Доходы бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть сущность доходов бюджета РФ принципы формирования доходов бюджетов разных уровней.
В рамках достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и общую классификацию доходов бюджета;
- изучить структуру доходов федерального бюджета и особенности доходов региональных и местных бюджетов;
- отразить основные направления бюджетной политики по укреплению доходов бюджета в современных условиях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Сущность и классификация доходов бюджетов…………………………...…4
2. Структура доходов федерального бюджета……………………………..……8
3. Особенности структуры доходов региональных и местных бюджетов…...10
4. Основные направления бюджетной политики по укреплению доходов бюджета в современных условиях……………………………………………...12
5. Сравнительный анализ федерального и краевого бюджетов 2011 года…..14
Заключение…………………………………………………………………...…..25
Список литературы…………………………………………………..…………..26

Файлы: 1 файл

Курсовая_Финансы.doc

— 409.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Сущность и классификация доходов бюджетов…………………………...…4

2. Структура доходов федерального бюджета……………………………..……8

3. Особенности структуры доходов региональных и местных бюджетов…...10

4. Основные направления бюджетной политики по укреплению доходов бюджета в современных условиях……………………………………………...12

5. Сравнительный анализ федерального и краевого бюджетов 2011 года…..14

Заключение…………………………………………………………………...…..25

Список литературы…………………………………………………..…………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственный бюджет для выполнения своей важной ро­ли в национальной экономике должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов хозяй­ствующих субъектов, которые и принимают форму доходов бюджета.

Темой курсовой работы являются доходы бюджетов Российской Федерации. Актуальность выбранной мной темы обуславливается тем, что доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны и любой другой.

Цель работы: рассмотреть сущность доходов бюджета РФ принципы формирования доходов бюджетов разных уровней.

В рамках достижения цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие и общую классификацию доходов бюджета;

- изучить структуру доходов федерального бюджета и особенности доходов региональных и местных бюджетов;

- отразить основные направления бюджетной политики по укреплению доходов бюджета в современных условиях.

Материалом исследования послужили книги, повествующие о теоретических аспектах формирования доходов бюджетов РФ, а также различные статьи, журналы и электронные ресурсы, акцентирующие внимание на состоянии доходной части бюджета РФ в современных условиях и ее укреплении в будущем.

 

 

1. Сущность и классификация доходов бюджетов

В связи с тем, что составляющие бюджет доходы неоднородны по источникам, составу и направлениям и некоторым другим параметрам, для целей их планирования и учета разработана и используется бюджетная классификация, составляющая основу бюджетной системы государства. Бюджетная классификация доходов Российской Федерации представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.

Доходы бюджета выражают экономические денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций, а их материально - вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные    доходы,    с    одной    стороны,    являются    результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения.

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные перечисления.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Следует сказать о том, что налоги, от которых в бюджет перечисляются налоговые доходы, делят на прямые и косвенные.

Прямые налоги – налагаются непосредственно на юридическое или физическое лицо и не могут быть переложены на других лиц (подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог на имущество и др.), они непосредственно связаны с эффективностью деятельности предприятия.

Косвенные налоги - налоги, включающиеся в стоимость товаров и услуг (НДС, акцизы, гос. пошлины). Они не связаны с эффективностью деятельности предприятия. Это крупные валовые налоги, уплачивающиеся автоматически в момент купли-продажи продукции. Главная их ценность заключается в том, что они легко собираются, а также они гарантированы к уплате даже в условиях кризиса.

Следует заметить, что федеральный бюджет опирается на косвенное налогообложение, а в региональных и местных бюджетах преобладают прямые налоги.

Что касается неналоговых доходов бюджетов, то к ним относятся:

- доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий (доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование имущества, средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в ЦБРФ и в кредитных организациях и другое);

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;                  

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-

правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации и иные суммы принудительного изъятия;

- иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

- дотации, субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные доходы бюджетов.

К собственным относятся следующие виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ:

- налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;

- неналоговые доходы (от использования и продажи имущества, оказания платных услуг и др.), а также доходы, полученные в виде финансовой помощи за вычетом субвенций.

Таким образом можно увидеть, что доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура доходов федерального бюджета

В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ и неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ и другие безвозмездные перечисления.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

- налога на прибыль организаций, - по нормативу 100 процентов;

- налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

- акцизов (на спирт этиловый, на спиртосодержащую продукцию, на табачную продукцию и другое);

- налога на добычу полезных ископаемых;

- водного налога - по нормативу 100 процентов;

- единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

- государственной пошлины- по нормативу 100 процентов.

Что касается неналоговых доходов федерального бюджета, то они формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 БК РФ, в том числе за счет:

- доходов от продажи и использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, - по нормативу 100 процентов;

- части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

- сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и прочих лицензионных сборов;

- таможенных пошлин и таможенных сборов;

- платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

- платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

В доходах федерального бюджета также учитываются: прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; доходы от внешнеэкономической деятельности;

В БКРФ доходы бюджетов разделены на 3 вида: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Но, как видно из данных бюджетного кодекса, к доходам федерального бюджета относят только налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления не относят к доходам федерального уровня. Это можно объяснить тем, что на практике обычно безвозмездные поступления перечисляются из федерального бюджета в бюджеты других уровней (наоборот быть никак не может). Но вместе с тем безвозмездные поступления в федеральный бюджет возможны. Это могут быть различные пожертвования или финансовая помощь от других государств. Просто эти поступления не являются систематическими и регулярными, они крайне редки, поэтому  их и не отражают в БКРФ в доходах федерального бюджета.

 

3. Особенности структуры доходов региональных и местных бюджетов

Доходы региональных и местных бюджетов представлены, как и доходы федерального бюджета, налоговыми поступлениями и неналоговыми доходами. Однако у региональных и местных бюджетов существуют также доходы, как правило, несвойственные федеральному бюджету - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета, то есть безвозмездные перечисления. Но чтобы полностью понять  особенности формирования этих доходов, необходимо рассмотреть структуру доходов региональных и местных бюджетов по отдельности.

Что касается доходов бюджетов субъектов РФ, то они формируются за счет собст­венных и регулирующих налоговых доходов.

Зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат налоговые доходы от таких региональных налогов, как: налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

Кроме того, в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежит зачислению часть налоговых доходов от федеральных налогов и сборов. Это, например, доходы от: налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (по нормативу 70 процентов), акцизов на спирт этиловый, на спиртосодержащую продукцию, на бензин (по нормативу 100 процентов), налога на добычу полезных ископаемых и другие.

Информация о работе Доходы бюджетов