Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования. Выявить педагогические условия, оптимизирующие коммуникативную компетенцию футболистов высокой квалификации и повышающие успешность выступлений в соревнованиях.
Объект исследования. Деятельность профессионалов спортсменов.
Предмет исследования. Коммуникативная компетентность и ее развитие у профессионалов спортсменов (футболистов высокой квалификации).
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Коммуникативная компетентность профессионалов спортсменов………………………………………………………………11
Понятие коммуникативной компетентности в научно–методической литературе………………………………………………….11
Специфика игры в футбол и игрового взаимодействия футболистов ……………………………………………………………….24
Особенности межличностных отношений в футбольной команде……………………………………………………………………..33
Коммуникативная компетентность как условие совершенствования профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации……………………………………………………………….43
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов…………………………………………..55
2.1. Педагогические условия реализации концепции формирования коммуникативной компетентности………………………………55
2.2. Программно-методическое обеспечение технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации………………………………………………..69
2.3. Результаты внедрения экспериментальной программы………90
Заключение……………………………………………………………102
Литература……………………………………………………………105
Приложение…………………………………………………………..119
3.2.2. Организация дифференцированно-групповой работы
Цель занятий. Содействовать развитию коммуникативной компетенции футболиста высокой квалификации, стимулировать процесс профессионально- личностного самосовершенствования.
Задачи:
Курс рассчитан на 18 часов. Предполагаются различные формы проведения занятий, которые сочетают в себе как традиционные виды учебной деятельности, так и активные формы обучения. Один из принципов организации занятий заключается в их практико-ориентированном характере. Организация работы на данном этапе предполагает как традиционные виды учебной деятельности, так и активные формы обучения, имитационные и деловые игры в соответствии с определенными условиями и принципами системного и деятельностного подходов к образованию. Данный этап технологии служит для футболиста высокой квалификации образцом подобной организации игровой ситуации в соревновательный период. Не только теоретически, но и практически футболиста высокой квалификации должны усвоить способы коммуникативного взаимодействия, влияния на него профессионально личностных качеств.
Специфика методов активного обучения состоит в том, что они заставляют спортсменов действовать - общаться друг с другом, играть роли, имитировать, практически и мысленно моделировать коммуникативные проблемы и пути их решения.
В рамках методической системы подготовки специалистов физкультуры и спорта используется коммуникативная игра – метод, предполагающий организацию коммуникативной деятельности обучаемых, в ходе которой они воспроизводят типичные ситуации будущего профессионального общения и развивают свои профессионально значимые коммуникативные умения
Мы считаем необходимым использование коммуникативных игр в учебном процессе, т.к. это интерактивный метод. Как известно, интерактивное обучение основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Оно формирует умение мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, находить выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои ценности; развивает умение выслушивать партнера по общению, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность, необходимый такт, доброжелательность; умение разрешать конфликты и др.
Моделирование ситуаций профессионального общения позволяет решать следующие задачи развития коммуникативной компетенции: поэлементно отработать виды профессиональной коммуникативной деятельности с адекватным речевым оформлением; научить спортсменов использовать прием моделирования для практического овладения мотивационно-целевой и содержательно-процессуальной сторонами коммуникативной деятельности. Метод моделирования ситуаций проводится с диагностическими и корректирующими целями, направляется на формирование и развитие определенных личностных качеств. Особенно значимыми, информативными становятся ситуации свободного личностного выбора при отсутствии внешнего контроля. Участники тренинга предлагают свои варианты подобных ситуаций. При моделировании сложных положений используются приемы, провоцирующие, например, конфликт:
Анализ опыта нетривиального решения сложных ситуаций помогает накапливать факты, образы, развивать профессиональную память. В процессе тренинга собирается некий «банк исходной информации», который становится своеобразной отправной точкой для самостоятельной поисковой деятельности, для развития его творческого профессионального мышления. Примеривая на себя множество положений, спортсмен не только запоминает и оценивает различные варианты поведения, но и определяет свое отношение к ним, как бы вживаясь в реальность.
Возможные и реальные ситуации в тренинге не только анализируются, но и проигрываются. Видеосъемка, ее просмотр и разбор значительно повышают эффективность практических занятий. Видение себя со стороны способствует более точной самодиагностике, адекватной оценке выбранных способов деятельности, стимулирует поиск более точных внешних средств (взглядов, жестов, мимики, поз и т.п.), развивает рефлексию. Работая с видеокамерой, участники тренинга убеждаются, что профессионально грамотное поведение предполагает не только наличие теоретических знаний и определенной этической позиции, но и владение умениями саморегуляции эмоциональных и волевых состояний. Проигрывание ситуаций помогает научиться и важнейшему умению быстро менять способы действий в соответствии с разными условиями.
Соответственно на практике это определило необходимость в учебно-спортивном клубе «Астрахань» после игры устраивать аналитический просмотр матча, с обязательным комментированием, обращать внимание игроков, чего нельзя повторять. Потом на тренировках обыгрывать те ситуации, когда футболисты забили голы в игре с серьезным соперником, потому что все ситуации очень быстро забываются, систематически наблюдать за общением спортсменов в игре и анализировать это общение с точки зрения того, насколько оно соответствует или не соответствует задачам деятельности, логике совместных действий. Это особенно характерно для ситуаций напряженных совместных действий, развертывающихся в быстром темпе и требующих нередко мгновенной реакции («короткую», «я», «сразу», «ход», жесты и т.п.). Каждый из этих видов общения имеет особое значение для каждого спортсмена, является составной частью той микросреды, в условиях которой формируется профессиональное общение, что способствует развитию коммуникативной компетенции.
В данном процессе «тренер- спортсмен», обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания.
Интерактивное обучение - комплекс взаимосвязанных методик, обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов индивидуальной, коллективной, групповой и микрогрупповой деятельностью.
Процесс целенаправленного понимания игры, видения поля, умение ориентироваться в игровых ситуациях, определять личностные особенности и эмоциональные состояния своих партнеров и нападающих очень сложен. Его реализация требует поиска специальных упражнений. Одна из задач тренера заключается в том, чтобы ученик получил удовлетворение от поиска решений игровых задач. Нельзя подготовить сильного, выносливого, хорошего футболиста, не сформировав у него умение применять полученные интерактивные знания в профессиональной деятельности. Например, в ходе тактической подготовки футболистам быстро показывают слайды с изображением конкретных игровых ситуаций, и предлагается, глядя на изображения, высказать свое мнение о том, как бы они поступили, играя в нападении или защите. Тренер не даёт готовых ответов, а побуждает каждого члена команды к самостоятельному поиску выхода из данной ситуации. Дает возможность высказать свое мнение, как бы они поступили, играя в нападении или защите. Тренер оценивает быстроту, точность ответов, дает рекомендации каждому игроку. Такая организация процесса обеспечивает интенсивное развитие каждого участника, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, а также совершенствует взаимодействие участников, расширяет их коммуникативную компетентность.
Эффективное решение
разнонаправленных проблем
Тренировочные занятия в учебном центре можно разделить на три основных этапа: «оттаивание», «изменение» и «замораживание» [3].
На первом этапе создается ситуация общения, которая уменьшает силу, стабильность и ценность прежних установок. Люди начинают понимать неэффективность старых подходов и критически их оценивать. Это определяет переход ко второму этапу, где происходит совершенствование стиля поведения в условиях управляемого изменения ценностных ориентаций и установок. На третьем этапе стабилизируются те формы поведения, которые оказываются полезными. Для этого проводятся групповые дискуссии, обсуждение отдельных коммуникативных ситуаций, а также чувств и эмоций, с ними связанных, и завершает этот этап практическое проигрывание ситуаций на игровом поле. В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах отражена суть используемых методов обучения. Таким, образом, данные методы обучения активизирует внутренний потенциал игрока, заставляют его обратить внимание на самого себя и присущие ему стереотипы поведения, общения, взаимодействия с окружающими во время игры.
Групповые дискуссии стимулируют и активизируют игрока, заставляют высказать то, что они не могут сформулировать и высказать в соревновательной деятельности. Ситуация дискуссии, например, предполагает значительное ослабление субординационного контроля между тренером и спортсменом, который при всей демократичности обстановки, как правило, присутствует на тренировочных занятиях.
Целенаправленное
Тренеру следует помнить, что излишняя техническая или тактическая перегрузка в процессе тренировочной деятельности приводит к перенапряжению, усталости, потере настроения, то есть формирует негативный эмоциональный фон. В этой связи очень важен баланс тактического и технического, который помогает преодолеть негативные эмоциональные состояния, психологические зажимы, способствует эмоциональному заражению и, как следствие, интенсификации общения в команде, что повышает коммуникативную компетентность.
Так же следует учитывать и структурную перестановку игроков (смена партнеров по взаимодействию) . Она производится с целью расширения круга общения, увеличения количества формальных и межличностных связей, которые переносятся на футбольное поле, где резко активизируется «моторное взаимодействие» (кто кому отдает передачу), что является стержнем командной высокоэффективной игры.
Игры и упражнения
В данном разделе приведен комплекс упражнений, составленный на основе изучения опыта применения психотренингов в малых группах, учебных, производственных и т.п. (Большаков В.Ю., Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П.; Самоукина Н.В. и др.), а также адресованные спортсменам ( Пахомов Ю.В., Цзен Н.В.), развивающимся в ходе выполнения тренингов.
Цель упражнений (1-7): нарабатывать навыки эффективного поведения для достижения согласия при решении групповой задачи; отработать способы, помогающие поддерживать общение.
Упражнение 1. "Робот".
Создается игровое поле — обширное пространство с разбросанными фричками. Участники разбиваются на пары ("робот" и "оператор"). Задача "оператора" - с помощью своего "робота" собрать как можно больше спичек. Для этого он подает "роботу' словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног, туловища. Задача "робота" - беспрекословно и точно выполнять команды своего "оператора". Глаза "робота" во время игры закрыты.
При разъяснении инструкции тренеру следует подчеркнуть, что "робот" не должен подыгрывать своему "оператору". "Робот" лишен собственной воли, желаний и страстей. Исход игры ему глубоко безразличен; он всего лишь послушный, безынициативный инструмент в руках "оператора".
Проведение игры требует соблюдения элементарных правил безопасности. "Робот", если он хорошо исполняет свою роль, действует бездумно и негибко. Вся ответственность за избежание столкновений со стенами, предметами и другими "роботами" лежит на "операторе". Кроме того, за всем происходящим на игровом поле обязан внимательно наблюдать ведущий. Для дополнительной подстраховки устройство всех "роботов" программируется таким образом, что они застывают неподвижно по аварийной команде "Стоп!", которую ведущий может дать в случае опасности.
Для того чтобы успешно управлять "роботом", "оператор" должен тонко чувствовать все его движения, буквально вживаться в него. При хорошем включении в игру "оператор" начинает воспринимать неточности в движениях "робота" не как ошибки партнера по игре, а как свои собственные. Для "робота" же игра служит хорошей тренировкой избирательного внимания, поскольку он должен выуживать из плотного словесного потока голос именно своего "оператора".