Развитие коммуникативной компетентности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение общения как коммуникативного процесса.
Основные задачи работы:
- изучение видов и функций общения;
- изучение структуры коммуникации;
- изучение основных целей коммуникации;
- изучение коммуникативных барьеров и способов их преодоления

Оглавление

Введение 3
Основная часть 4
1. Виды и функции общения 4
2. Структура коммуникации 6
3. Основные цели коммуникации 8
4. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления 9
Заключение 14
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

РКК.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

   Учесть всю совокупность зашумляющих сообщение факторов практически невозможно — они слишком разнообразны. В каждом виде человеческой деятельности — в политике, экономике, культуре и т.д. — присутствуют собственные барьеры, обусловленные спецификой данных видов деятельности. Различные виды и уровни коммуникации (вербальная — невербальная, устная — письменная — электронная, межличностная — групповая — массовая и т.д.) также создают свои специфические барьеры. Поэтому имеют место самые разные попытки систематизации коммуникативных барьеров.

   Так, В. Шепель выделяет шесть наиболее явных барьеров:

- инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами;

- антипатия  к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;

- языковый  барьер — существенное различие  словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;

- профессиональное  неприятие — некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;

- неприятие имиджа коммуникатора.

   В литературе по психологии и коммуникативистике принято выделять четыре типа барьеров:

- фонетический  — невыразительная быстрая или  медленная речь, речь скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и т.п.;

- семантический  — различие в системах значений  слов;

- стилистический — несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению;

- логический — сложная,  непонятная или неправильная логика

рассуждений.

   Данные классификации довольно точно, хотя и недостаточно полно, представляют различные группы факторов, препятствующих эффективной коммуникации. В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

   Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слушали и слышали. Поэтому, важно знать способы преодоления барьеров.

   Преодоление избегания. Борьба с этим видом барьеров включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием.

   Привлечение  внимания. Психологические исследования показывают, что внимание может привлекаться внешними и внутренними факторами. Внешние - это новизна (неожиданность), интенсивность и физические характеристики сигнала, внутренние - это те, которые определяются актуальностью, значимостью, важностью сигнала для человека в зависимости от его намерений и целей в данный момент.

   Поддерживание внимания. Умение поддерживать внимание связано с осознанием тех же факторов, которые используются при привлечении внимания, но на этот раз - это борьба с тем, чтобы внимание другого отвлекалось какими-то "чужими", не от нас исходящими стимулами.

   Управление  вниманием в общении - важная  задача не только для говорящего, но и для слушающего.

   Использование феномена авторитета. По критерию авторитетности человек решает вопрос о доверии к собеседнику. Если он признается неавторитетным, его воздействие не будет иметь успеха, если же авторитет есть - тогда коммуникация будет эффективной.

   Преодоление фонетического барьера. Вряд ли кого-нибудь удивит совет: для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки и т.д. Для каждого вполне ясно, что выполнение такого рода условий улучшает "проходимость" информации, оптимизирует коммуникацию. Кроме того, для преодоления фонетического барьера необычайно важна обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя.

   Преодоление семантического барьера. Семантический барьер является следствием несовпадения тезаурусов людей. В силу того, что каждый человек имеет неповторимый индивидуальный опыт, он имеет и неповторимый тезаурус. Что же позволяет преодолеть этот барьер? Это возможно при более полном представлении о тезаурусе партнера. В сущности, в этом нет ничего невозможного - мы постоянно учитываем тезаурус партнера в общении, хотя и делаем это непроизвольно.

   Преодоление  стилистического барьера. Для  преодоления стилистического барьера  необходимо уметь правильно структурировать  передаваемую информацию, которая будет легче пониматься, лучше запоминаться.   

   Преодоление  логического барьера связано  со знанием эффективности разных  аргументов и способов аргументации. Выделяется два основных способа  построения аргументации: восходящий и снисходящий. 

   Пожалуй, наиболее важным индивидуальным коммуникативным навыком является умение слушать. Слушать активно — значит задавать вопросы, проявлять интерес и время от времени перефразировать то, что сказал собеседник, дабы убедиться, что вы правильно его поняли. Слушать активно — значит, обеспечивать обратную связь с отправителем сообщения.

   Во-вторых, для передачи собственных сообщений  необходимо выбирать подходящие  каналы. Сложное сообщение требует  использования емкого коммуникативного  канала (телефон, личная беседа), рутинные послания и данные могут передаваться в виде записок, писем или по электронной почте.

   В-третьих,  и отправитель, и получатель  должны стараться понять точку  зрения другой стороны. При  получении информации менеджеры  должны проявлять особое внимание, что позволит им распознать наличие у собеседника каких-либо предубеждений, уточнить то, что было понято неправильно, скорректировать собственное сообщение. Когда мы правильно оцениваем взгляды собеседников, мы более точно истолковываем семантический смысл передаваемых слов, ощущений и вообще относимся к ним более объективно.

   Из  выше перечисленного видно, что  в процессе общения могут возникать барьеры, препятствующие достижению целей собеседников, поставленных перед коммуникативным процессом. Однако есть и решения преодоления этих барьеров.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Таким образом, в данной работе было рассмотрено общение как коммуникативный процесс.

 Общение  связано и с общественными  и с личными отношениями человека. Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Общение и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть, включены в общение.

Общение, являясь  сложным психологическим явлением, имеет свою структуру. В межличностном  общении могут быть выделены три  стороны.          

Коммуникативная сторона общения связана с  обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.

 Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.

 Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.

 Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои познавательные высшие способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

 Общение одно из главных составляющих совместной деятельности людей, основа межличностных отношений. Возрастание роли общения, важности его изучения связано с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Баркер, А.  Как улучшить навыки общения  / Под ред. В. А. Спивака. - СПб.: "Нева", 2003.

2. Красных, В.А. Основы  теории коммуникации / В.А. Красных. - М.: Академия, 2001.

3. Леонтьев, А.А. Психология общения  / А.А. Леонтьев. – М., 1997.

4. Рогов, Е.И. Психология  общения  / Е.И. Рогов. – М., 2005.

5. Сидоренко,  Е.В. Тренинг развития коммуникативной  компетентности / Е.В. Сидоренко.- СПб.: СПбГУ, 2003.

6. Шелихова, Н.И.  Техника педагогического общения  / Н.И. Шелихова. – М., 1998.


Информация о работе Развитие коммуникативной компетентности