Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:33, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть сущность доходов бюджета РФ принципы формирования доходов бюджетов разных уровней.
В рамках достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и общую классификацию доходов бюджета;
- изучить структуру доходов федерального бюджета и особенности доходов региональных и местных бюджетов;
- отразить основные направления бюджетной политики по укреплению доходов бюджета в современных условиях.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Сущность и классификация доходов бюджетов…………………………...…4
2. Структура доходов федерального бюджета……………………………..……8
3. Особенности структуры доходов региональных и местных бюджетов…...10
4. Основные направления бюджетной политики по укреплению доходов бюджета в современных условиях……………………………………………...12
5. Сравнительный анализ федерального и краевого бюджетов 2011 года…..14
Заключение…………………………………………………………………...…..25
Список литературы…………………………………………………..…………..26
Что касается неналоговых доходов, то они формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 Бюджетного Кодекса РФ, в том числе за счет:
- доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
- доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и другие доходы;
К безвозмездным поступлениям в бюджеты субъектов РФ относится: финансовая помощь из федерального бюджета и перечисления из отдельных местных бюджетов.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
К налоговым доходам относятся:
- доходы от местных налогов (земельный налог, налог на имущество физических лиц)
- часть федеральных и региональных налогов и сборов по нормативам, установленным законодательством (налог на доходы физических лиц, единый сельскохозяйственный налога и другие).
Неналоговые доходы местных бюджетов включают в себя:
- доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий;
- доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;
- часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- штрафные санкции и другие неналоговые доходы.
Что касается безвозмездных поступлений в местные бюджеты, то к ним относится финансовая помощь из региональных бюджетов и трансферты в порядке перераспределения средств на местном уровне.
4. Основные направления бюджетной политики по укреплению доходов бюджета в современных условиях
Исходя из основных направлений бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов принято решение об увеличении доходной базы бюджетов РФ. Необходимо искать возможности для повышения доходов бюджетной системы. При этом надо отметить, что рост доходов должен быть обеспечен, прежде всего, за счет улучшения администрирования уже существующих налогов. В то же время по отдельным направлениям возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности в первую очередь инновационной направленности.
Актуальными остаются вопросы совершенствования налогового администрирования. Предполагается проинвентаризировать и оценить эффективность влияния на социальные и экономические процессы уже принятых налоговых и таможенных стимулирующих механизмов (например, рассмотрение проблемы возмещения налога на добавленную стоимость). Нельзя допускать, чтобы их реализация была связана со сложными процедурами, которые в большей степени носят перестраховочный характер и значительно осложняют экономическую жизнь организаций и повседневную жизнь граждан.
Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них. То есть планируется введение обоснованных налоговых льгот для субъектов интеллектуальной деятельности. Это, например:
- пересмотр налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
- снижение на период до 2015 года, а для отдельных категорий организаций – до 2020 года совокупной ставки страховых взносов до 14 процентов в пределах страхуемого годового заработка.
- для инновационного центра «Сколково»: уплата обязательных страховых взносов участниками проекта по ставке 14 процентов, уплата налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога – по ставке 0 процентов.
Также в среднесрочной перспективе необходимо дальнейшее расширение и укрепление налоговой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Круг налогоплательщиков должен расширяться за счет возникновения новых активных хозяйствующих субъектов. Планируется ускорить подготовку введения налога на недвижимость, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.
Планируется усиление таможенного контроля. Особое внимание в этот период будет уделено бесперебойной и эффективной работе по реализации договоренностей, достигнутых в рамках таможенного союза, по вопросам администрирования косвенных налогов и распределения между странами – членами таможенного союза ввозных таможенных пошлин.
В основных направлениях бюджетной политики также предусматривается дальнейшая приватизация государственной собственности по рыночным ценам, увеличение рентных платежей, совершенствование распределения налогов между разными бюджетами. Рассматривается идея введения государственной монополии на производство и торговлю спиртным.
В целом можно заметить, что укрепление доходов бюджета планируется в основном за счет оптимизации налогообложения.
5. Сравнительный анализ федерального и краевого бюджетов 2011 года
1. Сравнительный анализ доходной части бюджетов. Состав доходов бюджетов в соответствии с Бюджетным Кодексом
Таблица № 1 – Доходы бюджетов
Уровень бюджета | Объем доходов, млн. руб. | Состав доходов |
Федеральный бюджет | 8 844 554,761 | Налоговые: налог на прибыль организаций, НДС, акцизы, водный налог, государственная пошлина; Неналоговые: - доходы от продажи и использования имущества, находящегося в федеральной государственной собственности, - часть прибыли унитарных предприятий, - доходы от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями. |
Краевой бюджет | 48 136, 69042 | Налоговые: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог, часть налоговых доходов от федеральных налогов и сборов (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций); Неналоговые: - доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, - доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации; Безвозмездные перечисления: финан-совая помощь из федерального бюджета и перечисления из отдельных местных бюджетов. |
В БКРФ доходы бюджетов разделены на 3 вида: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Но, как видно из данных бюджетного кодекса, к доходам федерального бюджета относят только налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления не относят к доходам федерального уровня. Это можно объяснить тем, что на практике обычно безвозмездные поступления перечисляются из федерального бюджета в бюджеты других уровней (наоборот быть никак не может). Но вместе с тем безвозмездные поступления в федеральный бюджет возможны. Это могут быть различные пожертвования или финансовая помощь от других государств. Просто эти поступления не являются систематическими и регулярными, они крайне редки, поэтому их и не отражают в БКРФ в доходах федерального бюджета.
В составе федерального бюджета большая часть налоговых доходов приходится на доходы от косвенных налогов (около 70%), в то время как в краевом бюджете преобладают прямые налоги. Это связано с тем, что по законодательству региональные органы власти обязаны обеспечивать эффективность экономики, а прямые налоги прямо связаны с эффективностью деятельности организации.
2. Сравнительный анализ расходов бюджетов по разделам функциональной классификации
Таблица № 2 – Состав и структура расходов бюджетов
Раздел расходов | ФБ | КБ | ||
Млн. руб. | Уд. вес,% | Млн. руб. | Уд. вес,% | |
Всего расходов | 9 352 363,8 | 100 | 51 515, 3 | 100 |
Общегосударственные вопросы | 777 600,9 | 8,31 | 2 939,3 | 5,71 |
Национальная оборона | 793 001,1 | 8,48 | 24,1 | 0,05 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 819 804,2 | 8,77 | 4 444, 8 | 8,63 |
Национальная экономика в том числе инвестиционный фонд | 1 702 272,8
63 761,5 | 18,20
3,75 | 5 052,4
| 9,81
|
Жилищно-коммунальное хозяйство | 196 468,2 | 2,10 | 3 181,5 | 6,18 |
Охрана окружающей среды | 16 824 | 0,18 | 58,4 | 0,11 |
Образование | 495 825,4 | 5,30 | 10 589,1 | 20,56 |
Культура, кинематография | 81 908,6 | 0,88 | 796,1 | 1,55 |
Здравоохранение | 453 760,7 | 4,85 | 7 628,8 | 14,81 |
Социальная политика | 2 951 785,4 | 31,56 | 13 158,7 | 25,54 |
Физическая культура и спорт | 42 386,7 | 0,45 | 582,1 | 1,13 |
Средства массовой информации | 61 078,1 | 0,65 | 222,2 | 0,43 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 389 906,1 | 4,17 | 145, 6 | 0,28 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований | 569 741,6 | 6,09 | 2 692,1 | 5,23 |
Как видно из данных таблицы, расходы на национальную экономику в ФБ занимают 18,2% от всех расходов, в то время как в КБ они занимают в 2 раза меньше - 9,81%. Если следовать законодательству, то в КБ расходов на национальную экономику должно выделяться больше, так как национальная экономика приближена к территории. Но по полученным данным можно увидеть, что сегодня государство эту сферу поддерживает больше, нежели региональные власти.
Также можно увидеть, что расходы на образование, здравоохранение, Жилищно-коммунальное хозяйство в краевом бюджете занимают больший удельный вес, чем в ФБ. Это объясняется тем, что социальная сфера приближена к ведению краевого уровня.
Необходимо отметить, что национальная оборона обеспечивается в практически целиком за счет ФБ (уд. вес в составе расходов - 8,48%), а в КБ этот раздел расходов занимает наименьшую долю – всего 0,05%. Обслуживание государственного и муниципального долга тоже происходит в основном за счет средств ФБ.
Таким образом, можно сказать, что наиболее приоритетным направлением бюджетных расходов является повышение эффективности социальной защиты населения, то есть социальная политика. Как видно из данных анализа структуры расходов федерального бюджета приоритетными являются расходы на социальную политику (31,56%), на национальную экономику, национальную безопасность (8,77%), национальную оборону (8,48%). А в составе КБ приоритетными являются также расходы на социальную политику (25,54%), образование (20,56%), здравоохранение(14,81%), национальную экономику, национальную безопасность (8,63%) и жилищно-коммунальное хозяйство (6,18%). Также не стоит забывать, что межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований тоже являются приоритетными как в ФБ, так и в КБ.
3. Финансовая помощь в составе расходов федерального и регионального бюджетов. Целевое назначение и состав.
Таблица № 3 – Состав межбюджетных трансфертов
Уровень бюджета | Сумма и удельный вес межбюджетных трансфертов в расходах (млн. руб., %) | Состав и целевое назначение |
Федеральный бюджет | 569 741,6 – 6,09% | Дотации, субсидии, субвенции – перечисляются в региональные бюджеты |
Краевой бюджет | 2 692,1 - 5,23% | Дотации, субсидии, субвенции - перечисляются в местные бюджеты |