Доходы федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состава и структуры доходов федерального бюджета РФ.
Объектом данной курсовой работы является бюджетная система Российской Федерации, а субъектом исследования – доходы федерального бюджета Российской Федерации.
Исходя из данной цели, задачами курсовой работы:

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы доходов федерального бюджета 4
1.1Понятие доходов федерального бюджета 5
1.2. Виды доходов федерального бюджета 6
Глава 2. Анализ доходов федерального бюджета Российской Федерации. 11
Глава 3. Пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации 16
3.1. Совершенствование бюджетного процесса Российской Федерации 16
3.2 Перспективы развития бюджетной системы Российской Федерации. 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Доходы федерального бюджета курсовая.docx

— 66.31 Кб (Скачать)

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические  основы доходов федерального бюджета 4

1.1Понятие  доходов федерального бюджета 5

1.2. Виды доходов  федерального бюджета 6

Глава 2. Анализ доходов федерального бюджета  Российской Федерации. 11

Глава 3. Пути совершенствования бюджетной  системы  Российской               Федерации 16

3.1. Совершенствование  бюджетного процесса Российской  Федерации 16

3.2 Перспективы  развития бюджетной системы Российской  Федерации. 17

Заключение 22

Список использованной литературы 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Таким образом, доходы бюджета являются важнейшей частью бюджетной системы и экономики в целом, этим объясняется тема выбранной мной работы.

К основным причинам возникающих сложностей при формировании и исполнении бюджетов всех уровней Российской Федерации  можно отнести следующие:

  • отсутствие комплексного подхода к формированию правой базы экономических реформ в целом и реформы налогово-кредитной системы страны, способной создать необходимые условия перехода к цивилизованным нормам государственного регулирования рыночных отношений в частности;
  • пассивное отношение государства к урегулированию микроэкономических процессов. Имеется ввиду регулирование, основанное на принципах и формах реализации прямого государственного контроля за соблюдением установленных законов всеми участниками рыночных отношений;
  • неотработанность форм и методов взаимодействия  федеральных властей и субъектов Федерации в сфере налогово-бюджетных отношений, ориентированных не только на учёт интересов регионов и различных управленческих уровней, но и на стимулирование интересов производителей и потребителей.

Трудности при формировании доходной части бюджетов в России характеризуются  также наличием больших объёмов  просроченной задолженности предприятий, как бюджетам, так и по собственным  обязательствам перед партнёрами. Кризис неплатежей -  результат невнимания государственного регулирования выпали проблемы мотивации хозяйственной  деятельности предприятий, их собственников  и управляющих, что фактически привело  к разрегулированию финансов реального  сектора экономики, выразившемуся  в кризисе ликвидности и как  следствие - втягиванию в «круг неплатежей»  государственных финансовых ресурсов.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состава и  структуры доходов федерального бюджета РФ.

 Объектом данной курсовой  работы является бюджетная система  Российской Федерации, а субъектом  исследования – доходы федерального  бюджета Российской Федерации.

Исходя из данной цели, задачами курсовой работы:

- рассмотреть определение доходов федерального бюджета, как одной из главных составляющих бюджетной системы РФ;

- изучить классификацию доходов федерального бюджета;

- исследовать основные виды доходов;

 - проанализировать состояние доходов федерального бюджета на сегодняшний день;

- выявить пути совершенствования и перспективы развития бюджетной  системы Российской Федерации.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические  основы доходов федерального бюджета

           1.1Понятие доходов федерального бюджета

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства  на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным  Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный  бюджет представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным  средством перераспределения национального  дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования  экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства.

Одной из основных статей федерального бюджета являются его доходы.

Доходы бюджета — это  экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня1.

Они составляют часть централизованных финансовых ресурсов, перечисляемых  в безвозмездном порядке в  соответствии с действующим законодательством в распоряжение федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления, необходимых для выполнения их функций.

В каждой стране используется собственная система формирования доходов центральных и местных  бюджетов, но с учетом опыта других стран, т.е. на основе своих возможностей и мировой практики.

 Доходы федерального  бюджета РФ ежегодно утверждаются  Федеральным Собранием в законе, который подписывается Президентом  РФ. Они состоят из доходов  федерального уровня и части  доходов субъектов РФ.

Администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;

Доходы бюджета возникают  в результате распределения стоимости ВВП. Главный их материальный источник — национальный доход.

Доходы федерального бюджета  частично поступают на формирование доходов нижестоящих бюджетов. Практикуется и обратное, когда законодательно устанавливаются отчисления в федеральный бюджет части доходов (налогов) регионального уровня, например по налогу на физических лиц, по арендным доходам, по земельному налогу. Это означает, что в РФ нет полного закрепления налогов и доходов федерального, регионального и местного уровня за их бюджетами. Функционирует система отчислений по устанавливаемым законом нормативам от федеральных налогов в региональные, из региональных доходов - в местные бюджеты.

1.2. Виды доходов федерального бюджета

Доходы бюджетов - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления (ст. 6 БК)1.

Основные методы, используемые государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, — налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и во времени и определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством РФ (ст. 39 БК). Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • налоги на прибыль, доходы;
  • налоги и взносы на социальные нужды;
  • налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • государственная пошлина.

Перечень и ставки налогов определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;

Основное место в федеральном  бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Они обеспечивают более 9/10 обшей суммы платежей.

Важнейшее значение принадлежит  налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему большую часть доходов бюджета. По итогам 2010 г. НДС включает 34% всех доходов бюджета РФ. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Страна, вводящая НДС, сразу же получает крупные доходы. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

Неналоговые доходы могут  иметь форму, как обязательных, так  и добровольных платежей. В нормативно-правовых актах указывается возможность  принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты.

Неналоговые доходы составили 4,9% всех поступлений в федеральный бюджет. К этим доходам бюджетов разного уровня относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Следующий по своему финансовому  значению доход бюджета — государственные  кредиты в форме займов. К этому  методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения дефицита государство обращается к государственным займам. Существуют два пути получения государственных займов:

Информация о работе Доходы федерального бюджета