Стратегия управления дебиторской задолженностью (на примере ОАО "Ростелеком" Вологодский филиал)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей дипломной работы – анализ управления дебиторской задолженностью на предприятии Открытое Акционерное Общество «Ростелеком» (далее ОАО «РОСТЕЛЕКОМ») Вологодский филиал и разработка мероприятий по снижению величины дебиторской задолженности.
Задачами дипломной работы являются:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью – понятие, сущность, виды дебиторской задолженности;
- провести анализ финансовых показателей предприятия;
- рассмотреть практику управления дебиторской задолженностью в Вологодском филиале ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», произвести анализ состояния дебиторской задолженности;
- разработать стратегию управления дебиторской задолженностью данного предприятия.

Оглавление

Введение 4
1.Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью 7
1.1. Сущность, классификация и источники возникновения дебиторской задолженности 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование и учет дебиторской задолженности на предприятии 11
1.3. Оценка и способы управления дебиторской задолженностью 14
1.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью 17
2.Управление дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал 21
2.1 Организационная характеристика ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 21
2.2. Экономический анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 24
2.3. Финансовый анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 28
2.4. Организация управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 40
3.Анализ состояния и стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал47
3.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 48
3.2. Особенности управления и анализа дебиторской задолженности отдельных категорий клиентов ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал54
3.3. Коэффициентный анализ дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 61
3.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 68
Заключение 79
Список используемых источников 83

Файлы: 1 файл

диплом - стратегия упр дз.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

 

(1.2)


 

где ИДЗ – объем  денежных средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

      ОРК  — планируемый объем реализации  продукции в кредит;

      КСЦ  — коэффициент соотношения себестоимости  и цены продукции;

       ППК  — средний период предоставления  кредита покупателям (в днях);

       ПР — средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту (в днях).

С точки зрения инвестиционного  анализа вложения в дебиторскую  задолженность ничем не отличаются от инвестиций в производственные мощности. Поэтому к дебиторской задолженности  вполне применимы все основные показатели, используемые для оценки эффективности капиталовложений: чистый дисконтированный доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR) и индекс рентабельности (PI). Однако широкому применению такого подхода препятствует следующая проблема. Дело в том, что точно оценить дополнительные денежные потоки, которые будут сгенерированы в результате предоставления покупателям отсрочки платежа, достаточно сложно. Наиболее достоверно оценить подобного рода изменения можно, рассчитав значение показателя среднедневной маржинальной прибыли. Под маржинальной прибылью понимается торговая наценка, за исключением переменных расходов.

Показатель среднедневной  маржинальной прибыли (Pn) рассчитывается по следующей формуле:

 

(1.3)


 

где – показатель среднедневной маржинальной прибыли;

      P – маржинальная прибыль, полученная за период оборачиваемости дебиторской задолженности;

 – период оборачиваемости  дебиторской задолженности.

Основным документом, регламентирующим порядок выдачи клиентам коммерческих кредитов является кредитная политика. Существует несколько типов кредитной политики. Применительно к кредитной политике предприятия, характерными признаками каждой из стратегий являются:

  1. Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Если «консерватизм» считать залогом ликвидности, то при этом типе кредитной политики, предприятие существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции в кредит. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах сравнительно невелика (менее 40 %), а период их оборачиваемости небольшой – 52 дня.
  2. Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Доля оборотных активов в общих активах –  45 %, продолжительность оборота оборотных средств – 72 дня.
  3. Агрессивный тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т.е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции, увеличение периода предоставления кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров, предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах – более 50 %  продолжительность оборота оборотных средств – 95 дней.
  4. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

    1. Организационная характеристика ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал

 

«Ростелеком»— российская телекоммуникационная компания, одна из семи межрегиональных компаний связи (МРК). Полное наименование — Открытое акционерное общество «Ростелеком». Крупнейший оператор фиксированной связи на телекоммуникационном рынке Северо-Западного федерального округа России.

Открытое акционерное  общество «Ростелеком» образовано в 2002 году  путем объединения десяти региональных компаний электросвязи.  ОАО «Ростелеком» предоставляет широкий выбор телекоммуникационных услуг, включая местную и внутризоновую телефонную связь, услуги передачи данных, доступа в Интернет, аренды каналов, IP-TV и др., обеспечивает возможность доступа к услугам междугородной и международной телефонной связи операторов дальней связи на всей лицензионной территории. В апреле 2011 года ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» вошло в состав российской национальной телекоммуникационной компании «Ростелеком».

Общество ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» имеет два уровня управления:

  • Генеральная дирекция;
  • Филиал.

На уровне генеральной  дирекции выделяют следующие органы управления:

  1. Общее собрание акционеров является высшим органом управления;
  2. Совет директоров – коллегиальный орган управления, осуществляющий общее руководство деятельностью;
  3. Генеральный директор – единоличный исполнительный орган, осуществляющий руководство текущей деятельностью, сейчас им является Владимир Александрович Акулич;
  4. Правление – коллегиальный исполнительный орган Общества, организующий выполнение решений общего собрания акционеров и Совета директоров Общества.

Органы контроля:

  • ревизионная комиссия;
  • внутренний аудит;
  • внешний аудит.

На местном уровне управляющим органом является региональный директор в лице Ганова Александра Степановича (рис.2.1).

Рис. 2.1 Структура управления Вологодского филиала ОАО «Ростелеком»

Вологодский Филиал «РОСТЕЛЕКОМ» занимает лидирующие позиции в области по объему предоставляемых услуг связи. В 2010 году доля рынка по услугам связи на территории Вологодской области выросла до 48%. За прошлый год абонентская база приросла на 1,5 тысячи номеров и достигла цифры 344,5 тысячи абонентов. А число вологжан, подключившихся к услуге «Авангард», сегодня превышает 85 тысяч.

Среди других филиалов «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал занимает высокие позиции (табл.2.1).

Таблица 2.1

Сопоставление Филиалов по количеству абонентов на 01.01.2011 г.

Наименование филиала

Доходы (2010), тыс. руб.

Количество ТА, тыс. шт.

Количество клиентов

Доля дебиторов, %

СПб

14238027

2399806

2905788

8,1

Архангельск

2899716

343027

446 853

4,2

Вологда

2702487

341018

425361

6,1

Коми

3265671

295888

391252

6,1

Мурманск

2469943

277699

446095

6,1

Карелия

1484736

201667

304876

5,3

Калининград

1777785

189691

298349

3,8

Новгород

1233566

178317

333537

3,0

Псков

1023142

134711

233271

2,4

Итого

31095073

4361824

5785382

6,5


 

Не смотря на относительно высокие показатели Филиала, за 2010 год  он сработал в убыток. Валовая выручка не смогла покрыть все расходы на обслуживание клиентов и поддержку инфраструктуры (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Основные показатели деятельности Вологодского филиала  ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» за 2010 год, тыс. руб.

Выручка от реализации

Прибыль (убыток)

Активы

Обязательства

Капитальные затраты

Износ и амортизация

2380312

(290148)

4647673

234550

542891

620890


Превышение себестоимости  над выручкой объясняется, с одной  стороны, излишними инвестиционными расходами – в 2010 году активно проводилась закупка нового оборудования, развитие сети, то есть прокладка новых каналов связи, с этим связана так же и высокая амортизация. С другой стороны, из-за сложной экономической ситуации, филиалу не удалось собрать полностью все доходы.

 

 

    1. Экономический анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал

 

        1. Анализ пассивов за 2008 – 2010 гг.

Анализ баланса предприятия  целесообразно начинать с анализа  пассивов, так как они являются непосредственными источниками формирования капитала предприятия и их структура во многом предопределяет структуру активов. Пассивы характеризуют источники средств.

Начинать анализ принято с рассмотрения динамики (рис. 2.2.).

Рис. 2.2 Динамика Пассивов Вологодского филиала ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» за 2006 – 2010 гг., тыс. руб.

Горизонтальный анализ пассивов Филиала показывает некоторое снижение стоимости пассивов за последние два года, что вполне может быть объяснено общим ухудшением экономической обстановки в стране, снижением возможностей использования заемных средств.

Чтобы более конкретно  разобраться в причинах уменьшения ресурсной базы Филиала необходимо взглянуть на структуру пассивов за последние несколько лет (Приложение 2).

Глядя на структуру пассивов, сразу необходимо отметить некоторые  особенности учета пассивов в  филиальных организациях. А именно:

  • не выделение Уставного и резервного капиталов;
  • отсутствие данных о долгосрочной задолженности;
  • наличие статьи «Расчеты по передаче результата отчетного периода»;
  • наличие расчетов по внутрихозяйственным операциям, которые по своей экономической сущности являются устойчивыми пассивами, так как отражают часть капитала головной организации, переданную для ведения хозяйственной деятельности Филиала.

Снижение же объема пассивов произошло в основном за счет таких  статей как: кредиторская задолженность  – снизилась на 22,82% в целом, и в частности уменьшилась задолженность перед поставщиками и подрядчиками на 35,67 % с 160240 тыс. руб. до 103088 тыс. руб. Данный факт является положительным: Филиал стал лучше выполнять свои обязанности перед другими компаниями. Сократилась и задолженности по налогам и сборам на 2043 тыс. руб., что также говорит о росте платежной дисциплины внутри Филиала.

        1. Анализ активов за 2008 – 2010 гг.

Активы – основа деятельности предприятия, совокупность всех материалов и средств производства. Состав и структура активов предопределяются тем, какой деятельностью занимается предприятие.

Рассмотрение динамики активов не имеет смысла, так как  по абсолютному значению они полностью совпадают с динамикой пассивов. Перейдем сразу к рассмотрению структуры (Приложение 3).

Вертикальный анализ показывает, что наибольшую долю активов  составляют основные средства – 4 299 214 тыс. руб. или 92,5 % в 2010 году, что обусловлено особенностями деятельности Филиала. Рассматриваемое предприятие занимается оказанием услуг связи, что не требует огромного количества материалов и запасов как на производственных предприятиях, но  требует установки большого количества оборудования, прокладки сетей и линий связи. Среди оборотных активов наиболее весомым является дебиторская задолженность менее 12 месяцев, что тоже объясняется особенностями деятельности. Расчет за услуги Филиала ведется в следующем месяце после оказания данной услуги. Не смотря на то, что в Филиале приветствуются авансовые платежи за услуги, большинство населения предпочитает платить постфактум.

  1. Анализ доходов за 2008 – 2010 гг.

Для целей учета доходов  обычные виды деятельности Филиала  подразделяются на основные и неосновные. Под основными подразумеваются виды деятельности, которые непосредственно связаны с оказанием услуг связи. Все остальные являются неосновными. Доходы отличные от доходов по обычным видам деятельности считаются прочими. Рассмотрим структуру доходов за 2008 – 2010 года (Приложение 4). 

В отчетном году Филиалу  удалось увеличить доходы на 12 % по сравнению с прошлым годом до 2 402 млн. руб.

Наибольшую долю в  выручке Вологодского филиала ОАО  «РОСТЕЛЕКОМ» – более 41 % – по-прежнему занимают доходы от услуг местной телефонии. А основным потребителем услуг связи Филиала, как и в предыдущие годы, остается население, на долю которого приходится 55,7 % (751 956 тыс. руб.) получаемых доходов. В свою очередь на коммерческие организации в Вологодской области приходится 31,6 % (427 651 тыс. руб.) выручки от услуг местной связи, на бюджетные организации – 12,7 % или 171 269 тыс. руб. (единый пакет «Сведения о доходах предприятия»). Другим весомым сегментом бизнеса является предоставление услуг доступа к сети Интернет (25%), а также услуги внутризоновой связи.

  1. Анализ расходов за 2008 – 2010 гг.

Для целей учета расходов обычные виды деятельности подразделяются так же на основные и неосновные (учетная политика на 2010 год). Структура расходов приведена в Приложении 5.

Информация о работе Стратегия управления дебиторской задолженностью (на примере ОАО "Ростелеком" Вологодский филиал)