Правовое государство и пути его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Исторический опыт показывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве, т.к. оно оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСПОДСТВО ИДЕИ ГЛАВЕНСТВА ЗАКОНА В ОЩЕСТВЕ 4
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5
3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕ 9
4. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 13
5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ 19
6. КОНСТИТУЦИЯ 1994 Г. О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 178.00 Кб (Скачать)
">     Исполнительную  власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров - центральный орган государственного управления [15, ст. 106]. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.

     Основной  Закон определил конституционные  основы судебно-правовой реформы. К  ним прежде всего следует отнести: отделение судебной власти от законодательной и исполнительной; защиту судов от влияния политических партий и иных общественных объединений; осуществление судебной власти только судом; признание прав гражданина на рассмотрение его дела компетентным, независимым и непредвзятым судом в установленные законом сроки; закрепление презумпции невиновности, состязательность и равенство сторон в процессе; запрещение создавать чрезвычайные суды; определение основополагающих принципов правового статуса судей (независимость, неприкосновенность, запрещение заниматься предпринимательством, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской и т.п.).

     В ст. 112 Основного Закона подчеркивается, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.

     В соответствии с Основным Законом  в судебную систему республики включается и Конституционный Суд [15, ст. 116]. Конституционный Суд призван осуществлять контроль за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции и международно-правовым обязательствам республики.

     В систему органов государственного контроля и надзора Республики Беларусь входит Прокуратура (ст. 125) и Комитет государственного контроля [15, ст. 129].

     В соответствии со ст. 125 Конституции  надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

     Комитет государственного контроля осуществляет контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

     В целом утверждение принципов правового государства в нашей стране встречает определенные трудности. На мой взгляд, это объясняется тем, что внедрение таких принципов невозможно без отказа от далеко не всегда оправданных командно-административных методов руководства обществом, без преодоления правового нигилизма. Это может стать реальностью лишь в условиях установления полной конституционной законности и обеспечения строгой юридической ответственности, что противоречит устремлениям бюрократических элементов в государственном аппарате.

     В теоретическом отношении серьезным препятствием на пути формирования правового государства является и то, что советская юридическая наука долгое время считала неприемлемой даже саму идею создания правового государства, поскольку эта идея возникла еще в период европейских буржуазно-демократических революций и противоречила партийному единовластию. Такой подход отражал и до сих пор отражает негативное отношение к тем общечеловеческим ценностям, которые складывались тысячелетиями в сфере государственных правовых отношений.

     Юридическая наука призвана, основываясь на идеалах гуманизма и общечеловеческих ценностях, вырабатывать новое, демократическое правовое мышление как составную часть культуры, в центре которой стоит человек, его права и интересы. Прочными юридическими и организационными гарантиями должно быть обеспечено право каждого человека на подлинную социальную свободу. Отправной политической и юридической основой этого процесса является предусмотренное ст. 1 Конституции Республики Беларусь формирование демократического социального правового государства в нашей стране.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Таким образом, рассмотрев данную проблематику необходимо отметить, что всячески поддерживая и развивая идею правового государства, нет необходимости идеализировать и копировать утвердившуюся на ранних стадиях развития человеческого общества модель правового государства.

     В условиях плюрализма мнений и идеологий  можно по-разному воспринимать идеи правового государства и его соотношения с гражданским обществом, также как и их интерпретацию. Однако одно остается бесспорным - теория правового государства в целом, как и ее основные положения, всегда отражали общечеловеческие ценности и интересы.

     Правовое  государство можно охарактеризовать как живой организм, обеспечивающий цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом. Характеристика, признаки правового государства подтверждают это.

     Принципы правового государства характеризуют его как обеспечивающее, даже обслуживающее гражданское общество. Только в этом смысле можно говорить о государстве как форме гражданского общества, которое в данном контексте является содержанием правового государства.

     Обобщая новейшие достижения юридической науки  и практики государственного строительства, можно выделить следующие принципы правового государства: превращение государства в выразителя и защитника интересов гражданского общества; единственным источником государственной власти является народ; господство закона во всех сферах общественной жизни, отказ от примата государства над правом; незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их всесторонняя гарантированность и охрана (основные права и свободы личности рассматриваются не как дар государства, а как естественное состояние человека и результат социального прогресса); четкое разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей при условии, что все эти ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона; обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и им самим (в правовом государстве не должно и не может быть законов, не соответствующих воле народа, а тем более противоречащих ей); наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за соответствием закону всех других нормативных актов, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности; установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения (неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяние при соблюдении принципа взаимной ответственности государства и личности).

     Необходимо также отметить, что сегодня на эволюцию белорусской государственности оказывает влияние две тенденции. Одна ведет к преобразованиям, укрупнениям государственных образований, появлению многих межгосударственных союзов, усиление роли международных организаций. Вторая тенденция ведет к идеологии и практике повышения социальной ценности Республики Беларусь, укрепление национальных основ государственности. Поэтому правовое социальное государство и выступает как одно из конкретных зримых, реальных воплощений этих общих и оптимистических прогнозов.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Воротилин Е. А. Идеи правового государства  в истории политической мысли / Политология. Курс лекций. Изд. второе / Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1997.
  2. Абдуллаев М.И. Учение Канта о праве и государстве /Правоведение. М.-1998. - №3.
  3. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М., 1955.
  4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник. – М. Норма-Инфра М, 2001.
  5. Общая теория государства и права: Учебное пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – Мн.: Амалфея, 2002.
  6. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980.
  7. Боер В.М. Правовое государство: идея, концепция, реальность. СПб, 1996.
  8. Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М., 1995.
  9. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997.
  10. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под ред. В. С. Нерсесянца.- М.,1999.
  11. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Юрист, 2001.
  12. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учеб. 3-е изд., испр. и доп. М., 2004.
  13. Проблемы формирования правового государства в Беларуси: Сб. науч. тр. / Под ред. В.А. Кучинского. Мн., 1994.
  14. Общая теория государства и права: Учебное пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – Мн.: Амалфея, 2002.
  15. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. ( с изменениями и дополнениями) / Официальное издание. – Мн., 2008 г.

Информация о работе Правовое государство и пути его формирования