Сущность и содержание бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.

Оглавление

Введение 2
1. Экономическая сущность и содержание бюджета 4
1.1 доходы и расходы государственного бюджета 6
1.2 профицит и дефицит бюджета 9
2. Структура бюджетной системы РФ 11
3. Функции бюджета 14
4. Государственный бюджет как основной элемент финансовой системы 17
Заключение 21
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Эк. теория (курсовая).docx

— 47.97 Кб (Скачать)

     При недостаточности бюджетных средств  для покрытия расходов, превышающих  минимальный бюджет, или в случаях  временных финансовых затруднений  в процессе исполнения утвержденного  бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также  выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей  суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его  расходов устанавливается законами Российской Федерации. 

    1.2. Профицит и дефицит бюджета.

 

     В любом бюджете доходы и расходы  должны быть сбалансированы. Когда  расходы бюджета превышают его  доходы, образуется отрицательное бюджетное  сальдо, или дефицит бюджета.

     Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Если расходы  больше доходов, то правительство  сталкивается с бюджетным  дефицитом. Противоположная  ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным  профицитом, или излишком.

     Профицит  бюджета – это превышение доходов федерального правительства над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный избыток и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный избыток и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный избыток, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

     Профицит  бюджета при допущении полной занятости – это такой избыток  бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится  в состоянии полной занятости. Это  важное понятие и лучший метод  управления фискальной политикой, чем  метод предусматривающий простой  учет бюджетного избытка и бюджетного дефицита при любом уровне экономической  активности. Бюджетный профицит при  допущении полной занятости предусматривает  средства оценки политики, не зависящие  от конкретного состояния цикла  деловой активности. Применяя такой  подход, вырабатывающие политику могут  оценивать уровень избытка или  дефицита, вызванного фискальной политикой  в условиях полной занятости.

     Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.

     В экономических системах с фиксированным  количеством денег в обращении  правительство располагает лишь двумя традиционными способами  покрытия дефицита бюджета – это  государственные займы и усиление налогообложения. Для экономических  систем с нефиксированным количеством  денег есть и третий способ –  это печатанье денег. 

     Бюджетный дефицит относится к так называемым «отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.

 

    2.Структура бюджетной системы РФ

 

     Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных  бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных  внебюджетных фондов. Консолидированный  бюджет РФ (т.е. свод федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ) и бюджеты  государственных внебюджетных фондов составляют, так называемый, бюджет расширенного правительства.

     В унитарных государствах существует два звена бюджетной системы (государственный  бюджет и местные бюджеты), в федеральных  три звена (так, в Российской Федерации  это еще и бюджеты субъектов  РФ).

     Структура бюджетной системы Российской Федерации  закреплена в ст. 10 Бюджетного кодекса  РФ и включает:

  1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. Бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. Местные бюджеты, в том числе:

    - бюджеты  муниципальных районов;

    - бюджеты  городских округов, бюджеты внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы  и Санкт-Петербурга.

     Для исполнения своих функций каждый уровень государственной власти осуществляет расходы и соответственно должен иметь свои доходные источники, поэтому каждый уровень власти имеет  свой собственный бюджет.

     Федеральные органы власти формируют и исполняют  федеральный бюджет, из которого финансируются  общегосударственные программы. Федеральный бюджет принимается государственной Думой, одобряется Президентом РФ и Советом федерации, за его исполнением следят Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ.

     Каждый  регион (субъект РФ) принимает и  исполняет свой собственный бюджет для того, чтобы обеспечить выполнение государственных функций на своей  территории. В бюджетном процессе на региональном уровне принимают участие  законодательные и исполнительные органы власти региона. В бюджетную  систему РФ входят 89 бюджетов субъектов  РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 1 бюджет автономной области; 10 бюджетов автономных округов и 2 бюджета городов  федерального значения.

     Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов  РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

     Кроме федерального и регионального уровней  власти на всей территории Российской Федерации в муниципальных образованиях осуществляется местное самоуправление. Муниципальными образованиями в  Российской Федерации считаются  муниципальные районы (несколько  поселений, объединенных общей территорией), городские округа (город, не входящий в состав муниципального района), городские  и сельские поселения (так называемый второй уровень местного самоуправления), а также внутригородские территории городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). Муниципальные  образования имеют свои бюджеты, предназначенные для выполнения задач местного самоуправления.

     В бюджетной системе РФ вне федерального бюджета субъектов РФ существуют также такие формы образования  и расходования денежных средств как государственные внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан РФ на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации существует три таких фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные фонды).

     Хотя  бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними происходит передача средств  от одного бюджета другому - так называемые межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и  органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения  средств между бюджетами.

     Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет не утверждается законодательными органами. Это статистический свод бюджетных показателей, которые характеризуют доходы и расходы – источники поступления средств и направления их использования по территории в целом и отдельным субъектам РФ. Консолидированные бюджеты необходимы:

     А) для бюджетного планирования (нормативы  отчислений в ниже стоящие бюджеты);

     Б) при анализе формирования и использования  централизованного финансового  фонда страны;

     В) при расчетах характеризующих различные  виды обеспеченности жителей страны, территорий. 

 

  1. Функции бюджета

      Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, поэтому им присуща денежная форма и основные функции финансов.

    Основные  функции бюджета:

    ■ образование бюджетного фонда –  доходы бюджета;

    ■ использование бюджетного фонда  – расходы бюджета;

    ■ контроль за образованием и использованием бюджетных фондов. 

    Функция образования бюджетного фонда. Образование бюджетного фонда выполняют доходы бюджета, которые включают следующие доходы.

  1. Налоговые доходы, к которым относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, пени, штрафы, таможенные пошлины и иные таможенные платежи, государственная пошлина.
  2. Не налоговые доходы, в состав которых входят:

- доходы  от использования, продажи или  другого возмездного отчуждения  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

- доходы  от платных услуг, оказываемых  соответствующими органами власти, а также бюджетными учреждениями;

- штрафы, конфискации, компенсации и иные  суммы принудительного изъятия;

- иные  не налоговые доходы ( в доходах  федерального бюджета учитывается  прибыль Центрального банка РФ, доходы от внешнеэкономической  деятельности и от реализации  государственных запасов и резервов);

    3. безвозмездные и безвозвратные  перечисления в виде финансовой  помощи (дотаций, субсидий) и субвенций,  полученных от бюджета и других  уровней бюджетной системы.

    Структура бюджетных доходов непостоянна  и зависит от конкретных экономических  условий развития страны.

    Функция использования бюджетного фонда. Использование бюджетного фонда выполняют конкретные целевые расходы бюджета, предусмотренные Бюджетной классификацией РФ.

    Использование бюджетного фонда включает две составляющие – текущие и капитальные расходы  бюджетов.

      Контроль за образованием  и использованием  денежных средств. 

    Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  определяет тем самым налоговую  политику в стране.

     Бюджет  фиксирует основные направления  расходования средств, перераспределения  национального дохода и внутреннего  валового продукта, что позволяет  ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов.  

     Принципы  составления государственного бюджета.

     В процессе развития выработались четыре принципа, которым должен соответствовать  бюджет:

     - полнота;

     - единство;

     - реальность (правдивость);

     - гласность.

     Под полнотой бюджета понимается включение в бюджет полностью всех доходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают бюджет брутто и бюджет нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы государства и валовые расходы, в бюджет нетто – только чистые доходы и расходы. Например, расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.

     Единство  бюджета заключается как в единообразном порядке, так и в единой бюджетной документации. Должен быть один бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой.

Информация о работе Сущность и содержание бюджета