Доходы и расходы регионального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:22, реферат

Краткое описание

При сбалансированном бюджете доходы равняются расходам. Превышение расходов над его доходами образует бюджетный дефицит. Различают текущий (временный, не превышающий 10 % доходной части бюджета) и хронический (многолетний, критический, превышающий 20 % доходной части) Обратное явление (превышение доходов над расходами) называется бюджетным профицитом.
В силу федеративного устройства страны, существует три уровня бюджетов:
1) Федеральный бюджет. Является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в различных областях и сферах деятельности.
2)Бюджеты субъектов РФ. Представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций субъекта РФ.
3) Местные бюджеты. Являются формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

доходы и расходы регионального бюджета.docx

— 31.30 Кб (Скачать)

В Бюджетном  Кодексе термин бюджет определяется как «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления».

Бюджет субъекта представляет собой баланс доходов  и расходов и, как всякий баланс, состоит из двух взаимосвязанных  частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов.

При сбалансированном бюджете доходы равняются расходам. Превышение расходов над его доходами образует бюджетный дефицит. Различают  текущий (временный, не превышающий 10 % доходной части бюджета) и хронический (многолетний, критический, превышающий 20 % доходной части) Обратное явление (превышение доходов над расходами) называется бюджетным профицитом. 

В силу федеративного  устройства страны, существует три  уровня бюджетов:

1) Федеральный  бюджет. Является основным планом  государства, позволяющим органам  власти осуществлять свои властные  полномочия в различных областях  и сферах деятельности.

2)Бюджеты субъектов  РФ. Представляет собой форму  образования и расходования денежных  средств, предназначенных для  обеспечения задач и функций  субъекта РФ.

3) Местные бюджеты.  Являются формой образования  и расходования денежных средств,  предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных  к предметам ведения местного  самоуправления.

Каждый субъект  РФ имеет собственный бюджет. Под  бюджетом субъекта РФ (региональным бюджетом) понимается форма образования и  расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Поскольку субъектами РФ являются различные виды государственных  и административно-территориальных  образований, то и бюджет субъекта федерации  представлены разными видами бюджетов - республиканскими (у республик  в составе РФ), областными (у областей и автономных областей), окружными (у  округов, входящих в состав РФ), краевыми (у краев), бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы РФ.

Государство через  региональные бюджеты пытается активно  проводить экономическую и социальную политику путем предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов с целью прямого финансирования социальной сферы, сельского хозяйства, промышленности, строительства, охраны окружающей среды и других направлений. 

Доходы бюджетов субъектов РФ 

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые  доходы и безвозмездные поступления.

. К налоговым  доходам бюджетов относятся доходы  от предусмотренных законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах федеральных налогов  и сборов, в том числе от  налогов, предусмотренных специальными  налоговыми режимами, региональных  и местных налогов, а также  пеней и штрафов по ним.

 К неналоговым  доходам бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

 К безвозмездным  поступлениям относятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

 Доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности, и платных услуг,  оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений  и иной приносящей доход деятельности  при составлении, утверждении,  исполнении бюджета и составлении  отчетности о его исполнении  включаются в состав доходов  бюджета. 

Доходы региональных (местных) бюджетов формируются за счет:

  1. местных налогов и сборов,
  2. неналоговых доходов,
  3. поступлений из вышестоящих бюджетов.

  Местные  налоги и сборы являются базовым  источником для формирования  отдельных региональных (местных)  бюджетов. Реальное соотношение  всех источников в формировании  отдельных региональных (местных)  бюджетов определяется функциями  региональных (местных) органов управления, потенциальными возможностями получения  дохода за счет местных налогов,  а также возможностями вышестоящих  органов власти финансировать  нижестоящие региональные (местные)  бюджеты. 

Поступления из вышестоящих бюджетов осуществляются в случае недостатка собственных  финансовых ресурсов для формирования региональных (местных) бюджетов необходимых  для финансирования местных мероприятий  или региональных разделов государственных  программ, например, развития дорог, здравоохранения, охраны окружающей среды.

Поступления из вышестоящих бюджетов осуществляются в виде отчислений от суммы отдельных  налогов, мобилизируемых на территории, а также дотаций и субвенций и могут составлять до 60% доходной части региональных (местных) бюджетов.

Неналоговые доходы региональных (местных) бюджетов:

  • доходы от предприятий, находящихся в муниципальной собственности,
  • арендные доходы,
  • денежные сборы,
  • штрафы,
  • пошлины,
  • добровольные взносы предприятий и населения.

  Удельный  вес неналоговых доходов в  финансах региональных (местных)  бюджетов составляет от 10 до 30 % общих  доходов бюджета.

Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

К налоговым  доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах федеральных налогов  и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных  налогов, а также пеней и штрафов  по ним.

В соответствии со ст. 56 Бюджетного Кодекса РФ, бюджеты  субъектов РФ подлежат зачислению налоговые  доходы от следующих региональных налогов:

· налога на имущество  организаций - по нормативу 100%;

· налога на игорный  бизнес - по нормативу 100%;

· транспортного  налога - по нормативу 100%.

    Налоговые доходы от региональных налогов, установленных  органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые  доходы от региональных налогов, установленных  органами государственной власти автономного  округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа.

В бюджеты субъектов  Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих  федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;
  • налога на доходы физических лиц - по нормативу 80 процентов;налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья и спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов; на алкогольную продукцию и пиво - по нормативу 100 процентов;

Зачисление в  бюджеты субъектов Российской Федерации  налоговых доходов от акцизов  на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением  вин) и алкогольную продукцию  с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, осуществляется по следующим нормативам:\

40% доходов зачисляется  в бюджет субъекта Российской  Федерации по месту производства  алкогольной продукции

60 % - распределяется  между бюджетами субъектов Российской  Федерации по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период

  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 100 процентов;

    РАЗЛИЧНЫЕПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

  • налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
 
  • сбора за пользование объектами водных биологических  ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 80 процентов;
  • сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;
  • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
  • налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
  • минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
  • единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;
  • государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:
  • по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий;
  • за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;
  • за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;
  • за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов;
  • за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с государственной аккредитацией образовательных учреждений, осуществляемой в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проставлению апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
  • за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

Информация о работе Доходы и расходы регионального бюджета