Сущность и содержание бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.

Оглавление

Введение 2
1. Экономическая сущность и содержание бюджета 4
1.1 доходы и расходы государственного бюджета 6
1.2 профицит и дефицит бюджета 9
2. Структура бюджетной системы РФ 11
3. Функции бюджета 14
4. Государственный бюджет как основной элемент финансовой системы 17
Заключение 21
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Эк. теория (курсовая).docx

— 47.97 Кб (Скачать)

     Правдивость (реальность) бюджета предполагает, что все суммы доходов и расходов бюджета должны быть обоснованы и правильны.

     Гласность бюджета  предполагает открытое обсуждение бюджета и утверждение его законодательным органом страны.

 

    4. Государственный бюджет как основной элемент финансовой системы

 

     Бюджет  является важным звеном финансовой системы  страны. Отражая содержание процессов  производства и распределения общественного  продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую  форму образования и использования  основного централизованного фонда  денежных средств государства.

     В бюджете ежегодно централизуется часть  денежных доходов предприятий и  населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций  государства. За счет бюджетных средств  удовлетворяются общегосударственные  потребности, финансируются отдельные  сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и  безопасности государства, фундаментальная  науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение  культуру и искусство.

     Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В  странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как  бы двух ярусное построение – государственный  и местные бюджеты. В странах  с федеративным государственным  устройством имеется промежуточное  звено – бюджет штатов, земель и  соответствующих им административных образований.

     Роль  государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в  первую очередь тем, что с помощью  государственною бюджета (расходной  части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта.

     Он  распределяет денежные средства между  различными отраслями национального  хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.

     Государственный бюджет активно воздействует на экономику  в целом, так как он выступает  в качестве бюджета всего национального  хозяйства. Большую роль играет государственный  бюджет в сфере материального  производства выступая в качестве стимулятора  его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных  средств на действующих и вновь  вводимых предприятиях, обеспечение  других расходов позволяет бюджету  включаться в индивидуальный кругооборот  фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности  и равномерности.

     Бюджетные ассигнования в производственной сфере  являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и организаций  этой сферы не имеет собственных  источников доходов и находится  на бюджетном финансировании.

     Расходы государства на просвещение и  здравоохранение, социальное страхование  и социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий  общегосударственного масштаба. Большое  значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы.

     Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство  через бюджет может формировать  окончательные размеры фонда  потребления, влиять на территориальные  пропорции в его использовании.

     Государственный бюджет выполняет следующие функции: распределительную, стимулирующую, социальную, контрольную.

     1. Проявление распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного  распределения и перераспределения является чистый доход, получаемый в обществе. Между тем, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей.

     Распределение и перераспределение денежных средств  происходит между отдельными отраслями  и сферами деятельности, между  отдельными слоями населения, между  некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения  осуществляется формирование различных  фондов денежных ресурсов ¾ государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.

     Распределительная функция бюджета используется также  для вмешательства государства  в процесс общественного производства ¾ регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.

     Существенно, что содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств  между различными подразделениями  общественного производства и слоями населения. Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное) и многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет) перераспределения денежных средств, как бюджет.

     2.Стимулирующая. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. В этом и проявляется стимулирующая функция бюджета.

     3. Социальная. Эта функция состоит в аккумуляции средств в бюджете и использовании их на осуществление социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.

     4. Контрольная. Эта функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

     При формировании государственных доходов  финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных  видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных  пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного  налогообложения, сроками поступления  доходов. При расходовании бюджетных  средств контролируются эффективность  их использования, их соответствие целевому назначению.

     Финансовый  контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного  общественного продукта и национального  дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального  дохода.

    Заключение

     Бюджет, занимающий центральное положение  в финансовой системе страны и  являющийся главной составляющей государственных  финансов, - неотъемлемый атрибут государства. Это не только финансовая основа осуществления  функций органов государственной  власти, но и основа его суверенитета.

     Государственный бюджет - это финансовая программа  деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

     Основное  назначение бюджета заключается  в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства  и использовать их для финансирования различных программ.

     Бюджет  является одновременно и правовой, и экономической категорией. В  современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования  экономики, играет активную роль в обеспечении  ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства  в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому  бюджет объективно необходим каждому  государству для выполнения возложенных  на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные  налоги, займы, расходы на государственное  управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе  и сохраняются в наши дни.

     Оценка  состояния государственных финансов определяется соотношением доходов  и расходов государственного бюджета.

     В том случае, когда расходы по размеру  равны доходам, имеет место баланс бюджета. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением  расходов бюджета над его доходами. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.

     В целом, основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:

  • увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов;
  • циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики;
  • дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
  • дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность ее финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;
  • сокращение налогов в целях стимулирования экономики;
  • повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате: увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение; увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).

     Государственный долг - это сумма непогашенных дефицитов  госбюджетов, накопленная за все  время существования страны.

       Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства,  главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической  власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую  и политическую власть. С одной  стороны, бюджет, являясь всего  лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых  другой, выполняет довольно утилитарную  функцию - фиксирует избранный  государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по  отношению к осуществляемой властью  экономической политике является  производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

     Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе.

 

Список  литературы

  1. Годин А.М, Горегляд В.П., Подпорина И.В. «Бюджетная система Российской Федерации": учебник. – М.: «Дашков и К», 2009.
  2. Бюджетная система России: учебник для вузов/ под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  3. Бюджетный кодекс РФ. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008.
  4. Курс экономической теории: учебник для студентов высших учебных заведений / Под общ. ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. – 5-ое исправленное, дополненное и переработанное издание. Киров 2005.
  5. Казначейская система исполнения бюджета в РФ: учебное пособие/ И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач; под ред. проф. И.Г. Акперова. –М.: КНОРУС, 2009.
  6. Экономическая теория: учебник под ред. Е.Н. Лобачевой.- 2-е издание, перераб. и доп.- М.: Высшее образование, 2008.

Информация о работе Сущность и содержание бюджета