Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 09:02, реферат
Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением. Педагогика прошла огромный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике педагогика - это искусство обучения и воспитания многих поколений людей.
1. Педагогическое мастерство .
2. Профессиональные знания
3. Педагогическая техника
4. Понятие педагогического общения, его функции и структура
5. Специфические особенности педагогической речи.
6. Внешний вид педагога.
7. Педагогическая техника
8. Культура речи
9. Формирование артистизма
Заключение
Более прогрессивным представляется
понимание педагогического мастерства
как системы с позиций личностно - деятельностного
подхода. Н.Н. Тарасевич, рассматривая
педагогическое мастерство как комплекс
свойств личности, обеспечивающий высокий
уровень самоорганизации профессиональной
деятельности, к числу важнейших относит
гуманистическую направленность личности
учителя, его профессиональные знания,
педагогические способности и педагогическую
технику. Все эти четыре элемента в системе
педагогического мастерства взаимосвязаны,
им свойственно саморазвитие, а не только
рост под воздействием внешних условий.
Основой саморазвития педагогического
мастерства выступает сплав знаний и направленности
личности; важным условием его успешности
- способности; средством, придающим целостность,
связанность направленности и результативности,
- умения в области педагогической техники
Особое место
в структуре мастерства учителя
занимает педагогическая техника.
Это та совокупность умений и навыков,
которые необходимы для эффективного
применения системы методов педагогического
воздействия на отдельных учащихся и коллектив
в целом: умения выбрать правильный стиль
и тон в обращении с воспитанниками, управлять
их вниманием, чувство темпа, навыки управления
и демонстрации своего отношения к поступкам
учащихся и др.
Владение
основами педагогической техники - необходимое
условие овладения технологией общения.
А. С. Макаренко писал: "Я сделался настоящим
мастером только тогда, когда научился
говорить "иди сюда" с 15 - 20 оттенками,
когда научился давать 20 нюансов в постановке
лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся,
что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует
того, что нужно". Из этого признания
А. С. Макаренко очевидно, что особое место
в ряду умений и навыков педагогической
техники занимает развитие речи учителя
как одного из важнейших воспитательных
средств.
Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.
Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы. В реальной практике именно во владении педагогической техникой выражается мастерство и профессионализм учителя. Выделяют такие компоненты педагогической техники:
1) Умение управлять собой: владение эмоциональным состоянием, физическое здоровье, социальная чувствительность, техника речи.
2) Умение взаимодействовать с личностью:
организаторские, коммуникативн
8. Культура речи
Необходимая в деятельности учителя культура
речи - это правильная дикция, поставленный
голос, правильное дыхание и разумное
присоединение к речи мимики и жестикуляции. "Не может быть хорошим
воспитатель, - писал А. С. Макаренко, - который
не владеет мимикой, который не может придать
своему лицу необходимого выражения или
сдержать свое настроение.
А. С. Макаренко подчеркивал
необходимость владения словом: "Я убежден,
- писал он, - что хорошо сказанное детям
деловое, крепкое слово имеет громадное
значение, и, может быть, у нас так много
ошибок в организационных формах потому,
что мы еще и говорить часто с ребятами
по-настоящему не умеем. А нужно уметь
сказать так, чтобы они почувствовали
вашу волю, вашу культуру, вашу личность.
Этому нужно конечно же нам учиться".
Если все многообразие умений
и навыков педагогической техники свести
в группы, то структура этого важного компонента
мастерства учителя может быть выражена
следующими наиболее общими умениями:
речевые умения, умения мимической и пантомимической
выразительности, умения управления своим
психическим состоянием и поддержания
эмоционально-творческого напряжения,
актерско-режиссерские умения, позволяющие
влиять не только на ум, но и на чувства
воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного
отношения к миру.
Актерское мастерство педагога
- это решение различных педагогических
задач, успешная эмоционально насыщенная
организация учебно-воспитательного процесса
и получения соответствующих результатов,
ее суть в определенных профессиональных
и личностных качеств, которые порождают
эту деятельность и обеспечивают ее эффективность. Формирование артистизма - основа
Мастерство учителя напрямую связано с его творчеством, где большую роль играют интуиция, вдохновение, талант педагога. Важнейшим условием роста мастерства является творческая, основанная на непрерывном совершенствовании педагогическая деятельность. Решающее значение в становлении мастерства имеет то ближайшее окружение, в которое попадает педагог: и микроклимат коллектива, и идеи, которыми он живет, и его традиции.
Педагог-мастер - это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.
Проявление мастерства заключается в успешном решении профессионально-педагогических задач и высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. Одним из проявлений педагогического профессионального мастерства является артистизм педагога. Артистизм и мастерство - категории одного порядка, тесно взаимосвязанные между собой. В связи с этим, интерес исследователей к проблеме обучения будущих учителей в педагогических вузах средствами театрального искусства, в последнее десятилетие значительно вырос. Так, Б.Т. Лихачев полагает, что педагогическое мастерство является частью педагогического искусства и выражается в современном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, то есть за детей.
Не каждый и не сразу
становится мастером. У некоторых на это
уходят многие годы. Случается, что отдельные
педагоги, к сожалению, так и остаются
в разряде посредственных.
В педагогике общеизвестен закон: мы не
можем передать нашим воспитанникам более
того, что имеем и чем владеем сами.
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь. (В. Ключевский)
Я хочу привести вам
пример из своей педагогической деятельности.
Я работаю руководителем
Одной из важнейших задач предмета, который я преподаю, является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу.
На каждом теоретическом
и практическом занятии я стараюсь
индивидуально подходить к
А в итоге
на различных конкурсах и
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности - В. А. Сухомлинского. Он считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера ученика в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо педагогу, то что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта.
Обучать - нелегкая
задача,
Научить - задачка посложней.
Только тот учитель настоящий,
Кто легко справляется и с ней.
Он, конечно, без сомненья мастер.
Он, конечно, чудо-педагог!
Тот, кто не приемлет лжи и фальши,
Тот, кто в жизни каждому помог.
Заключение
Я считаю, что педагог XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, а это значит, что он должен быть идеальным психологом. Профессиональный учитель – это пример хорошо образованного человека, обладающего теми достоинствами, которые он хочет воспитать в своих учениках: любознательность, честность, уважение к другим культурам. Кроме того, учитель должен обладать умственными способностями, которые являются основой для интеллектуального роста: умение рассуждать логически, творческое мышление, способность находить разные решения одной и той же задачи, умение экспериментировать. Педагог учится новому в течение всей жизни и вдохновляет своих учеников делать то же самое. Кроме того, он, должен быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. У педагога должна быть развита речь с большим словарным запасом. Что бы добиться успеха в своей деятельности, педагог должен стать прежде всего другом, для ученика и человеком, к которому бы все прислушивались, умеющем чувствовать настроение, предотвращать возникшие конфликты, с уважением относиться к детям и, если это возможно любить их в не зависимости от их нравственных качеств.. Настоящий педагог добрый и имеет чувство юмора, еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке есть частичка солнца, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, ученикам. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников. Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Педагогика нежности – требование нашего времени. Нежное прикосновение к личности ребенка, это главное профессиональное качество «образцового» педагога.
А. С. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. "Я на опыте пришла к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, и на квалификации".