Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:39, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы – анализ управления дебиторской задолженностью на предприятии Открытое Акционерное Общество «Ростелеком» (далее ОАО «РОСТЕЛЕКОМ») Вологодский филиал и разработка мероприятий по снижению величины дебиторской задолженности.
Задачами дипломной работы являются:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью – понятие, сущность, виды дебиторской задолженности;
- провести анализ финансовых показателей предприятия;
- рассмотреть практику управления дебиторской задолженностью в Вологодском филиале ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», произвести анализ состояния дебиторской задолженности;
- разработать стратегию управления дебиторской задолженностью данного предприятия.
Введение 4
1.Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью 7
1.1. Сущность, классификация и источники возникновения дебиторской задолженности 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование и учет дебиторской задолженности на предприятии 11
1.3. Оценка и способы управления дебиторской задолженностью 14
1.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью 17
2.Управление дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал 21
2.1 Организационная характеристика ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 21
2.2. Экономический анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 24
2.3. Финансовый анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 28
2.4. Организация управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 40
3.Анализ состояния и стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал47
3.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 48
3.2. Особенности управления и анализа дебиторской задолженности отдельных категорий клиентов ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал54
3.3. Коэффициентный анализ дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 61
3.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 68
Заключение 79
Список используемых источников 83
Благодаря действиям коллекторского агентства МБА «Финансы» возвращено 217 тыс. руб. задолженности по 428 клиентам, что составляет 15% общей задолженности, переданной в данное агентство.
В соответствии с международными
и российскими стандартами
Факторы, предопределяющие
возникновение дебиторской
Указанные факторы приводят к рискам неоплаты, неполной или несвоевременной оплаты, к невыполнению обязательств со стороны контрагентов и, как следствие, к образованию просроченной дебиторской задолженности.
Управление рисками, приводящими
к образованию дебиторской задо
За 2010 год рост дебиторской
задолженности в ОАО «РОСТЕЛЕКО
За услуги связи так же можно отметить рост дебиторской задолженности на 32 119 тыс. руб. или 22,5%. Рост по всем категориям потребителей, кроме операторов связи и бюджетных организаций – задолженности по ним сократилась на 4%.
Наибольший рост отмечен по категории «физические лица» - 30,35% или 25 261 тыс. руб. По коммерческим организациям рост дебиторской задолженности составил 7 765 тыс. руб. или 20,85%.
Рост дебиторской задолженности обусловлен рядом проблем, связанных с процессом взыскания долга. В процессе прохождения практики были выявлены нарушения в организации процесса предупреждения возникновения просроченной дебиторской задолженности, а также недочеты в процессе ее взыскания. Нагляднее всего оформить данные проблемы в виде таблицы (табл. 3.10), с детальной подписью предлагаемых решений по каждой проблеме.
Таблица 3.10
Проблемы в работе с дебиторской задолженностью и методы решения
Проблема |
Решение |
1 |
2 |
Отсутствие контроля за доставкой счетов, за поступлением платежей и правильностью разноски. |
Ужесточение контроля доставки счетов, поступления платежей и разноски, введение санкций для агентов за невыполнение условий договоров. |
Отсутствие контроля за отключением ведомственных станций и необслуживаемых. |
Своевременное выполнение алгоритма работы с дебиторской задолженностью |
Отсутствие контроля
за соблюдением выделенных лимитов
на потребление услуг связи |
Введение персональной ответственности менеджеров за соблюдение выделенных лимитов на потребление услуг связи бюджетными организациями и учреждениями |
Перезаключение договоров с бюджетными организациями не в срок. В течение 2010 года "всплывали" неперезаключенные договоры. ПДЗ на 01.12.2010 была по неперезаключенным договорам примерно 200 тыс. руб. |
В целях обеспечения
своевременного заключения договоров
с бюджетными организациями необходимо
внедрение в ИБС |
Некорректная клиентская база – неполные Имя Отчество, отсутствие или некорректная дата рождения (от 120 года до 2009 года), отсутствие паспортных данных и др. ПДЗ на 24,00 тыс.руб. Имело место быть ненадлежащее оформление договоров (как минимум на 14 тыс.руб.), некорректное занесение данных в ИБС |
Надлежащее заполнение карточки клиента (персональные данные и контактные телефоны). Проверка правильности заполнения карточки клиента в соответствии с Приказом 176-прГД о безопасности и обработке персональных данных в информационных системах. Проведение инвентаризации клиентской базы. |
Продолжение таблицы 3.10
Некоторые суммы ПДЗ не возможно передать в службу правового обеспечения (СПО) для начала судебного разбирательства в результате отсутствия личных дел или договоров ( ПДЗ на 623 тыс.руб.) |
Создание централизованного
архива для хранения дел клиентов,
выделение специальной |
Реализация разовых счетов до их оплаты, приводит к образования ПДЗ. По состоянию на 01.01.11 по юридическим лицам 52 счета, ПДЗ по которым 406,00тыс.р., в т.ч. по неосновной деятельности на 240т.р. |
Отказ от реализации разовых счетов, особенно по неосновной деятельности, до их полной оплаты |
Мошенничество |
Заключение договора только при наличии всех необходимых документов, оценка кредитоспособности клиентов. |
Жалобы клиентов на работу операторов в связи с неправильным или некорректным доведением информации о принятых к абоненту мерах. Недовольство клиентов текстом и формой уведомления об ограничении |
Проведение обучения, совещаний по вопросам ДЗ, организация тренингов и коучинга. |
Не корректное выставление клиентам платежно-рассчетных документов Наиболее яркие примеры возникновения ПДЗ в связи с неправильным выставлением платежно-рассчтеных документов в январе 2011 по счетам за декабрь были выставлены платежные требования на безакцептное снятие ДЗ с подписью специалиста, у которого нет доверенности на 2011 год, в связи с чем платежные требования банк вернул. |
Своевременное оформление доверенностей на право подписи платежно-рассчетных документов |
При рассторжении договоров по заявлению клиента не берутся контактные телефоны, что осложняет работу по взысканию ДЗ (на 01.01.2011 ПДЗ примерно 30т.р. по 20 клиентам) |
При расторжении договора оформлять гарантийные письма по оплате задолженности в полном объеме с указанием контактных телефонов должников и заносить данную информацию в ИБС |
Как видно из таблицы, в Вологодском филиале ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» все еще существует множество проблем, требующих скорейшего решения. Особенность работы данного предприятия заключается в большом количестве дебиторов, поэтому необходимо не только построение слаженной системы по работе с должниками, но и постоянная ее доработка – система должна гибко реагировать на изменения внешней среды.
К вышеперечисленным методам решения выявленных проблем следует добавить еще несколько существенных мероприятий, направленных на снижение уровня дебиторской задолженности в Вологодском филиале ОАО «Ростелеком». Разработка мероприятий и проверка их эффективности производилась с помощью специального программного обеспечения, выборка отдельных категорий плательщиков и проверка результатов исследования происходила в информационно-биллинговой системе, приложениях «клиент» и «мастер-отчет».
Таблица 3.11
Доля оплаты претензий ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал за 2010 год по месяцам (январь-июнь)
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь | |
Выставлено претензий, шт. |
18 642 |
21 385 |
16 534 |
9 682 |
15 571 |
11 328 |
Оплачено претензий, шт. |
2 437 |
7 385 |
6 978 |
2 320 |
2 873 |
4 315 |
% оплаты |
13,07 |
34,53 |
42,20 |
23,96 |
18,45 |
38,09 |
Таблица 3.12
Доля оплаты претензий ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал за 2010 год по месяцам (июль-декабрь)
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь | |
Выставлено претензий, шт. |
13 495 |
20 097 |
19 546 |
16 874 |
13 927 |
8 369 |
Оплачено претензий, шт. |
6 312 |
5 622 |
4 135 |
2 736 |
1 890 |
1 256 |
% оплаты |
46,77 |
27,97 |
21,16 |
16,21 |
13,57 |
15,01 |
Таким образом, математическое ожидание реализации мероприятия 25,92 %. Но на практике прослеживается тенденция: задолженность менее рубля сложнее взыскать, так как клиенты понимают, что Филиал не будет обращаться в суд по таким долгам, более того, многие клиенты считают, что им могут «простить» столь незначительный долг.
Поэтому, чтобы получить наиболее достоверные данные нужно найти нижний предел доверительного интервала доли оплаты выставленных претензий. Для этого рассчитаем дисперсию по формуле:
|
(3.8) |
где – среднее квадратическое отклонение вероятности оплаты счетов;
- процент оплаты претензий в i-тый месяц;
- средний процент за год;
n- число месяцев.
Расчетным путем получаем, что = 11,83%, следовательно, доля оплаченных претензий может принимать значение от 14,09 % до 37,75 %. Таким образом, можно предположить, что будет оплачено 1 054 претензии на сумму 238 тыс. руб. Эффект: