Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:49, курсовая работа
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны. С помощью поступлений в федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение производственного валового внутреннего продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.
Целью данной работы является определить основные виды доходов федерального бюджета и выявить тенденции их изменения.
Введение …………………………………………………………………..………3
Глава 1. Характеристика видов доходов бюджетов ………………………..….7
1.1.Виды доходов, поступающих в бюджет, и
их экономическое содержание….…………………..……………………5
1.2.Виды доходов федерального бюджета……………………………...9
Глава 2. Анализ доходов федерального бюджета за 2006-2007 гг………….. 17
2.1. Общий анализ доходов федерального бюджета
за 2006-2007гг…………...……………………………………………….19
2.2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета
за 2006-2007гг……………………………………………………………18
2.3. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета
за 2006-200гг………………………………………………………….…24
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы……………………….....34
Кроме выше перечисленных, доходы бюджета можно классифицировать еще по множеству признаков. Например, по источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности и др. По видам налогов – на акцизы, НДС, налог на прибыль, подоходный налог и др.10
Бюджетным кодексом Российской Федерации состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений.11 Доходы федерального бюджета формируются только за счет собственных доходов, часть из которых передается бюджетам других уровней бюджетной системы (соответственно они не включаются в доход федерального бюджета).
К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ устанавливаются соответствующим федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса РФ к федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организации;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.12
В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса РФ, в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
1) налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
2) налога на
прибыль организации (в части
доходов иностранных
3) налога на
добавленную стоимость по
4) акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50 процентов;
5) акцизов на
табачную продукцию – по
6) налог на
добычу полезных ископаемых в
виде углеводородного сырья (
7) налог на
добычу полезных ископаемых в
виде углеводородного сырья (
8) сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 70 процентов;
9) сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) – по нормативу 100 процентов;
10) водного налога – по нормативу 100 процентов;
11) сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) – по нормативу 100 процентов;
12) единого социального налога по ставке, установленной налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральной бюджет, - по нормативу 100 процентов;
13)государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты) – по нормативу 100 процентов;
14) регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ природный горючий) – по нормативу 100 процентов.
15) регулярных платежей
за добычу полезных ископаемых
(роялти) при выполнении соглашений
о разделе продукции в виде
углеводородного сырья (за
11) и прочие13
Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют специфические черты, отличающие их от налоговых поступлений:
1)порядок их
установления, исчисления и взимания
регламентируется комплексом
2)для неналоговых
доходов не определены
3)целый ряд неналоговых платежей не носит обязательного и регулярного характера;
4)для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;
5)неналоговые
платежи жестко не планируются.
Таким образом, можно сделать вывод, что в группу неналоговых доходов включаются разнообразные платежи, зачисление которых в бюджет имеет самые различные основания, но всех их объединяет тот факт, что они не являются налогами.
В составе неналоговых доходов федерального бюджета выделяют несколько видов доходов:
1)доходы от
использования имущества,
2)доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
3)остающаяся
после уплаты соответствующих
налогов и иных обязательных
платежей часть прибыли
4)прибыль Центрального банка РФ;
5)доходы от
внешнеэкономической
Также как и
налоговые, неналоговые доходы федерального
бюджета формируются в
1)доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
2)части прибыли
унитарных предприятий,
3)сборов за
выдачу лицензий на
4)прочих лицензионных сборов – по нормативу 100 процентов;
5)таможенных пошлин и таможенных сборов – по нормативу 100 процентов;
6)плата за
использование лесов в части
минимального размера арендной
платы по договору купли-
7)плата за
пользование водными объектами,
8)плата за
негативное воздействие на
9)платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов;
К безвозмездным перечислениям относятся:
1)безвозмездные
перечисления от физических и
юридических лиц,
2)безвозмездные
перечисления по взаимным
Глава 2. Анализ доходов федерального бюджета за 2006-2007 гг
2.1. Общий анализ доходов федерального бюджета за 2006-2007 гг
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2005 года №189-ФЗ «О федеральном бюджете за 2006 год» доходы федерального бюджета на 2006 год были утверждены в сумме 6 170,5 млрд. руб., но фактически в 2006 году объем доходов составил 6 276,3 млрд. руб., что превысило запланированную сумму почти на 6 %.17
Федеральный бюджет по доходам на 2007 год был утвержден в объеме 6 965,3 млрд. руб. В результате повышения цен на нефть над показателями, заложенными в бюджет 2007 года, что способствовало перевыполнению плана по доходам, были внесены в ноябре 2007 года уточнения в закон о федеральном бюджете, доходы которого были увеличены на 6 % и составили 7 779,1 млрд. руб. Согласно Федерального закона от 19 декабря 2006 года №238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» было запланировано увеличить доходы федерального бюджета по сравнению с 2006 годом на 11,9 %, но по результатам исполнения они были увеличены на 24 %.
Таблица 1
Исполнение федерального бюджета
за 2006-2007 гг., млрд. руб.
Показатели |
2006 год |
2007 год | ||
Утвержденный бюджет |
Уточненный бюджет |
Исполнено | ||
Доходы, в том числе: |
6276,3 |
6965,3 |
7443,9 |
7779,1 |
Налоговые |
3595,7 |
4243,0 |
4532,0 |
4633,7 |
Неналоговые |
2680,6 |
2722,3 |
2911,9 |
3145,4 |
Как видно из таблицы 1 и согласно Федеральному закону от 3 декабря 2008 №228-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2007 год», доходы федерального бюджета в 2007 году составили 7779,1 млрд. руб. Налоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета 2006 года составили 57,3 %, неналоговые доходы – 42,7 %. В соответствии с утвержденным бюджетом 2007 года было запланировано увеличить налоговые доходы на 18% и неналоговые на 1,6%. В результате исполнения федерального бюджета 2007 года, налоговые доходы увеличились на 28,9 %, т.е. на 1 038 млрд. руб., неналоговые доходы также увеличились на 17,3 %. Таким образом, доходы федерального бюджета в 2007 году по сравнению с 2006 годом имели тенденцию к росту, которые составил почти 24 %, что связано с ростом объемов импорта, увеличением прибыли хозяйствующих субъектов, объема добычи природных ископаемых, а также роста цен на энергоресурсы.
В структуре доходов федерального бюджета как в 2006, так и в 2007гг почти 60 % приходится на налоговые доходы, где основное место занимают налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых.
Как уже говорилось выше, неналоговые доходы планировалось увеличить в 2007 по сравнению с 2006 годом всего на 1,6 %, а фактически они были увеличены на 17,3 %. Причем даже по уточненному бюджету не ожидалось большого прироста в неналоговых доходах – всего 7 %. Таким образом можно сделать вывод, что существует тенденция к увеличению неналоговых доходов в 2007 по сравнению с 2006 годом. Это связано, в первую очередь, с повышением эффективности управления собственностью, во-вторых, с оптимизацией структуры собственности в интересах устойчивых предпосылок для экономического роста, в-третьих, вовлечение максимального количества объектов государственной собственности, в-четвертых, использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, и в-пятых, это повышение конкурентоспособности государственных организаций, улучшение финансово- экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.18