Виды доходов федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны. С помощью поступлений в федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение производственного валового внутреннего продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.
Целью данной работы является определить основные виды доходов федерального бюджета и выявить тенденции их изменения.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..………3
Глава 1. Характеристика видов доходов бюджетов ………………………..….7
1.1.Виды доходов, поступающих в бюджет, и
их экономическое содержание….…………………..……………………5
1.2.Виды доходов федерального бюджета……………………………...9
Глава 2. Анализ доходов федерального бюджета за 2006-2007 гг………….. 17
2.1. Общий анализ доходов федерального бюджета
за 2006-2007гг…………...……………………………………………….19
2.2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета
за 2006-2007гг……………………………………………………………18
2.3. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета
за 2006-200гг………………………………………………………….…24
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы……………………….....34

Файлы: 1 файл

KURSOVIK_PO_FINANSAM.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

 

Наибольший  прирост наблюдается в статье доходы от продажи материальных и  нематериальных активов – 67,9%, затем идут доходы от внешнеэкономической деятельности – 47,6%, на третьем месте стоят доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 32,1%. Сумма доходов в статье прочие неналоговые доходы уменьшилась на 14,9%.

Как видно из выше представленных таблиц, наибольший объем в неналоговых доходах занимают доходы от внешнеэкономической деятельности. В таблице 9 представлены удельные веса статей, входящих во внешнеэкономическую деятельность. Как видно из данных таблицы 8, наибольший удельный вес в общем объеме доходов федерального бюджета за 2006 год составляют таможенные пошлины, затем идут вывозные таможенные пошлины – 25,71%  и вывозные таможенные пошлины на сырую нефть – 16,25%, вывозные таможенные пошлины на природный газ составляют 5,34%.

 

Таблица 9

Структура доходов  внешнеэкономической деятельности

за 2006 гг.

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

Сумма доходов, тыс. руб.

Удельный вес в общем  объеме доходов бюджета, %

Таможенные пошлины

1607843300,00

31,86

Ввозные таможенные пошлины

310593100,00

6,16

Вывозные таможенные пошлины

1297250200,00

25,71

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

819881900,00

16,25

Вывозные таможенные пошлины на газ природный

269557900,00

5,34

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

162116200,00

3,21

Прочие вывозные таможенные пошлины

45694200,00

0,91

Таможенные сборы

19418700,00

0,38

Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана  и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана

6234800,00

0,12

Доходы от реализации продукции особого хранения

120000,00

0,0024

Прочие поступления  от внешнеэкономической деятельности

15574900,00

0,31




 

Самый маленький  удельный вес занимают доходы от реализации продукции особого хранения –  всего 0,024% от общего объема доходов. В совокупности все неналоговые доходы составляют 42,7% от всех доходов федерального бюджета. Данная тенденция распространяется и на доходы от внешнеэкономической деятельности на 2007 год. Там наибольший удельный вес также занимают таможенные пошлины.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что неналоговые доходы федерального бюджета за 2006-2007 года зависит в  основном от внешнеэкономической деятельности, которая занимает наибольший удельный вес в структуре неналоговых  доходов.

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета. Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход.  Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство. 

Экономическое и функциональное понимание доходов  бюджета предложили и реализовали  на практике русские финансисты XIX – нач.XX вв. М.М. Сперанский, Л. Косса, И.Х. Озеров и другие связывали экономическое содержание государственных доходов с их делением на обыкновенные и чрезвычайные, на частноправовые и общественно- правовые.  В зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы они подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством Российской Федерации  на постоянной основе полностью или  частично за соответствующими бюджетами.

Регулирующие  доходы бюджетов – это федеральные  и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы  отчислений (в процентах) в бюджеты  субъектов Российской Федерации  или местные бюджеты на очередной  финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определялись Бюджетным кодексом РФ либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который определяет регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

В зависимости  от государственного устройства страны различают доходы центрального и  местных бюджетов (в унитарном государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве). Данная классификация важна при исследовании тенденций развития доходов бюджетов разного уровня.

 По источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. Это деление имеет преимущественно социально- экономическое значение.

По юридическому основанию взимания доходов бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Подавляющее большинство доходов поступают в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают второстепенное место.

По праву  собственности государства на аккумулируемые в бюджет доходы их подразделяют на собственные и привлеченные (заемные)

Кроме выше перечисленных, доходы бюджета можно классифицировать еще по множеству признаков. Например, по источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности и др. По видам налогов – на акцизы, НДС, налог на прибыль, подоходный налог и др.

Бюджетным кодексом Российской Федерации состав доходов  федерального бюджета установлен как  совокупность налоговых и неналоговых  доходов, а также безвозмездных  перечислений. К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ устанавливаются соответствующим федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса РФ

В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса РФ, в федеральный бюджет зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

В составе неналоговых  доходов федерального бюджета выделяют несколько видов доходов:

1)доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной собственности, доходы от платных услуг;

2)доходы от  продажи имущества, находящегося  в государственной собственности;

3)остающаяся  после уплаты соответствующих  налогов и иных обязательных  платежей часть прибыли государственных  унитарных предприятий, образованных в Российской Федерации;

4)прибыль Центрального  банка РФ;

5)доходы от  внешнеэкономической деятельности  и реализации государственных  запасов и резервов.

К безвозмездным  перечислениям относятся:

1)безвозмездные  перечисления от физических и  юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств;

2)безвозмездные  перечисления по взаимным расчетам. Суммы конфискаций, компенсаций  и иные средства, в принудительном  порядке изымаемые в доход  государства, зачисляются в доходы  бюджетов в соответствии с законодательством РФ по решениям судов.

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2005 года №189-ФЗ «О федеральном бюджете  за 2006 год» доходы федерального бюджета  на 2006 год были утверждены в сумме 6 170,5 млрд. руб., но фактически в 2006 году объем доходов составил 6 276,3 млрд. руб., что превысило запланированную сумму почти на 6 %.

Федеральный бюджет по доходам на 2007 год был утвержден  в объеме 6 965,3 млрд. руб. В результате повышения цен на нефть над показателями, заложенными в бюджет 2007 года, что способствовало перевыполнению плана по доходам, были внесены в ноябре 2007 года уточнения в закон о федеральном бюджете, доходы которого были увеличены на 6 % и составили 7 779,1 млрд. руб. Согласно Федерального закона от 19 декабря 2006 года №238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» было запланировано увеличить доходы федерального бюджета по сравнению с 2006 годом на 11,9 %, но по результатам исполнения они были увеличены на 24 %.

Согласно Федеральному закону от 3 декабря 2008 №228-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2007 год», доходы федерального бюджета в 2007 году составили 7779,1 млрд. руб.  Налоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета 2006 года составили 57,3 %, неналоговые доходы – 42,7 %. В соответствии с утвержденным бюджетом 2007 года было запланировано увеличить налоговые доходы на 18% и неналоговые на 1,6%. В результате исполнения федерального бюджета 2007 года, налоговые доходы увеличились на 28,9 %, т.е.  на 1 038 млрд. руб., неналоговые доходы  также увеличились на 17,3 %. Таким образом, доходы федерального бюджета в 2007 году по сравнению с 2006 годом имели тенденцию к росту, которые составил почти 24 %, что связано с ростом объемов импорта, увеличением прибыли хозяйствующих субъектов, объема добычи природных ископаемых, а также роста цен на энергоресурсы.

В составе налоговых  поступлений в доходы бюджета 2007 года самый крупный прирост наблюдается  у налога на прибыль – на 68,31 %, на втором месте налоги, сборы и  регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 41,91%, затем идут налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации – прирост составил 34,03 %, а у налогов и сборов на социальные нужды и у налогов на товары, реализуемые на территории Российской Федерации почти одинаковый прирост – 22%. В общем, по всем видам поступлений в бюджет, произошло увеличение доходов федерального бюджета на 38,03%. В общем объеме доходов федерального бюджета за 2007 год составляют налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и составляют 21,32%, затем идут налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации – 10,24 % и третье место по удельному весу занимают налоги на прибыль, доходы – 8,33%. По неналоговым доходам, наибольший удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельности, самый маленький удельный вес занимают доходы от реализации продукции особого хранения – всего 0,024% от общего объема доходов. Таким образом, доходы федерального бюджета за 2006-2007 года имеют тенденцию роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1.Бюджетный  кодекс Российской Федерации.-М.:Издательство  «Омега-Л»,2008.-279 с.;

2.Налоговый  кодекс Российской Федерации:  Части первая и вторая. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009.-551 с.;

3. Федеральный закон от 26 декабря 2005 г.№189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год»;

4. Федеральный  закон от 19 декабря 2006 г.№238-ФЗ  «О федеральном бюджете на 2007 год»;

5.Федеральный  закон от 3 апреля 2008 г№36-ФЗ «Об  исполнении федерального бюджета  за 2006 год»;

6.Федеральный  закон от 3 декабря 2008г.№228-ФЗ «Об  исполнении федерального бюджета  за 2007 год»;

7.Бюджет и  бюджетная политика в Российской  Федерации:учеб.пособие/Т.М. Ковалева, С.В. Барулин,-2-е изд.-М.:КНОРУС,2006.-317 с.

8.Бюджетная  система России:учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2008.-345 С.

9.Бюджетная  Система Российской Федерации:Учебник/О.В.Врублевская  и др., под ред. О.В. Врублевской,  М.В. Романовкого.-3-е изд., исправ. и перераб.-М.:ЮРАЙТ-ИЗДАТ,2003-452 с.

10.Бюджетное  право: учебное пособие для  студентов , обучающихся по направлениям  «Юриспруденция» и «Экономика»/[Д.А. Рениханова и др.]; под ред. Г.Б. Полякова, П.И. Кононова.-6-е изд.,перераб. и доп..-М.:ЮНИТИ_ДАНА:Закон и право,2009.-285 с.

11.Государственные и муниципальные финансы:Учебник для Вузов/Под ред. Г.Б. Поляка.-2-е изд., перераб. и доп., М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.-325с.

12. Государственные  и муниципальные финансы: учеб.пособие/О.Б.Иванова,С.Н.Рукина.-Ростов  н/Д:Феникс,2008.- 308с.

13.Финансы и кредит:учебное пособие/Кол.авторов;под ред.д-ра эконом. наук, проф. О.И.Лаврушина.-М.:КНОРУС,2008.-375с.

14.Финансы:учебник  для ВУЗов/Под ред. проф. Л.А.Дробозиной.-М.:ЮНИТИ,2002.-527 С.

15.Финансы: учеб. пособие/Под ред. А.Г. Грязновой,  Е.В.Маркиной.-М.:Финансы и статистика,2006.-349 с.

16.Финансы:Учебник.  Издание второе, переработанное  и дополненное/Под ред. проф. В.В.  Ковалева.-М.:ООО «ТК Велби»,2003.- 509 с.

17.Финансы и  кредит:учебное пособие/С.В.Загородников.-М.:Издательство  «Омега-Л»,2007.-246 с.

 

 

 

 

   

  

 

1 Финансы и Кредит: учебное пособие/Кол. авторов; под ред. д-ра эконом. наук, проф. О. И. Лаврушина.-М.:КНОРУС,2008.-124 с.

2 Бюджетное право: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Экономика»/[Д.А. Ремиханова и др.]; под ред. Г.Б. Поляка, П.И.Кононова.-6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА:Закон и право,2009.-50с.

Информация о работе Виды доходов федерального бюджета