Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования. Выявить педагогические условия, оптимизирующие коммуникативную компетенцию футболистов высокой квалификации и повышающие успешность выступлений в соревнованиях.
Объект исследования. Деятельность профессионалов спортсменов.
Предмет исследования. Коммуникативная компетентность и ее развитие у профессионалов спортсменов (футболистов высокой квалификации).
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Коммуникативная компетентность профессионалов спортсменов………………………………………………………………11
Понятие коммуникативной компетентности в научно–методической литературе………………………………………………….11
Специфика игры в футбол и игрового взаимодействия футболистов ……………………………………………………………….24
Особенности межличностных отношений в футбольной команде……………………………………………………………………..33
Коммуникативная компетентность как условие совершенствования профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации……………………………………………………………….43
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов…………………………………………..55
2.1. Педагогические условия реализации концепции формирования коммуникативной компетентности………………………………55
2.2. Программно-методическое обеспечение технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации………………………………………………..69
2.3. Результаты внедрения экспериментальной программы………90
Заключение……………………………………………………………102
Литература……………………………………………………………105
Приложение…………………………………………………………..119
3.
Обеспечение рефлексивно-ценностной ориентации
учебно-тренировочной деятельности
позволяет решить коммуникативные проблемы,
с которыми сталкиваются футболисты высокой
квалификации в процессе соревновательной
деятельности. Реализация указанного
условия позволяет удовлетворить потребности
личности в саморазвитии, самопознании,
самоорганизации, самореализации и обеспечивает
проявление этих потребностей в соответствующих
мотивах, отношениях, убеждениях, личностных
установках. При выявлении данного условия мы
основывались на атрибутивной закономерности
профессионально обусловленного аспекта
– коммуникативной компетенции футболистов
высокой квалификации, являясь значимым
показателем его профессиональной компетентности,
обладает потенциалом для развития. В
качестве определяющих выступают принципы
непротиворечивости, развития и динамичности.
Процесс усвоения опыта коммуникативной
деятельности при этом приобретает личностный,
неповторимый характер. Осмыслив концептуальные
положения: формирования готовности футболистов
высокой квалификации к профессионально-
Данное условие позволяет
В нашем исследований мы выделяем четыре этапа формирования ключевых, базовых, специальных, частно-профессиональных компетенций спортсмена: 1) формирование системы коммуникативных знаний (понятийно-сугцностный уровень); 2) формирование системы коммуникативных умений (практико-деятельностный уровень); 3) формирование опыта продуктивной коммуникативной деятельности (практико-мировоззренческий уровень); 4) формирование личностно-ценностного отношения к самосовершенствованию коммуникативной компетентности (концептуальный уровень). Надо отметить, что формирование личностно-ценностного отношения к самосовершенствованию коммуникативной компетенции (концептуальный уровень) предваряется начальными этапами, которые характеризуются в основном когнитивным компонентом.
Таким образом, внедрение данного
условия в тренировочный процесс
обеспечивает реализацию нескольких целевых
функций:
информационной, когда футболист высокой
квалификации получает определенные знания
о себе как субъекте коммуникативной деятельности;
коммуникативно-
В каждом исследовании формируются условия — педагогические, психологические, дидактические, организационные и др., отвечающие задачам и отражающие научные взгляды автора. Однако, наряду с теоретическим анализом при обосновании обстоятельств, содействующих преобразованию исследуемого феномена, в диссертационных исследованиях следовало бы эмпирически подкреплять теоретически обоснованные условия.
Педагогические условия в
С учетом этого, выявленные в настоящем исследовании условия формирования коммуникативной компетентности футболиста подтверждались результатами наблюдений, опросов, бесед с преподавателями.
2.2. Программно-методическое обеспечение технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации
Изменения в сфере физкультуры и спорта, происходящие в современном обществе, отразились на содержании, формах, методах и технологиях обучения и воспитания спортсменов. В русле рассматриваемой нами проблемы значение приобретает технологизация процесса формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации в условиях тренировочно-соревновательного процесса.
ТЕХН. КАРТА
При построении технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации мы, во-первых, ориентировались на основные качества современных педагогических технологий: каждая педагогическая технология должна опираться па научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей; педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью; во-вторых, опирались на общие принципы, представленные в педагогической концепции: научности, целенаправленности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, сотрудничества и на систему частных принципов (дифференциации, индивидуализации, личностного целеполагания, систематичности и последовательности, направленности обучения на решение задач профессиональной сферы, деятельности, субъектности, оптимального сочетания общих, индивидуальных и групповых форм организации учебно-тренировочного процесса), а также на принцип целостности технологии.
Таким образом, разработанная нами педагогическая технология состоит из пяти этапов: 1) диагностики, где исследуется исходный уровень сформированности коммуникативной компетенции каждого футболиста высокой квалификации; 2) дифференцированно-групповой работы, включающий активные формы обучения, имитационные и деловые игры; 3) индивидуальной работы, предполагающей индивидуальные консультации; 4) работы в группе, направленной на развитие навыков общения и взаимодействия с использованием таких методов как дискуссия, ролевая игра, моделирование ситуации, ретроспективный анализ реальных ситуаций и т.д.; 5) подведения итогов и заключительной диагностики, которая включает повторное использование тестов и методики оценки компетентности, что позволяет выявить динамику формирования коммуникативной компетенции.
Опытная работа проводилась в естественных условиях в течение 2010-2012 гг. на базе учебно-спортивного клуба "АСТРАХАНЬ". Основан клуб был в 1931 году при Судоремонтном заводе им. Сталина. Во втором дивизионе чемпионата России дебютировал в 2000 году где и выступает по сей день.
В эксперименте принимали участие 24 футболиста, из них: мастеров спорта российской федерации — 13, кандидатов в мастера спорта — 4. Возраст игроков 20-29 лет. По образованию картина была следующей: высшее — 10, незаконченное высшее — 4, среднее - 2. Физкультурное образование ( в том числе незаконченное высшее) имели — 12 человек.
На начальном этапе проведения диагностики (беседа) был избран закрытый вариант эксперимента и испытуемые, таким образом, были не осведомлены о том, что они являются участниками исследовательской работы. Это обеспечивало полную непринужденность испытуемых и позволяло экспериментатору получать объективную информацию .
Диагностика и выявление показателей исходного уровня сформированности структурных компонентов коммуникативной компетентности является обязательным этапом формирования коммуникативной компетентности. Выделить базовые показатели коммуникативной компетентности и критерии оптимального соответствия ее составляющих крайне трудно, прежде всего, потому, что при исследовании существует объективная сложность - исключительная изменчивость физических и психических состояний объекта изучения. Следовательно, любая методика изучения определенных личностных характеристик (в том числе и предлагаемая нами) будет носить условный характер относительно заложенных в нее диагностируемых параметров.
Критериями сформированности коммуникативной компетентности являются (табл.):
- сформированность личностно-
Показатели и критерии сформированности СКК
Цель диагностики: выявить уровень проявления показателей по каждому критерию:
Цель диагностики: выявить уровень проявления показателей по каждому критерию:
Таблица
№ п/п |
Критерии |
Показатели |
1. |
Сформированность системы коммуникативных знаний . |
3: Справедлив и внимателен по отношению к членам команды
6; Может аргументировано и доказательно убедить собеседника в необходимости какого-либо дела, поступка 7. Способен создать благоприятный психологический настрой во время общения ; 8: Проявляет интерес к собственной профессиональной, деятельности |
2- |
Сформированность системы коммуникативных умений |
3 . Умеет взвешивать и учитывать права собеседника 4. Умеет адаптироваться к различным темпераментам и характерам 5. Умеет устанавливать «горизонтальные» и «вертикальные» контакты
|
3. |
Сформированность опыта продуктивной коммуникативной деятельности |
4. Умеет находить наиболее эффективные пути достижения цели 5. Поощряет желание собеседника высказывать собственную точку зрения 6. Высказывает собственную позицию по тому или иному вопросу 7. Отстаивает свою точку зрения без раздражения и вспыльчивости 8. Аргументировано и убедительно говорит |
4. |
Сформированностъ личностно-ценностного отношения к самосовершенствованию коммуникативной компетентности |
1. Стремится к саморазвитию, самопознанию, самоорганизации, самореализации 2. Проявляет в общении стремление к согласию
|
Задачи диагностики:
1. Выявить уровень
> *
2. Предоставить каждому спортсмену информацию о нем как об объекте диагностики.
Данная диагностика позволяет не только определить и констатировать уровень коммуникативной компетенции, но и привлечь спортсмена к размышлению о своей профессиональной позиции, развивать у него потребность в самосовершенствовании. Полученные о себе знания позволяют более конструктивно осознанно сформулировать профессионально-личностные проблемы.
Изучение коммуникативной
9. Определение стиля межличностного взаимодействия (Ю.А. Лобей- ко, С.В1 Максимов);