Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:11, курсовая работа
Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.
Введение 2
1. Экономическая сущность и содержание бюджета 4
1.1 доходы и расходы государственного бюджета 6
1.2 профицит и дефицит бюджета 9
2. Структура бюджетной системы РФ 11
3. Функции бюджета 14
4. Государственный бюджет как основной элемент финансовой системы 17
Заключение 21
Список литературы 24
При
недостаточности бюджетных
В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета.
Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком.
Профицит бюджета – это превышение доходов федерального правительства над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный избыток и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный избыток и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный избыток, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.
Профицит
бюджета при допущении полной
занятости – это такой избыток
бюджета, который может образоваться
в случае, если экономика находится
в состоянии полной занятости. Это
важное понятие и лучший метод
управления фискальной политикой, чем
метод предусматривающий
Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.
В
экономических системах с фиксированным
количеством денег в обращении
правительство располагает лишь
двумя традиционными способами
покрытия дефицита бюджета – это
государственные займы и
Бюджетный дефицит относится к так называемым «отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.
Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Консолидированный бюджет РФ (т.е. свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и бюджеты государственных внебюджетных фондов составляют, так называемый, бюджет расширенного правительства.
В унитарных государствах существует два звена бюджетной системы (государственный бюджет и местные бюджеты), в федеральных три звена (так, в Российской Федерации это еще и бюджеты субъектов РФ).
Структура бюджетной системы Российской Федерации закреплена в ст. 10 Бюджетного кодекса РФ и включает:
- бюджеты муниципальных районов;
- бюджеты
городских округов, бюджеты
Для исполнения своих функций каждый уровень государственной власти осуществляет расходы и соответственно должен иметь свои доходные источники, поэтому каждый уровень власти имеет свой собственный бюджет.
Федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, из которого финансируются общегосударственные программы. Федеральный бюджет принимается государственной Думой, одобряется Президентом РФ и Советом федерации, за его исполнением следят Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ.
Каждый
регион (субъект РФ) принимает и
исполняет свой собственный бюджет
для того, чтобы обеспечить выполнение
государственных функций на своей
территории. В бюджетном процессе
на региональном уровне принимают участие
законодательные и
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Кроме
федерального и регионального уровней
власти на всей территории Российской
Федерации в муниципальных
В бюджетной системе РФ вне федерального бюджета субъектов РФ существуют также такие формы образования и расходования денежных средств как государственные внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан РФ на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации существует три таких фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные фонды).
Хотя
бюджеты различного уровня самостоятельны,
они не изолированы друг от друга.
Между ними происходит передача средств
от одного бюджета другому - так называемые
межбюджетные трансферты. Межбюджетные
отношения отражают структуру взаимоотношений,
сложившуюся между
Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет не утверждается законодательными органами. Это статистический свод бюджетных показателей, которые характеризуют доходы и расходы – источники поступления средств и направления их использования по территории в целом и отдельным субъектам РФ. Консолидированные бюджеты необходимы:
А) для бюджетного планирования (нормативы отчислений в ниже стоящие бюджеты);
Б) при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны;
В)
при расчетах характеризующих различные
виды обеспеченности жителей страны,
территорий.
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, поэтому им присуща денежная форма и основные функции финансов.
Основные функции бюджета:
■ образование бюджетного фонда – доходы бюджета;
■ использование бюджетного фонда – расходы бюджета;
■
контроль за образованием и использованием
бюджетных фондов.
Функция образования бюджетного фонда. Образование бюджетного фонда выполняют доходы бюджета, которые включают следующие доходы.
- доходы
от использования, продажи или
другого возмездного
- доходы
от платных услуг, оказываемых
соответствующими органами
- штрафы,
конфискации, компенсации и
- иные
не налоговые доходы ( в доходах
федерального бюджета
3.
безвозмездные и безвозвратные
перечисления в виде
Структура бюджетных доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны.
Функция использования бюджетного фонда. Использование бюджетного фонда выполняют конкретные целевые расходы бюджета, предусмотренные Бюджетной классификацией РФ.
Использование
бюджетного фонда включает две составляющие
– текущие и капитальные
Контроль за образованием и использованием денежных средств.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.
Бюджет
фиксирует основные направления
расходования средств, перераспределения
национального дохода и внутреннего
валового продукта, что позволяет
ему выступать в качестве эффективного
регулятора экономики и социальных
процессов.
Принципы составления государственного бюджета.
В процессе развития выработались четыре принципа, которым должен соответствовать бюджет:
- полнота;
- единство;
- реальность (правдивость);
- гласность.
Под полнотой бюджета понимается включение в бюджет полностью всех доходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают бюджет брутто и бюджет нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы государства и валовые расходы, в бюджет нетто – только чистые доходы и расходы. Например, расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.
Единство бюджета заключается как в единообразном порядке, так и в единой бюджетной документации. Должен быть один бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой.