Развитие коммуникативной компетентности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение общения как коммуникативного процесса.
Основные задачи работы:
- изучение видов и функций общения;
- изучение структуры коммуникации;
- изучение основных целей коммуникации;
- изучение коммуникативных барьеров и способов их преодоления

Оглавление

Введение 3
Основная часть 4
1. Виды и функции общения 4
2. Структура коммуникации 6
3. Основные цели коммуникации 8
4. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления 9
Заключение 14
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

РКК.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                        3

Основная часть                                                                                                 4

1. Виды и функции общения                                                                           4

2. Структура коммуникации                                                                            6

3. Основные цели коммуникации                                                                   8

4. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления                         9

 Заключение                                                                                                    14

 Список литературы                                                                                       16 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Актуальность  выбранной темы выражена в  том, что любое общение предполагает  объединение людей. Но никакая  человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если  не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание.

   Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три  стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

   Целью контрольной  работы является изучение общения как коммуникативного процесса.

  Основные задачи работы:

- изучение видов и функций общения;

- изучение структуры коммуникации;

- изучение основных целей коммуникации;

- изучение коммуникативных барьеров и способов их преодоления

 

 

 

 

 

1.Виды и функции общения

 

 Выделяют несколько видов общения. "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.

   Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

   Формально-ролевое общение,  когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо  знания личности собеседника  обходятся знанием его социальной  роли.

   Деловое общение, когда  учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

   Духовное, межличностное общение  друзей, когда можно затронуть  любую тему и не обязательно  прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

   Манипулятивное общение  направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

   Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.  

   Рассмотрев виды, перейдем к функциям общения.

   Функции общения - его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

   Прагматическая функция  общения отражает его потребностно-мотивационные  причины и реализуется при  взаимодействии людей в процессе  совместной деятельности. При этом  само общение очень часто выступает  самой важной потребностью.

    Функция формирования  и развития отражает способность  общения оказывать воздействие  на партнеров, развивая и совершенствуя  их во всех отношениях. Общаясь  с другими людьми, человек усваивает  общечеловеческий опыт, исторически  сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

   Функция подтверждения обеспечивает  людям возможность познать, утвердить  и подтвердить себя.

   Функция объединения-разъединения  людей, с одной стороны, посредством  установления между ними контактов,  способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

   Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

   Внутриличностная функция  общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

   Исходя из выше перечисленного, можно понять, что разнообразие  функций и видов общения, позволяет нам адаптироваться в той или иной ситуации, оценивать как правильно и лучше себя вести с конкретным собеседником.

 

           2.Структура коммуникации.

  

   К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

   Коммуникативная сторона  общения (или коммуникация в  узком смысле слова) состоит  в обмене информацией между  общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

   Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

   Коммуникативное взаимодействие  возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. "все должны говорить на одном языке".

  Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

   Для передачи любая информация  должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная, использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.                               

   Можно обозначить психологические  компоненты вербальной коммуникации:

– «говорение» и «слушание» «Говорящий»  сначала имеет определенный замысел  относительно сообщения, потом он воплощает  его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

  Теперь перейдем к рассмотрению невербальной коммуникации. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

   1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

   2) Оптико-кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика). Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

коммуникативные (заменяющие речь); описательные (их смысл понятен только при словах); жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

   3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

4) Визуальный контакт. Визуалика,  или контакт глаз. Установлено,  что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

   Подводя итог структуре  общения можно сделать вывод,  что передача любой информации  может передаваться, как вербальной, так и невербальной коммуникацией.  И в большинстве случаев структура общения строится путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

 

   3.Основные цели коммуникации.

 

   Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей (дорожные знаки или крик), информировать других людей (телетекст или пресс-релиз), объяснить что-либо (учебник или план эксперимента), развлечь (анекдот или художественный фильм), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедить кого-либо (плакат, призывающий: Храните деньги в сберегательной кассе!). Это – цели коммуникации.

  Выделяют 5 целей коммуникации:

а) вызов состояния

б) принятие решения

в) изменение

г) действие

д) получение информации

  

  Вызов состояния - это может быть состояние согласия, или мотивированности, или раппорт. В некоторых случаях достижение состояния раппорта как раз и служит единственной целью общения.

   Принятие решения  - это всё-таки не состояние,  а переход. Был выбор – теперь  выбор сделан. После этого обычно с человеком что-либо сделать очень трудно. И принятие решения для большинства случаев «деловой» коммуникации. Подписание договоров, продажи – это всё принятия решений.

  Изменение. Иногда вам нужно в результате общения изменить состояние или мнение человека. Это одна из основных целей в терапии, но и весьма важная часть, встречающаяся как промежуточная задача при переговорах или продажах.  

   Действие. Иногда вам нужно чтобы просто человек что-то сделал. Например: открыл окно, подал вам пальто…

   Получение информации звучит  как рекомендации разведки. «Получение  информации требует особенно  осторожного подхода…».  Если  вам нужно узнать у человека  его имя и фамилию, это не  вызов состояния и не принятие  решения. 

   И так, благодаря этому сложному процессу происходит взаимодействие людей, передача и получение информации, принятие каких-либо решений, что в свою очередь побуждает нас действиям. Без него невозможно эффективное сотрудничество.

 

   4.Коммуникативные барьеры и способы их преодоления.

  

   Практически всем знакома ситуация, когда слова, произнесенные человеком, «не доходят» до его собеседника или он их неверно воспринимает. Зачастую в подобных ситуациях складывается впечатление, что собеседник намеренно ставит преграды на пути общения, чтобы защищается от чужих мыслей, слов или переживаний.

   Это и есть  одна из ключевых проблем коммуникативистики  – проблема коммуникативных барьеров. Под этим определением чаще всего понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации, создавая некий барьер. Эта проблема очень важна, поскольку неудачная коммуникация может быть чревата серьезными неприятностями для ее участников по той простой причине, что переданная информация была принята не полностью, в искаженном виде или не принята вовсе.

   Одно из глубочайших заблуждений состоит в том, что люди думают, будто достаточно высказать свою мысль, чтобы другие должным образом ее восприняли. В основе такого заблуждения лежит предположение, согласно которому переданное сообщение достигает своего адресата без каких-либо изменений. В действительности часто получается не так: одни говорят одно, а другие их слушают и понимают совсем иное. Происходит это потому, что все сообщения подвергаются воздействию многочисленных шумов и помех, значительно снижающих результативность коммуникации.

Информация о работе Развитие коммуникативной компетентности