Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования. Выявить педагогические условия, оптимизирующие коммуникативную компетенцию футболистов высокой квалификации и повышающие успешность выступлений в соревнованиях.
Объект исследования. Деятельность профессионалов спортсменов.
Предмет исследования. Коммуникативная компетентность и ее развитие у профессионалов спортсменов (футболистов высокой квалификации).
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Коммуникативная компетентность профессионалов спортсменов………………………………………………………………11
Понятие коммуникативной компетентности в научно–методической литературе………………………………………………….11
Специфика игры в футбол и игрового взаимодействия футболистов ……………………………………………………………….24
Особенности межличностных отношений в футбольной команде……………………………………………………………………..33
Коммуникативная компетентность как условие совершенствования профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации……………………………………………………………….43
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов…………………………………………..55
2.1. Педагогические условия реализации концепции формирования коммуникативной компетентности………………………………55
2.2. Программно-методическое обеспечение технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации………………………………………………..69
2.3. Результаты внедрения экспериментальной программы………90
Заключение……………………………………………………………102
Литература……………………………………………………………105
Приложение…………………………………………………………..119
Из пятнадцати названных действий и организуется акт общения. Заметим, что для возникновения акта общения нужна инициатива. Субъект общения, который берет эту инициативу на себя, назван нами «субъект-инициатор». А субъект, который эту инициативу принимает определяется как субъект-партнер.
Общение между людьми происходит не только словами. Точнее, даже не только словесно, сколько при помощи невербальной информации, преподаваемой мимикой, жестами, взглядами, положением собеседников относительно друг друга. Все это существенно дополнит, обогатит содержание наших слов или даже сказать за человека то, что он не решается произнести вслух, а может разоблачить, раскрыть нам глаза на истинные намерения того, кто пытается ввести нас в заблуждение, лукаво произнеся красивые фразы.
Невербальная коммуникация - мощное средство общения, владение которым полезно любому человеку, а офицеру-воспитателю просто необходимо.
Подсчитано, что словесно человек получает лишь 8% информации. Остальное приходится на невербальную. Язык мимики, жеста и взгляда, модуляций голоса использовался человеком еще с тех времен, когда он, не обремененный научными познаниями, постигал все интуитивно. И, как всякий атавизм, невербалика оказывает сильнейшее воздействие на наше общение.
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.
Развитие компетентного
Компетентность в общении
Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной.
Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.
Коммуникативная установка партнёра
– это своеобразная программа
поведения личности в процессе общения.
Уровень установки может
При таком подходе к характеристике
коммуникативной компетентности целесообразно
рассмотреть общение как
Каждая из этих составляющих
требует специального социотехнологического
анализа, однако рамки изложения
концепции дают возможность остановиться
только на коммуникативно-
Коммуникативно-
Эмоционально-психологическая саморегуляция создаёт настрой на общение в соответствующих ситуациях, эмоциональный настрой на ситуацию общения, означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия [10].
В процессе эмоционально-психологической
саморегуляции следует
Эмоционально-психологическая
саморегуляция приобретает
Перцептивные навыки
личности проявляются в умении управлять
своим восприятием и
Экспрессивные навыки коммуникативно-
Связь эмоционально-психологической
саморегуляции с
В многообразных случаях
общения инвариантными
Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия “коммуникативный потенциал личности” [10].
Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении [3,10].
Коммуникативная культура личности как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения
Опыт общения занимает
особое место в структуре
Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности [9,10].
1.2. Специфика игры в футбол и игрового взаимодействия футболистов
ФУТБОЛ (англ. football, от foot – нога и ball – мяч), спортивная командная игра, цель которой – забить мяч в ворота соперника, используя индивидуальное ведение и передачи мяча партнерам ногами, головой и др. частями тела – кроме рук. В матче побеждает команда, забившая больше голов.
В настоящее время футбол – спорт номер один в мире. Наряду с различными турнирами национальных сборных во второй пол. В 20 в. большую популярность приобрели международные соревнования клубных команд. Все большее развитие получает женский футбол. Во многих странах культивируется мини-футбол, «пляжный футбол» и пр. разновидности футбола. Сейчас во всем мире регулярно играют в футбол более 240 млн. человек (примерно каждый 25-й житель Земли), функционируют 1,5 млн. команд и 300 тысяч клубов.
В некоторых странах футбол принято называть «соккером» (англ. soccer), чтобы избежать путаницы с американским футболом.
Составы команд. В момент игры на поле могут находиться не более 11 футболистов от каждой команды: 10 полевых игроков и вратарь, форма которого отличается по цвету от формы партнеров (а также от формы судей). Матч не может начаться (или быть продолжен), если в составе одной из команд насчитывается (осталось) менее 7 игроков. (Это – правило международных встреч, минимально допустимое число игроков в матчах национальных соревнований устанавливают организаторы).
По правилам ФИФА, команда
может произвести не более трех замен
за матч – из числа запасных игроков,
внесенных в официальный
Выделяют следующие амплуа полевых игроков: защитники, полузащитники и нападающие.
Соревновательная деятельность регбисток
различного амплуа отличается большим
разнообразием и
Успех соревновательной деятельности обеспечивается не только возможностями и усилиями отдельных спортсменов, но и, в первую очередь, совместными действиями и усилиями коллектива, всей команды.