Педагогическое мастерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 09:02, реферат

Краткое описание

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением. Педагогика прошла огромный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике педагогика - это искусство обучения и воспитания многих поколений людей.

Оглавление

1. Педагогическое мастерство .
2. Профессиональные знания
3. Педагогическая техника
4. Понятие педагогического общения, его функции и структура
5. Специфические особенности педагогической речи.
6. Внешний вид педагога.
7. Педагогическая техника
8. Культура речи
9. Формирование артистизма
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.70 Кб (Скачать)

Введение

 

1. Педагогическое мастерство .

2. Профессиональные знания

3. Педагогическая техника

4. Понятие педагогического общения, его функции и структура

5. Специфические особенности педагогической речи.

6. Внешний вид педагога.

7. Педагогическая техника

8. Культура речи 
9. Формирование артистизма

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Педагогика - это наука, изучающая  закономерности передачи социального  опыта старшим поколением и активного  его усвоения младшим поколением. Педагогика прошла огромный путь поисков  истины, раскрытия закономерностей  обучения, воспитания и превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике педагогика - это искусство  обучения и воспитания многих поколений  людей. Профессия педагога — одна из древнейших в мире, сейчас педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, то есть вопросами воспитания, образования и обучения. Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его  усилий зависит будущее человеческой цивилизации. В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок. Педагогическая деятельность является профессиональной деятельностью педагога. Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогическое действие и профессионально важные умения и качества, необходимые для ее реализации. Давайте рассмотрим подробнее, что же такое педагогическое мастерство и каким должен быть настоящий педагог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Педагогическое мастерство .

 

Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя в постоянном совершенствовании обучения, воспитания и развития человека. Педагог-мастер - это тот учитель, который, осознавая свою ответственность перед обществом, добивается высоких результатов, а педагогическая деятельность - самостоятельный вид человеческой деятельности в которой реализуется из поколения в поколение передача социального, педагогического и культурного опыта, взаимодействие учителя и ученика. Оптимально использует профессиональные средства, отличается индивидуальным стилем деятельности и наиболее полно реализует свой творческий потенциал.

  Что же такое педагогическое мастерство? Каковы его составляющие? Это искусство обучения и воспитания, требующее постоянного совершенствования. Только при соблюдении этого условия педагог может оказывать позитивное нравственное воздействие на личность ученика.

Фундаментом развития профессионального  мастерства учителя выступают его  профессиональные знания. Учитель-мастер хорошо знает свой предмет, его методику, а также основы педагогики и психологии, но при этом продолжает учиться.

Знания и педагогические способности  учителя опираются на педагогическую технику, без которой немыслимы  высокие результаты работы педагога. Учителю необходимо владеть всем: и своим телом, и своим голосом, и своим эмоциональным состоянием, а главное - техникой контактного  взаимодействия с ученическим коллективом  и с каждым учеником в отдельности.

Каждый учитель-мастер отличается индивидуальным стилем работы. Поэтому  обязательный компонент его творческой индивидуальности - артистизм. Без него учителю-словеснику уж точно не обойтись! Здесь важно все: и его тембр  голоса, и его дикция, и как  он читает стихи, и его речевая  культура...

Вот, на мой взгляд, те каноны педагогического  мастерства, которыми должен стремиться овладеть каждый учитель.

  Педагогическая деятельность осуществляется в различных направлениях, а значит, в каждом из них может проявляться и мастерство. Поэтому можно говорить о педагогическом мастерстве в широком смысле, или о мастерстве воспитания, или о мастерстве обучения, или о мастерстве организации и управления учебно-воспитательным процессом.

 «Мастерство педагогическое  – высокое и постоянно совершенствуемое  искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему  по призванию и любящему детей». Можно ли научить педагога  мастерству? Научить можно основам  педагогического мастерства, мастерство  же – высокий уровень деятельности, осуществляемой на этих основах  личностью. Без основ педагогическое  мастерство невозможно. Как исключение  возможен вариант, когда, например, личностные аспекты настолько  сильны, что они достаточно быстро  ведут к педагогическому мастерству  при временном отставании в  развитии других аспектов.

  Основы педагогического  мастерства могут быть сформированы  у педагога, но он не использует  их в педагогической работе  по каким-либо причинам постоянно  или не применяет в отдельных  случаях. Например, плохое настроение, какие-то личные переживания, с которыми не может справиться преподаватель, могут наложить настолько сильное отрицательное воздействие на его деятельность, что он проводит учебное занятие на низком уровне, несмотря на наличие у него всех основ педагогического мастерства.

Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности педагога.

Одним из важнейших критериев педагогического  мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной  успеваемости школьников и таком  же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет  учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах  тех учеников, которых принято  считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

 

                                      2. Профессиональные знания

 

Фундаментальная основа педагогического мастерства – профессиональные знания. Знания преподавателя обращены, с одной стороны, к науке, предмету, который он преподает, с другой, – к учащимся, которые приобретают их. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Важной особенностью профессионального педагогического знания является его комплексность, что требует от преподавателя способность синтезировать изучаемые науки.

 

                                   3. Педагогическая техника

 

Педагогическая техника  включает в себя две группы умений – умения управлять собой и умения взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Первая группа умений – владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи. Вторая – дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия и др.

Сегодня гораздо чаще, чем хотелось бы, внешний облик педагога не может способствовать в достижении воспитательных целей: плохая осанка, некрасивая походка, невыразительный взгляд, нелепые жесты. То же и в речи: плохая дикция, монотонность, однообразие интонаций, то еле слышный, то пронзительный голос. Содержание педагогической техники с течением времени меняется, но при любом подходе сохраняются основные элементы: умение педагогического общения; техника и культура речи (голос, дыхание, дикция, грамотность, интонационная окраска); выразительный показ чувств и отношений (мимика, пантомимика, внешний облик); профессиональная само регуляция педагогом своего психического состояния (самоконтроль, выдержка).

Для овладения педагогической техникой педагог должен, прежде всего, глубоко и всесторонне знать свою личность, осознавать особенности своего взаимодействия с другими людьми, уметь видеть и слышать себя со стороны.

 

       4. Понятие педагогического общения, его функции и структура

 

Педагогическое общение  – это профессиональное общение  преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Общение – процесс двусторонний. Если для педагога общение – это вид профессиональной деятельности, то для учащихся – вид жизнедеятельности. Отсюда и очевидная разница позиций педагога и ребёнка в общении. Ребёнок живет, как ему живётся, и общение с педагогами, родителями, сверстниками – часть его жизни. Педагог, общаясь с детьми, работает, и это значит, что он должен всегда отдавать себе отчёт в том, что происходит между ним и его учениками. Участвуя в общении, педагог всегда должен быть как бы и вне его: наблюдать, анализировать, принимать решения, находить оптимальные способы его осуществления. Неправильно построенное педагогическое общение может вызвать: страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности и речи. Снижается желание думать самостоятельно, появляется комфортность поведения, устойчивое негативное отношение к педагогу и предмету.

 

                  5. Специфические особенности педагогической речи.

 

Речь педагога должна обеспечивать выполнение задач обучения и воспитания. Именно поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные педагогические требования. Учитель несет ответственность за её последствия. Поэтому речь педагога рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства. Выражение «речь учителя» («педагогическая речь»), как правило, употребляют, говоря об устной речи, под которой подразумевается как сам процесс говорения, создание устных высказываний, так и результат этого процесса (устные высказывания).

Понятие «педагогическая  речь» включает в себя «культуру  речи» и «технику речи». Под «культурой речи» понимают не только её «правильность» и «языковую нормативность», но также навыки поиска, отбора и сознательного применения в живом речевом общении языковых средств, необходимых для данного конкретного случая. С.И. Ожегов считал, что высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка, но ещё и в умении найти как точное средство для выражения своей мысли, так и наиболее доходчивое (наиболее выразительное) уместное (самое подходящее для данного случая, стилистически оправданное). С выражением «культура речи» тесно связано понятие «коммуникативное поведение учителя». Для характеристики коммуникативного поведения значимы такие моменты, как тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к ученикам, характер мимики и жестов. К сожалению, за последние десятилетия в общественном сознании прочно укрепились такие стереотипы речи и коммуникативного поведения педагога: обязательно громкий голос, азидательный тон, безапелляционность оценок и замечаний, авторитарная манера предъявления требований. Появились даже выражения «говорить учительским тоном», «железные нотки учительского голоса». Отношение окружающих к этому либо резко отрицательное, либо ироническое. Распространение получили и «образцы» не всегда правильной, неубедительной речи педагога. Педагогическая речь – это чаще всего публичная речь, и ее особенности связаны с тем, что педагог обращается ко всему классу, аудитории управляя вниманием и восприятием целого коллектива.

 

                                         6. Внешний вид педагога.

 

Внешний вид педагога должен быть эстетически выразительным. Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней. И прическа, и костюм, и украшения в одежде преподавателя всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи - эффективному воздействию на формирование личности воспитанника. Имея право на украшение в одежде, косметику,

учитель во всем должен проявлять  чувство меры и понимание обстановки. Эстетическая выразительность воспитателя сказывается и в том, насколько приветливое у него выражение лица, в собранности, сдержанности в движениях, в скупом, оправданном жесте, в осанке и походке.

Педагог –  не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в  человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально  обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность  и социальная активность; любовь к  детям, потребность и способность  отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

 А.С. Макаренко, утверждал, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная. Педагогическое мастерство – это сплав личностных и профессиональных качеств. Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных.  
Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление, определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.  
Педагогика много веков развивалась преимущественно как наука нормативная и представляла собой собирание более или менее полезных практических рекомендаций и правил воспитания и обучения.  
 
Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи не решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга   

Информация о работе Педагогическое мастерство