Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 09:14, реферат
Целью данной работы является исследование условий формирования экономической конъюнктуры.
Актуальность исследования объясняется постоянной необходимостью предпринимателей любой сферы экономики быть осведомленным о ситуации на рынке для успешного функционирования предприятия.
Введение 3
1. Конъюнктурообразующие факторы 4
2. Основные показатели экономической конъюнктуры 6
3. Методика анализа и прогноза конъюнктуры 9
Заключение 12
Список использованной литературы 14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
По курсу: «Промышленный маркетинг»
На тему: «Условия формирования рыночной конъюнктуры»
Подготовила:
Студент 4 курса
Группы 0507Б
Чумаченко Марина
Донецк 2012
Содержание
Введение 3
1. Конъюнктурообразующие факторы 4
2. Основные показатели экономической конъюнктуры 6
3. Методика анализа и прогноза конъюнктуры 9
Заключение 12
Список использованной литературы 14
Введение
Ни одна фирма, занимающаяся куплей-продажей товаров, крупная или малая, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное решение в бизнесе принимается на базе конъюнктурных оценок.
Целью данной работы является исследование условий формирования экономической конъюнктуры.
Актуальность исследования объясняется постоянной необходимостью предпринимателей любой сферы экономики быть осведомленным о ситуации на рынке для успешного функционирования предприятия.
Термин «конъюнктура» происходит от средневекового латинского conjuncture (лат.conjung — связываю, соединяю) и означает сложившуюся обстановку, создавшееся положение, временную ситуацию в какой-либо области общественной жизни, например «международная конъюнктура». Конъюнктура экономическая — конкретные условия процесса воспроизводства на каждый данный момент. В основе формирования и изменения конъюнктуры лежат главным образом факторы, определяющие движение цен, ценных бумаг, размеров производства, занятости и др.
1. Конъюнктурообразующие факторы
Неотъемлемой составляющей исследования рынка является изучение экономической конъюнктуры.
Экономическая конъюнктура – форма проявления на рынке системы факторов и условий воспроизводства в их постоянном развитии и взаимодействии, в конкретно-историческом преломлении, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамики цен.
Классификация конъюнктурообразующих факторов представлена в табл. 3.16.
Особенности экономической конъюнктуры:
Экономическая конъюнктура зависит от влияния указанных конъюнктурообразующих факторов (Кэк) и описывается как функция их взаимодействия:
Кэк = Фд • Фц • Фс • Фн,
где Фд – длительные факторы (тренды);
Фц – циклические факторы;
Фс – сезонные факторы;
Фн – нерегулярные (случайные) факторы.
Одним из важнейших условий развития экономической конъюнктуры является научно-технический прогресс. Цикл развития рыночной экономики предполагает наличие следующих четырех фаз конъюнктурного развития (периодичность 45 – 60 лет):
1) процветание (подъем);
2) спад (кризис);
3) депрессия;
4) восстановление (оживление).
Таблица 1
Классификация конъюнктурообразующих факторов
Признак классификации |
Группы факторов |
Примечания |
Связь с экономическим циклом производства |
Циклические
Нециклические |
Конъюнктура мирового хозяйства 1920-30-х гг. Факторы 1950-60-х гг. (восстановление разрушенного хозяйства, появление ТНК и т.д.) |
Продолжительность действия |
Долговременные
Среднесрочные
Краткосрочные |
Более 8-10 лет (очень важно для прогноза) 3-8 лет (связаны с циклическими факторами) От нескольких недель до 1,5-2 лет (погодные условия, сезонность производства и потребления, стихийные действия, мода и .т.д) |
Принадлежность к изучаемому объекту |
Эндогенные (внутренние)
Экзогенные (внешние) |
Возникают в результате саморазвития рынка Определяются взаимодействием с внешней средой |
Принадлежность к различным сторонам рыночного механизма |
Факторы спроса, предложения, цены |
- |
Предсказуемость |
Предсказуемые (прогнозируемые)
Непредсказуемые (непрогнозируемые) |
Методы государственного регулирования, направления НТП Погодные условия, стихийные бедствия, политические конфликты |
Управляемость |
Управляемые
Неуправляемые |
Воздействие на спрос, предложение - |
Направленность воздействия |
Стимулирующее Сдерживающие |
- - |
Характер влияния |
Непосредственно влияющие Косвенно влияющие |
Качество товара
Валютный курс |
Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.
Понятие рыночной ситуации включает:
Главная цель изучения конъюнктуры рынка — определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации. Оценки состояния рынка способны варьировать от отметки, «ясно» до отметки «шторм»; и носят информационно-предупреждающий характер как для предпринимателей, так и для органов управления.
2. Основные показатели экономической конъюнктуры
Все факторы формирования и развития конъюнктуры находят свое выражение в определенных показателях. Эти показатели дают возможность соизмерить состояние экономики в целом или ее отдельных отраслей. Круг показателей конъюнктуры изменяется в зависимости от объекта исследования: от того, проводится ли анализ конъюнктуры глобальной экономики или экономики отдельной страны, отдельной отрасли или отдельного рынка.
К числу основных показателей конъюнктуры относятся показатели состояния и развития отраслей материального производства, сферы товарного обмена и потребления и кредитно-денежной сферы.
Основными показателями конъюнктуры в сфере материального производства являются:
К числу показателей конъюнктуры в сфере товарного обращения относятся показатели внутреннего и внешнего товарооборота.
Основными показателями внутреннего товарооборота являются:
Основными показателями внешнеторгового товарооборота являются:
К числу важнейших показателей конъюнктуры в кредитно-денежной сфере относятся, следующие:
Круг показателей конъюнктуры настолько обширен, что практически невозможно перечислить и тем более использовать все эти показатели при анализе и прогнозе развития конъюнктуры. Поэтому необходимо отобрать такие показатели, которые наиболее близко отражают силу и активность действия соответствующего фактора.
Большинство из показателей размеров и силы воздействия конкретных факторов на конъюнктуру имеют большую или меньшую условность и относительность. Кроме того, сложности существуют с отражением факторов с помощью одного или даже нескольких показателей. Например, такой фактор, как размеры предложения товаров на рынке не может быть выражен через единый показатель.
Основными показателями объема производства в соответствующей отрасли промышленности или промышленности в целом являются индексы объемов промышленного производства, масштабы выпуска продукции в абсолютных единицах, степень загрузки оборудования в соответствующей отрасли промышленности и т.д. Однако индекс объема промышленного производства как показатель имеет значительную условность. Индексы представляют собой показатели движения объема производства в целом по отрасли или по группе товаров. При этом они не отражают технических изменений в производстве соответствующих товаров в отрасли или в промышленности в целом.
Действие фактора цен и ценообразования отражается индексами цен, абсолютными значениями цен, справочными ценами. Индексы и справочные цены служат как правило, для ориентира. Так, фактическая цена на нефть может отклоняться от справочной на 25—30%, не говоря уже о том, что в каждый данный момент на рынке насчитывается не менее 250 различных цен на нефть.
Понятны относительность и условность количественных показателей в оценке таких факторов формирования конъюнктуры, как научно-техническая революция, концентрация производства и капитала, социальные, военные и политические конфликты и т.д.
Поэтому для оценки воздействия научно-технического прогресса на развитие экономики или отдельного товарного рынка необходимо располагать экспертными оценками и прогнозами.
3. Методика анализа и прогноза конъюнктуры
Организация работы по изучению общехозяйственной и товарной конъюнктуры и, в частности, проведение анализа и прогнозирования конъюнктуры состоит из последовательных стадий:
Организационные и методологические принципы одинаковы при изучении общехозяйственной и товарной конъюнктуры.
1. Определение объекта исследования. Задача исследователя состоит в том, чтобы определить сферу анализа конъюнктуры: общехозяйственная конъюнктура экономики в целом; общехозяйственная конъюнктура группы стран или отдельной страны; конъюнктура отдельной отрасли экономики или товарного рынка в мировом масштабе или по группе стран или отдельной страны, конъюнктура мирового рынка и т.д.
2. Накопление исходных данных и других материалов. Прежде чем приступить к накоплению материалов и сбору показателей развития конъюнктуры для ее анализа и прогноза, необходимо уточнить следующие исходные положения.
Если речь идет об общехозяйственной конъюнктуре отдельной страны, то исследователь должен располагать сведениями о структуре экономики страны, конъюнктуру которой намечается изучить, с тем чтобы определить круг показателей конъюнктуры. Для этого необходимо знать характер и особенности структуры экономики страны, ее важнейшие отрасли хозяйства. Необходимо определить период времени (месяц, квартал, год), который будет подвергаться анализу и прогнозу при исследовании конъюнктуры. Это особенно важно при накоплении материалов для определения не только круга показателей, но и детализации данных по каждому из показателей.
Информация о работе Условия формирования рыночной конъюнктуры