Педагогическое мастерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 09:02, реферат

Краткое описание

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением. Педагогика прошла огромный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике педагогика - это искусство обучения и воспитания многих поколений людей.

Оглавление

1. Педагогическое мастерство .
2. Профессиональные знания
3. Педагогическая техника
4. Понятие педагогического общения, его функции и структура
5. Специфические особенности педагогической речи.
6. Внешний вид педагога.
7. Педагогическая техника
8. Культура речи
9. Формирование артистизма
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.70 Кб (Скачать)

  Более прогрессивным представляется понимание педагогического мастерства как системы с позиций личностно - деятельностного подхода. Н.Н. Тарасевич, рассматривая педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к числу важнейших относит гуманистическую направленность личности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику. Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий. Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав знаний и направленности личности; важным условием его успешности - способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности, - умения в области педагогической техники  

                                         

                                   7. Педагогическая техника 

Особое место  в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, управлять их вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др.  
  Владение основами педагогической техники - необходимое условие овладения технологией общения. А. С. Макаренко писал: "Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15 - 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно". Из этого признания А. С. Макаренко очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из важнейших воспитательных средств. 

Особенности умений и навыков педагогической техники  состоят в том, что они проявляются  только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога. 

Учитель может стать  профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим  на себя ответственность за результаты своей работы. В реальной практике именно во владении педагогической техникой выражается мастерство и профессионализм  учителя. Выделяют такие компоненты педагогической техники:

1)             Умение управлять собой: владение эмоциональным состоянием, физическое здоровье, социальная чувствительность, техника речи.

2)             Умение взаимодействовать с личностью: организаторские, коммуникативные и оценочные умения.

 

 

 
8. Культура речи 
 
Необходимая в деятельности учителя культура речи - это правильная дикция, поставленный голос, правильное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. "Не может быть хорошим воспитатель, - писал А. С. Макаренко, - который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение.  
 
А. С. Макаренко подчеркивал необходимость владения словом: "Я убежден, - писал он, - что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много ошибок в организационных формах потому, что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно конечно же нам учиться".  
Если все многообразие умений и навыков педагогической техники свести в группы, то структура этого важного компонента мастерства учителя может быть выражена следующими наиболее общими умениями: речевые умения, умения мимической и пантомимической выразительности, умения управления своим психическим состоянием и поддержания эмоционально-творческого напряжения, актерско-режиссерские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.  
 

                                        9. Формирование артистизма

Сфера педагогического труда относится  к такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения, через которое  осуществляется реализация задач обучения и воспитания. В этой связи важно  овладение педагогом высшего  мастерства общения -педагогическим артистизмом.

Педагогический артистизм - это  деятельность, поднятая до уровня искусства, высший уровень совершенства в работе педагогов, когда деятельность поднимается  на желанную духовную высоту.

  Актерское мастерство педагога - это решение различных педагогических задач, успешная эмоционально насыщенная организация учебно-воспитательного процесса и получения соответствующих результатов, ее суть в определенных профессиональных и личностных качеств, которые порождают эту деятельность и обеспечивают ее эффективность.  Формирование артистизма - основа профессионального педагогического мастерства. Поэтому настоящий педагог должен быть в постоянном творческом порыве оптимизации как профессионального так и личностного потенциала. Только педагог-творец, ратующий за кардинальные преобразования в образовании, овладевает высшим педагогическим мастерством - артистизмом, достигая высот в своей педагогической деятельности.

  Мастерство учителя напрямую связано с его творчеством, где большую роль играют интуиция, вдохновение, талант педагога. Важнейшим условием роста мастерства является творческая, основанная на непрерывном совершенствовании педагогическая деятельность. Решающее значение в становлении мастерства имеет то ближайшее окружение, в которое попадает педагог: и микроклимат коллектива, и идеи, которыми он живет, и его традиции.

  Педагог-мастер - это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.

  Проявление мастерства заключается в успешном решении профессионально-педагогических задач и высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. Одним из проявлений педагогического профессионального мастерства является артистизм педагога. Артистизм и мастерство - категории одного порядка, тесно взаимосвязанные между собой. В связи с этим, интерес исследователей к проблеме обучения будущих учителей в педагогических вузах средствами театрального искусства, в последнее десятилетие значительно вырос. Так, Б.Т. Лихачев полагает, что педагогическое мастерство является частью педагогического искусства и выражается в современном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.

Каждый, кто выбирает профессию  педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, то есть за детей.

А.С.Макаренко утверждал,  что ученики простят своим учителям и строгость,  и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. "Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации".

 

 Не каждый и не  сразу  становится мастером.  У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных. 
В педагогике общеизвестен закон: мы не можем передать нашим воспитанникам более того, что имеем и чем владеем сами.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. (В. Ключевский) 
 

                                        Эстрадная студия

 

Я хочу привести вам  пример из своей педагогической деятельности. Я работаю руководителем вокальной - эстрадной студии. Эстрадное пение, благодаря своему многообразию стилей и жанров, является популярным и доступным видом музыкального искусства. Задача Моей музыкальной студии развить художественный вкус у участников и расширить кругозор, знакомясь с музыкальными образами российской и зарубежной музыки; научить, самостоятельно работать над репертуаром, развить вокальную технику, специфические вокальные приемы, характерные для различных жанров популярной музыки.

Одной из важнейших задач предмета, который я преподаю, является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя.         Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу.

 

На каждом теоретическом  и практическом занятии я стараюсь индивидуально подходить к каждому  воспитаннику. Стараюсь на своем примере, исходя из своего опыта вокалиста, научить  детей не допускать моих ошибок. Тем самым ставлю себя и своих  учеников на одну ступень, что позволяет  нам доверять друг другу.

 А в итоге  на различных конкурсах и фестивалях  мы имеем только положительные  результаты.

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти  слова одного из самых замечательных  педагогических деятелей современности - В. А. Сухомлинского. Он считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера ученика в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо педагогу, то что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта. 

 

 

Обучать - нелегкая задача, 
Научить - задачка посложней. 
Только тот учитель настоящий, 
Кто легко справляется и с ней. 
Он, конечно, без сомненья мастер. 
Он, конечно, чудо-педагог! 
Тот, кто не приемлет лжи и фальши, 
Тот, кто в жизни каждому помог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Педагог - это не профессия, это призвание. И только те, кому дано это призвание, могут научиться  настоящему педагогическому мастерству.

  Я считаю, что педагог XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, а это  значит, что он должен быть идеальным психологом. Профессиональный учитель – это пример хорошо образованного человека, обладающего теми достоинствами, которые он хочет воспитать в своих учениках: любознательность, честность, уважение к другим культурам. Кроме того, учитель должен обладать умственными способностями, которые являются основой для интеллектуального роста: умение рассуждать логически, творческое мышление, способность находить разные решения одной и той же задачи, умение экспериментировать. Педагог учится новому в течение всей жизни и вдохновляет своих учеников делать то же самое. Кроме того, он, должен быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. У педагога должна быть развита речь с большим словарным запасом. Что бы добиться успеха в своей деятельности, педагог  должен стать  прежде всего другом, для ученика и человеком, к которому бы все прислушивались, умеющем чувствовать настроение,  предотвращать возникшие конфликты, с уважением относиться к детям и, если это возможно любить их в не зависимости от их нравственных качеств..   Настоящий педагог добрый и имеет чувство юмора, еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке есть частичка солнца, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, ученикам. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников. Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Педагогика нежности – требование нашего времени. Нежное прикосновение к личности ребенка, это главное профессиональное качество «образцового» педагога.

 А. С. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. "Я на опыте пришла к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, и на квалификации".

  Выбирая на своем жизненном  пути профессию педагога, нужно  еще раз задуматься, а под силу  ли будет одолеть преграды  и стать действительно мастером  своего нелегкого, а порой невыносимо  трудного дела?

 

 

 

 

 

Информация о работе Педагогическое мастерство