Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:39, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы – анализ управления дебиторской задолженностью на предприятии Открытое Акционерное Общество «Ростелеком» (далее ОАО «РОСТЕЛЕКОМ») Вологодский филиал и разработка мероприятий по снижению величины дебиторской задолженности.
Задачами дипломной работы являются:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью – понятие, сущность, виды дебиторской задолженности;
- провести анализ финансовых показателей предприятия;
- рассмотреть практику управления дебиторской задолженностью в Вологодском филиале ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», произвести анализ состояния дебиторской задолженности;
- разработать стратегию управления дебиторской задолженностью данного предприятия.
Введение 4
1.Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью 7
1.1. Сущность, классификация и источники возникновения дебиторской задолженности 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование и учет дебиторской задолженности на предприятии 11
1.3. Оценка и способы управления дебиторской задолженностью 14
1.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью 17
2.Управление дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал 21
2.1 Организационная характеристика ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 21
2.2. Экономический анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 24
2.3. Финансовый анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 28
2.4. Организация управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 40
3.Анализ состояния и стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал47
3.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 48
3.2. Особенности управления и анализа дебиторской задолженности отдельных категорий клиентов ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал54
3.3. Коэффициентный анализ дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 61
3.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 68
Заключение 79
Список используемых источников 83
В Вологодском филиале ОАО «Ростелеком» принят кредитный метод расчета за услуги связи, то есть оплата может производиться после оказания услуг. Поэтому возникает большой объем дебиторской задолженности. Вся дебиторская задолженность в Филиале делится на текущую, рост которой является положительным фактом, так как свидетельствует о наращении клиентской базы, и просроченную задолженность, которая возникает при просрочке платежей клиента. Ее необходимо минимизировать и активно проводить мероприятия по ее взысканию (рис 3.4.).
Рис. 3.4 Соотношение
текущей и просроченной дебиторской
задолженности в ОАО «РОСТЕЛЕКО
В относительном выражении просроченная дебиторская задолженность за весь период слабо изменилась, колеблясь от 17 млн. руб. в 2008 году до 21 млн. руб. на начало 2011. В процентном же соотношении произошло ее снижение: в 2008 году – 14%, 2009 – 15%, в 2010 году доля просроченной дебиторской задолженности составляла 11%. Рост просроченной задолженности в 2009 году связан с ухудшением общей экономической ситуации в стране и регионе, тем не менее, к 2010 году уже наблюдается снижение неплатежей. Данный факт говорит об увеличении эффективности работы по взысканию долгов.
Помимо прочего
целесообразно рассмотреть
Таблица 3.2
Состав дебиторской задолженности Вологодского филиала ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» в зависимости от сроков образования, за 2010 г., тыс. руб.
Период |
Общая |
Текущая |
Просроченная |
в т.ч. по срокам просрочки платежей (дней) | ||||
1-45 |
46-90 |
91-180 |
181-360 |
>360 | ||||
2008 |
122 684 |
105 400 |
17 284 |
6 160 |
1 255 |
1 478 |
2 252 |
6 139 |
2009 |
154 868 |
130 480 |
24 388 |
8 165 |
1 846 |
3081 |
2 911 |
8 385 |
2010 |
189 962 |
168 188 |
21 774 |
7 789 |
794 |
1 902 |
3 189 |
8 100 |
Наибольший удельный вес за весь рассматриваемый период занимает задолженность до 45 дней: в 2008 году она составила 35%, в 2009 – 33%, а в 2010 – 36% всей просроченной задолженности. Данный вид задолженности обладает наименьшим риском невозврата, более прост в управлении. Такую же долю занимает и наиболее рисковый вид просроченной дебиторской задолженности – более года. В 2008 году ее доля составила 35% или 6139 тыс. руб., в 2009 – 34% или 8385 тыс. руб., а в 2010 году – 37% или в абсолютном выражении – 8100 тыс. руб. Данный вид долгов плохо поддается возврату, скорее всего такие долги образованы вследствие финансовых трудностей, несостоятельности или смерти должника, существует высокая вероятность перехода их в безнадежные долги.
Как уже отмечалось выше в Вологодском филиале ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» работа с клиентской задолженностью разбита на несколько блоков:
Каждая группа должников имеет свои особенности, связанные как с их экономическим, так и с правовым положением. Далее целесообразно рассмотреть как в общем структуру дебиторской задолженности по группам клиентов, так и более подробно разобрать особенности управления каждой группой.
Рис. 3.5 Структура дебиторской задолженности по группам клиентов Вологодского филиала ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», за 2008 – 2010гг., тыс. руб.
Итак, основной компонентой является задолженность физических лиц, она занимает более 62% в 2010 году в общем объеме клиентской задолженности. Причем с 2008 года ее доля возросла (в 2008 году – 54%, в 2009 – 58%), это связано в первую очередь с расширением сети, телефонизацией регионов. Вторая по объему группа – дебиторская задолженность коммерческих организаций – около 26 % за весь рассматриваемый период. Доли операторов связи и бюджетных организаций равны и составляют по годам соответственно: 9%, 7% и 6%.
Теперь рассмотрим особенности работы с каждой группой клиентов на примере 2010 года.
Группа физических
лиц наиболее многочисленна и
сложна в управлении, так как требует
определенного подхода к
Таблица 3.3
Состояние дебиторской задолженности физических лиц за 2010 год, тыс. руб.
ДЗ всего |
Текущая ДЗ |
ПДЗ |
ПДЗ < 30 дней |
ПДЗ > 30 дней |
ПДЗ > 1 года |
ПДЗ > 3-х лет | |||
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % | ||||||
I кв. |
87 687 |
75 457 |
86,05 |
12 230 |
13,95 |
3 121 |
9 109 |
3 909 |
669 |
II кв. |
86 623 |
73 280 |
84,60 |
13 343 |
15,40 |
4 465 |
8 878 |
3 738 |
1 086 |
III кв. |
101 000 |
88 036 |
87,16 |
12 964 |
12,84 |
4 926 |
8 038 |
3 601 |
992 |
IV кв. |
108 472 |
96 973 |
89,40 |
11 499 |
10,60 |
4 436 |
7 063 |
3 547 |
917 |
Как видно
из таблицы 3.3 основную долю задолженности
занимает текущая, что не может не
являться положительным фактом, в
среднем за год только 13% задолженности
перешло в категорию
Исходя из вышесказанного можно выдвинуть несколько предложений по улучшению работы с долгами данной категории клиентов:
Данная группа также разнообразна и сложна в управлении, на ее долю так же приходится основной риск. Тем не менее, работа с коммерческим организациями упрощается большей доступностью информации о контрагенте и возможностью анализа его кредитоспособности. Более того, многие коммерческие организации используют авансовый метод платежа, а также некоторые заключают соглашение о безакцептном списании средств со счета (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Состояние дебиторской задолженности коммерческих организаций за 2010 год, тыс. руб.
ДЗ всего |
Текущая ДЗ |
ПДЗ |
ПДЗ < 30 дн |
ПДЗ > 30 дн |
ПДЗ > 1 года |
ПДЗ > 3-х лет | |||
Сумма, тыс. руб |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб |
Доля, % | ||||||
I кв. |
43 485 |
35 243 |
81,05 |
8 242 |
18,95 |
1 445 |
6 797 |
3 507 |
415 |
II кв. |
42 929 |
34 997 |
81,52 |
7 932 |
18,48 |
1 171 |
6 761 |
3 976 |
577 |
III кв. |
45 270 |
37 260 |
82,31 |
8 010 |
17,69 |
983 |
7 027 |
4 465 |
611 |
IV кв. |
44 995 |
39 474 |
87,73 |
5 521 |
12,27 |
628 |
4 893 |
2 705 |
238 |
Доля просроченной дебиторской задолженности так же не высока и имеет тенденцию к снижению. Внутри просроченной задолженности наибольший удельный вес занимает задолженность более 30 дней, которая имеет больший риск перехода в безнадежную. Снижение задолженности более 3 лет обусловлено проведением ее списания на забалансовый счет.
Проблемы и рекомендации:
Более того, необходимо отметить то, что повышение эффективности работы с коммерческими организациями связано с выделением такой группы как «крупные корпоративные клиенты» и построением работы с ними. Закреплением данных клиентов за отдельными менеджерами, разработке программы работы с должниками. Можно порекомендовать еще при возникновении у клиента трудностей с оплатой разрабатывать совместную программу погашения задолженности на взаимовыгодных условиях.
Бюджетные организации – это категория клиентов, имеющая много особенностей. Каждый год необходимо перезаключение договоров на следующий финансовый год, в срок до конца текущего финансового года. Проблемы могут быть связаны с несвоевременным перезаключением. Помимо этого, в отношении некоторых категорий бюджетных организаций запрещена приостановка оказания услуг связи в случае неуплаты.
Таблица 3.5
Состояние дебиторской задолженности бюджетных организаций за 2010 год, тыс. руб.
ДЗ всего |
Текущая ДЗ |
ПДЗ |
ПДЗ < 30 дн |
ПДЗ > 30 дн |
ПДЗ > 1 года |
ПДЗ > 3-х лет | |||
Сумма, тыс. руб |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб |
Доля, % | ||||||
I кв. |
23 873 |
18 199 |
76,23 |
5 674 |
23,77 |
3 072 |
2 602 |
134 |
3 |
II кв. |
25 181 |
23 072 |
91,62 |
2 109 |
8,38 |
1 321 |
788 |
161 |
4 |
III кв. |
19 908 |
17 458 |
87,69 |
2 450 |
12,31 |
1 218 |
1 232 |
189 |
4 |
IV кв. |
10 759 |
10 142 |
94,27 |
617 |
5,73 |
335 |
282 |
65 |
1 |