Сущность и содержание бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.

Оглавление

Введение 2
1. Экономическая сущность и содержание бюджета 4
1.1 доходы и расходы государственного бюджета 6
1.2 профицит и дефицит бюджета 9
2. Структура бюджетной системы РФ 11
3. Функции бюджета 14
4. Государственный бюджет как основной элемент финансовой системы 17
Заключение 21
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Эк. теория (курсовая).docx

— 47.97 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение    2

    1. Экономическая сущность и содержание бюджета  4
    1. доходы и расходы государственного бюджета  6
    1. профицит и дефицит бюджета  9
    1. Структура бюджетной системы РФ 11
    2. Функции бюджета 14
    3. Государственный бюджет как основной элемент финансовой системы 17

    Заключение 21

    Список литературы 24

 

Введение

    Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

    Бюджет, денежное обращение – это зеркало  государства, барометр его экономического и социального состояния и  политического положения. И как бы ни доказывали  сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

    В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать  влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

    Бюджетная система государства, являясь инфраструктурой  экономического базиса, подвержена его  влиянию. Изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы  и корректировке ее функций.

    Бюджет  – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления.

    Бюджет  представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом  с помощью налогов и расходуемый  государством для решения своих  задач. Концентрируемые в руках  государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой  его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

     В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия  на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и  расширения основного капитала и  т. п.

    Формы государственного вмешательства в  экономику различны. Среди них: государственные  капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления.

    Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. 

 

  1. Экономическая сущность и содержание бюджета

    В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе  политики. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  ее состав – государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Бюджет  – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

    Бюджет  и государственная бюджетная  система в целом являются совокупностью  экономических отношений, возникающих  в процессе распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта. Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета  и бюджетной системы следует  рассматривать прежде всего на основе развития и совершенствования экономических  отношений, которые выступают в  количественной и качественной форме  доходов и расходов.

    Валовый внутренний продукт – обобщающий макроэкономический показатель, отражающий суммарную рыночную стоимость конечных продуктов и услуг, произведенных на территории страны, не зависимо от национальной принадлежности функционирующих в ее экономики юридических и физических лиц за определенный период времени.

    В современных условиях бюджет  - не только единственный плановый документ, утверждаемый в качестве закона, но и основа, вокруг которой организуется система финансового хозяйствования в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

    С помощью государственного бюджета  государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических  задач, т.е для выполнения государством возложенных на него функций.

      Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства,  дает органам власти реальную  экономическую возможность осуществления  властных полномочий. Бюджет отражает  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и определяет  тем самым налоговую политику  в стране. Бюджет фиксирует конкретные  направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

    В то же время бюджет правомерно рассматривать  как экономическую категорию, которая  выражает определенные экономические  отношения. Бюджет – категория, свойственная различным отношениям. Его возникновение  и развитие связано с зарождением  и формированием государства. Государство  использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения  как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

    С помощью государственного бюджета  государственные власти мобилизуют финансовые ресурсы для выполнения возложенных на них задач.

    Бюджет  выполняет следующие  задачи:

    • перераспределение ВВП;

    • государственное регулирование  и стимулирование экономики;

    • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

    • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

    Государственный бюджет - эффективный инструмент, посредством  которого выполняется регулирование  экономики страны.

1.1. Доходы и расходы государственного бюджета

 

    Доходы  бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

    В процессе образования доходов бюджета  происходит принудительное изъятие  в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного  производства. На этой основе возникают  финансовые взаимоотношения государства  с налогоплательщиком.

    Доходы  бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и  др. но вместе с  тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель – формирование доходной части  бюджетов разных уровней. Им свойственны  денежная форма и обезличенность.

    Доходы  бюджета могут носить налоговый и не налоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды, и т.д.), а также накопления.

     Основной  статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены  в различных нормативных актах, в частности, в Законе "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации". Так, следующие основные налоги являются федеральным:

     а) налог на добавленную стоимость;

     б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

     в) налог на операции с ценными бумагами;

     г) таможенная пошлина;

     д) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

     ж) платежи за пользование природными ресурсами;

     з) налог на прибыль предприятий  и организаций;

     и) налоги, служащие источниками образования  дорожных фондов;

     к) гербовый сбор;

     л) государственная пошлина;

     м) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и  словосочетаний;

     н) налог на покупку иностранных  денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

     о) налог на доходы (дивиденды, проценты и др.). 

    Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

    Структура бюджетных доходов подвижна и  во многом определяется конкретными  экономическими условиями. Например, в  странах с высоки уровнем жизни  основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а странах  с низким уровнем жизни – косвенные  налоги и налоги с юридических  лиц. 

    Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

    Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов государственного бюджета являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно, и расходная часть госбюджета в экономическом регулировании.

    Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели – организации производственной и не производственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

     Расходы бюджета, предусмотренные бюджетной  классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

     К бюджету текущих расходов относятся  расходы на текущее содержание и  капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных  учреждений, учреждений здравоохранения  и социального обеспечения, науки  и культуры, физической культуры и  спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы  развития. К бюджету развития относятся  ассигнования на инновационную и  инвестиционную деятельность, связанную  с капитальными вложениями в социально-экономическое  развитие, на собственные экологические  программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство.

Информация о работе Сущность и содержание бюджета