- Для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности возможно проведение отключения не 5 числа второго месяца следующего за расчетным, а в конце первого месяца следующего за расчетным, например 29 или 30 числа. В июле 2010 года на предприятия уже был проведен эксперимент: произведено отключение сразу в после истечения срока оплаты, т.е. 21 июля. На 01.08.2010 просроченная дебиторская задолженность составила 17 532 тыс. руб., т.е. сократилась на 6 687 тыс. руб. или на 27,6%. В результате задолженность менее 3 месяцев насчитывала 3 670 тыс. руб. (снижение на 35,3%). Таким образом, около 27% просроченной задолженности приходится на ту, что образуется до момента отключения. Так путем сдвига сроков отключения можно получить (27% * 18 284 тыс. руб.) 4 937 тыс. руб. Эффект:
 
  - будет получено 4 937 тыс. руб. долгов или 27% просроченной дебиторской задолженности по клиентам;
 
  - сокращение доли просроченной дебиторской задолженности в общей с 10,45% до 7,6%;
 
  - ускорение оборачиваемости на 1 день (23 дня).
 
Ряд следующих предложений 
необходимо дополнить сведениями о 
задолженности абонентов за 2010 год, разбитой по срокам образования 
долга (табл. 3.13).
Таблица 3.13
Состав дебиторской 
задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» в 2010 году в зависимости 
от сроков образования, тыс. руб.
|   | 
  Начисления  | 
  ДЗ всего  | 
  Текущая ДЗ  | 
  ПДЗ  | 
  ПДЗ до 3 мес.  | 
  ПДЗ свыше 3 мес.  | 
  ПДЗ > 1 года  | 
  ПДЗ > 3-х лет  | 
01.01.10  | 
  201 650  | 
  142 698  | 
  121 500  | 
  21 198  | 
  9 078  | 
  12 119  | 
  7 475  | 
  769  | 
01.04.10  | 
  206 875  | 
  167 267  | 
  139 133  | 
  28 134  | 
  14 754  | 
  13 380  | 
  7 706  | 
  1 088  | 
01.07.10  | 
  207 519  | 
  165 137  | 
  140 918  | 
  24 219  | 
  10 403  | 
  13 816  | 
  8 031  | 
  1 667  | 
01.10.10  | 
  200 240  | 
  177 197  | 
  152 228  | 
  24 969  | 
  11 037  | 
  13 932  | 
  8 412  | 
  1 606  | 
01.01.11  | 
  226 072  | 
  174 818  | 
  156 534  | 
  18 284  | 
  7 527  | 
  10 757  | 
  6 395  | 
  1 156  | 
 
  - Для снижения уровня текущей дебиторской задолженности необходимо проводить работу по привлечению авансовых платежей. На начало 2011 года доля авансов составляла 22,6 % начислений, необходимо стремиться к показателю в 25% (средний показатель для отрасли). Реализовать приток авансов можно путем проведения рекламных акций, предоставления скидок, дополнительных услуг и бонусов клиентам, оплачивающим услуги вперед. В результате чего, произойдет сокращение общей дебиторской задолженности на 5 264 тыс. руб. 
 
  - Что бы предотвратить возникновение просроченной дебиторской задолженности до 3 месяцев, необходимо ввести дополнительный автоматический обзвон в вечернее время для физических лиц и ручной обзвон в дневное время для юридических лиц. Помимо этого, целесообразно направление дополнительных уведомлений дебиторам, систематически нарушающим сроки оплаты. Как и в случае с первым предложением, на практике было проведено исследование: дополнительный обзвон был проведен по случайным образом отобранным 300 физическим лицам и 200 юридическим, имеющим просроченную задолженность менее 3 месяцев на 375 тыс. руб. Уже через две недели в результате дополнительного обзвона было возвращено  67 тыс. руб. или 17,8 %. Так, можно на основе этих данных предположить, что в результате мероприятия возможно взыскание дополнительно 1 340 тыс. руб. Эффект:
 
  
  -  будет получено 1 340 тыс. руб. долгов или 7,3 % просроченной дебиторской задолженности по клиентам;
 
  - сокращение доли просроченной дебиторской задолженности в общей с 10,45% до 9,7%;
 
  - ускорение оборачиваемости на 1 день (до 23 дней).
 
  
  - Направление дополнительных претензий абонентам, имеющим просроченную задолженность сроком образования свыше 3-х месяцев, не взысканную в судебном порядке ввиду экономической нецелесообразности (менее порога взыскания). Направление дополнительных претензий абонентам, имеющих просроченную дебиторскую задолженность позволит лишний раз напомнить клиенту о непогашенном долге перед филиалом, указав при этом в претензии всю ответственность, которая его может ожидать в случае не погашения долга. Задолженность свыше трех месяцев менее порога взыскания насчитывает в общем 4 486 тыс. руб. В предложении 2 был приведен расчет вероятности оплаты услуги после выставления претензии: 25,92 %. Так можно получить 1 163 тыс. руб. долгов. Эффект:
 
  - будет получено 1 163 тыс. руб. долгов или 6,4% просроченной дебиторской задолженности по клиентам;
 
  - сокращение доли просроченной дебиторской задолженности в общей с 10,45% до 9,8%;
 
  - ускорение оборачиваемости так же на 1 день.
 
  
  - Дебиторская задолженность свыше года часто возникает в силу невозможности взыскать ее в судебном порядке из-за отсутствия или ошибки в данных информационной системы. Поэтому для ее снижения необходимо провести инвентаризацию базы, запрос сведений в налоговой службе, контроль за правильностью заполнения карточки клиента. Кроме того, для снижения дебиторской задолженности, сроком образования  более года, важно продолжать работу с коллекторскими агентствами. В работу коллекторских агентств в начале 2011 года уже было направлено 978 тыс. руб. в КА МБА «Финанс» и 4 565 тыс. руб. в ООО «Пристав». Если сопоставить эти суммы с собираемостью в 2010 году (табл. 3.9), то можно сделать предположение о получении еще 910 тыс. руб.
 
  - Если говорить о просроченной дебиторской задолженности более 3 лет, в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» необходимо провести ее инвентаризацию, на основе которой провести ее списание. По данным отчетности объем списаний должен составить 1 156 тыс. руб. Списание должно быть произведено за счет средств резерва по сомнительным долгам. Объем резерва после мероприятия сократится на 8,8 % и составит 12 035 тыс. руб.
 
Итого, общий экономический 
эффект:
  - 16 636 тыс. руб., таким образом, будет получено  9,5% клиентской дебиторской задолженности или 8,7% совокупной дебиторской задолженности предприятия;
 
  - снижение доли просроченной дебиторской задолженности в общей с 10,45 % до 5,14%. (в расчет на включены результаты мероприятий 4, 7 и 8).
 
Эффективность мероприятий можно продемонстрировать 
путем расчета изменения финансовых коэффициентов:
  - произойдет ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности на 5 дней и составит 103 дня;
 
  - валовой убыток сократится и составит 96 587 тыс. руб. (в сравнении с настоящим 113 223 тыс. руб.), но рентабельность по-прежнему будет отрицательным числом (возрастет на 0,01или на 1 %);
 
  - за счет изменения структуры активов (часть дебиторской задолженности перейдет в группу наиболее ликвидных активов – денежные средства) произойдет увеличение коэффициента абсолютной ликвидности с 0,1 до 0,8. Таким образом, за счет денежных средств Филиал сможет покрыть уже 8 % своих краткосрочных обязательств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
  - Изучив теоретические аспекты стратегического управления дебиторской задолженностью выявлено, что дебиторская задолженность – это:
 
  
  - один из видов оборотных активов предприятия;
 
  - неполученная часть его выручки.
 
Рассмотрели, 
что дебиторская задолженность 
делится по видам:
  - срочная (возникает в результате применения форм безналичных расчетов или как результат отсрочки платежа);
 
  - просроченная (часть задолженности может оказаться безнадежной до истечения срока исковой давности);
 
  - безнадежная – истек срок исковой давности (списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы);
 
  - находящаяся на забалансовом счете (цель – контроль за возможностью ее получения).
 
В большинстве источников 
используется понятие управление дебиторской 
задолженностью, как  повышение эффективности 
работы с текущей и просроченной 
дебиторской задолженностью, взыскание просроченной задолженности, 
осуществление комплекса мер по предупреждению 
возникновения просроченной и безнадежной 
для взыскания дебиторской задолженности. 
Основными задачами стратегии управления дебиторской 
задолженностью являются:
  - недопущение неплатежей покупателями и, следовательно, образование просроченной  дебиторской задолженности; по каждому случаю неплатежей должны быть приняты соответствующие меры;
 
  - прогнозирование и обеспечение своевременного поступления дебиторской задолженности;
 
  - разработка четкой стратегии и тактики коммерческого кредитования и внедрение в практику работы предприятия с целью обеспечения эффективной политики продаж и реализации продукции, услуг;
 
  - постоянный сквозной анализ дебиторской задолженности.
 
  
  - На примере ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал было рассмотрено насколько важно для предприятия разработать эффективую стратегию управления дебиторской задолженностью. 
 
В филиале 
создана специальная служба, которая 
ежемесячно отслеживает поступление 
денежных средств за оказываемые услуги на расчетный счет 
предприятия, используя при этом различные 
мероприятия по возврату задолженности, 
а именно:
  - своевременное принятие досудебных и судебных мер;
 
  - проведение ручной обзвонки;
 
  - систематический мониторинг состояния дебиторской задолженности, например, подекадная выгрузка должников, направление ответственным специалистам для принятия необходимых мер.  
 
  
  - Анализируя показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал можно сделать вывод о том, что в 2009 году предприятие испытывало затруднения, не получена прибыль за последние годы. Но уже к 2010 году наблюдается рост всех показателей, прирост клиентской базы.  
 
  - Рассмотрев на практике управление дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал можно сделать вывод о том, что основой организации работы с дебиторской задолженностью является: 
 
  
  - планирование бюджетных показателей по дебиторской задолженности, контроль и мониторинг их исполнения;
 
  - анализ состояния, структуры, динамики и причин образования задолженности, выработка на основе результатов анализа предложений по недопущению роста и снижению задолженности;
 
  - своевременность и полнота принимаемых мер к просроченной задолженности.
 
  
  - Для улучшения работы филиала с дебиторской задолженностью на практике в работе были представлены  мероприятия, направленные на снижение дебиторской задолженности:
 
  - осуществлять контроль доставки счетов клиентам, введение санкций для агентов за невыполнение условий договоров;
 
  - проведение взаимозачетов;
 
  - проведение работы по заключению договоров на безакцептное списание денежных средств, предложение клиентам вносить авансовые платежи, проведение рекламных акций по приему платежей;
 
  - списание безнадежных долгов с истекшим сроком исковой давности;
 
  - проверка полноты отражения информации в ИБС: обязательное заполнение полей контактного телефона, адреса, проверка правильности оформления договоров;
 
  - при расторжении договоров оформлять гарантийные письма по оплате задолженности со всеми реквизитами;
 
  - надлежащая организация хранения дел клиентов, создания архива, назначение отдельной должности – архивариуса;
 
  - реализация разовых счетов только после оплаты;
 
  - своевременное оформление доверенностей на право подписи платежно-расчетных документов;
 
  - заключение договора только при наличии всех необходимых документов, оценка кредитоспособности клиентов;
 
  - проведение обучения, совещаний по вопросам дебиторской задолженности, организация тренингов и коучинга;
 
  - снижение суммового порога для приостановления оказания услуг с  50 руб. до 1 руб.;
 
  - выставление и отправка по адресу прописки и адресу доставки претензий на сумму задолженности от рубля до 1 копейки;
 
  - для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности отключение не 5 числа второго месяца, следующего за расчетным, а в конце первого месяца следующего за расчетным;
 
  - для снижения уровня текущей дебиторской задолженности необходимо проводить работу по привлечению авансовых платежей;
 
  - что бы предотвратить возникновение просроченной дебиторской задолженности до 3 месяцев необходимо ввести дополнительный автоматический обзвон в вечернее время для физических лиц и ручной обзвон в дневное время для юридических лиц;
 
  - направление дополнительных претензий абонентам, имеющим просроченную задолженность сроком образования свыше 3-х месяцев, не взысканную в судебном порядке ввиду экономической нецелесообразности;
 
  - для снижения дебиторской задолженности, сроком образования  более года, важно продолжать работу с коллекторскими агентствами.