Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:21, курсовая работа
Исторический опыт показывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве, т.к. оно оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСПОДСТВО ИДЕИ ГЛАВЕНСТВА ЗАКОНА В ОЩЕСТВЕ 4
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5
3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕ 9
4. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 13
5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ 19
6. КОНСТИТУЦИЯ 1994 Г. О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени
Франциска Скорины»
Правовое
государство и
пути его формирования
Курсовая
работа
Исполнитель:
слушатель группы
Научный
руководитель:
Гомель
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСПОДСТВО ИДЕИ ГЛАВЕНСТВА ЗАКОНА В ОЩЕСТВЕ 4
2.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ,
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕ 9
4. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 13
5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ 19
6. КОНСТИТУЦИЯ 1994 Г. О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ВВЕДЕНИЕ
«Я вижу близкую гибель того
государства, где закон не
Исторический
опыт показывает, что для своего
существования государство, как
организация, нуждается в праве,
т.к. оно оформляет структуру
Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимые судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Принципиально
важное значение права во внутренней
организации государства
С помощью права определяется также место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением.
Право
выступает существенным свойством
государственной организации
Кроме всего этого в теории государства и права мы сталкиваемся с таким понятием как правовое государство, что в сегодняшних условиях является достаточно интересным и актуальным аспектом в науке и практике.
Таким образом, объектом исследования в представленной курсовой работе являются вопросы правового государства и его принципов, а также соотношения и взаимодействия с гражданским обществом.
В
работе ставятся задачи по изучению и
анализу вопросов, связанных с
характеристикой правового
1. ГОСПОДСТВО ИДЕИ ГЛАВЕНСТВА ЗАКОНА В ОБЩЕСТВЕ
Смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело наоборот.
При частной собственности, заявлял, например, еще в XVI веке известный гуманист, лорд-канцлер английской монархии и автор первого "коммунистического" произведения — "Утопия" Т. Мор, невозможно говорить ни о справедливости, ни о благополучии всего общества, ни о "наилучшем устройстве государства". "При неоднократном и внимательном созерцании ныне процветающих государств, — вещал автор устами своего героя Рафаила Гитлодея, — я могу клятвенно утверждать, что они представляются ни чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах". Они измышляют и изобретают, продолжал автор, всякие способы и хитрости прежде всего для того, чтобы удержать без страха потери то, что "стяжали разными мошенническими хитростями", а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату "работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот". Раз богачи постановили от имени государства, делал вывод автор из своих наблюдений и размышлений, "значит также и от имени бедных соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами" [1, С. 78].
В
основе современных концепций
Суть
концепции правового
Государственно-правовые воззрения Ш.Монтескье.
В своем произведении «Персидские письма» 1721 г., Ш.Монтескье в сатирическом стиле описывает феодально-абсолютистские порядки Франции начала XVIII в. В «Размышлениях о причинах падения римлян» 1734 г., передовые просветительские и антидеспотические идеи Монтескье подкрепляются аргументами и опытом исторических исследований общественной, политической и духовной жизни Древнего Рима. Здесь он делает существенный шаг вперед в историческом понимании явлений действительности, в рационалистическом толковании объективных закономерностей исторического развития. Он стремится обосновать вывод о том, что миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни. [3, с.290]
Главная
тема всей политико-правовой теории Монтескье
и основная ценность, отстаиваемая
в ней,– политическая свобода. К
числу необходимых условий
Подобные взгляды и суждения как и противоположные им по своему характеру подходы многократно встречаются и развиваются и в последующие годы.
Вопросы
верховенства норм права широко обсуждаются
и в наше время. Основная причина такого
внимания к правовому государству заключается
не только в гуманизме самой идеи его возникновения,
но и в поисках путей ее наиболее адекватного
оформления и эффективного осуществления.
2.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ,
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого и ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей: мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. Так, еще в знаменитых диалогах под названием "Государство", "Политик", "Законы" и др. древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась мысль о том, что там, где "закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью", неизбежна "близкая гибель государства". "Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях" [4, C. 8].
Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной "свободой в неразбавленном виде", когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, "где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги".
Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались также в работах "величайшего мыслителя древности", как назвал его К. Маркс, Аристотеля. Именно ему, стоявшему на позициях защитника права индивида, частной собственности как проявления в каждом человеке "естественной любви к самому себе" и развивавшего в противоположность Платону взгляд на государство как на продукт естественного развития, как на высшую форму человеческого общения, охватывающую собой все другие формы (в виде семьи, селения и др.), принадлежат крылатые слова о том, что "Платон мне друг, но больший друг — истина".
Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что "не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Там, где отсутствует "власть закона", делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. "Закон должен властвовать над всем". С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких, как "О государстве", "О законах", "Об обязанностях", а также в многочисленных произведениях других римских писателей и философов эпохи империи [5, C. 611].
Весьма важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном к изменившейся действительности виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому "под действие закона должны подпадать все", а не только некоторые, "избранные граждане". Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы "кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами"; выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, "законосообразности", к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам [6, С. 159].
Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей, независимо от их занятий и положения в обществе, особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах А. Сенеки, — одного из крупнейших древнеримских писателей и философов: "О счастливой жизни", "О милосердии", "О спокойствии души", "Нравственные письма к Луцилию" и других. Весьма показательны его выступления в защиту "говорящих орудий" — рабов [7, С. 8].
Очень
многое было сделано для развития
теории правового государства
Информация о работе Правовое государство и пути его формирования