Стратегия управления дебиторской задолженностью (на примере ОАО "Ростелеком" Вологодский филиал)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей дипломной работы – анализ управления дебиторской задолженностью на предприятии Открытое Акционерное Общество «Ростелеком» (далее ОАО «РОСТЕЛЕКОМ») Вологодский филиал и разработка мероприятий по снижению величины дебиторской задолженности.
Задачами дипломной работы являются:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью – понятие, сущность, виды дебиторской задолженности;
- провести анализ финансовых показателей предприятия;
- рассмотреть практику управления дебиторской задолженностью в Вологодском филиале ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», произвести анализ состояния дебиторской задолженности;
- разработать стратегию управления дебиторской задолженностью данного предприятия.

Оглавление

Введение 4
1.Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью 7
1.1. Сущность, классификация и источники возникновения дебиторской задолженности 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование и учет дебиторской задолженности на предприятии 11
1.3. Оценка и способы управления дебиторской задолженностью 14
1.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью 17
2.Управление дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал 21
2.1 Организационная характеристика ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 21
2.2. Экономический анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 24
2.3. Финансовый анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 28
2.4. Организация управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 40
3.Анализ состояния и стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал47
3.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 48
3.2. Особенности управления и анализа дебиторской задолженности отдельных категорий клиентов ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал54
3.3. Коэффициентный анализ дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 61
3.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 68
Заключение 79
Список используемых источников 83

Файлы: 1 файл

диплом - стратегия упр дз.doc

— 1.76 Мб (Скачать)
  1. Для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности возможно проведение отключения не 5 числа второго месяца следующего за расчетным, а в конце первого месяца следующего за расчетным, например 29 или 30 числа. В июле 2010 года на предприятия уже был проведен эксперимент: произведено отключение сразу в после истечения срока оплаты, т.е. 21 июля. На 01.08.2010 просроченная дебиторская задолженность составила 17 532 тыс. руб., т.е. сократилась на 6 687 тыс. руб. или на 27,6%. В результате задолженность менее 3 месяцев насчитывала 3 670 тыс. руб. (снижение на 35,3%). Таким образом, около 27% просроченной задолженности приходится на ту, что образуется до момента отключения. Так путем сдвига сроков отключения можно получить (27% * 18 284 тыс. руб.) 4 937 тыс. руб. Эффект:
  • будет получено 4 937 тыс. руб. долгов или 27% просроченной дебиторской задолженности по клиентам;
  • сокращение доли просроченной дебиторской задолженности в общей с 10,45% до 7,6%;
  • ускорение оборачиваемости на 1 день (23 дня).

Ряд следующих предложений  необходимо дополнить сведениями о  задолженности абонентов за 2010 год, разбитой по срокам образования долга (табл. 3.13).

Таблица 3.13

Состав дебиторской  задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» в 2010 году в зависимости от сроков образования, тыс. руб.

 

Начисления

ДЗ всего

Текущая ДЗ

ПДЗ

ПДЗ до 3 мес.

ПДЗ свыше 3 мес.

ПДЗ > 1 года

ПДЗ > 3-х лет

01.01.10

201 650

142 698

121 500

21 198

9 078

12 119

7 475

769

01.04.10

206 875

167 267

139 133

28 134

14 754

13 380

7 706

1 088

01.07.10

207 519

165 137

140 918

24 219

10 403

13 816

8 031

1 667

01.10.10

200 240

177 197

152 228

24 969

11 037

13 932

8 412

1 606

01.01.11

226 072

174 818

156 534

18 284

7 527

10 757

6 395

1 156


 

  1. Для снижения уровня текущей дебиторской задолженности необходимо проводить работу по привлечению авансовых платежей. На начало 2011 года доля авансов составляла 22,6 % начислений, необходимо стремиться к показателю в 25% (средний показатель для отрасли). Реализовать приток авансов можно путем проведения рекламных акций, предоставления скидок, дополнительных услуг и бонусов клиентам, оплачивающим услуги вперед. В результате чего, произойдет сокращение общей дебиторской задолженности на 5 264 тыс. руб.
  2. Что бы предотвратить возникновение просроченной дебиторской задолженности до 3 месяцев, необходимо ввести дополнительный автоматический обзвон в вечернее время для физических лиц и ручной обзвон в дневное время для юридических лиц. Помимо этого, целесообразно направление дополнительных уведомлений дебиторам, систематически нарушающим сроки оплаты. Как и в случае с первым предложением, на практике было проведено исследование: дополнительный обзвон был проведен по случайным образом отобранным 300 физическим лицам и 200 юридическим, имеющим просроченную задолженность менее 3 месяцев на 375 тыс. руб. Уже через две недели в результате дополнительного обзвона было возвращено  67 тыс. руб. или 17,8 %. Так, можно на основе этих данных предположить, что в результате мероприятия возможно взыскание дополнительно 1 340 тыс. руб. Эффект:
  • будет получено 1 340 тыс. руб. долгов или 7,3 % просроченной дебиторской задолженности по клиентам;
  • сокращение доли просроченной дебиторской задолженности в общей с 10,45% до 9,7%;
  • ускорение оборачиваемости на 1 день (до 23 дней).
  1. Направление дополнительных претензий абонентам, имеющим просроченную задолженность сроком образования свыше 3-х месяцев, не взысканную в судебном порядке ввиду экономической нецелесообразности (менее порога взыскания). Направление дополнительных претензий абонентам, имеющих просроченную дебиторскую задолженность позволит лишний раз напомнить клиенту о непогашенном долге перед филиалом, указав при этом в претензии всю ответственность, которая его может ожидать в случае не погашения долга. Задолженность свыше трех месяцев менее порога взыскания насчитывает в общем 4 486 тыс. руб. В предложении 2 был приведен расчет вероятности оплаты услуги после выставления претензии: 25,92 %. Так можно получить 1 163 тыс. руб. долгов. Эффект:
  • будет получено 1 163 тыс. руб. долгов или 6,4% просроченной дебиторской задолженности по клиентам;
  • сокращение доли просроченной дебиторской задолженности в общей с 10,45% до 9,8%;
  • ускорение оборачиваемости так же на 1 день.
  1. Дебиторская задолженность свыше года часто возникает в силу невозможности взыскать ее в судебном порядке из-за отсутствия или ошибки в данных информационной системы. Поэтому для ее снижения необходимо провести инвентаризацию базы, запрос сведений в налоговой службе, контроль за правильностью заполнения карточки клиента. Кроме того, для снижения дебиторской задолженности, сроком образования  более года, важно продолжать работу с коллекторскими агентствами. В работу коллекторских агентств в начале 2011 года уже было направлено 978 тыс. руб. в КА МБА «Финанс» и 4 565 тыс. руб. в ООО «Пристав». Если сопоставить эти суммы с собираемостью в 2010 году (табл. 3.9), то можно сделать предположение о получении еще 910 тыс. руб.
  1. Если говорить о просроченной дебиторской задолженности более 3 лет, в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» необходимо провести ее инвентаризацию, на основе которой провести ее списание. По данным отчетности объем списаний должен составить 1 156 тыс. руб. Списание должно быть произведено за счет средств резерва по сомнительным долгам. Объем резерва после мероприятия сократится на 8,8 % и составит 12 035 тыс. руб.

Итого, общий экономический  эффект:

  • 16 636 тыс. руб., таким образом, будет получено  9,5% клиентской дебиторской задолженности или 8,7% совокупной дебиторской задолженности предприятия;
  • снижение доли просроченной дебиторской задолженности в общей с 10,45 % до 5,14%. (в расчет на включены результаты мероприятий 4, 7 и 8).

Эффективность мероприятий можно продемонстрировать путем расчета изменения финансовых коэффициентов:

  • произойдет ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности на 5 дней и составит 103 дня;
  • валовой убыток сократится и составит 96 587 тыс. руб. (в сравнении с настоящим 113 223 тыс. руб.), но рентабельность по-прежнему будет отрицательным числом (возрастет на 0,01или на 1 %);
  • за счет изменения структуры активов (часть дебиторской задолженности перейдет в группу наиболее ликвидных активов – денежные средства) произойдет увеличение коэффициента абсолютной ликвидности с 0,1 до 0,8. Таким образом, за счет денежных средств Филиал сможет покрыть уже 8 % своих краткосрочных обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  1. Изучив теоретические аспекты стратегического управления дебиторской задолженностью выявлено, что дебиторская задолженность – это:
  • один из видов оборотных активов предприятия;
  • неполученная часть его выручки.

Рассмотрели, что дебиторская задолженность  делится по видам:

  • срочная (возникает в результате применения форм безналичных расчетов или как результат отсрочки платежа);
  • просроченная (часть задолженности может оказаться безнадежной до истечения срока исковой давности);
  • безнадежная – истек срок исковой давности (списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы);
  • находящаяся на забалансовом счете (цель – контроль за возможностью ее получения).

В большинстве источников используется понятие управление дебиторской  задолженностью, как  повышение эффективности  работы с текущей и просроченной дебиторской задолженностью, взыскание просроченной задолженности, осуществление комплекса мер по предупреждению возникновения просроченной и безнадежной для взыскания дебиторской задолженности.

Основными задачами стратегии управления дебиторской задолженностью являются:

  • недопущение неплатежей покупателями и, следовательно, образование просроченной  дебиторской задолженности; по каждому случаю неплатежей должны быть приняты соответствующие меры;
  • прогнозирование и обеспечение своевременного поступления дебиторской задолженности;
  • разработка четкой стратегии и тактики коммерческого кредитования и внедрение в практику работы предприятия с целью обеспечения эффективной политики продаж и реализации продукции, услуг;
  • постоянный сквозной анализ дебиторской задолженности.
  1. На примере ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал было рассмотрено насколько важно для предприятия разработать эффективую стратегию управления дебиторской задолженностью.

В филиале  создана специальная служба, которая  ежемесячно отслеживает поступление  денежных средств за оказываемые услуги на расчетный счет предприятия, используя при этом различные мероприятия по возврату задолженности, а именно:

  • своевременное принятие досудебных и судебных мер;
  • проведение ручной обзвонки;
  • систематический мониторинг состояния дебиторской задолженности, например, подекадная выгрузка должников, направление ответственным специалистам для принятия необходимых мер. 
  1. Анализируя показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал можно сделать вывод о том, что в 2009 году предприятие испытывало затруднения, не получена прибыль за последние годы. Но уже к 2010 году наблюдается рост всех показателей, прирост клиентской базы. 
  1. Рассмотрев на практике управление дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал можно сделать вывод о том, что основой организации работы с дебиторской задолженностью является:
  • планирование бюджетных показателей по дебиторской задолженности, контроль и мониторинг их исполнения;
  • анализ состояния, структуры, динамики и причин образования задолженности, выработка на основе результатов анализа предложений по недопущению роста и снижению задолженности;
  • своевременность и полнота принимаемых мер к просроченной задолженности.
  1. Для улучшения работы филиала с дебиторской задолженностью на практике в работе были представлены  мероприятия, направленные на снижение дебиторской задолженности:
  • осуществлять контроль доставки счетов клиентам, введение санкций для агентов за невыполнение условий договоров;
  • проведение взаимозачетов;
  • проведение работы по заключению договоров на безакцептное списание денежных средств, предложение клиентам вносить авансовые платежи, проведение рекламных акций по приему платежей;
  • списание безнадежных долгов с истекшим сроком исковой давности;
  • проверка полноты отражения информации в ИБС: обязательное заполнение полей контактного телефона, адреса, проверка правильности оформления договоров;
  • при расторжении договоров оформлять гарантийные письма по оплате задолженности со всеми реквизитами;
  • надлежащая организация хранения дел клиентов, создания архива, назначение отдельной должности – архивариуса;
  • реализация разовых счетов только после оплаты;
  • своевременное оформление доверенностей на право подписи платежно-расчетных документов;
  • заключение договора только при наличии всех необходимых документов, оценка кредитоспособности клиентов;
  • проведение обучения, совещаний по вопросам дебиторской задолженности, организация тренингов и коучинга;
  • снижение суммового порога для приостановления оказания услуг с  50 руб. до 1 руб.;
  • выставление и отправка по адресу прописки и адресу доставки претензий на сумму задолженности от рубля до 1 копейки;
  • для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности отключение не 5 числа второго месяца, следующего за расчетным, а в конце первого месяца следующего за расчетным;
  • для снижения уровня текущей дебиторской задолженности необходимо проводить работу по привлечению авансовых платежей;
  • что бы предотвратить возникновение просроченной дебиторской задолженности до 3 месяцев необходимо ввести дополнительный автоматический обзвон в вечернее время для физических лиц и ручной обзвон в дневное время для юридических лиц;
  • направление дополнительных претензий абонентам, имеющим просроченную задолженность сроком образования свыше 3-х месяцев, не взысканную в судебном порядке ввиду экономической нецелесообразности;
  • для снижения дебиторской задолженности, сроком образования  более года, важно продолжать работу с коллекторскими агентствами.

Информация о работе Стратегия управления дебиторской задолженностью (на примере ОАО "Ростелеком" Вологодский филиал)