Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:21, курсовая работа
Исторический опыт показывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве, т.к. оно оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСПОДСТВО ИДЕИ ГЛАВЕНСТВА ЗАКОНА В ОЩЕСТВЕ 4
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5
3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕ 9
4. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 13
5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ 19
6. КОНСТИТУЦИЯ 1994 Г. О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Основной
Закон определил
В ст. 112 Основного Закона подчеркивается, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.
В соответствии с Основным Законом в судебную систему республики включается и Конституционный Суд [15, ст. 116]. Конституционный Суд призван осуществлять контроль за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции и международно-правовым обязательствам республики.
В
систему органов
В соответствии со ст. 125 Конституции надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
Комитет государственного контроля осуществляет контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
В целом утверждение принципов правового государства в нашей стране встречает определенные трудности. На мой взгляд, это объясняется тем, что внедрение таких принципов невозможно без отказа от далеко не всегда оправданных командно-административных методов руководства обществом, без преодоления правового нигилизма. Это может стать реальностью лишь в условиях установления полной конституционной законности и обеспечения строгой юридической ответственности, что противоречит устремлениям бюрократических элементов в государственном аппарате.
В теоретическом отношении серьезным препятствием на пути формирования правового государства является и то, что советская юридическая наука долгое время считала неприемлемой даже саму идею создания правового государства, поскольку эта идея возникла еще в период европейских буржуазно-демократических революций и противоречила партийному единовластию. Такой подход отражал и до сих пор отражает негативное отношение к тем общечеловеческим ценностям, которые складывались тысячелетиями в сфере государственных правовых отношений.
Юридическая наука призвана, основываясь на идеалах гуманизма и общечеловеческих ценностях, вырабатывать новое, демократическое правовое мышление как составную часть культуры, в центре которой стоит человек, его права и интересы. Прочными юридическими и организационными гарантиями должно быть обеспечено право каждого человека на подлинную социальную свободу. Отправной политической и юридической основой этого процесса является предусмотренное ст. 1 Конституции Республики Беларусь формирование демократического социального правового государства в нашей стране.
Таким образом, рассмотрев данную проблематику необходимо отметить, что всячески поддерживая и развивая идею правового государства, нет необходимости идеализировать и копировать утвердившуюся на ранних стадиях развития человеческого общества модель правового государства.
В условиях плюрализма мнений и идеологий можно по-разному воспринимать идеи правового государства и его соотношения с гражданским обществом, также как и их интерпретацию. Однако одно остается бесспорным - теория правового государства в целом, как и ее основные положения, всегда отражали общечеловеческие ценности и интересы.
Правовое
государство можно
Принципы правового государства характеризуют его как обеспечивающее, даже обслуживающее гражданское общество. Только в этом смысле можно говорить о государстве как форме гражданского общества, которое в данном контексте является содержанием правового государства.
Обобщая новейшие достижения юридической науки и практики государственного строительства, можно выделить следующие принципы правового государства: превращение государства в выразителя и защитника интересов гражданского общества; единственным источником государственной власти является народ; господство закона во всех сферах общественной жизни, отказ от примата государства над правом; незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их всесторонняя гарантированность и охрана (основные права и свободы личности рассматриваются не как дар государства, а как естественное состояние человека и результат социального прогресса); четкое разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей при условии, что все эти ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона; обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и им самим (в правовом государстве не должно и не может быть законов, не соответствующих воле народа, а тем более противоречащих ей); наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за соответствием закону всех других нормативных актов, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности; установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения (неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяние при соблюдении принципа взаимной ответственности государства и личности).
Необходимо также отметить, что сегодня на эволюцию белорусской государственности оказывает влияние две тенденции. Одна ведет к преобразованиям, укрупнениям государственных образований, появлению многих межгосударственных союзов, усиление роли международных организаций. Вторая тенденция ведет к идеологии и практике повышения социальной ценности Республики Беларусь, укрепление национальных основ государственности. Поэтому правовое социальное государство и выступает как одно из конкретных зримых, реальных воплощений этих общих и оптимистических прогнозов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Правовое государство и пути его формирования