Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Выявить педагогические условия, оптимизирующие коммуникативную компетенцию футболистов высокой квалификации и повышающие успешность выступлений в соревнованиях.
Объект исследования. Деятельность профессионалов спортсменов.
Предмет исследования. Коммуникативная компетентность и ее развитие у профессионалов спортсменов (футболистов высокой квалификации).

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Коммуникативная компетентность профессионалов спортсменов………………………………………………………………11
Понятие коммуникативной компетентности в научно–методической литературе………………………………………………….11
Специфика игры в футбол и игрового взаимодействия футболистов ……………………………………………………………….24
Особенности межличностных отношений в футбольной команде……………………………………………………………………..33
Коммуникативная компетентность как условие совершенствования профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации……………………………………………………………….43
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов…………………………………………..55
2.1. Педагогические условия реализации концепции формирования коммуникативной компетентности………………………………55
2.2. Программно-методическое обеспечение технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации………………………………………………..69
2.3. Результаты внедрения экспериментальной программы………90
Заключение……………………………………………………………102
Литература……………………………………………………………105
Приложение…………………………………………………………..119

Файлы: 1 файл

Коммуникативная компетентн.doc

— 733.00 Кб (Скачать)

В настоящее время в педагогической теории и практике акцент делается, главным образом, на оценке обучающих, развивающих и воспитывающих функций. Вместе с тем инновационные процессы, поиски резервных возможностей повышения качества профессиональной подготовки требуют принципиально нового подхода к диагностике сформированности коммуникативной компетентности. Мы солидарны с В.И. Андреевым в том, что этому в большей степени соответствует педагогический мониторинг. С учетом результатов исследований A.C. Белкина, В.Г. Горба, Э.Ф. Зеера, Л.П. Качаловой, СЕ. Шишова, В.А. Кальней и др., мы разработали мониторинг сформированности коммуникативной компетентности, включающей в себя две взаимосвязанные подсистемы: мониторинг личностных качеств футболистов высокой квалификации и мониторинг ключевых, базовых, специальных, частно-профессиональных компетенций.

Под мониторингом сформированности коммуникативной компетентности мы понимаем поэтапный процесс оценки состояния изучаемого явления, анализа факторов, повышающих эффективность данного процесса, выявления оптимального содержания, форм, методов, средств его организации.

Суть этого положения заключена  в идее максимально возможной  управляемости процессом формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации с целью повышения уровня их профессиональной компетентности. При этом разработанный мониторинг включает следующие этапы: определение педагогической таксономии, организационно-подготовительную работу, педагогическую диагностику, анализ результатов диагностики, прогнозирование дальнейших действий, коррекцию содержания образования, промежуточную диагностику, коррекцию внешних условий, итоговую диагностику.

Е. А. Суслова и Н. Н. Ершова, рассматривая социальную перцепцию в профессиональной деятельности, выделяют в ней четыре основных компонента: 1) уровень рефлексивно-перцептивных знаний, т. е. когнитивный компонент; 2) уровень самооценки, самопринятия, самообладания, эмпа- тии, т. е. эмоциональный компонент; 3) уровень владения рефлексивно-перцептивными умениями и навыками, т. е. операционально-деятельностный компонент; 4) мотивационный компонент.

Данными авторами разработана  четырехуровневая и трехэтапная  модель развития социальной перцепции на основе специальных тренингов. Опираясь на работы указанных выше авторов, попытаемся обосновать понятие, роль и значение коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации, определить особенности ее формирования , выявить критерии и показатели сформированности данной компетентности, ее значение в профессиональной деятельности футболистов высокой квалификации как условия оптимизации взаимоотношения в футбольных командах и повышения успешности выступлений в соревнованиях.

Кратко охарактеризуем выделенные нами структурные компоненты коммуникативной компетенции футболистов высокой квалификации, в каждом из которых мы определили знания, деятельность, способности:

- ключевые (определяющие) компетенции, являющиеся наиболее универсальными по своему характеру и степени применения, востребованные всеми профессиями и являющиеся метапрофессиональными. Ключевые компетенции составляют инвариантную часть профессиональных компетенций специалиста и опираются на систему макро-, миди- и миниумений, необходимых для практической деятельности специалиста; Для футболистов высокой квалификации таковыми являются информационно-коммуникативная компетенция, которая подразумевает деятельность по сбору, отбору, анализу, обобщению, синтезу, сохранению, передаче информации, отношение к познавательной деятельности. Действия спортсмена немыслимы без познавательной активности: 1) познание себя в деятельности; 2) познание чувственной стороны спортивной практики; 3) познание спортивной деятельности, законов спорта.

Функция познавательной активности сопряжена с процессами профессиональной ориентации и адаптации. В данном случае потребность в движении не определяет стремления человека профессионально заниматься спортом. Она является лишь условием формирования интереса к выполнению физических упражнений. Формирование мотивации спортсмена прежде всего опирается на социальные факторы. При этом приобретают значения особенности спортивной деятельности, познавательные и негативные стороны спорта, социальное и индивидуальное значение спорта, аспекты престижности жизни спортсмена или тренера, требования к возможностям организма и т.п.

Познавательная активность реализуется  не только в учебном процессе. Во время выполнения соревновательной деятельности спортсмен также вынужден обращаться к познанию: например, каждый спортсмен в ходе состязания стремится  к определению данных условий деятельности и более рациональных форм и методов достижения результатов.

  • операционно-коммуникативная компетенция, предполагающая знания коммуникативных методов, основных видов общения, деятельность по разработке эффективных форм и видов общения, отношение к деятельности, которое определяет способность видеть и понимать основные направления коммуникативной деятельности к профессиональной и другим видам деятельности и в разных жизненных сферах; оценочно-коммуникативная компетенция, которая включает знания собственного стиля коммуникативной деятельности, деятельность по оценке своих психологических характеристик и соотнесению их с профессионально значимыми качествами личности, отношение к деятельности, которое определяет способность максимально адекватно соотносить результаты своей коммуникативной  деятельности с результатами профессиональной деятельности;
  • базовые компетенции (необходимые для осуществления основных видов профессиональной деятельности специалиста), жестко привязанные к определенной профессии или группе профессий. Они составляют инвариантную часть профессиональных компетенций специалиста, востребованы сходными профессиями и являются макропрофессиональными. Для профессиональной деятельности футболистов высокой квалификации таковыми являются социально- психологическая компетенция (знание адекватных способов общения и умение реализовывать эти способы в процессе взаимодействия; деятельность по оценке личностных особенностей и эмоциональных состояний других людей; способность поставить себя на место другого), профессионально-коммуникативная компетенция (знание психологии общения; деятельность по установлению и поддержанию коммуникативного контакта; профессионально целесообразных отношений с коллегами по команде и другими участниками тренировочного и соревновательного процесса; способность: а) настроиться на предстоящее общение самому и сформировать настрой (создать установку) на общение ; б) соотнести качество своей коммуникации с уровнем сформированности коммуникативной компетенции коллег по команде и других участников тренировочного и соревновательного процесса, учитывая при этом, с одной стороны, доступность, а с другой - необходимую степень усложнения коммуникативных задач, рассчитанную на постоянное расширение и углубление компетенции; этическая компетенция (знание и соблюдение этических норм и требований этикета, гуманистических ценностей, инвариантного характера норм; способность: а) к осуществлению этической рефлексии собственных поступков, б) в ситуациях морального выбора к демонстрации внутренней культуры и действиям в соответствии с нормами этики);

— специальные компетенции (вариативная часть профессиональных компетенций) помогают осуществлению конкретного вида профессиональной деятельности, привязаны к определенному ее виду. Для футболистов высокой квалификации нами были выделены следующие: социалъно-личностная компетенция (знание ценностей социальной действительности и умение ориентироваться на них (социальная идентичность), личностная зрелость, толерантность, аутентичность; деятельность а) по организации совместной работы всех участников тренировочного и соревновательного процесса, решающих общую задачу; б) по анализу, разрешению противоречий, препятствующих эффективности работы команды; способность уловить нюансы человеческих отношений,  брать на себя ответственность за то, что происходит в жизни команды и на игровом поле (достижения, неудачи и т.п.), адаптивная компетенция (знание механизмов оптимизации общения, путей выхода из конфликтных ситуаций; деятельность по прогнозированию результатов своих действий; способность проявлять гибкость, придумывать новые решения, контролировать собственные реакции на давление со стороны);

— частно-профессиональные компетенции актуальны только в спортивной деятельности и специфичны для конкретного уровня футболистов высокой квалификации — под профессиональной компетентностью спортсмена футболиста, оказывающей влияние на его игровое мастерство, мы подразумеваем, прежде всего, его высокий уровень физической подготовленности, образовательный уровень, специальные профессиональные знания, умения и навыки (владение понятийным аппаратом современного спорта и футбола,  знание стратегии и тактики современного футбола и умение применять знания и навыки в практической работе,  знание медико-биологических основ физкультурно-спортивной деятельности, владение основами физической реабилитации и оказания первой медицинской помощи ), общие инструментальные навыки, а также способности к эффективной их реализации в своей соревновательной и тренировочной деятельности, но в то же время предполагаем, что все это подкреплено личностными и деловыми качествами спортсмена, его общей гуманитарной культурой, умением разбираться в окружающем мире и, безусловно, коммуникативной компетентностью.

Таким образом, профессиональная компетентность  футболиста складывается из ряда слагаемых: профессиональных знаний, технического, тактического мастерства, среди которых немаловажную роль в обеспечении эффективности, результативности работы играет коммуникативная компетентность. Профессиональная компетентность формируется на базе коммуникативной  компетентности благодаря специальному обучению, так как  низкий уровень профессиональной коммуникативной компетентности футболиста не позволит ему реализоваться как профессионалу, а, следовательно, это скажется на результате соревновательной деятельности.

Таким образом, данное условие, на наш  взгляд, обеспечивает оптимальное достижение целей и является важнейшим условием повышения успешности формирования социально-коммуникативной компетентности.

2. Реализация второго педагогического условия — создание среды, обеспечивающей возможности для осуществления коммуникативной деятельности футболистов высокой квалификации — проявилась в изменении содержания учебно - тренировочных задач и заданий, а также специфическом наполнении информации, подлежащей усвоению. Тренировочная деятельность футболистов высокой квалификации сопровождалась обязательным анализом предлагаемых решений с точки зрения целесообразности действий. Проведение рефлексии с учетом формируемых профессиональных действий непрерывно осуществлялось в учебно-тренировочной деятельности, а также сопровождало все виды контроля, как обязательный элемент совершенствования подготовки к коммуникативной деятельности. Соответственно на практике это определило необходимость в учебно-спортивном клубе «Астрахань» после игры устраивать аналитический просмотр матча, с обязательным комментированием, обращать внимание игроков, чего нельзя повторять. Потом на тренировках обыгрывать те ситуации, когда футболисты забили голы в игре с серьезным соперником, потому что все ситуации очень быстро забываются, систематически наблюдать за общением спортсменов в игре и анализировать это общение с точки зрения того, насколько оно соответствует или не соответствует задачам деятельности, логике совместных действий. Это особенно характерно для ситуаций напряженных совместных действий, развертывающихся в быстром темпе и требующих нередко мгновенной реакции («короткую», «я», «сразу», «ход», жесты и т.п.). Каждый из этих видов общения имеет особое значение для каждого спортсмена, является составной частью той микросреды, в условиях которой формируется профессиональное общение, что способствует развитию коммуникативной компетенции. Моделирование ситуаций профессионального общения позволяет решать следующие задачи развития коммуникативной компетенции: поэлементно отработать виды профессиональной коммуникативной деятельности с адекватным речевым оформлением; научить спортсменов использовать прием моделирования для практического овладения мотивационно-целевой и содержательно-процессуальной сторонами коммуникативной деятельности. Кроме того, при обеспечении данного условия корректировалось содержание учебной информации: осуществлялось ее обогащение сведениями, связанными с общественно и профессионально значимыми ценностями. Следует отметить, что в основе выявления данного педагогического условия лежит закономерность эффективности профессионально обусловленного аспекта, обнаруживающая связь между включением спортсменов в коммуникативную деятельность, как в рамках тренировочно-соревновательной, так и во внеспортивной деятельности и формированием коммуникативной компетенции. Определяющими являются принципы единства теории и практики и ориентированности учебно- тренировочного процесса на развитие личности будущего специалиста.

Учитывая тот факт, что в настоящее  время происходит углубление противоречий между требованиями социума, предъявляемыми к личности и деятельности футболистов высокой квалификации, и фактическим уровнем готовности спортсменов к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки футболистов высокой квалификации и командно-индивидуальным характером его деятельности, мы можем констатировать, что зачастую подготовка, получаемая в учебно-спортивных клубах, обеспечивает хорошую теоретическую, физическую, стратегическую подготовку футболиста, но не формирует в достаточной мере готовность к самостоятельному решению специфических профессиональных задач.

Системообразующим фактором целенаправленного формирования и функционирования элементов коммуникативной компетенции является деятельность, активность самого спортсмена. Реализация данного условия позволяет развивать у футболистов высокой квалификации представления о нормах, ценностях профессиональной деятельности, о способах поведения в ходе игры и собственной роли в ней. Именно это позволяет придать процессу профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации коммуникативный, деятельностный, интерактивный характер. Организацию этого процесса мы обеспечиваем посредством: 1) создания на всех занятиях атмосферы включенности каждого

субъекта образовательного процесса в интенсивную интерактивную  деятельность; 2) организации такого межличностного общения во время занятий, которое предполагает диалог, доверие участников коммуникации, различные позиции и ситуации, способствующие формированию уважения и способности принять другое мнение; 3) соотнесения учебной ситуации с реальной профессиональной деятельностью будущих футболистов высокой квалификации и их личным опытом; 4) использования специальных технологий, создающих эмоционально насыщенную среду дидактического процесса; способствующих сотрудничеству, совместной деятельности, что сопровождается соответствующим расширением и сферы общения;

5) построения занятий с учетом  интереса будущего спортсмена, не абстрактного футболиста, а спортсмена данного игрового клуба,   каждого конкретного индивида. При этом предусматривается возможность корректировки содержания изучаемой проблематики как на индивидуальном уровне, так и на уровне межличностного общения.

Таким образом, данное условие позволяет  рассмотреть процесс профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации как формирование опыта продуктивной коммуникативной деятельности через накопление индивидуального, личного опыта, выработку своего отношения к к различным коммуникативным ролям.

Информация о работе Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов