Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:33, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть сущность доходов бюджета РФ принципы формирования доходов бюджетов разных уровней.
В рамках достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и общую классификацию доходов бюджета;
- изучить структуру доходов федерального бюджета и особенности доходов региональных и местных бюджетов;
- отразить основные направления бюджетной политики по укреплению доходов бюджета в современных условиях.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Сущность и классификация доходов бюджетов…………………………...…4
2. Структура доходов федерального бюджета……………………………..……8
3. Особенности структуры доходов региональных и местных бюджетов…...10
4. Основные направления бюджетной политики по укреплению доходов бюджета в современных условиях……………………………………………...12
5. Сравнительный анализ федерального и краевого бюджетов 2011 года…..14
Заключение…………………………………………………………………...…..25
Список литературы…………………………………………………..…………..26
В составе и федерального бюджета, и краевого бюджета в расходной части предусмотрена финансовая помощь для бюджетов нижних уровней: в федеральном бюджете – для региональных бюджетов, в региональном бюджете – для местных бюджетов.
Финансовая помощь предоставляется в виде дотаций, субвенций и субсидий.
Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;
Субсидии - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов в строго определенные сроки.
Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер (то есть возможен возврат средств, если средства ушли на другую цель, а также в отдельном случае субвенций – возврат средств в случае использования не в установленные ранее сроки). Субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.
4. Оценка сбалансированности бюджетов. Источники финансирования дефицита
Таблица № 4 – Показатели сбалансированности бюджетов
Уровень бюджета | Размер дефицита | Источники финансирования дефицита, в том числе | ||||
| Млн. руб. | В % к ВВП, ВРП | Внешние | % | Внутренние | % |
ФБ | 1 814 004 | 3,6 | 45729,9 | 2,52 | 1768274,1 | 97,48 |
КБ | 3 378, 6 | 0,0067 | - | - | 3 378,57427 | 100 |
Как видно из полученных данных и федеральный бюджет, и краевой бюджет на 2011 год сформирован с дефицитом. Дефицит федерального бюджета составит 1 814 004 млн. руб. (3,6% от ВВП), а краевого - 3 378, 6 млн. руб.(0,0067% от ВВП). Для покрытия дефицита ФБ будут использоваться как внутренние, так и внешние источники, причем наибольший удельный вес приходится на внутренние источники финансирования (97,48%). К ним относятся займы путем выпуска ГЦБ в валюте РФ, кредиты кредитных организаций и от международных финансовых организаций в валюте РФ, а также другие источники. Что касается краевого бюджета, то для финансирования его дефицита в 2011 году будут использоваться только внутренние источники.
5. На основе ФБ о ФБ на очередной финансовый год и плановый период (на 2010 г. и на 2011 г. и плановый период 2012 – 2013 гг.) проанализировать динамику доходов, расходов и дефицита ФБ в % к ВВП. Построить диаграммы. Обосновать спланированные тенденции.
Таблица №5 - Основные характеристики федерального бюджета в динамике с 2010 по 2013 год
| 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | ||||
| Сумма (млрд. руб.) | В % к ВВП | Сумма (млрд. руб.) | В % к ВВП | Сумма (млрд. руб.) | В % к ВВП | Сумма (млрд. руб.) | В % к ВВП |
ВВП | 43187,0 |
| 50389,0 |
| 55950,0 |
| 61920,0 |
|
Доходы | 6950, 01 | 16,09 | 8844,55 | 17,55 | 9503,47 | 16,97 | 10379,89 | 16,76 |
Расходы | 9 886, 92 | 22,89 | 10658,56 | 21,15 | 11237,92 | 20,09 | 12175,57 | 19,66 |
Дефицит | 2936, 91 | 6,8 | 1814,01 | 3,6 | 1734,45 | 3,10 | 1795,68 | 2,90 |
Рисунок 1 - Динамика доходов ФБ (млрд.руб.)
Рисунок 2 - Динамика доходов ФБ (в % к ВВП)
Рисунок 3 - Динамика расходов ФБ (млрд.руб.)
Рисунок 4 - Динамика расходов ФБ (в % к ВВП)
Рисунок 5 - Динамика дефицита ФБ (млрд.руб.)
Рисунок 6 - Динамика дефицита ФБ (в % к ВВП)
Период с 2011-2013 гг. является послекризисным периодом, и полученные данные отражают в целом результаты данного кризиса.
В 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,55% к ВВП в 2011 году до 16,76% в 2013 году. Такая динамика, прежде всего, обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета. Доля нефтегазового сектора РФ будет снижаться каждый год в связи с тем, что темпы прироста объема добычи будут ниже, чем темпы прироста всей экономики. Этот сектор в процентах к ВВП будет давать меньше дохода, чем ранее.
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определен исходя из прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2011-2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП. В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 4,2%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 5,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Действительно, на сегодняшний день сокращение расходов невозможно, так как необходимы вложения в человеческий капитал, улучшение социальной сферы и другое. Поэтому государство гарантирует не сокращать расходы.
Что касается дефицита ФБ, то его значение в 2011 – 2013 гг. сокращается в % к ВВП и к 2013 году планируется в 2,9%. Это можно объяснить тем, что Государство всеми силами пытается достигнуть сбалансированности бюджета, а также уменьшение дефицита объясняется увеличением цены на нефть и сверхплановыми поступлениями при администрировании налоговых и таможенных платежей.
6. Оценка соответствия бюджетного планирования на федеральном и региональном уровне приоритетам бюджетной политики правительства РФ.
Очень важным аспектом при бюджетном планировании является планирование расходов из федерального и региональных бюджетов.
Исходя из бюджетного послания Президента РФ, наиболее приоритетным направлением бюджетных расходов является повышение эффективности социальной защиты населения, то есть социальная политика. Это заявление соответствует бюджетному планированию – в 2011 году расходы на социальную политику занимают в общем объеме всех расходов ФБ 31%, а на региональном уровне – 25,5% . Но если сравнивать данный раздел расходов в РФ с другими странами, то их удельный вес не такой большой. Например, в Германии на расходы на социальное обеспечение приходится 45,9 % всех расходов, то есть практически половина.
Также к приоритетам бюджетной политики правительства РФ относится развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания. По данным бюджетного планирования на федеральном уровне можно увидеть, что удельный вес расходов на здравоохранение в общем объеме расходов занимает 4,85% (в абсолютном значении – всего 15,1 млрд. долл.), в то время как в зарубежных странах эти цифры более внушительны (в США на медицинскую помощь выделяется 764 млрд. долл., что составляет 20% всех расходов). Что касается образования, то в РФ на этот раздел расходов приходится всего 1% ВВП, в то время как, например, в странах Европейского союза эти расходы достигают 5-8% от ВВП (по данным 2005 года - 8,28% ВВП в Дании, 6,31% ВВП в Финляндии).
Немаловажным направлением бюджетной политики является обеспечение обороноспособности страны, что соответствует бюджетному планированию - на это приходится 8,48% всех расходов бюджета.
Таким образом, можно сказать, что бюджетное планирование на федеральном и региональном уровне соответствует приоритетам бюджетной политики правительства, но если сравнивать Российскую Федерацию с зарубежными странами, то можно увидеть, что РФ еще очень много необходимо сделать для достижения оптимального уровня жизни и государственного благополучия в целом.
Заключение
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Важную роль при формировании любого бюджета составляют доходы.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. На территории Российской Федерации доходы бюджетов составляют налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления, причем основная часть доходного потенциала федерального бюджета приходится на налоговые доходы. Также следует отметить, что безвозмездные перечисления как таковые не отражаются в доходах федерального бюджета. Так как на практике безвозмездные поступления обычно представляют собой перечисления из федерального бюджета в бюджеты других уровней. В этом и заключается главная особенность доходов региональных и местных бюджетов. Также в доходах бюджетов могут быть частично централизованные доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий.
Что касается укрепления доходной части бюджета, то основным направлениями на 2011-2013 года являются изменения в сфере налогообложения. Это связано с тем, что основную часть доходов бюджета составляют налоговые доходы.
Итак, изучив общую классификацию доходов бюджета, структуру доходов федерального бюджета и особенности доходов региональных и местных бюджетов, а также рассмотрев основные направления бюджетной политики по укреплению доходов бюджета, можно сказать о том, что цель курсовой работы была достигнута.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая [Текст]: федер. закон принят [Гос. Думой 16 июля 1998г.]. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 583 с.
2. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: Учебник / И.М. Александров. – 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 486 с.
3. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: Учебник для вузов / А.М. Бабич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 687 с.
4. Врублевская, О.В. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник для вузов / под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 576 с.
5. Годин, А. М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник / А. М. Годин, И. В. Подпорина - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 628 с.
6. Денисова, И.П. Бюджетная система РФ [Текст]: учебник / И.П. Денисова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 288 с.
7. http://aboutfinancecredit.ru
8. http://www.consultant.ru
9. http://www.i-u.ru/
10. http://market-pages.ru
11. http://www.nuru.ru
12. http://polbu.ru
13. http://spb.rbc.ru/topnews/29/
14. http://www.rg.ru
15. http://www.infox.ru/business/
25