Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:49, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение общения как коммуникативного процесса.
Основные задачи работы:
- изучение видов и функций общения;
- изучение структуры коммуникации;
- изучение основных целей коммуникации;
- изучение коммуникативных барьеров и способов их преодоления
Введение 3
Основная часть 4
1. Виды и функции общения 4
2. Структура коммуникации 6
3. Основные цели коммуникации 8
4. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления 9
Заключение 14
Список литературы 16
Учесть всю совокупность зашумляющих сообщение факторов практически невозможно — они слишком разнообразны. В каждом виде человеческой деятельности — в политике, экономике, культуре и т.д. — присутствуют собственные барьеры, обусловленные спецификой данных видов деятельности. Различные виды и уровни коммуникации (вербальная — невербальная, устная — письменная — электронная, межличностная — групповая — массовая и т.д.) также создают свои специфические барьеры. Поэтому имеют место самые разные попытки систематизации коммуникативных барьеров.
Так, В. Шепель выделяет шесть наиболее явных барьеров:
- инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами;
- антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;
- языковый
барьер — существенное
- профессиональное
неприятие — некомпетентное
- неприятие имиджа коммуникатора.
В литературе по психологии и коммуникативистике принято выделять четыре типа барьеров:
- фонетический — невыразительная быстрая или медленная речь, речь скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и т.п.;
- семантический
— различие в системах
- стилистический — несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению;
- логический — сложная, непонятная или неправильная логика
рассуждений.
Данные классификации довольно точно, хотя и недостаточно полно, представляют различные группы факторов, препятствующих эффективной коммуникации. В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.
Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слушали и слышали. Поэтому, важно знать способы преодоления барьеров.
Преодоление избегания. Борьба с этим видом барьеров включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием.
Привлечение
внимания. Психологические исследования п
Поддерживание внимания. Умение поддерживать внимание связано с осознанием тех же факторов, которые используются при привлечении внимания, но на этот раз - это борьба с тем, чтобы внимание другого отвлекалось какими-то "чужими", не от нас исходящими стимулами.
Управление
вниманием в общении - важная
задача не только для
Использование феномена авторитета. По критерию авторитетности человек решает вопрос о доверии к собеседнику. Если он признается неавторитетным, его воздействие не будет иметь успеха, если же авторитет есть - тогда коммуникация будет эффективной.
Преодоление фонетического барьера. Вряд ли кого-нибудь удивит совет: для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки и т.д. Для каждого вполне ясно, что выполнение такого рода условий улучшает "проходимость" информации, оптимизирует коммуникацию. Кроме того, для преодоления фонетического барьера необычайно важна обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя.
Преодоление семантического барьера. Семантический барьер является следствием несовпадения тезаурусов людей. В силу того, что каждый человек имеет неповторимый индивидуальный опыт, он имеет и неповторимый тезаурус. Что же позволяет преодолеть этот барьер? Это возможно при более полном представлении о тезаурусе партнера. В сущности, в этом нет ничего невозможного - мы постоянно учитываем тезаурус партнера в общении, хотя и делаем это непроизвольно.
Преодоление
стилистического барьера. Для
преодоления стилистического
Преодоление
логического барьера связано
со знанием эффективности
Пожалуй, наиболее важным индивидуальным коммуникативным навыком является умение слушать. Слушать активно — значит задавать вопросы, проявлять интерес и время от времени перефразировать то, что сказал собеседник, дабы убедиться, что вы правильно его поняли. Слушать активно — значит, обеспечивать обратную связь с отправителем сообщения.
Во-вторых,
для передачи собственных
В-третьих,
и отправитель, и получатель
должны стараться понять точку
зрения другой стороны. При
получении информации
Из
выше перечисленного видно,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работе было рассмотрено общение как коммуникативный процесс.
Общение
связано и с общественными
и с личными отношениями
Общение, являясь
сложным психологическим
Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.
Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.
Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои познавательные высшие способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Общение одно из главных составляющих совместной деятельности людей, основа межличностных отношений. Возрастание роли общения, важности его изучения связано с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баркер, А. Как улучшить навыки общения / Под ред. В. А. Спивака. - СПб.: "Нева", 2003.
2. Красных, В.А. Основы теории коммуникации / В.А. Красных. - М.: Академия, 2001.
3. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М., 1997.
4. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. – М., 2005.
5. Сидоренко,
Е.В. Тренинг развития
6. Шелихова, Н.И.
Техника педагогического