Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Выявить педагогические условия, оптимизирующие коммуникативную компетенцию футболистов высокой квалификации и повышающие успешность выступлений в соревнованиях.
Объект исследования. Деятельность профессионалов спортсменов.
Предмет исследования. Коммуникативная компетентность и ее развитие у профессионалов спортсменов (футболистов высокой квалификации).

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Коммуникативная компетентность профессионалов спортсменов………………………………………………………………11
Понятие коммуникативной компетентности в научно–методической литературе………………………………………………….11
Специфика игры в футбол и игрового взаимодействия футболистов ……………………………………………………………….24
Особенности межличностных отношений в футбольной команде……………………………………………………………………..33
Коммуникативная компетентность как условие совершенствования профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации……………………………………………………………….43
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов…………………………………………..55
2.1. Педагогические условия реализации концепции формирования коммуникативной компетентности………………………………55
2.2. Программно-методическое обеспечение технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации………………………………………………..69
2.3. Результаты внедрения экспериментальной программы………90
Заключение……………………………………………………………102
Литература……………………………………………………………105
Приложение…………………………………………………………..119

Файлы: 1 файл

Коммуникативная компетентн.doc

— 733.00 Кб (Скачать)
    1. Согласно полученным данным в контрольной группе (КГ), где апробация комплекса моделей формирования коммуникативной компетенции футболистов высокой квалификации осуществлялась фрагментарно, значимые различия обнаружены не были. Полученные данные не позволяют говорить о доминировании положительной или отрицательной динамики как в выраженности профессионально значимых личностных качеств, так и в выраженности критериев сформированности коммуникативной компетенции футболистов высокой квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональная деятельность специалиста в области физической культуры и спорта во многом определяется знаниями и умениями коммуникативного характера, связанными с организацией и осуществлением делового и межличностного общения, поэтому проблема формирования у спортсменов коммуникативной компетентности имеет большую значимость  Этим и определяется актуальность проблемы исследования.

Профессиональная деятельность специалиста в области физической культуры и спорта во многом определяется знаниями и умениями коммуникативного характера, связанными с организацией и осуществлением делового и межличностного общения, поэтому проблема формирования у футболистов коммуникативной компетентности имеет большую значимость. Порой спортсмены, отличающиеся высоким уровнем профессиональных знаний, навыков и умений, обладающие необходимой физической подготовкой, но при этом не владеющие правилами взаимодействия с другими игроками, с тренером оказываются совершенно беспомощными в коммуникационном процессе, поскольку любое общение эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

Таким образом, мы определяем профессиональную коммуникативную компетентность спортсмена-футболиста как основывающуюся на коммуникативных способностях, умениях и знаниях, интеллектуально, личностно и мотивационно обусловленную социально-профессиональную характеристику, позволяющую ему самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные и адекватные коммуникативные действия в определенной игровой ситуации, что влияет на формирование игрового мастерства.

Нами установлено, что если не ставить  специальной целью формирование у футболистов высокой квалификации коммуникативной компетентности, не осуществлять поиски новых подходов к решению данной проблемы и не реализовывать целенаправленные мероприятия в данном направлении, то в традиционных условиях современного спорта высоких достижений проблема формирования коммуникативной компетенции у футболистов высокой квалификации решается малоэффективно.

Реализация концепции формирования коммуникативной компетенции футболистов высокой квалификации осуществляется посредством технологии, представленной совокупностью этапов: а) начальная диагностика коммуникативной компетенции; б) дифференцированно-групповая работа; в) индивидуальная и самостоятельная работа; г) работа в тренинговой группе; д) итоговая диагностика коммуникативной компетенции.

Результаты экспериментальной  работы показали, что эффективность  формирования коммуникативной компетенции футболистов высокой квалификации может быть обеспечена созданием педагогических условий: а) реализация системы мониторинга сформированности коммуникативной компетентности, включающей в себя две взаимосвязанные подсистемы: мониторинг профессионально значимых личностных качеств футболистов высокой квалификации и мониторинг ключевых, базовых, специальных, частно-профессиональных компетенций; б) создание образовательной среды, обеспечивающей возможности для осуществления коммуникативной деятельности футболистов высокой квалификации; в) обеспечение рефлексивно-ценностной ориентации учебно-тренировочной деятельности.

 Значимая роль коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации обусловлена ее положительным влиянием на психологический климат в команде и повышение успешности в соревновательной деятельности спортсменов. Позитивность роли коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации тесно взаимосвязана проявляемыми ими коммуникативными способностями: а) овладение средствами коммуникации, б) использование этих средств в деятельности, в построении процесса общения, в) анализ своей деятельности и выделение новых средств эффективной коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

      1. Абельская P.C. Внутренняя речь в формировании произвольных действий спортсмена // Проблемы психологии спорта. — М.: ФиС, 1960. — 120 с.
      2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. -335 с.
      3. Авдеев В.В. Формирование команды. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Твор. Центр Сфера, 1999. - 542 с.
      4. Агеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М.: Мысль, 1976.-158 с.
      5. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-144 с.
      6. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 240 с.
      7. Агеев B.C. Социальная перцепция в процессах межгруппового взаимодействия : Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.-15 с.
      8. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. - М.: 1972. — 78 с.
      9. Аксельрод A.A. 201 способ победить в ситуациях трудного общения / Пер. с англ. В.Звонарева. — Челябинск: Урал, 1999. — 189 с.

Ю.Алексеев A.B. Преодолей себя. — 4-е  изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура  и Спорт, 2003.-280 с.

П.Алексеев A.B. Педагогико-психологические  методы оптимизации учебно- тренировочной  и соревновательной деятельности / ЦНИИ спорта // Теория и практика физ. культ. — 1993. - №2. - С. 33-34.

12.Алексеев A.B. Психологическая саморегуляция  //Легкая атлетика. — 1992. - №4.-С. 8-10. №5.-С. 12-13.

И.Алексеев A.B. О пользе релаксации. Расслабление скелетных мышц // Спортивные игры.-1990.- №5.-С.30-31.

        1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.
  • 128 с.
    1. Андреева В.В. Феномен преодоления в психологической подготовке спортсменов //Теория и практика физической культуры. - 1999. - №10. — С. 31-33.
    2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 1989.-223 с.
    3. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. —111 с.
    4. Артамонова И.Е. Индивидуальный стиль деятельности как фактор соревновательной надежности спортсмена: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 1987 — 20 с.
    5. Арутюнян М.Ю., Петровская Л.А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бодалева. - М.: Знание, 1981. - С. 42-53.
    6. Асафов В.Г. Социально-психологические особенности самооценки группы как коллектива: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. — М., 1985.-20 с.
    7. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: / Учеб. для ВУЗОВ по спец. Психология /. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
    8. Аширбагина Н.Л. Культура общения: терминологический словарь / Под ред. А.П. Аношкина /. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - 52 с.

23 .Бабушкин Г.Д. Мотивация спортивно-педагогической деятельности: структура, динамика // Теория и практика физ. культ. — 1990. - №1. — С. 56-57.

24.Бабушкин Г.Д. Психология труда  тренера по спорту. - Омск: ОГИФК, 1985.-84 с.

      1. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. — Омск: ОГИФК, 1996. — 186 с.
      2. Бабушкин Г.Д. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности: Моногр. / Г.Д. Бабушкин, Е.В. Кулагина. — Омск: СибГАФК, 2001. - 109 с.
      3. Баранов П.В. Рефлексивное управление и рефлексивная структура решений в играх двух лиц со строгим соперничеством // Проблемы принятия решения. - М.: Наука, 1976, с. 127-146.
      4. Барышёва A.B., Споробогатова И.А. Нужно ли себя любить? // Физическая культура в школе. - 1991. - №6. - С. 31-32.
      5. Батаршев A.B. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 176 с.
      6. Батурин H.A. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности / Учебное пособие. - Омск: ЧИГИФК, 1988. - 48 с.
      7. Безрукова Е.Ю. Информационно-методическое обеспечение процесса командообразования: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1998. — 22 с.
      8. Белкин A.A. О некоторых формах разминки и значении идеомоторной настройки при выполнении гимнастических упражнений // Психологические вопросы спортивной тренировки. — М.: ФиС, 1967. — 47 с.
      9. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 117 с.
      10. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. - М.: Наука, 1976. - 178 с.
      11. Билькис Е. Без фальши [О проблемах спорта] // Физкультура и спорт. — 1991. - №4. - С. 1-3.
      12. Бирах А. Психология мимики: Как читать мысли человека по выражению лица. -М.: Мысль, 2000. - 240 с.
      13. Биркенбиль В.Ф. Коммуникативный тренинг. Наука общения для всех / Пер. с нем. Н. Чуеева. — М.: Издат. торговый дом ГРАНД: ФАИР_ПРЕСС, 2002. - 345 с.
      14. Бшуев В.П. Личность и общение. — Иркутск: ИГПУ, 1984. - 95 с.
      15. Бовина И.Б. Социально-психологический анализ группового решения задач: Автореф. дис.... канд. псих. наук. — М., 1998.— 24 с.
      16. Бодалев A.A. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1998. — 188 с.
      17. Бодалев A.A. Восприятие человека человеком. — Л .: ЛГУ, 1965. — 160 с.
      18. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как о личности. — Л.: ЛГУ, 1971.-120 с.
      19. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. — М.: Моск. псих. соц. ин-т, 1997. — 160 с.
      20. Борисова A.A. Психологическая проницательность: Моногр. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1999. - 447 с.
      21. Борисов А. Роскошь человеческого общения. - М.: RISC., 1998. — 184 с.
      22. Брушлинский A.B., Поликарпов В.А. Мышление и общение. — Минск: Университетское, 1990. —212 с.
      23. Брушлинский A.B. Деятельностный подход и психологическая наука. // Вопросы философии. - 2001. - №2 - С. 89-95.
      24. Бурлачук В.Ф. Исследование личности в клинической психологии. — Киев: Думка, 1979.- 210 с.
      25. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. — СПб.: Питер, 2002.-304 с.
      26. Васильев H.H. Тренинг преодоления конфликтов. — СПб.: Речь, 2002. — 170 с.
      27. Васильев И.А и др. Эмоции и мышление. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 191 с.
      28. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. — 2001. - №2. — С. 74-85.
      29. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.
      30. Вацлавик Пол. Психология межличностной коммуникации / Пер. И. Авидон, П.Румянцева. - СПб.: Речь: Гуманитарная академия., 2000. — 298 с.
      31. Власова Е.В. Особенности коммуникации в различных видах групповой деятельности: Автореф. дис.... канд. псих. наук. - М., 1998. — 24 с.
      32. Возчиков В.А. Общение и коммуникация: Пособие к изучению теоретического курса педагогики. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. — 55 с.
      33. Волков И.П. Изучение особенностей групповой психологии в спортивных играх / Человек и общество. — JI., 1968, вып. 3, с. 241 — 247.
      34. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М.: Физ. и спорт, 1978. -134 с.
      35. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: Физкультура и спорт, 1981. — 112 с.
      36. Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера: Лекции для студ. ин-тов физ. культ. — Смоленск: СГИФК, 1989. — 32 с.
      37. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. — М.: ФиС, 1971. - 56 - 58 с.
      38. Глуханюк Н.С.Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, СЛ. Семенова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Мысль, 2003. - 224 с.
      39. Гогунов E.H. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. — М.: Мысль, 2000. -288 с.
      40. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. — М.: МГУС, 1997.-269 с.
      41. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 207 с.
      42. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. - 173 с.
      43. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — Спб., 1995. — 36 с.
      44. Гуменюк Н.П., Шериц Б.М. Психогигиена спортивной деятельности. — Киев: Высшая шк., 1978. — 71 с.
      45. Данилин К.Е. Восприятие межличностных предпочтений в группе: Автореф. дис.... канд. психол. наук. -М., 1984. —25 с.
      46. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1983. - 80 с.

73 .Джонсон Р. 40 упражнений тренинга  НЛП: Практ. курс психологии: взаимоотношений  людей и влияние друг на  друга / Пер. с анг. Акопян  А. — М.: Смысл, 2001.- 371 с.

        1. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 128 с.
        2. Егидес А.П. Лабиринты общения. -М.: Филинъ: Рилант, 2001. — 383 с.
        3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. — СПб.: Питер, 2000. — 360 с.
        4. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика коммуникативной компетентности: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. — Л., 1991. — 38 с.
        5. Жолдак В.И. Педагогическая система производственной физической культуры: Учеб. пособие для студ. ИФК. - Днепропетровск, 1992. — 121 с.

79.3айцева E.B. Психологические условия и факторы снижения конфликтности личности в системе "руководитель-подчиненный": Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998. — 24 с.

80.3ацепин В.И. Межличностное  общение в коллективе: опыт социально-  психологического исследования. Автореф.  дис. ... канд. философ, наук. — Л., 1970.-18 с.

81.3а гранью фола: Сборник / Сост. В. Штейнбах. - М.: Мол. гвардия, 1989. — 238 с.

          1. Иваницкий A.B. Шестое чувство. -М.: Мысль, 1971. — 186 с.
          2. Иванова В.Ф. Социология и психология конфликтов: Учеб. пособие. — М.: Ин-т защиты предпринимателя, 1997. — 57 с.
          3. Казаринова Н.В. Межличностное общение: Конспект лекций / Н.В. Казаринова. - СПб.: 2000. - 62.
          4. Калинин Е.А. Особенности личности спортсмена высокого класса. — М.: Знание, 1989.-51 с.
          5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Мысль, 1990. — 144 с.
          6. Климов Ю.М. Хочешь стать олимпийцем. - М.: ФиС, 1983. - 80 с.
          7. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Успешность речевого взаимодействия. — М.: Академия, 2002. — 316 с.
          8. Ковалев А.Г. Психология личности. — М.: Педагогика, 1965. — 187 с.
          9. Козелецкий Ю.Ю. Психологическая теория решения. — М.: Прогресс, 1979. — 86 с.
          10. Козлов Н.И. Искусство общения и психология межличностных отношений. — М.: Аспект Пресс, 1995. - 168 с.
          11. Кольтинова В .В., Никитина Е.Д. Мастерство педагогического взаимодействия: Учебное пособие для вузов физической культуры. — Малаховка: МГАФК, 1995. - 49 с.
          12. Коломейцев ГО.А. Взаимоотношения в спортивной команде. — М.: ФиС, 1984. -128 с.
          13. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Балабанова JI.M. Психологический словарь / Под общей ред. Ю.Л. Неймера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 640 с.
          14. Коренберг В.Б. Спортивная метрология. — М.: Советский спорт, 2004. — 340 с.
          15. Коротаева Н.В. Взаимоотношения тренер — спортсмен в системе подготовки специалистов по единоборству: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1990. - 22 с.
          16. Кретти Брайн Дж. Психология в современном спорте / Пер. с англ. Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. — 224 с.
          17. Кричевский Р.Л. Экспериментальное исследование тактического решения в спорте // Теория и практика физической культуры. — 1968. - № 8. — С. 31-34.
          18. Кричевский Р.Л. Межличностная совместимость в игровом спортивном коллективе // Теория и практика физической культуры. — 1980. - №3. — С. 5-8.
          19. Крогиус Н.В. К психологии конфликтной деятельности // Искусственный интеллект и психология. — М.: Наука, 1976. — 297 с.
          20. Кроник A.A., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. — Дубна: Феникс; М.: Когито-Центр, 1998. - 214 с.
          21. Кроник A.A. Межличностное оценивание в малых группах. — Киев: Думка, 1982.-159 с.
          22. Куницына В.Н. Межличностное общение. - СПб.: Наука, 2001. — 544 с.
          23. Лалаян A.A. Психологическая подготовка спортсмена. — Ереван: Айастан, 1985.-166 с.
          24. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964. -109 с.
          25. Левин B.C. Комплексная характеристика динамики подготовленности футболистов высшей квалификации: Дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / МОГИФК, 1983.-252 с.
          26. Леонтьев A.A. Психология общения. - 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — 365 с.
          27. Луценко Ю.В. Формирование психологического климата спортивной команды в тренерской деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: - СПб., 1997-21 с.
          28. Мальчиков A.B. Социально-психологические основы управления спортивной командой. — Смоленск: Прогресс, 1987. — 81 с.
          29. Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984.- 191 с.
          30. Маркова О.Ю., Казаринова Н.В. Психология межличностного и делового общения: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГЭТУ (ЛЭТИ), 1998. - 122 с.
          31. Мартене Р. Социальная психология и спорт / Пер. с анг. — М.: ФиС, 1979.-176 с.
          32. Меграбян A.A. Психодиагностика невербального поведения. — СПб.: Речь, 2001.-253 с.
          33. Морозов A.B. Психология влияния. — СПб.: Изд-во "Питер", 2000. — 512 с.
          34. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. В сб. "Психологическая наука в СССР", т. II изд. АПН РСФСР, 1960.-37 с.
          35. Найдифер P.M. Психология соревнующегося спортсмена: Пер. с анг. / Предислов. A.B. Родионова. -М.: ФиС, 1989.-224 с.
          36. Николаева Г.Н. Коммуникативная компетентность личности: Учеб. пособие. - Орел: Изд-во соц. образоват. центра, 1997. - 138 с.
          37. Обозов H.H. Межличостные оношения. — Л.: Изд-во: ЛГУ: 1979. — 151 с.
          38. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. — 3-е. изд. - М.: Школа Пресс, 2000 - 512 с.
          39. Педагогика: Учеб. для студ., асп., перп. и тренеров по дисц. « Физ. культура » - М.: « Терра-Спорт », 2000. - 272 с.
          40. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990.- 576.
          41. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и ср. пед. учеб. заведений / С.А. Смиронов, И.Б. Котова, E.H. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр « Академия», 2003. - 512 с.
          42. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теорет. — методол. аспект. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 181 с.
          43. Портнов A.B. Индивидуальная психолого-педагогическая оценка в подготовке футболистов высокой квалификации: Дис. канд. пед. наук: 13.00.04 /МОГИФК. - Малаховка, 1984. - 139 с.
          44. Портных Ю.И., Жиленков A.B. Тренажер для развития тактического мышления спортсменов — игровиков. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 150 с.
          45. Пронников В.А. Язык мимики и жестов / В.А. Пронников, И.Д. Ладанов.М.: СТЕЛС, 2001 .-216с.
    1. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: Питер, 1999.-187 с.
    2. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях // Словарь-справочник. — СПб.: Наука, 1996. — 451 с.
    3. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. — М.: ФиС, 1959. — 128 с.
    4. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. — М.: ФиС, 1969.-89 с.
    5. Пуни А.Ц. О психологических особенностях соревновательной борьбы в различных видах спорта // Теория и практика физической культуры. — 1970.№ 6. — С.7-9.
  1. Родионов A.B. Психология спортивного поединка. - М.: Физкультура и спорт, 1968.-127 с.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  3. Салмина Л.М. Коммуникация. Язык. Мышление. — Казань: ДАС, 2001. — 168 с.
  4. Стерин И.А. Учитесь общаться: Сборник тестов. — Воронеж: ИПКПРО, 1995.-213 с.
  5. Сулейманов И.И. Основы спортивной конфликтологии. — Омск: Сиб ГАФК, 1997.-343 с.
  6. Сурков E.H., Пуни А.Ц. Некоторые теоретические аспекты проблемы антиципации в психологи спорта // Теория и практика физической культуры. - 1974. - № 7. - С. 8-13.
  7. Сурков E.H. Сенсорное обучение и антиципация в спортивно-игровой деятельности // Вопросы психологии и физиологии физического воспитания и спорта. — Казань: 1974, с. 44-49.
  8. Суслов Н.Г. Ручной мяч 7:7. — М.: Физкультура и спорт, 1971. — 87 с.
  9. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива: Методика воспитания коллектива / Пер. с укр. - М.: Мол. гвардия, 1973. — 239 с.
  10. Сысоев Ю.В., Съедин С.И. Теоретические и методические основы формирования и сплочения коллектива в процессе спортивной деятельности. -М.: ФиС, 1998.-69 с.
  11. Талызин A.M. Воистину мужская... . — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 96 с.
  12. Теоретико-методические основы спортивных и подвижных игр: Сборник лекций / Сост. В.П. Черемисин . - Малаховка: МГАФК, 2002. — 284 с.
  13. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: АПН РСФСР, 1961.-214 с.
  14. Тер-Ованесян A.A., Тер-Ованесян И.А. Обучение в спорте. — М.: Сов. спорт, 1992.-189 с.
  15. Тренев H.H. Управление конфликтами: Учеб. - практ. пособие. — М.: Пиор, 1999. - 93 с.
  16. Федотова E.B. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта. — М.: Компания Спутник +, 2001.-244 с.
  17. Фурманов И.А. Содержание и динамика мотивов командной игровой деятеьности спортсменов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук . -М., 1985. — 24 с.
  18. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. — М.: Республика, 1993.- 127 с.
  19. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1980.- 208 с.
  20. Хан Т.В. Межличностное общение в коллективе как этическая проблема: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. / МГУ им М.В. Ломоносова. - М., 1988. - 23 с.
  21. Харчев А.Г., Голд С.И. Молодежь и брак // Человек и общество. — Л., 1970. Вып. VI. С. 125-142.
  22. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б.И. Хасан. - Красноярск: Фонд ментал. здоровья, 1996. — 157 с.
  23. Холл А.Д., Фейджин P.E. Определение понятия системы // Исследования по общей теории систем / Под. Ред. В.Н. Садовского, Э.Г. Юдин. — М.: Прогресс, 1969. С. 252-282.
  24. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: Игры и упражнения — Изд. 2-е, доп. - М.: Независимая фирма Класс, 2001. — 272 с.
  25. Черемисин В.П. Программа по теории и методике спортивных и подвижных игр / МГАФК. - Малаховка, 1997. - 21 с.
  26. Черникова O.A. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям // Психологические вопросы спортивной тренировки. — М.: ФиС, 1967. — 113 с.
  27. Черноушек М. Психология жизненной среды. — М.: Мысль, 1989. - 156 с.
  28. Чернышев A.C. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: Материалы исследования молодежных групп и коллективов: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. - М., 1980. - 24 с.
  29. Чхартишвили Ш.Н. Некоторые спорные проблемы психологии установки. - Тбилиси: ТГСУ, 1971. - 47 с.
  30. Шеленбергер Б. Социальные отношения спортсменов как компоненты регуляции поведения и спортивной деятельности // Психология и современный спорт. Международный сборник научных работ по психологии спорта. / Сост. A.B. Родионов, H.A. Худадов. — М.: Физкультура и спорт, 1983.-С. 200-214.
  31. Шорохова Е.В. Тенденции исследований личности советской психологии II Психол. журнал . - 1980. - Т. 1 - № 1. - С. 45-57.
  32. Щедровицкий Г.П. Начало системно-структурного исследования взаимоотношений в малых группах: Курс лекций. — М.: Путь, 2000. — 350 с.
  33. Энциклопедия психологических тестов. Общения, лидерство, межличностные отношения. — М.: ООО Издательство ACT, 1997. — 304 с.
  34. Этнопсихолингвистика. - М.: Наука, 1988. — 123 с.
  35. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. - Спб.: Изд-во "Питер", 1992.-98 с.
  36. Эшби У.Р. Принципы самоорганизации // Принципы самоорганизации / Под ред. А .Я. Лернера. - М.: Мир, 1966. - 189 с.
  37. Югай Г.А. Общая теория жизни: диалектика формирования. — М.: Мысль, 1985.- 115 с.
  38. Юревич A.B. "Онтологический круг" и стуктура психологического знания // Психол жур. - 1992 . - Т. 13 - №1. - С. 6-14.
  39. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975. — 140 с.

 

 

 

 

 

Приложение 

  1. Диагностика социальной эмпатии (В.В. Козлов, Т.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин)

Инструкция. Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте их и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли бы возникнуть лично у вас. Если ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ «да», а если они иные, то есть не соответствуют утверждению, то подчеркните ответ «нет».

Помните, что  в тесте нет хороших или  плохих ответов. Не старайтесь своими ответами произвести благоприятное впечатление. Свое мнение выражайте свободно и искренне, только в этом случае вы получите действительное представление о своих психологических особенностях. Лучше давать тот ответ, который первым пришел вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте после того, как ответите на предыдущее, старайтесь также не оставлять данные вопросы-утверждения без ответа.

Если у вас  возникнут какие-либо вопросы, связанные  с заполнением бланка,

задайте их исследователю, прежде чем начнете работу по тесту.

Опросник

1.Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый  человек чувствует себя среди 

людей одиноко.

2.Люди преувеличивают  способность животных понимать  и переживать.

3.Мне неприятно,  когда люди не умеют сдерживаться  и открыто проявляют свои чувства.

4. Меня раздражает  в несчастных людях то, что  они сами себя жалеют.

5.Когда кто-то  рядом со мной нервничает, я  тоже начинаю нервничать.

6. Я считаю, что  плакать от счастья глупо. 

7.Я принимаю  близко к сердцу проблемы моих  друзей.

8.Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.

9.Я сильно  волнуюсь, если приходится сообщать  людям неприятные для них известия.

10.На мое настроение  сильно влияют окружающие люди.

11.Я считаю  иностранцев холодными и бесчувственными. 

12.Мне хотелось  бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

13.Я не расстраиваюсь,  когда мои друзья поступают  необдуманно. 

14.Мне очень  нравится наблюдать, как люди  принимают подарки. 

15.По моему  мнению, одинокие пожилые люди  недоброжелательны. 

16.Когда я  вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.

17.Слушая некоторые  песни, я порой чувствую себя  счастливым человеком.

18.Читая книгу  (роман, повесть и т, п.), я  так переживаю, как будто все,  о чем 

читаю, происходит на самом деле.

19.Когда я  вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю,негодую.

Информация о работе Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов