Стратегия управления дебиторской задолженностью (на примере ОАО "Ростелеком" Вологодский филиал)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей дипломной работы – анализ управления дебиторской задолженностью на предприятии Открытое Акционерное Общество «Ростелеком» (далее ОАО «РОСТЕЛЕКОМ») Вологодский филиал и разработка мероприятий по снижению величины дебиторской задолженности.
Задачами дипломной работы являются:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью – понятие, сущность, виды дебиторской задолженности;
- провести анализ финансовых показателей предприятия;
- рассмотреть практику управления дебиторской задолженностью в Вологодском филиале ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», произвести анализ состояния дебиторской задолженности;
- разработать стратегию управления дебиторской задолженностью данного предприятия.

Оглавление

Введение 4
1.Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью 7
1.1. Сущность, классификация и источники возникновения дебиторской задолженности 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование и учет дебиторской задолженности на предприятии 11
1.3. Оценка и способы управления дебиторской задолженностью 14
1.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью 17
2.Управление дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал 21
2.1 Организационная характеристика ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 21
2.2. Экономический анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 24
2.3. Финансовый анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 28
2.4. Организация управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 40
3.Анализ состояния и стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал47
3.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 48
3.2. Особенности управления и анализа дебиторской задолженности отдельных категорий клиентов ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал54
3.3. Коэффициентный анализ дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 61
3.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 68
Заключение 79
Список используемых источников 83

Файлы: 1 файл

диплом - стратегия упр дз.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

Благодаря действиям  коллекторского агентства МБА «Финансы»  возвращено 217 тыс. руб.  задолженности  по 428 клиентам, что составляет 15% общей  задолженности, переданной в данное агентство.

 

 

    1. Стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал

 

В соответствии с международными и российскими стандартами бухгалтерского учета дебиторская задолженность  определяется как сумма, причитающаяся компании от покупателей (дебиторов), когда услуга оказана и не оплачена. 

Факторы, предопределяющие возникновение дебиторской задолженности  в Вологодском филиале ОАО  «РОСТЕЛЕКОМ»:

  • право абонентов получать услуги связи в кредит и выбирать способ оплаты, в том числе по факту оказания услуг; 
  • недопустимость приостановления доступа к услугам связи отдельным категориям бюджетных организаций, обеспечивающих безопасность государства;  
  • обширная и разветвленная клиентская сеть;
  • несвоевременное выставление и доставка счетов;
  • ошибки в счетах;
  • низкая платежная дисциплина абонентов;
  • недостаточный контроль за соблюдением сроков рассрочки и отсрочки платежей;
  • судебные споры по применяемым тарифам;
  • начисление доходов в отсутствие заключенных договоров или после их расторжения;
  • несанкционированные подключения и мошенничество;
  • снижение платежеспособности контрагентов (введение процедур банкротства, ликвидации);
  • выбытие абонентов с постоянного места жительства, смерть абонентов – физических лиц;
  • невыполнение контрагентами условий договоров по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, за которые произведена предварительная оплата.

Указанные факторы приводят к рискам неоплаты, неполной или  несвоевременной оплаты, к невыполнению обязательств со стороны контрагентов и, как следствие, к образованию просроченной дебиторской задолженности.

Управление рисками, приводящими  к образованию дебиторской задолженности, и предупреждение причин их возникновения или своевременное воздействие на них являются одними из основных задач ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» на пути повышения эффективности его деятельности и обеспечения производственных процессов денежными ресурсами.

За 2010 год рост дебиторской  задолженности в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодском филиале составил 35 094 тыс. руб. или 22,6%, в том числе рост текущей задолженности на 37 707 тыс. руб. или 28,9% , просроченная задолженность сократилась на 2 614 тыс. руб. или 10,7%, что связано с началом выхода региона из кризиса. Тем не менее, все еще остается проблемным высокий уровень просроченной дебиторской задолженности более года – 8 100 тыс. руб. за 2010 год.

За услуги связи так  же можно отметить рост дебиторской  задолженности на 32 119 тыс. руб. или 22,5%. Рост по всем категориям потребителей, кроме операторов связи и бюджетных организаций – задолженности по ним сократилась на 4%.

Наибольший рост отмечен  по категории «физические лица» - 30,35% или 25 261 тыс. руб. По коммерческим организациям рост дебиторской задолженности составил 7 765 тыс. руб. или 20,85%.

Рост дебиторской задолженности обусловлен рядом проблем, связанных с процессом взыскания долга. В процессе прохождения практики были выявлены нарушения в организации процесса предупреждения возникновения просроченной дебиторской задолженности, а также недочеты в процессе ее взыскания. Нагляднее всего оформить данные проблемы в виде таблицы (табл. 3.10), с детальной подписью предлагаемых решений по каждой проблеме.

Таблица 3.10

Проблемы в работе с дебиторской задолженностью и методы решения

Проблема

Решение

1

2

Отсутствие контроля за доставкой счетов, за поступлением платежей и правильностью разноски.

Ужесточение контроля доставки счетов, поступления платежей и разноски, введение санкций для агентов за невыполнение условий договоров.

Отсутствие контроля за отключением ведомственных станций и необслуживаемых.

Своевременное выполнение алгоритма работы с дебиторской задолженностью

Отсутствие контроля за соблюдением выделенных лимитов  на потребление услуг связи бюджетных  организаций

Введение персональной ответственности менеджеров за соблюдение выделенных лимитов на потребление услуг связи бюджетными организациями и учреждениями

Перезаключение договоров  с бюджетными организациями не в  срок. В течение 2010 года "всплывали" неперезаключенные договоры. ПДЗ  на 01.12.2010 была по неперезаключенным договорам примерно 200 тыс. руб.

В целях обеспечения  своевременного  заключения договоров  с бюджетными организациями  необходимо внедрение в ИБС функциональности «управление договорами», ввести персональную ответственность менеджеров, обслуживающих  бюджетные организации  за оказание услуг без договора (для исключения юридических рисков)

Некорректная клиентская база – неполные Имя Отчество, отсутствие или некорректная дата рождения (от 120 года до 2009 года), отсутствие паспортных данных и др. ПДЗ на 24,00 тыс.руб. Имело место быть ненадлежащее оформление договоров (как минимум на 14 тыс.руб.), некорректное занесение данных в ИБС

Надлежащее заполнение карточки клиента (персональные данные и контактные телефоны). Проверка правильности заполнения карточки клиента в соответствии с Приказом 176-прГД  о безопасности и обработке персональных данных в информационных системах.

Проведение инвентаризации клиентской базы.


Продолжение таблицы 3.10

Некоторые суммы ПДЗ  не возможно  передать в службу правового обеспечения (СПО) для начала судебного разбирательства в результате отсутствия личных дел или договоров ( ПДЗ на 623 тыс.руб.)

Создание централизованного  архива для хранения дел клиентов, выделение специальной должности  – архивариуса. Получение выписок из ЕГРИП по предпринимателям для передачи материалов в СПО

Реализация разовых  счетов до их оплаты, приводит к образования  ПДЗ. По состоянию на 01.01.11 по юридическим  лицам 52 счета,  ПДЗ по которым 406,00тыс.р., в т.ч. по неосновной деятельности на 240т.р.

Отказ от реализации разовых

счетов, особенно по неосновной деятельности, до их полной оплаты

Мошенничество

Заключение договора только при наличии всех необходимых  документов, оценка кредитоспособности клиентов.

Жалобы клиентов на работу операторов в связи с неправильным или некорректным доведением информации о принятых к абоненту мерах. Недовольство клиентов  текстом и формой уведомления об ограничении

Проведение обучения, совещаний

по вопросам ДЗ, организация  тренингов и коучинга.

Не корректное выставление клиентам платежно-рассчетных документов Наиболее яркие примеры возникновения ПДЗ в связи с неправильным выставлением платежно-рассчтеных документов в январе 2011 по счетам за декабрь были выставлены платежные требования на безакцептное снятие ДЗ с подписью специалиста, у которого нет доверенности на 2011 год, в связи с чем платежные требования банк вернул.

Своевременное оформление доверенностей на право подписи  платежно-рассчетных документов

При рассторжении договоров  по заявлению клиента не берутся контактные телефоны, что осложняет работу по взысканию ДЗ (на 01.01.2011 ПДЗ примерно 30т.р. по 20 клиентам)

При расторжении договора

оформлять гарантийные  письма по оплате задолженности в  полном объеме с указанием контактных телефонов должников и заносить данную информацию в ИБС


 

Как видно из таблицы, в Вологодском филиале ОАО  «РОСТЕЛЕКОМ» все еще существует множество проблем, требующих скорейшего решения. Особенность работы данного предприятия заключается в большом количестве дебиторов, поэтому необходимо не только построение слаженной системы по работе с должниками, но и постоянная ее доработка – система должна гибко реагировать на изменения внешней среды.

К вышеперечисленным  методам решения выявленных проблем  следует добавить еще несколько существенных мероприятий, направленных на снижение уровня дебиторской задолженности в Вологодском филиале ОАО «Ростелеком». Разработка мероприятий и проверка их эффективности производилась с помощью специального программного обеспечения, выборка отдельных категорий плательщиков и проверка результатов исследования происходила в информационно-биллинговой системе, приложениях «клиент» и «мастер-отчет».

  1. Снижение суммового порога для приостановления оказания услуг с  50 руб. до 1 руб. Сделав выборку в информационно-биллинговой системе по сумме задолженности менее 50 руб., было выявлено то, что подобную задолженность имеют 9 843 чел. на общую сумму 2 313 тыс. руб. За время практики было проведено пробное отключение подобных должников. В список на отключение в марте были включены 500 абонентов с задолженностью менее 50 рублей (общая сумма их задолженности 13 891 руб.), в итоге в оплату было получено 9 781 руб. от 349 клиентов. Вычислим простую вероятность данного события: 349/500=0,698. (9 781/13 891=0,704) Индуктивными методами предположим, что из 9 843 абонентов долги оплатят 6 870 чел. на общую сумму 1 628 тыс. руб. Таким образом эффект от мероприятия:
  • будет получено 1 628 тыс. руб. долгов или 8,9 % просроченной дебиторской задолженности по клиентам;
  • доля дебиторов в общем количестве клиентов сократится с 6,1% до 4,5%;
  • сокращение доли просроченной дебиторской задолженности в общей с 10,45% до 9,5%;
  • ускорение оборачиваемости задолженности на 1 день (с 24 дней до 23 дней).
  1. Выставление и отправка по адресу прописки и адресу доставки претензий на сумму задолженности от рубля до 1 коп. Так же путем проведения выборки по клиентской базе было обнаружено, что 7 482 клиента имеют подобную задолженность, в общей сумме 1 694 тыс. руб. Естественно, что 100 %-ной оплаты ожидать не стоит, поэтому необходимо рассчитать вероятный процент оплаты выставленных претензий на основе прошлых данных. В базе данных имеются сведения о доле клиентов, оплативших услуги связи после выставления им претензий. Возьмем данные за 2010 год (табл. 3.11 и 3.12).

Таблица 3.11

Доля оплаты претензий  ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал за 2010 год по месяцам (январь-июнь)

 

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Выставлено претензий, шт.

18 642

21 385

16 534

9 682

15 571

11 328

Оплачено претензий, шт.

2 437

7 385

6 978

2 320

2 873

4 315

% оплаты 

13,07

34,53

42,20

23,96

18,45

38,09


 

Таблица 3.12

Доля оплаты претензий  ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал за 2010 год по месяцам (июль-декабрь)

 

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Выставлено претензий, шт.

13 495

20 097

19 546

16 874

13 927

8 369

Оплачено претензий, шт.

6 312

5 622

4 135

2 736

1 890

1 256

% оплаты 

46,77

27,97

21,16

16,21

13,57

15,01


 

Таким образом, математическое ожидание реализации мероприятия 25,92 %. Но на практике прослеживается тенденция: задолженность менее рубля сложнее взыскать, так как клиенты понимают, что Филиал не будет обращаться в суд по таким долгам, более того, многие клиенты считают, что им могут «простить» столь незначительный долг.

Поэтому, чтобы получить наиболее достоверные данные нужно найти нижний предел доверительного интервала доли оплаты выставленных претензий. Для этого рассчитаем дисперсию по формуле:

 

(3.8)


 

где  – среднее квадратическое отклонение вероятности оплаты счетов;

         - процент оплаты претензий в i-тый месяц;

         - средний процент за год;

        n- число месяцев.

Расчетным путем получаем, что  = 11,83%, следовательно, доля оплаченных претензий может принимать значение от 14,09 % до 37,75 %. Таким образом, можно предположить, что будет оплачено 1 054 претензии на сумму 238 тыс. руб. Эффект:

  • будет получено 238 тыс. руб. долгов или 1,3 % просроченной дебиторской задолженности по клиентам;
  • доля дебиторов в общем количестве клиентов сократится с 6,1% до 5,8 %;
  • сокращение доли просроченной дебиторской задолженности в общей с 10,45% до 10,32%;
  • ускорение оборачиваемости не значительно (коэффициент оборачиваемости возрастет с 14,98 до 15).

Информация о работе Стратегия управления дебиторской задолженностью (на примере ОАО "Ростелеком" Вологодский филиал)