Правовое государство и пути его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Исторический опыт показывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве, т.к. оно оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСПОДСТВО ИДЕИ ГЛАВЕНСТВА ЗАКОНА В ОЩЕСТВЕ 4
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5
3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕ 9
4. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 13
5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ 19
6. КОНСТИТУЦИЯ 1994 Г. О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     Учреждение  образования 

     «Гомельский государственный  университет 

     имени Франциска Скорины» 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Правовое  государство и  пути его формирования 
 
 
 
 

     Курсовая  работа 
 
 
 
 

     Исполнитель:

     слушатель группы     

     Научный руководитель:       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Гомель 2011 год 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ         3

1. ГОСПОДСТВО ИДЕИ  ГЛАВЕНСТВА ЗАКОНА  В ОЩЕСТВЕ 4

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ  ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА          5

3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО  И ЕГО РОЛЬ В  ГОСУДАРСТВЕ 9

4. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА          13

5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА В  БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ      19

6. КОНСТИТУЦИЯ 1994 Г. О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ    20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          24

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

                «Я вижу близкую гибель того  государства, где закон не имеет  силы и находится под чьей-то  властью. Там же, где закон владыка  над правителями, а они его  рабы, я рассматриваю спасение государства и все его блага, какие могут даровать государствам Боги»

                                                  Платон 

     Исторический  опыт показывает, что для своего существования государство, как  организация, нуждается в праве, т.к. оно оформляет структуру государства  и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.

     Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимые судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

     Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется  в том, что оно создает юридические  гарантии против возможной узурпации  власти одной из ее ветвей.

     С помощью права определяется также  место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими  органами и населением.

     Право выступает существенным свойством  государственной организации общества.

     Кроме всего этого в теории государства и права мы сталкиваемся с таким понятием как правовое государство, что в сегодняшних условиях является достаточно интересным и актуальным аспектом в науке и практике.

     Таким образом, объектом исследования в представленной курсовой работе являются вопросы правового государства и его принципов, а также соотношения и взаимодействия с гражданским обществом.

     В работе ставятся задачи по изучению и  анализу вопросов, связанных с  характеристикой правового государства (идеи правового государства в политико-правовой мысли, проблемы формирования правового государства в Республике Беларусь); соотношением гражданского общества и правового государства, гражданского общества и самоуправления.

 

      1. ГОСПОДСТВО ИДЕИ ГЛАВЕНСТВА ЗАКОНА В ОБЩЕСТВЕ

     Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности.

     Смысл и содержание идеи правового государства  у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело наоборот. 

     При частной собственности, заявлял, например, еще в XVI веке известный гуманист, лорд-канцлер английской монархии и автор первого "коммунистического" произведения — "Утопия" Т. Мор, невозможно говорить ни о справедливости, ни о благополучии всего общества, ни о "наилучшем устройстве государства". "При неоднократном и внимательном созерцании ныне процветающих государств, — вещал автор устами своего героя Рафаила Гитлодея, — я могу клятвенно утверждать, что они представляются ни чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах". Они измышляют и изобретают, продолжал автор, всякие способы и хитрости прежде всего для того, чтобы удержать без страха потери то, что "стяжали разными мошенническими хитростями", а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату "работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот". Раз богачи постановили от имени государства, делал вывод автор из своих наблюдений и размышлений, "значит также и от имени бедных соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами" [1, С. 78].

     В основе современных концепций правового  государства лежат идеи немецкого  философа И. Канта (1724-1804), французского просветителя и правоведа Ш. Монтескье (1689-1755) и других мыслителей XVIII и XIX в.в.

     Суть  концепции правового государства  И.Канта:

  1. Государство – это объединение множества людей, подчинённых правовым законам.
  2. Законодатель должен руководствоваться требованиям, что народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить, относительно народа.
  3. Каждое лицо является абсолютной ценностью, и никто не может рассматриваться в качестве средства для выполнения хотя бы из самых благородных планов.
  4. Существует негласный закон: «Действуй так, чтобы правила твоих действий могло быть общим правилом для всех».
  5. Всё то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому и есть право.
  6. Государство, будучи реальной силой, придаёт праву общеобязательный принудительный характер.
  7. Кант отстаивал идею народного суверенитета, утверждая, что народу принадлежит законодательная власть. [2, С.148-154]

     Государственно-правовые воззрения Ш.Монтескье.

     В своем произведении «Персидские  письма» 1721 г., Ш.Монтескье в сатирическом стиле описывает феодально-абсолютистские порядки Франции начала XVIII в. В «Размышлениях о причинах падения римлян» 1734 г., передовые просветительские и антидеспотические идеи Монтескье подкрепляются аргументами и опытом исторических исследований общественной, политической и духовной жизни Древнего Рима. Здесь он делает существенный шаг вперед в историческом понимании явлений действительности, в рационалистическом толковании объективных закономерностей исторического развития. Он стремится обосновать вывод о том, что миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни. [3, с.290]

     Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье  и основная ценность, отстаиваемая в ней,– политическая свобода. К  числу необходимых условий обеспечения  этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация  государственности.

     Подобные  взгляды и суждения как и противоположные  им по своему характеру подходы многократно  встречаются и развиваются и в последующие годы.

     Вопросы верховенства норм права широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления. 
 

     2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ  ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 

     Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого и ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей: мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. Так, еще в знаменитых диалогах под названием "Государство", "Политик", "Законы" и др. древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась мысль о том, что там, где "закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью", неизбежна "близкая гибель государства". "Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях" [4, C. 8].

     Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной "свободой в неразбавленном виде", когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, "где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги".

     Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались также в работах "величайшего мыслителя древности", как назвал его К. Маркс, Аристотеля. Именно ему, стоявшему на позициях защитника права индивида, частной собственности как проявления в каждом человеке "естественной любви к самому себе" и развивавшего в противоположность Платону взгляд на государство как на продукт естественного развития, как на высшую форму человеческого общения, охватывающую собой все другие формы (в виде семьи, селения и др.), принадлежат крылатые слова о том, что "Платон мне друг, но больший друг — истина".

     Выражая свое отношение к государственной  власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что "не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Там, где отсутствует "власть закона", делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. "Закон должен властвовать над всем". С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких, как "О государстве", "О законах", "Об обязанностях", а также в многочисленных произведениях других римских писателей и философов эпохи империи [5, C. 611].

     Весьма  важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном к изменившейся действительности виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому "под действие закона должны подпадать все", а не только некоторые, "избранные граждане". Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы "кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами"; выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, "законосообразности", к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам [6, С. 159].

     Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей, независимо от их занятий и  положения в обществе, особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах А. Сенеки, — одного из крупнейших древнеримских писателей и философов: "О счастливой жизни", "О милосердии", "О спокойствии души", "Нравственные письма к Луцилию" и других. Весьма показательны его выступления в защиту "говорящих орудий" — рабов [7, С. 8].

     Очень многое было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII—XX веков. Ряд положений теории правового государства развивался, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Радищев, А. Герцен и многие другие.

Информация о работе Правовое государство и пути его формирования