- Для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности возможно проведение отключения не 5 числа второго месяца следующего за расчетным, а в конце первого месяца следующего за расчетным, например 29 или 30 числа. В июле 2010 года на предприятия уже был проведен эксперимент: произведено отключение сразу в после истечения срока оплаты, т.е. 21 июля. На 01.08.2010 просроченная дебиторская задолженность составила 17 532 тыс. руб., т.е. сократилась на 6 687 тыс. руб. или на 27,6%. В результате задолженность менее 3 месяцев насчитывала 3 670 тыс. руб. (снижение на 35,3%). Таким образом, около 27% просроченной задолженности приходится на ту, что образуется до момента отключения. Так путем сдвига сроков отключения можно получить (27% * 18 284 тыс. руб.) 4 937 тыс. руб. Эффект:
- будет получено 4 937 тыс. руб. долгов или 27% просроченной дебиторской задолженности по клиентам;
- сокращение доли просроченной дебиторской задолженности в общей с 10,45% до 7,6%;
- ускорение оборачиваемости на 1 день (23 дня).
Ряд следующих предложений
необходимо дополнить сведениями о
задолженности абонентов за 2010 год, разбитой по срокам образования
долга (табл. 3.13).
Таблица 3.13
Состав дебиторской
задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» в 2010 году в зависимости
от сроков образования, тыс. руб.
|
Начисления |
ДЗ всего |
Текущая ДЗ |
ПДЗ |
ПДЗ до 3 мес. |
ПДЗ свыше 3 мес. |
ПДЗ > 1 года |
ПДЗ > 3-х лет |
01.01.10 |
201 650 |
142 698 |
121 500 |
21 198 |
9 078 |
12 119 |
7 475 |
769 |
01.04.10 |
206 875 |
167 267 |
139 133 |
28 134 |
14 754 |
13 380 |
7 706 |
1 088 |
01.07.10 |
207 519 |
165 137 |
140 918 |
24 219 |
10 403 |
13 816 |
8 031 |
1 667 |
01.10.10 |
200 240 |
177 197 |
152 228 |
24 969 |
11 037 |
13 932 |
8 412 |
1 606 |
01.01.11 |
226 072 |
174 818 |
156 534 |
18 284 |
7 527 |
10 757 |
6 395 |
1 156 |
- Для снижения уровня текущей дебиторской задолженности необходимо проводить работу по привлечению авансовых платежей. На начало 2011 года доля авансов составляла 22,6 % начислений, необходимо стремиться к показателю в 25% (средний показатель для отрасли). Реализовать приток авансов можно путем проведения рекламных акций, предоставления скидок, дополнительных услуг и бонусов клиентам, оплачивающим услуги вперед. В результате чего, произойдет сокращение общей дебиторской задолженности на 5 264 тыс. руб.
- Что бы предотвратить возникновение просроченной дебиторской задолженности до 3 месяцев, необходимо ввести дополнительный автоматический обзвон в вечернее время для физических лиц и ручной обзвон в дневное время для юридических лиц. Помимо этого, целесообразно направление дополнительных уведомлений дебиторам, систематически нарушающим сроки оплаты. Как и в случае с первым предложением, на практике было проведено исследование: дополнительный обзвон был проведен по случайным образом отобранным 300 физическим лицам и 200 юридическим, имеющим просроченную задолженность менее 3 месяцев на 375 тыс. руб. Уже через две недели в результате дополнительного обзвона было возвращено 67 тыс. руб. или 17,8 %. Так, можно на основе этих данных предположить, что в результате мероприятия возможно взыскание дополнительно 1 340 тыс. руб. Эффект:
- будет получено 1 340 тыс. руб. долгов или 7,3 % просроченной дебиторской задолженности по клиентам;
- сокращение доли просроченной дебиторской задолженности в общей с 10,45% до 9,7%;
- ускорение оборачиваемости на 1 день (до 23 дней).
- Направление дополнительных претензий абонентам, имеющим просроченную задолженность сроком образования свыше 3-х месяцев, не взысканную в судебном порядке ввиду экономической нецелесообразности (менее порога взыскания). Направление дополнительных претензий абонентам, имеющих просроченную дебиторскую задолженность позволит лишний раз напомнить клиенту о непогашенном долге перед филиалом, указав при этом в претензии всю ответственность, которая его может ожидать в случае не погашения долга. Задолженность свыше трех месяцев менее порога взыскания насчитывает в общем 4 486 тыс. руб. В предложении 2 был приведен расчет вероятности оплаты услуги после выставления претензии: 25,92 %. Так можно получить 1 163 тыс. руб. долгов. Эффект:
- будет получено 1 163 тыс. руб. долгов или 6,4% просроченной дебиторской задолженности по клиентам;
- сокращение доли просроченной дебиторской задолженности в общей с 10,45% до 9,8%;
- ускорение оборачиваемости так же на 1 день.
- Дебиторская задолженность свыше года часто возникает в силу невозможности взыскать ее в судебном порядке из-за отсутствия или ошибки в данных информационной системы. Поэтому для ее снижения необходимо провести инвентаризацию базы, запрос сведений в налоговой службе, контроль за правильностью заполнения карточки клиента. Кроме того, для снижения дебиторской задолженности, сроком образования более года, важно продолжать работу с коллекторскими агентствами. В работу коллекторских агентств в начале 2011 года уже было направлено 978 тыс. руб. в КА МБА «Финанс» и 4 565 тыс. руб. в ООО «Пристав». Если сопоставить эти суммы с собираемостью в 2010 году (табл. 3.9), то можно сделать предположение о получении еще 910 тыс. руб.
- Если говорить о просроченной дебиторской задолженности более 3 лет, в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» необходимо провести ее инвентаризацию, на основе которой провести ее списание. По данным отчетности объем списаний должен составить 1 156 тыс. руб. Списание должно быть произведено за счет средств резерва по сомнительным долгам. Объем резерва после мероприятия сократится на 8,8 % и составит 12 035 тыс. руб.
Итого, общий экономический
эффект:
- 16 636 тыс. руб., таким образом, будет получено 9,5% клиентской дебиторской задолженности или 8,7% совокупной дебиторской задолженности предприятия;
- снижение доли просроченной дебиторской задолженности в общей с 10,45 % до 5,14%. (в расчет на включены результаты мероприятий 4, 7 и 8).
Эффективность мероприятий можно продемонстрировать
путем расчета изменения финансовых коэффициентов:
- произойдет ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности на 5 дней и составит 103 дня;
- валовой убыток сократится и составит 96 587 тыс. руб. (в сравнении с настоящим 113 223 тыс. руб.), но рентабельность по-прежнему будет отрицательным числом (возрастет на 0,01или на 1 %);
- за счет изменения структуры активов (часть дебиторской задолженности перейдет в группу наиболее ликвидных активов – денежные средства) произойдет увеличение коэффициента абсолютной ликвидности с 0,1 до 0,8. Таким образом, за счет денежных средств Филиал сможет покрыть уже 8 % своих краткосрочных обязательств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Изучив теоретические аспекты стратегического управления дебиторской задолженностью выявлено, что дебиторская задолженность – это:
- один из видов оборотных активов предприятия;
- неполученная часть его выручки.
Рассмотрели,
что дебиторская задолженность
делится по видам:
- срочная (возникает в результате применения форм безналичных расчетов или как результат отсрочки платежа);
- просроченная (часть задолженности может оказаться безнадежной до истечения срока исковой давности);
- безнадежная – истек срок исковой давности (списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы);
- находящаяся на забалансовом счете (цель – контроль за возможностью ее получения).
В большинстве источников
используется понятие управление дебиторской
задолженностью, как повышение эффективности
работы с текущей и просроченной
дебиторской задолженностью, взыскание просроченной задолженности,
осуществление комплекса мер по предупреждению
возникновения просроченной и безнадежной
для взыскания дебиторской задолженности.
Основными задачами стратегии управления дебиторской
задолженностью являются:
- недопущение неплатежей покупателями и, следовательно, образование просроченной дебиторской задолженности; по каждому случаю неплатежей должны быть приняты соответствующие меры;
- прогнозирование и обеспечение своевременного поступления дебиторской задолженности;
- разработка четкой стратегии и тактики коммерческого кредитования и внедрение в практику работы предприятия с целью обеспечения эффективной политики продаж и реализации продукции, услуг;
- постоянный сквозной анализ дебиторской задолженности.
- На примере ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал было рассмотрено насколько важно для предприятия разработать эффективую стратегию управления дебиторской задолженностью.
В филиале
создана специальная служба, которая
ежемесячно отслеживает поступление
денежных средств за оказываемые услуги на расчетный счет
предприятия, используя при этом различные
мероприятия по возврату задолженности,
а именно:
- своевременное принятие досудебных и судебных мер;
- проведение ручной обзвонки;
- систематический мониторинг состояния дебиторской задолженности, например, подекадная выгрузка должников, направление ответственным специалистам для принятия необходимых мер.
- Анализируя показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал можно сделать вывод о том, что в 2009 году предприятие испытывало затруднения, не получена прибыль за последние годы. Но уже к 2010 году наблюдается рост всех показателей, прирост клиентской базы.
- Рассмотрев на практике управление дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал можно сделать вывод о том, что основой организации работы с дебиторской задолженностью является:
- планирование бюджетных показателей по дебиторской задолженности, контроль и мониторинг их исполнения;
- анализ состояния, структуры, динамики и причин образования задолженности, выработка на основе результатов анализа предложений по недопущению роста и снижению задолженности;
- своевременность и полнота принимаемых мер к просроченной задолженности.
- Для улучшения работы филиала с дебиторской задолженностью на практике в работе были представлены мероприятия, направленные на снижение дебиторской задолженности:
- осуществлять контроль доставки счетов клиентам, введение санкций для агентов за невыполнение условий договоров;
- проведение взаимозачетов;
- проведение работы по заключению договоров на безакцептное списание денежных средств, предложение клиентам вносить авансовые платежи, проведение рекламных акций по приему платежей;
- списание безнадежных долгов с истекшим сроком исковой давности;
- проверка полноты отражения информации в ИБС: обязательное заполнение полей контактного телефона, адреса, проверка правильности оформления договоров;
- при расторжении договоров оформлять гарантийные письма по оплате задолженности со всеми реквизитами;
- надлежащая организация хранения дел клиентов, создания архива, назначение отдельной должности – архивариуса;
- реализация разовых счетов только после оплаты;
- своевременное оформление доверенностей на право подписи платежно-расчетных документов;
- заключение договора только при наличии всех необходимых документов, оценка кредитоспособности клиентов;
- проведение обучения, совещаний по вопросам дебиторской задолженности, организация тренингов и коучинга;
- снижение суммового порога для приостановления оказания услуг с 50 руб. до 1 руб.;
- выставление и отправка по адресу прописки и адресу доставки претензий на сумму задолженности от рубля до 1 копейки;
- для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности отключение не 5 числа второго месяца, следующего за расчетным, а в конце первого месяца следующего за расчетным;
- для снижения уровня текущей дебиторской задолженности необходимо проводить работу по привлечению авансовых платежей;
- что бы предотвратить возникновение просроченной дебиторской задолженности до 3 месяцев необходимо ввести дополнительный автоматический обзвон в вечернее время для физических лиц и ручной обзвон в дневное время для юридических лиц;
- направление дополнительных претензий абонентам, имеющим просроченную задолженность сроком образования свыше 3-х месяцев, не взысканную в судебном порядке ввиду экономической нецелесообразности;
- для снижения дебиторской задолженности, сроком образования более года, важно продолжать работу с коллекторскими агентствами.