Правовое государство и пути его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Исторический опыт показывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве, т.к. оно оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСПОДСТВО ИДЕИ ГЛАВЕНСТВА ЗАКОНА В ОЩЕСТВЕ 4
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5
3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕ 9
4. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 13
5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ 19
6. КОНСТИТУЦИЯ 1994 Г. О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Философские основы теории правового государства  создавались и развивались великим немецким философом И. Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, что народ не может решить относительно самого себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности [8, C. 627].

     Идея  правового государства нашла  значительное освещение и развитие в произведениях современных  зарубежных юристов, политологов и социологов. В прямой, а чаще в косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и даже в конституциях ряда западных государств.

     Прямое  закрепление идея правового государства  нашла, например, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1 о том, что Испания — это "социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм".

     Следует заметить, что отечественными авторами концепция правового государства  в том виде, как она сложилась и прокламировалась на современном Западе, зачастую рассматривалась лишь в критическом плане. Это было правильно и вполне оправданно, когда имелись в виду лишь ее сущность, социальное содержание и назначение в каждый конкретный исторический период и применительно к каждому конкретному господствующему слою или классу. Ведь не секрет, например, что в отношении к любому современному западному государству и власть предержащим данная концепция призвана идеализировать их, показать их "связанность" действующим правом, представить любое западное государство в виде некоего выразителя и защитника всех без исключения слоев общества, верного стража "всеобщей" справедливости, законности и правопорядка, коим оно, как показывает жизнь, далеко не всегда является [9, C. 517]. 

      Правовое  государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Тем не менее, общим началом любого правового государства является его связанность правом.

      Важнейшим принципом правового государства  является принцип верховенства права. Существуют различные взгляды, точки  зрения относительно определения права. Мы полагаем, что выражением правовых ценностей является такой "позитивный" документ как демократическая по своей сути Конституция. Для правового государства характерна "связанность" государственных органов, должностных лиц не только актами, обладающими более высокой юридической силой, но и собственными юридическими актами. В этой связи важно обеспечить "выстраивание" всей иерархии правовых актов в соответствии с Конституцией, смысл которой, ее толкование и применение должно осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами правового государства.

      Правовое  государство базируется на разделении и взаимодействии властей. Наиболее отчетливо этот принцип реализуется в законотворческой сфере. Это касается не только принятия Парламентом и подписания Президентом законов, но и области международно-правовых отношений (подписание международных договоров Главой государства и их ратификация Парламентом) и т.д., но и в разграничении сферы законодательного регулирования.

      В правовом государстве, т.е. таком, где  есть эффективное управление, одним  из важнейших является принцип непридания актам, устанавливающим или усиливающим ответственность, обратной силы. Эта основополагающая идея правового государства закреплена в части пятой статьи 104 Конституции.

      Принцип поддержания доверия граждан  к закону и действиям государства  – это принцип, важнейшими элементами которого являются разумная стабильность регулирования правовых отношений, недопустимость произвольного изменения законодательства, установление оптимального периода для адаптации граждан, субъектов хозяйствования к новым правовым правилам.

      Важнейшим требованием оптимального управления является принцип информированности  граждан о принятых актах законодательства.

      Принцип пропорциональности имеет самостоятельное  значение. Ограничения должны быть необходимыми, законодателю следует  выбирать наименее обременительное средство ограничения прав. Принцип пропорциональности должен рассматриваться как допущение такого вмешательства в права и свободы, которые конституционно необходимы. Основой для определения законности действий является статья 23 Конституции, а также положения международных документов о правах и свободах граждан.

      Провозглашение  Республики Беларусь как социального  государства предполагает, исходя из природы такого государства, с одной  стороны, защиту от неблагоприятного воздействия рынка наиболее уязвимых слоев населения, а с другой стороны, содействие развитию экономической активности граждан, преодолению иждивенческих настроений в социальной сфере, т.к. все равны перед законом.

      Для правового государства характерно создание отлаженного механизма восстановления нарушенного права. Абсолютное большинство судей, прокурорских работников стремятся надлежащим образом выполнять свои функции. Суд действительно должен быть независимым, беспристрастным и компетентным.

      В современном правовом государстве активно действуют органы конституционного контроля, которые "помогают" направить нормотворческую практику в правовое русло и тем самым обеспечить конституционное равноправие граждан в Республике Беларусь.

     Таким образом, в условиях плюрализма мнений и идеологий можно по-разному воспринимать идеи правового государства, также как и их интерпретацию. Однако одно остается бесспорным. Теория правового государства в целом, как и ее основные положения, всегда отражали общечеловеческие ценности и интересы. 
 

     3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО  И ЕГО РОЛЬ В  ГОСУДАРСТВЕ 

     В последние годы вопрос о соотношении  гражданского общества и правового государства все больше привлекает внимание ученых-обществоведов: юристов, политологов, историков, экономистов и др. Анализ теоретических наработок в этом направлении позволяет утверждать, что сложные и разнообразные по своему содержанию взаимоотношения государства и гражданского общества целесообразно рассматривать по трем основным направлениям. Первое из них заключается в установлении наиболее характерных и устойчивых сторон единства правового государства и гражданского общества; второе - в определении различий между ними; третье - в выяснении взаимосвязей этих социальных феноменов, форм таких взаимосвязей [10, С. 623].   

     Что касается единства гражданского общества и правового государства, то оно выражается прежде всего в совпадении многих целей и задач - все социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы. Рассматриваемое единство проявляется в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с действующим законодательством и прежде всего с Основным законом страны. Так, право граждан Беларуси на создание политических партий, других общественных объединений закреплено в ст. 5 Конституции. Последнее означает возможность свободного и самостоятельного выбора гражданами любых форм негосударственной деятельности, не противоречащих требованиям белорусского законодательства. А ведь известно, что общественные объединения являются важнейшим составным элементом структуры гражданского общества.

     Единство  гражданского общества и правового  государства видится также и в том, что как первое, так и второе обеспечивают условия для самовыражения и свободы человека, его политических инициатив, предпринимательских намерений. В Конституции Республики Беларусь и текущем законодательстве закреплены различные формы собственности, включая частную, политический плюрализм, экономические, политические и личные свободы человека и гражданина. Это говорит о том, что в сегодняшних условиях у наших граждан есть формальные возможности не только осознавать себя субъектами гражданского общества, но и реализовывать свои личные и коллективные интересы.

     Единство  гражданского общества и правового  государства находит свое олицетворение и в демократическом политико-правовом режиме, под которым понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Его содержание характеризуется реализацией в практике государственного строительства принципа разделения властей, плюрализмом в общественно-политической жизни, предоставлением свободы личности в сфере экономической, политической и культурной деятельности, защитой личности от произвола, беззакония и т.д. При этом следует учитывать, что демократический режим всегда базируется на правовой основе.

     Основные  различия гражданского общества и правового государства заключаются в их структуре и специфических функциях. Правовое государство — это организация особой суверенной публичной власти, задача которого заключается в обеспечении нормального функционирования гражданского общества. Важнейшим отличием правового государства от гражданского общества является и то, что оно может издавать законы и другие нормативные правовые акты, а также принимать меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом.

     Гражданское общество, как отмечалось выше, - это  система общественных институтов и  отношений, которые призваны способствовать реализации экономических, личных и других интересов и потребностей индивидов и их коллективов. Они выражаются и реализуются посредством таких структурных коллективов гражданского общества, как семья, общественные формирования, партии, ассоциации и другие объединения, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления. Во всех случаях речь идет о структурах, созданных снизу на основе единства интересов, а не по указке вышестоящих органов. Поэтому в системе отношений «гражданское общество - государство» преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи [11, С. 35]. 

     В гражданском обществе обязанности  граждан перед государством сведены, в сущности, к законопослушанию и  уплате налогов. Разумеется, в конкретных случаях и отношениях у граждан могут возникать и другие обязанности, связанные с их общественной, трудовой, предпринимательской и иной деятельностью, выполнением служебного, воинского, семейного долга. Но это такие обязанности, которые обеспечивают существование и эффективное функционирование самого государства.

     Отмечая единство и различия гражданского общества и правового государства, нельзя забывать о тесном взаимодействии рассматриваемых нами явлений, влиянии одного на другое.

     Как известно, гражданское общество как общество равноправных граждан, проявляющих свою индивидуальность, творческую инициативу, т.е. как общество равных возможностей, появилось и сформировалось примерно в XVII-XIX вв. Это нашло свое выражение в закреплении юридического равенства, прав и свобод человека, обеспечении свободного предпринимательства и частной инициативы. Поэтому не случайно законодательное признание правового равенства людей (правящих и управляемых) на основе наделения их правами и свободами признается главным признаком, основой гражданского общества. Другой вопрос, что реальность существования гражданского общества (собственно, как и правового государства) определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества. С развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение.

     Из  этого следует, что гражданское  общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, указать государству его место. Другими словами, гражданское общество - это общество, способное сохранять свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В условиях социального государства гражданское общество позволяет ему активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Так, например, рынком управляет не только невидимая рука экономических стимулов и интересов, но и вполне осязаемые властные структуры, призванные направлять эти механизмы в нужное русло, обеспечивая их функционирование.

     Гражданское общество стимулирует правовую деятельность государства, расширяет контроль представительных и судебных органов за работой центральной и местной исполнительной власти, увеличивает круг лиц, участвующих в выборах, в политической деятельности, усиливает зависимость представительных органов власти от действующих в обществе политических партий и движений, в том числе притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся и социально обездоленных.

Информация о работе Правовое государство и пути его формирования