Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Выявить педагогические условия, оптимизирующие коммуникативную компетенцию футболистов высокой квалификации и повышающие успешность выступлений в соревнованиях.
Объект исследования. Деятельность профессионалов спортсменов.
Предмет исследования. Коммуникативная компетентность и ее развитие у профессионалов спортсменов (футболистов высокой квалификации).

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Коммуникативная компетентность профессионалов спортсменов………………………………………………………………11
Понятие коммуникативной компетентности в научно–методической литературе………………………………………………….11
Специфика игры в футбол и игрового взаимодействия футболистов ……………………………………………………………….24
Особенности межличностных отношений в футбольной команде……………………………………………………………………..33
Коммуникативная компетентность как условие совершенствования профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации……………………………………………………………….43
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов…………………………………………..55
2.1. Педагогические условия реализации концепции формирования коммуникативной компетентности………………………………55
2.2. Программно-методическое обеспечение технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации………………………………………………..69
2.3. Результаты внедрения экспериментальной программы………90
Заключение……………………………………………………………102
Литература……………………………………………………………105
Приложение…………………………………………………………..119

Файлы: 1 файл

Коммуникативная компетентн.doc

— 733.00 Кб (Скачать)

Из пятнадцати названных  действий и организуется акт общения. Заметим, что для возникновения  акта общения нужна инициатива. Субъект  общения, который берет эту инициативу на себя, назван нами «субъект-инициатор». А субъект, который эту инициативу принимает определяется как субъект-партнер.

Общение между людьми происходит не только словами. Точнее, даже не только словесно, сколько при  помощи невербальной информации, преподаваемой  мимикой, жестами, взглядами, положением собеседников относительно друг друга. Все это существенно дополнит, обогатит содержание наших слов или даже сказать за человека то, что он не решается произнести вслух, а может разоблачить, раскрыть нам глаза на истинные намерения того, кто пытается ввести нас в заблуждение, лукаво произнеся красивые фразы.

Невербальная коммуникация - мощное средство общения, владение которым полезно любому человеку, а офицеру-воспитателю просто необходимо.

Подсчитано, что словесно человек получает лишь 8% информации. Остальное приходится на невербальную. Язык мимики, жеста и взгляда, модуляций голоса использовался человеком еще с тех времен, когда он, не обремененный научными познаниями, постигал все интуитивно. И, как всякий атавизм, невербалика оказывает сильнейшее воздействие на наше общение.

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

Развитие компетентного общения  в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений  его гармонизации. При этом для  практики развития коммуникативной  компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей [3].

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения [9].

Компетентность во всех видах общения  заключается в достижении трёх уровней  адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно  можно говорить о различных видах  компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

  1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
  2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
  3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [10].

Прогноз формируется  в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

Коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа  поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения [9,10].

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности целесообразно  рассмотреть общение как системно - интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие [10].

  • Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении)
  • Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения
  • Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.)
  • Коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

Каждая из этих составляющих требует специального социотехнологического  анализа, однако рамки изложения  концепции дают возможность остановиться только на коммуникативно-исполнительской  части. Она рассматривается как  коммуникативно-исполнительское мастерство личности.

Коммуникативно-исполнительское  мастерство личности проявляется как  два взаимосвязанных и всё  же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную  структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения [10]. В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыки и прежде всего навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.

Эмоционально-психологическая  саморегуляция создаёт настрой на общение в соответствующих ситуациях, эмоциональный настрой на ситуацию общения, означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия [10].

В процессе эмоционально-психологической  саморегуляции следует различать  три фазы: длительное эмоциональное  “заражение” проблемой, темой и  материалами предстоящей ситуации общения; эмоционально-психологическую  идентификацию на стадии разработки модели своего поведения и программы предстоящего общения; оперативную эмоционально-психологическую перестройку в обстановке общения.

Эмоционально-психологическая  саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в  единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-исполнительского мастерства. Она проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоционального настроя партнёров. Психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения [10].

Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять  своим восприятием и организовывать его: верно оценивать социально-психологический настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать “ход” общения. Они позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения [2].

Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской  деятельности принято рассматривать  как систему умений, создающих  единство голосовых, мимических, визуальных и моторнофизиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности

Связь эмоционально-психологической  саморегуляции с выразительностью есть органическая связь внутреннего  и внешнего психологического. Это  стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении в общении. Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз, эмоционально-мимического сопровождения высказывания, речевого тона и речевой громкости [1,3].

В многообразных случаях  общения инвариантными составляющими  оказываются такие компоненты, как  партнёры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с  изменением характера самих составляющих – кто партнёр, какова ситуация или задача и своеобразие связей между ними.

Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия “коммуникативный потенциал личности” [10].

Коммуникативный потенциал  – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с  компетентностью в общении ещё  две составляющие: коммуникативные  свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении [3,10].

Коммуникативная культура личности как и коммуникативная  компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения

Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной  компетентности личности. С одной  стороны, он социален и включает интериоризированные  нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие. В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора, участника и т.п. общения. И здесь очень важен опыт восприятия искусства [10].

Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности [9,10].

 

1.2. Специфика игры в футбол и игрового взаимодействия футболистов

 

ФУТБОЛ (англ. football, от foot – нога и ball – мяч), спортивная командная игра, цель которой – забить мяч в ворота соперника, используя индивидуальное ведение и передачи мяча партнерам ногами, головой и др. частями тела – кроме рук. В матче побеждает команда, забившая больше голов.

В настоящее время  футбол – спорт номер один в  мире. Наряду с различными турнирами национальных сборных во второй пол. В 20 в. большую популярность приобрели международные соревнования клубных команд. Все большее развитие получает женский футбол. Во многих странах культивируется мини-футбол, «пляжный футбол» и пр. разновидности футбола. Сейчас во всем мире регулярно играют в футбол более 240 млн. человек (примерно каждый 25-й житель Земли), функционируют 1,5 млн. команд и 300 тысяч клубов.

В некоторых странах  футбол принято называть «соккером» (англ. soccer), чтобы избежать путаницы с американским футболом.

Составы команд. В момент игры на поле могут находиться не более 11 футболистов от каждой команды: 10 полевых игроков и вратарь, форма которого отличается по цвету от формы партнеров (а также от формы судей). Матч не может начаться (или быть продолжен), если в составе одной из команд насчитывается (осталось) менее 7 игроков. (Это – правило международных встреч, минимально допустимое число игроков в матчах национальных соревнований устанавливают организаторы).

По правилам ФИФА, команда  может произвести не более трех замен  за матч – из числа запасных игроков, внесенных в официальный протокол матча (таких игроков в протоколе  может быть указано не более 7). В  случае, если команда исчерпала лимит  ничьих, а кто-то из игроков получил травму, не позволяющую ему продолжить выступление, команда не имеет права выпускать запасного взамен травмированного футболиста. Не допускаются также обратные замены (замененный по ходу матча игрок не может снова выйти на поле).

Выделяют следующие амплуа полевых игроков: защитники, полузащитники и нападающие.

Соревновательная деятельность регбисток  различного амплуа отличается большим  разнообразием и специфичностью. В ходе игры каждый из спортсменов выполняет свои, присущие только ему игровые функции, но очень важно при этом, чтобы они были единым организмом с хорошим взаимопониманием и взаимодействием.

Успех соревновательной деятельности обеспечивается не только возможностями  и усилиями отдельных спортсменов, но и, в первую очередь, совместными действиями и усилиями коллектива, всей команды.

Информация о работе Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов