Виды доходов федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны. С помощью поступлений в федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение производственного валового внутреннего продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.
Целью данной работы является определить основные виды доходов федерального бюджета и выявить тенденции их изменения.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..………3
Глава 1. Характеристика видов доходов бюджетов ………………………..….7
1.1.Виды доходов, поступающих в бюджет, и
их экономическое содержание….…………………..……………………5
1.2.Виды доходов федерального бюджета……………………………...9
Глава 2. Анализ доходов федерального бюджета за 2006-2007 гг………….. 17
2.1. Общий анализ доходов федерального бюджета
за 2006-2007гг…………...……………………………………………….19
2.2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета
за 2006-2007гг……………………………………………………………18
2.3. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета
за 2006-200гг………………………………………………………….…24
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы……………………….....34

Файлы: 1 файл

KURSOVIK_PO_FINANSAM.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Кроме выше перечисленных, доходы бюджета можно классифицировать еще по множеству признаков. Например, по источникам образования они делятся  на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности и др. По видам налогов – на акцизы, НДС, налог на прибыль, подоходный налог и др.10

 

 

    1. Виды доходов федерального бюджета

 

Бюджетным кодексом Российской Федерации состав доходов  федерального бюджета установлен как  совокупность налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений.11 Доходы федерального бюджета формируются только за счет собственных доходов, часть из которых передается бюджетам других уровней бюджетной системы (соответственно они не включаются в доход федерального бюджета).

К налоговым  доходам федерального бюджета относятся  федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых устанавливаются  Налоговым кодексом Российской Федерации, а пропорции их распределения  в порядке бюджетного регулирования  между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ устанавливаются соответствующим федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса РФ к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на  добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на  доходы физических лиц;

4) единый социальный  налог;

5) налог на  прибыль организации;

6) налог на  добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная  пошлина.12

В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса РФ, в федеральный бюджет зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

1) налога на прибыль организаций по ставке, установленной для  зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

2) налога на  прибыль организации (в части  доходов иностранных организаций,  не связанных с деятельностью  в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) – по нормативу 100 процентов;

3) налога на  добавленную стоимость по нормативу  100 процентов;

4) акцизов на  спирт этиловый из пищевого  сырья – по нормативу 50 процентов;

5) акцизов на  табачную продукцию – по нормативу  100 процентов;

6) налог на  добычу полезных ископаемых в  виде углеводородного сырья (газ  горючий природный) – по нормативу 100 процентов;

7) налог на  добычу полезных ископаемых в  виде углеводородного сырья (за  исключением газа горючего природного) – по нормативу 95 процентов;

8) сбора за  пользование объектами водных  биологических ресурсов (исключая  внутренние водные объекты) –  по нормативу 70 процентов;

9) сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) – по нормативу 100 процентов;

10) водного налога  – по нормативу 100 процентов;

11) сбор за  пользование объектами водных  биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) – по нормативу 100 процентов;

12) единого социального налога по ставке, установленной налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральной бюджет, - по нормативу 100 процентов;

13)государственной  пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты) – по нормативу 100 процентов;

14) регулярных  платежей за добычу полезных  ископаемых (роялти) при выполнении  соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ природный горючий) – по нормативу 100 процентов.

15) регулярных платежей  за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений  о разделе продукции в виде  углеводородного сырья (за исключением  газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов.

          11) и прочие13

Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Неналоговые  формы мобилизации финансовых ресурсов имеют специфические черты, отличающие их от налоговых поступлений:

1)порядок их  установления, исчисления и взимания  регламентируется комплексом нормативных  документов: Налоговым кодексом  РФ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом  РФ об административных правонарушениях,  постановлениями Правительства  РФ и другими;

2)для неналоговых  доходов не определены конкретные  ставки, сроки уплаты, льготы и  другие неналоговые элементы;

3)целый ряд  неналоговых платежей не носит  обязательного и регулярного  характера;

4)для неналоговых  платежей характерна большая  целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;

5)неналоговые  платежи жестко не планируются.  На практике их планирование  осуществляется исходя из фактических  поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.14

Таким образом, можно сделать вывод, что в  группу неналоговых доходов включаются разнообразные платежи, зачисление которых в бюджет имеет самые  различные основания, но всех их объединяет тот факт, что они не являются налогами.

В составе неналоговых  доходов федерального бюджета выделяют несколько видов доходов:

1)доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной собственности,  доходы от платных услуг;

2)доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

3)остающаяся  после уплаты соответствующих  налогов и иных обязательных  платежей часть прибыли государственных  унитарных предприятий, образованных  в Российской Федерации;

4)прибыль Центрального  банка РФ;

5)доходы от  внешнеэкономической деятельности  и реализации государственных запасов и резервов.15

Также как и  налоговые, неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 и 51 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, в том числе  за счет:

1)доходов от  использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

2)части прибыли  унитарных предприятий, созданных  Российской Федерацией, остающейся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

3)сборов за  выдачу лицензий на осуществление  видов деятельности, связанных с  производством и оборотом этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукцией (за исключением сборов  за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты), по нормативу 100 процентов;

4)прочих лицензионных  сборов – по нормативу 100 процентов;

5)таможенных  пошлин и таможенных сборов  – по нормативу 100 процентов;

6)плата за  использование лесов в части  минимального размера арендной  платы по договору купли-продажи  лесных насаждений – по нормативу 100 процентов;

7)плата за  пользование водными объектами,  находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;

8)плата за  негативное воздействие на окружающую  среду – по нормативу 20 процентов;

9)платы за  предоставление информации о  зарегистрированных правах на  недвижимое имущество и сделок  с ним, выдачу копий договоров  и иных документов, выражающих  содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов;

К безвозмездным  перечислениям относятся:

1)безвозмездные  перечисления от физических и  юридических лиц, международных  организаций и правительств иностранных  государств;

2)безвозмездные  перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются  операции по передаче средств  между бюджетами разных уровней  бюджетной системы РФ, связанные  с изменениями в бюджетном  и налоговом законодательстве, передачей  полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными им. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ по решениям судов.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ доходов федерального бюджета за 2006-2007 гг

 

2.1. Общий анализ  доходов федерального бюджета за 2006-2007 гг

 

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2005 года №189-ФЗ «О федеральном бюджете за 2006 год» доходы федерального бюджета на 2006 год были утверждены в сумме 6 170,5 млрд. руб., но фактически в 2006 году объем доходов составил 6 276,3 млрд. руб., что превысило запланированную сумму почти на 6 %.17

Федеральный бюджет по доходам на 2007 год был утвержден  в объеме 6 965,3 млрд. руб. В результате повышения цен на нефть над показателями, заложенными в бюджет 2007 года, что способствовало перевыполнению плана по доходам, были внесены в ноябре 2007 года уточнения в закон о федеральном бюджете, доходы которого были увеличены на 6 % и составили 7 779,1 млрд. руб. Согласно Федерального закона от 19 декабря 2006 года №238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» было запланировано увеличить доходы федерального бюджета по сравнению с 2006 годом на 11,9 %, но по результатам исполнения они были увеличены на 24 %.

 

Таблица 1

Исполнение  федерального бюджета

за 2006-2007 гг., млрд. руб.

Показатели

2006 год

2007 год

Утвержденный   бюджет

Уточненный бюджет

Исполнено

Доходы, в том  числе:

6276,3

6965,3

7443,9

7779,1

Налоговые

3595,7

4243,0

4532,0

4633,7

Неналоговые

2680,6

2722,3

2911,9

3145,4


Как видно из таблицы 1 и согласно Федеральному закону от 3 декабря 2008 №228-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2007 год», доходы федерального бюджета в 2007 году составили 7779,1 млрд. руб. Налоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета 2006 года составили 57,3 %, неналоговые доходы – 42,7 %. В соответствии с утвержденным бюджетом 2007 года было запланировано увеличить налоговые доходы на 18% и неналоговые на 1,6%. В результате исполнения федерального бюджета 2007 года, налоговые доходы увеличились на 28,9 %, т.е.  на 1 038 млрд. руб., неналоговые доходы  также увеличились на 17,3 %. Таким образом, доходы федерального бюджета в 2007 году по сравнению с 2006 годом имели тенденцию к росту, которые составил почти 24 %, что связано с ростом объемов импорта, увеличением прибыли хозяйствующих субъектов, объема добычи природных ископаемых, а также роста цен на энергоресурсы.

В структуре  доходов федерального бюджета как  в 2006, так и в 2007гг почти 60 % приходится на налоговые доходы, где основное место занимают налог на добавленную  стоимость и налог на добычу полезных ископаемых.

Как уже говорилось выше, неналоговые доходы планировалось увеличить в 2007 по сравнению с 2006 годом всего на 1,6 %, а фактически они были увеличены на 17,3 %. Причем даже по уточненному бюджету не ожидалось большого прироста в неналоговых доходах – всего 7 %. Таким образом можно сделать вывод, что существует тенденция к увеличению неналоговых доходов в 2007 по сравнению с 2006 годом. Это связано, в первую очередь, с повышением эффективности управления собственностью, во-вторых, с оптимизацией структуры собственности в интересах устойчивых предпосылок для экономического роста, в-третьих, вовлечение максимального количества объектов государственной собственности, в-четвертых, использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, и в-пятых, это повышение конкурентоспособности государственных организаций, улучшение финансово- экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.18

Информация о работе Виды доходов федерального бюджета