Педагогические
технологии
А.К.Гастев
«Мы
проводим на работе
лучшую
часть
своей жизни.
Нужно
научиться работать
так, чтобы
работа
была легка и
чтобы она была
всегда
жизненной постоянной
школой»
Закон
РФ «Об образовании»
Под
образованием
в Российской Федерации понимается
целенаправленный процесс обучения
и воспитания
в интересах личности, общества, государства.
Образование
обучение
воспитание
Педагогические
технологии могут
быть представлены как
- технологии
обучения и
(дидактические технологии);
-
технологии воспитания
Слово
«технология» происходит
от
греческих
techne - искусство, мастерство
и
logos
- наука, - закон.
Дословно
«технология»
– наука о мастерстве
Определение
понятия
«педагогическая
технология»
- Педагогическая
технология
– описание процесса
достижения планируемых
результатов обучения. (И.П.
Волков)
- Педагогическая
технология –
система функционирования
всех компонентов педагогического
процесса, построенная
на научной основе, запрограммированная
во времени и в пространстве
и приводящая к намеченным
результатам. (Г.К.
Селевко)
- Педагогическая
технология –
продуманная во всех
деталях модель педагогической
деятельности по проектированию,
организации и проведению
учебного процесса с
безусловным обеспечением
комфортных условий
для обучающихся и учителя
(В.М. Монахов)
- Научном – часть
педагогической науки,
изучающая и разрабатывающая
цели, содержание и методы
обучения и проектирующая
педагогические процессы;
- Процессуальном –
описание (алгоритм)
процесса, совокупность
целей, содержания, методов
и средств достижения
планируемых результатов
обучения;
- Деятельностном -
осуществление технологического (педагогического)
процесса, функционирование
всех личностных, инструментальных
и методологических
педагогических средств.
Педагогическая
технология
- в 3-х
аспектах:
Основные
идеи технологии:
- технология
разрабатывается
под конкретный
педагогический замысел,
в основе ее
лежит определенная
методологическая, философская
позиция автора. Так
можно различать технологию
процесса передачи знаний
и технологию
развития личности;
- технологическая
цепочка педагогических
действий, операций,
коммуникаций выстраивается
строго в соответствии
с целевыми установками,
имеющими форму
конкретного ожидаемого
результата;
- технология
предусматривает
взаимосвязанную
деятельность учителя
и обучающихся
на договорной
основе с учетом
принципов индивидуализации
и дифференциации, оптимальной
реализации человеческих
и технических возможностей, диалогического
общения;
- элементы
педагогической технологии
должны быть воспроизводимы
любым учителем и должны
гарантировать
достижение планируемых
результатов (гос. стандарта)
всеми школьниками;
- педагогическая
технология диагностируема:
содержит критерии,
показатели и инструментарий
измерения результатов
деятельности (В.В.
Пикан).
Основные
идеи технологии:
Критерии
образовательных технологий:
- концептуальность;
- системность;
-
управляемость (мониторинг);
- эффективность;
- воспроизводимость;
Признаки
педагогической технологии:
- диагностичное
целеобразование;
- результативность
(предполагают гарантированное достижение
целей и эффективность процесса обучения);
- экономичность
(оптимизация труда преподавателя и достижение
запланированных результатов обучения
в сжатые промежутки времени);
Признаки
педагогической технологии:
- проектируемость
(отражают различные стороны идеи воспроизводимости
ПТ);
- целостность;
- управляемость;
- корректируемость
(возможность оперативной обратной связи,
ориентированной на четко определенные
цели. Взаимосвязан с признаками диагностичного
целеообразования и результативности);
- визуализация
(применение различной аудиовизуальной
и компьютерной техники, а также конструирования
и применения разнообразных дидактических
материалов
и оригинальных наглядных пособий)
Традиционное
обучение – фундамент
инноваций
Термин «традиционное
обучение» подразумевает
классно-урочную организацию
обучения,
сложившуюся
в XVII веке на принципах
дидактики, сформулированных
Я.А.Коменским,
и
до сих пор являющуюся
преобладающей
в
школах мира.
Традиционное
обучение – фундамент
инноваций
Положительные
стороны:
логически
правильная подача
учебного материала;
2.
организационная
четкость;
3.
оптимальные затраты
ресурсов при массовом
обучении.
Отрицательные
стороны:
- шаблонное
построение, однообразие;
- отсутствие
самостоятельности;
- слабая
речевая деятельность (2мин/день);
- отсутствие
индивидуального
обучения.
Инновационные
технологии
«Инноватика
–
это
не просто новшества,
некоторая новизна,
а достижение принципиально новых
качеств с введением
системообразующих
элементов, обеспечивающих
новизну системе» (П.С.
Лернер)
Инновационные
технологии -
алгоритм последовательных
действий, в системе
вытекающих одно из
другого, направленных
на получение положительного
конечного результата;
альтернативные
технологии,
связанные
с изменением
организационных форм
учебного процесса.
Инновационные
технологии предполагают:
- повышение
уровня мотивации
к учебному труду;
- формирование
высокого уровня развития
обучающихся на основе
включения их в постоянно
усложняющуюся деятельность
- при
активной поддержке
учителя;
- постоянное
повторение, систематизация
знаний, проговаривание
вместе с учителем;
- ведущая
роль - формирование
доброжелательной атмосферы,
создание позитивного
отношения к учению
посредством индивидуального
отношения к каждому
ученику;
- создание
когнитивной схемы
мышления;
- воспитание
чувства собственного
достоинства, самоутверждения
через результаты в
учёбе;
- в
основе - дифференциальный
подход;
- хорошее
знание теоретического
материала как основы
успешности обучения ,
любая задача – это
кусок теории;
- создание
проблемной ситуации,
«уход в сторону», использование
вспомогательных вопросов;
- работа
с одарёнными детьми.
Инновационные
технологии предполагают:
Инновационные
технологии
Личностно-ориентированный
подход;
Проектная
технология,
научно-исследовательская
деятельность;
ИКТ-
технологии;
Технологии
развивающего обучения:
мониторинг
Технологии
развивающего обучения
-
проблемное изложение
учебного материала;
-
частичнопоисковая
деятельность;
- самостоятельная
проектная исследовательская
деятельность)
Проектная,
исследовательская
деятельность
Требования
к использованию
метода проектов:
-
Наличие значимой в
исследовательском,
творческом плане проблемы/задачи,
требующей интегрированных
знаний, исследовательского
поиска для ее решения.
-
Практическая, теоретическая,
познавательная значимость
предполагаемых результатов.
-
Самостоятельная (индивидуальная,
групповая, коллективная)
деятельность обучающихся.
-
Структурирование содержательной
части проекта (с указанием
поэтапных результатов).
-
Использование исследовательских
методов, предусматривающих
определенную последовательность
действий.
Последовательность
действий: