Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:21, курсовая работа
Исторический опыт показывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве, т.к. оно оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСПОДСТВО ИДЕИ ГЛАВЕНСТВА ЗАКОНА В ОЩЕСТВЕ 4
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5
3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕ 9
4. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 13
5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ 19
6. КОНСТИТУЦИЯ 1994 Г. О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
1.
Ему присуща государственная
власть как средство
2.
Оно представляет собой
3.
Располагает специальным
4.
Обладает определенной
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
6.
Обладает государственным
Особенности механизма современного правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части, и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением и в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма. Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом, на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер.
Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.
В
нашем государстве делается попытка
не только возродить идею правового
государства, но и претворить ее в жизнь.
Безусловно, этот путь будет долгим, сложным
и противоречивым.
5.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА В БЕЛОРУССКОМ
ОБЩЕСТВЕ
Говоря о формировании правового государства в Республике Беларусь нельзя не сказать о его социальной направленности, в частности, защита малоимущих граждан, пенсионеров, инвалидов и других нуждающихся в гуманитарной поддержке. То есть наше государство в идеале должно стать и правовым, и социальным.
Сама сила исторического развития заложила первые камни в фундамент правового государства в нашей стране. К ним следует отнести реально существующие общественно-политические объединения, предпринимательские структуры, творческие организации, негосударственные средства массовой информации, комитеты общественного самоуправления, институт старост в некоторых западных регионах республики и др.
Важнейшим структурным образованием гражданского общества являются политические партии. К сожалению, белорусские политические партии мелки, не имеют четкой социальной ориентации, они до сих пор официально не представлены ни в органах президентской вертикали, ни в Правительстве, ни в Национальном собрании.
На сегодняшний день главная причина медленного процесса формирования институтов гражданского общества в республике кроется в нестабильности общественно-политических структур, отсутствии четкой самоиндентификации граждан, замедленном выходе к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствии широкого слоя собственников, росте люмпенизированной части населения, низкой эффективности механизма правовой защиты личности. Однако главным препятствием на этом пути является отсутствие у населения необходимого уровня политической и правовой культуры, позволяющего ему активно участвовать в формировании и деятельности гражданского общества. Если в западных странах человек и общество всегда являлись субъектами государственно-властных отношений, то в восточноевропейских государствах они оставались объектом этих отношений. В этих условиях все свое благополучие люди связывали непосредственно с государством, которое всегда оставалось патерналистским.
Белорусский народ за свою двухсотлетнюю историю нахождения в составе Российской империи и СССР также усвоил эти этнокультурные традиции, фактически отрицающие право как основу государства.
Так, на республиканском референдуме, проведенном 24 ноября 1996 г., за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти выбирались самими жителями, а не назначались сверху, проголосовало только 29,9 % избирателей, а предложение, чтобы финансирование всех ветвей власти осуществлялось гласно и только из госбюджета, поддержало 32,1 % избирателей. Это значит, что абсолютное большинство населения республики добровольно отказалось от контроля власти, который является основой гражданского общества и правового государства. И это в условиях, когда свыше 90 % занятого населения имеет высшее и среднее образование. Следовательно, большая часть населения в силу особого исторического развития не воспринимает идеи гражданского общества в том их значении, которое сложилось на Западе.
Отсюда проистекает невосприимчивость этой идеи и у властных структур.
Опыт цивилизованных стран свидетельствует, что при формировании всех других институтов государства закономерно возрастает роль и расширяется сфера правового регулирования социальных процессов. В этих условиях право становится не просто атрибутом, а необходимым условием функционирования общества, той скрепой, которая станет удерживать его в границах устойчивости и правового порядка. Право, таким образом, будет выступать в качестве необходимого, промежуточного звена между государством и гражданским обществом. Гражданское общество станет воспроизводить право, репродуцировать его, а государство вынуждено будет строить свои взаимоотношения с гражданским обществом на основании права.
Требуют
своего разрешения вопросы понимания
и усвоения права широкими слоями населения,
внедрения в позитивные законы естественно-правовых
начал, формирования устойчивых правовых
традиций в массовом сознании, поднятия
культурного уровня населения республики
в рамках единой европейской цивилизации.
5.
КОНСТИТУЦИЯ 1994 г. О
ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
Реальное содержание правового государства определяется качеством действующего законодательства. Некачественные законы создают почву для формализма, лицемерия, приспособленчества, коррупции, что дискредитирует саму идею законности.
Разработчики Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г., ориентировались на международно-правовые стандарты в области прав человека, в результате чего наш Основной Закон воплотил в себе полный набор общепризнанных прав и свобод человека и предусмотрел необходимые гарантии их реализации. [14, С. 511].
Важнейшим принципом формирования правового государства Конституция Республики Беларусь рассматривает также разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Суть разделения властей заключается в четком разграничении их функций, прав, обязанностей, ответственности, что не только не исключает взаимодействие ветвей власти, но и обеспечивает их уравновешенность в осуществлении государственных функций и взаимодействие в решении сложных политических проблем.
Ветви власти призваны сдерживать и уравновешивать друг друга в управлении обществом и государством, обеспечивать устойчивость власти в целом.
Законодательная
власть в современной государственно-
Верховенство законодательной власти не означает ее абсолютного характера, поскольку высший представительный орган, как и другие органы власти, руководствуется конституцией, законами и общепризнанными международно-правовыми актами.
Исполнительная
власть призвана реализовывать акты главы
государства, законы и другие решения
парламента и осуществлять руководство
текущей жизнью общества и государства.
Она разделяется на центральную и местную.
В центре функции исполнительной власти
выполняет правительство, а в странах
с президентской формой правления - и президент.
На местах исполнительную власть осуществляют
местные органы власти, подконтрольные
вышестоящим представительным и исполнительно-распорядительным
органам и населению административно-
В правовом государстве важное место в системе ветвей власти отводится судам. Они выступают в качестве гаранта соблюдения прав и свобод граждан и могут признавать неконституционными решения любых государственных органов и должностных лиц в случае, если они противоречат конституции и законам.
«Сегодня, — отмечает Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, - особенно велика роль и высока ответственность судебной власти за поддержание стабильности, укрепление дисциплины и порядка в обществе, создание условий для непримиримой борьбы с преступностью. Справедливость, как и неотвратимость наказания за совершенное преступление, является краеугольным камнем в системе обеспечения правовой защищенности людей» [14, С. 514].
В теории государства высказывается достаточно обоснованное мнение о том, что в современных условиях идет «отпочкование» новой, четвертой власти - контрольной.
Этот процесс еще не завершен: во многих странах тенденция обособления контрольной власти несет характер поиска. В отличие от ведомственного и административного контроля, который ведется органами, осуществляющими и иные функции, и который нередко является их «побочной» деятельностью, институты контрольной власти занимают относительно самостоятельное место, они организационно обособлены от других ветвей власти. Речь идет об органах конституционного контроля, прокурорского надзора, счетных палатах и других специальных органах государственного контроля. Во многих европейских странах это получило отчетливое выражение в конституционном законодательстве.
Согласно Основному Закону Республики Беларусь [15, ст. 79], Главой государства, гарантом Конституции страны, прав и свобод человека и гражданина является Президент, избираемый народом на пять лет. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Представительным и законодательным органом в Республике Беларусь является Парламент - Национальное собрание. Срок его полномочий - четыре года. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики [15, ст. 90].
В соответствии со ст. 99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей. Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.
В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона [15, ст. 101].
Информация о работе Правовое государство и пути его формирования