Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:49, курсовая работа
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны. С помощью поступлений в федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение производственного валового внутреннего продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.
Целью данной работы является определить основные виды доходов федерального бюджета и выявить тенденции их изменения.
Введение …………………………………………………………………..………3
Глава 1. Характеристика видов доходов бюджетов ………………………..….7
1.1.Виды доходов, поступающих в бюджет, и
их экономическое содержание….…………………..……………………5
1.2.Виды доходов федерального бюджета……………………………...9
Глава 2. Анализ доходов федерального бюджета за 2006-2007 гг………….. 17
2.1. Общий анализ доходов федерального бюджета
за 2006-2007гг…………...……………………………………………….19
2.2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета
за 2006-2007гг……………………………………………………………18
2.3. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета
за 2006-200гг………………………………………………………….…24
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы……………………….....34
2.2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета за 2006-2007 гг
В соответствии с отчетом об исполнении федерального бюджета, структура доходов представлена следующим образом:
Таблица 2
Структура основных налоговых доходов федерального бюджета за 2006-2007 год, тыс. руб.
Наименование показателя |
Показатели за 2006 год, тыс. руб. |
Показатели за 2007 год, тыс. руб. |
Прирост, % |
Всего |
5 046 137 500,00 |
6 965 317 200,00 |
+38,03 |
Налоги на прибыль, доходы |
344 838 100,00 |
580 408 800,00 |
+68,31 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
302 090 200,00 |
368 773 900,00 |
+22,07 |
Налоги на (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1 212 247 500,00 |
1 485 042 900,00 |
+22,50 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
532 282 600,00 |
713 432 800,00 |
+34,03 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
753 309 000,00 |
1 068 990 200,00 |
+41,91 |
Согласно данным таблицы 2, по всем основным налоговым доходам федерального бюджета произошло увеличение. Самый крупный прирост наблюдается у налога на прибыль – на 68,31 %, на втором месте налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 41,91%, затем идут налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации – прирост составил 34,03 %, а у налогов и сборов на социальные нужды и у налогов на товары, реализуемые на территории Российской Федерации почти одинаковый прирост – 22%. В общем, по всем видам поступлений в бюджет, произошло увеличение доходов федерального бюджета на 38,03%.
Таблица 3
Структура основных налоговых доходов федерального бюджета на 2007 год19
Наименование показателя |
Доходы, утвержденные Федеральным законом " О федеральном бюджете на 2007 год", тыс. руб. |
Удельный вес в общем объеме доходов, % |
Доходы |
6 964 835 200,00 |
100,00 |
Налоги на прибыль, доходы |
580 408 800,00 |
8,33 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
368 773 900,000 |
5,29 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1 485 042 900,000 |
21,32 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
713 432 800,000 |
10,24 |
Государственная пошлина, сборы |
26 314 400,000 |
0,38 |
Из таблицы 3 видно, что наибольший удельный вес в общем объеме доходов федерального бюджета за 2007 год составляют налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и составляют 21,32%, затем идут налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации – 10,24 % и третье место по удельному весу занимают налоги на прибыль, доходы – 8,33 %. Для полной характеристики необходимо сравнить аналогичные налоговые доходы федерального бюджета за предшествующий период, т.е. за 2006 год.
Таблица 4
Структура основных налоговых доходов федерального бюджета
на 2006 год
Наименование показателя |
Доходы, утвержденные Федеральным законом " О федеральном бюджете на 2006 год", тыс. руб. |
Удельный вес в общем объеме доходов, % |
Доходы |
5 046 137 500,00 |
100 |
Налоги на прибыль, доходы |
344 838 100,00 |
6,8 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
302 090 200,00 |
6,8 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1 212 247 500,00 |
24 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
532 282 600,00 |
10,5 |
Государственная пошлина, сборы |
753 309 000,00 |
14,9 |
Согласно таблице
4, в 2006 году, также как и в 2007 сохраняется
тенденция роста удельного веса
налогов на товары (работы, услуги),
реализуемых на территории Российской
Федерации – 24%, вторым наибольший удельный
вес имеет государственная
Стоит упомянуть о том, что при сравнении с 2005 годом было намечено снижение налоговой составляющей доходной части бюджета до 62,78%, т.е. более чем на четыре процентных пункта меньше относительно 2005 года, хотя в абсолютном выражении было запланировано получение доходов от налоговых источников значительно больше, чем в 2005 году. Так, например, в 2006 году планировалось больше поступлений от налога на прибыль, доходы на 85 834 800 тыс. руб., от налогов и взносов на социальные нужды – на 35 590 200 тыс. руб., от налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - на 420 424 900 тыс. руб., от налогов на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, - на 118 548 200 тыс. руб., от налогов, сборов и платежей за пользование природными ресурсами – на 270 273 400 тыс. руб., от госпошлины – на 4 502 600 тыс. руб. Ни по одному налоговому поступлению не ожидалось снижения поступлений в абсолютном выражении, но структурные сдвиги говорят о снижении доли налоговых доходов в основном за счет дальнейшего роста доходов от внешнеэкономической деятельности, которые в 2006 году должны были увеличиться на 743 728 800 тыс. руб., составив тем самым 32,95 % всех доходов, т.е. примерно одну треть доходов бюджета Российской Федерации.
Из данных таблицы 5 видно, что наибольшее увеличение произошло на акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации – 44,6 %, затем сильное увеличение произошло на акциза на автомобили легковые и мотоциклы, также производимые на территории Российской Федерации – 44,1%. Также в этой таблице видно увеличение основного косвенного налога – налога на добавленную стоимость – на 22,7%. Но кроме увеличения в таблице 5 показано уменьшение акциза на спирт этиловый из всех видов сырья – на 9,3%. В совокупности, как уже говорилось выше, произошло увеличение налога на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в 2007 году на 24%.
Таблица 5
Основные статьи раздела «Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации» за 2006 – 2007 гг.
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
Показатели за 2006 год, руб. |
Показатели за 2007, руб. |
Прирост, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1123721400000,00 |
1378729900000,00 |
22,7 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
88526100000,00 |
106313000000,00 |
20,1 |
Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на территории Российской Федерации |
5766600000,00 |
5232300000,00 |
-9,3 |
Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации
|
315300000,00 |
321300000,00 |
1,9 |
Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации |
33755000000,00 |
48813700000,00 |
44,6 |
Акцизы на бензин, производимый на территории Российской Федерации |
35917500000,00 |
38304500000,00 |
6,6 |
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, производимые на территории Российской Федерации |
570900000,00 |
822600000,00 |
44,1 |
Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации |
11412200000,00 |
11861000000,00 |
3,9 |
Акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации |
788600000,00 |
957600000,00 |
21,4 |
Таким образом, можно вывод о тенденции увеличения налоговых доходов федерального бюджета за 2006 – 2007 гг., а также о том, что наибольший удельный вес в общем объеме доходов федерального бюджета занимают именно налоговые поступления.
2.3. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета за 2006-2007
гг
В соответствии с отчетом об исполнении федерального бюджета, структура доходов представлена следующим образом:
Таблица 6
Структура основных неналоговых доходов федерального бюджета
за 2007 гг.
Неналоговые доходы |
Сумма неналоговых доходов, тыс. руб. |
Удельный вес в общем объеме доходов бюджета, % |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
2 455 079 800,00 |
35,2 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности |
99 780 600,00 |
1,4 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
118 694 600,00 |
1,7 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
2 231 300,00 |
0,032 |
Административные платежи и сборы |
3 782 200,00 |
0,054 |
Штрафы, санкции и возмещение ущерба |
2 172 100,00 |
0,031 |
Таким образом, по данным таблицы 6 видно, что наибольший удельный вес в общих доходах федерального бюджета занимают доходы от внешнеэкономической деятельности - 35,2%, все остальные статьи занимают небольшой удельный вес в общем объеме доходов, например, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 1,7%, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности – 1,4%, доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 0,032%, административные платежи и сборы – 0,05%.
Структура основных
неналоговых доходов
за 2006 гг. представлена в таблице 7:
Таблица 7
Структура основных
неналоговых доходов
за 2006 гг.
Неналоговые доходы |
Сумма неналоговх доходов, тыс. руб. |
Удельный вес в общем объеме доходов бюджета, % |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
1662922600,00 |
23,87 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
85 769 000,00 |
1,23 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
89 837 800,00 |
1,29 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
1 328 300,00 |
0,02 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
2 049 500,00 |
0,03 |
Прочие неналоговые доходы |
3 243 500,00 |
0,05 |
Таким образом, по данным таблицы 6 видно, что наибольший удельный вес в общих доходах федерального бюджета занимают доходы от внешнеэкономической деятельности - 23,87%, все остальные статьи занимают небольшой удельный вес в общем объеме доходов, например, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 1,29%, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности – 1,23%, доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 0,02% и прочие неналоговые доходы – 0,05%.
Изменения основных
неналоговых доходов
Таблица 8
Изменение неналоговых доходов бюджета за 2006-2007 гг
Неналоговые доходы |
Сумма неналоговых доходов за 2006 год |
Сумма неналоговых доходов за 2007 год |
Прирост, % |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
1662922600,00 |
2 455 079 800,00 |
47,6 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
85 769 000,00 |
99 780 600,00 |
16,3 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
89 837 800,00 |
118 694 600,00 |
32,1 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
1 328 300,00 |
2 231 300,00 |
67,9 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
2 049 500,00 |
2 172 100,00 |
5,9 |
Прочие неналоговые доходы |
3 243 500,00 |
2 758 400,00 |
-14,9 |