Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:20, курсовая работа
Российская экономика переживает трудности: остановился рост валового внутреннего продукта, продолжается спад инвестиций, уменьшается собираемость налогов и других государственных сборов и платежей, растут расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. Сложное положение в социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления.
Введение 3
Глава 1. Доходы государственного бюджета 6
Доходы бюджета: состав и формирование 6
Роль налогов в формировании государственного бюджета 10
Различия формирования налогами доходной части бюджета
России и капиталистических стран 18
Формирование государственного бюджета за счет государственных займов 11
Основные направления бюджетной политики в образовании
доходной части бюджета 2000 г. 25
Глава 2. Основные показатели государственного бюджета России 30
Формирование доходной части бюджета 1994-1998 гг. 30
Проблема укрепления бюджета федерации 33
Заключение 36
Используемая литература 38
Привлечение средств | 1999 г. | 2000 г. |
МВФ | 2,8 | 1,8 |
МБРР | 1,3 | 2,0 |
Евробонды | 4,0 | 4,0 |
Всего | 8,1 | 7,8 |
Общий объем чистых внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета на 1999 г. оценивается в 1,3 млрд. долл. США, в 2000 г. в 0,2 млрд. долл. США.15
2.2.
Проблема укрепления
бюджета федерации
Путь реформирования межбюджетных отношений в России чрезвычайно труден. Резкие повороты на этом пути чреваты тяжелыми последствиями. Необходима очень гибкая, взвешенная политика, осторожное введение новых бюджетов, терпеливое приспособление действующих механизмов к новым условиям функционирования.
Среди множества бюджетных проблем следует, прежде всего, выделить три:
Формирование
бюджетных доходов
Таблица 2.2.1.
Распределение налоговых поступлений по уровням бюджетной системы (в %, 1999 г.)
Налоги | Всего | Федераль-ный бюджет | Бюджеты субъектов Федерации | Бюджеты местных органов власти |
Все налоги | 100 | 47,4 | 26,7 | 25,9 |
Налог на прибыль | 100 | 35,1 | 39,3 | 25,5 |
НДС на товары, произведенные в России | 100 | 71,0 | 16,5 | 12,4 |
Подоходный налог с населения | 100 | 8,9 | 24,2 | 66,8 |
Акцизы | 100 | 73,0 | 21,1 | 5,8 |
Эти четыре вида налогов составили 70,3% налоговых доходов федерального бюджета, 77% - региональных бюджетов и 71% местных бюджетов (табл. 2.2.2)
Таблица 2.2.2
Структура налоговых доходов (в %, 1999 г.)
Налоги | Федеральный бюджет | Бюджеты субъектов Федерации | Бюджеты местных органов власти |
Налог на прибыль | 24,0 | 47,8 | 32,1 |
НДС на товары, произведенные в России | 35,3 | 14,6 | 11,3 |
Подоходный налог с населения | 0,6 | 9,2 | 26,2 |
Акцизы | 10,4 | 5,3 | 1,5 |
Прочие налоговые поступления | 29,7 | 23,1 | 28,8 |
Между тремя уровнями делятся также поступления за природопользование и даже налог на землю, отнесенный к ведению местных властей.
Реформирование бюджетной системы России в 90-е годы сопровождалось более быстрой децентрализацией расходов на уровне Федерация – субъекты по сравнению с децентрализацией доходов, что стало одной из главных причин усиления вертикальной несбалансированности бюджетной системы. С другой стороны, в условиях тяжелейшего экономического кризиса особенно проявился такой негативный фактор, как опора местных бюджетов на циклически уязвимые виды налогов и недостаток стабильных собственных доходов (табл. 2.2.3).
Таблица 2.2.3
Совокупные доходы, расходы и сальдо консолидированных бюджетов субъектов Федерации (млрд. руб.)
1997 | 1998 | 1999 | ||
Доходы, за вычетом поступлений от целевых бюджетных фондов, других уровней власти, доходов от приватизации | 86237,8 | 201948,9 | 264284 | |
расходы, за вычетом расходов целевых бюджетных фондов и на помощь другим уровням власти | 108062,4 | 238536,3 | 338389 | |
Сальдо | В млрд. руб.
в % от ВВП |
46,6
0,3 |
-2667,2
-1,6 |
-74104
-3,3 |
Доходы от приватизации | 634,0 | 1308 | 1872,8 | |
Межбюджетные поступления | 25404,6 | 30282,7 | 51704,5 | |
Сальдо | В млрд. руб.
в % от ВВП |
4214,0
0,7 |
-4996,3
-0,3 |
-20527,5
-0,9 |
Бюджетный
дефицит (рассчитываемый как разница
между условно чистыми доходами
и расходами, не учитывающими движения
средств целевых бюджетных
Заключение
Федеральный бюджет на 2000 год должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.
Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств.
Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания. Это крайне важно с учетом особенности подготовки проекта федерального бюджета на 2000 год - необходимости его принятия. Правительство Российской Федерации должно стать организующим центром этой работы.17
Сложность рассмотренных выше проблем показывает, что эффективным может быть только комплексный подход к их решению. Не углубляясь в детализацию предложений, отметим следующие важнейшие направления совершенствования бюджетных отношений.
Во-первых, это – отход от практики общего распределения основных налоговых поступлений между всеми тремя бюджетными уровнями, что определяет проведение разграничения налогов по уровням власти, закрепление ряда так называемых регулирующих налогов отдельными бюджетными уровнями (одним, двумя). Например, поступления от НДС могли бы распределяться только между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта, а подоходный налог с населения – между бюджетом субъекта и его местными бюджетами. региональный налог на прибыль, вероятно, целесообразно было бы оставить для бюджета субъекта, а в ведение местных властей передать налог на субъектов малого предпринимательства.
Во-вторых,
это – использование
В-третьих,
это – определение бюджетного
уровня в системе межбюджетных отношений.18
Используемая
литература