использования имущества,
2)доходы от
продажи имущества,
3)остающаяся
после уплаты соответствующих
налогов и иных обязательных
платежей часть прибыли
4)прибыль Центрального банка РФ;
5)доходы от
внешнеэкономической
К безвозмездным перечислениям относятся:
1)безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств;
2)безвозмездные
перечисления по взаимным
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2005 года №189-ФЗ «О федеральном бюджете за 2006 год» доходы федерального бюджета на 2006 год были утверждены в сумме 6 170,5 млрд. руб., но фактически в 2006 году объем доходов составил 6 276,3 млрд. руб., что превысило запланированную сумму почти на 6 %.
Федеральный бюджет по доходам на 2007 год был утвержден в объеме 6 965,3 млрд. руб. В результате повышения цен на нефть над показателями, заложенными в бюджет 2007 года, что способствовало перевыполнению плана по доходам, были внесены в ноябре 2007 года уточнения в закон о федеральном бюджете, доходы которого были увеличены на 6 % и составили 7 779,1 млрд. руб. Согласно Федерального закона от 19 декабря 2006 года №238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» было запланировано увеличить доходы федерального бюджета по сравнению с 2006 годом на 11,9 %, но по результатам исполнения они были увеличены на 24 %.
Согласно Федеральному закону от 3 декабря 2008 №228-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2007 год», доходы федерального бюджета в 2007 году составили 7779,1 млрд. руб. Налоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета 2006 года составили 57,3 %, неналоговые доходы – 42,7 %. В соответствии с утвержденным бюджетом 2007 года было запланировано увеличить налоговые доходы на 18% и неналоговые на 1,6%. В результате исполнения федерального бюджета 2007 года, налоговые доходы увеличились на 28,9 %, т.е. на 1 038 млрд. руб., неналоговые доходы также увеличились на 17,3 %. Таким образом, доходы федерального бюджета в 2007 году по сравнению с 2006 годом имели тенденцию к росту, которые составил почти 24 %, что связано с ростом объемов импорта, увеличением прибыли хозяйствующих субъектов, объема добычи природных ископаемых, а также роста цен на энергоресурсы.
В составе налоговых
поступлений в доходы бюджета 2007
года самый крупный прирост
Список использованных источников и литературы
1.Бюджетный
кодекс Российской Федерации.-
2.Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009.-551 с.;
3. Федеральный закон от 26 декабря 2005 г.№189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год»;
4. Федеральный закон от 19 декабря 2006 г.№238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»;
5.Федеральный
закон от 3 апреля 2008 г№36-ФЗ «Об
исполнении федерального
6.Федеральный
закон от 3 декабря 2008г.№228-ФЗ «Об
исполнении федерального
7.Бюджет и
бюджетная политика в
8.Бюджетная система России:учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2008.-345 С.
9.Бюджетная
Система Российской Федерации:
10.Бюджетное
право: учебное пособие для
студентов , обучающихся по направлениям
«Юриспруденция» и «Экономика»/
11.Государственные и муниципальные финансы:Учебник для Вузов/Под ред. Г.Б. Поляка.-2-е изд., перераб. и доп., М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.-325с.
12. Государственные
и муниципальные финансы: учеб.
13.Финансы и кредит:учебное пособие/Кол.авторов;под
ред.д-ра эконом. наук, проф. О.И.Лаврушина.-М.:КНОРУС,2008.
14.Финансы:учебник
для ВУЗов/Под ред. проф. Л.А.Дробозиной.-М.:ЮНИТИ,2002.
15.Финансы: учеб.
пособие/Под ред. А.Г.
16.Финансы:Учебник.
Издание второе, переработанное
и дополненное/Под ред. проф. В.В.
Ковалева.-М.:ООО «ТК Велби»,
17.Финансы и
кредит:учебное пособие/С.В.
1 Финансы и Кредит: учебное пособие/Кол. авторов; под ред. д-ра эконом. наук, проф. О. И. Лаврушина.-М.:КНОРУС,2008.-124 с.
2 Бюджетное право: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Экономика»/[Д.А. Ремиханова и др.]; под ред. Г.Б. Поляка, П.И.Кононова.-6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА:Закон и право,2009.-50с.