Стратегия управления дебиторской задолженностью (на примере ОАО "Ростелеком" Вологодский филиал)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей дипломной работы – анализ управления дебиторской задолженностью на предприятии Открытое Акционерное Общество «Ростелеком» (далее ОАО «РОСТЕЛЕКОМ») Вологодский филиал и разработка мероприятий по снижению величины дебиторской задолженности.
Задачами дипломной работы являются:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью – понятие, сущность, виды дебиторской задолженности;
- провести анализ финансовых показателей предприятия;
- рассмотреть практику управления дебиторской задолженностью в Вологодском филиале ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», произвести анализ состояния дебиторской задолженности;
- разработать стратегию управления дебиторской задолженностью данного предприятия.

Оглавление

Введение 4
1.Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью 7
1.1. Сущность, классификация и источники возникновения дебиторской задолженности 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование и учет дебиторской задолженности на предприятии 11
1.3. Оценка и способы управления дебиторской задолженностью 14
1.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью 17
2.Управление дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал 21
2.1 Организационная характеристика ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 21
2.2. Экономический анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 24
2.3. Финансовый анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 28
2.4. Организация управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 40
3.Анализ состояния и стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал47
3.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 48
3.2. Особенности управления и анализа дебиторской задолженности отдельных категорий клиентов ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал54
3.3. Коэффициентный анализ дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 61
3.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 68
Заключение 79
Список используемых источников 83

Файлы: 1 файл

диплом - стратегия упр дз.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

В Вологодском  филиале ОАО «Ростелеком» принят кредитный метод расчета за услуги связи, то есть оплата может производиться после оказания услуг. Поэтому возникает большой объем дебиторской задолженности. Вся дебиторская задолженность в Филиале делится на текущую, рост которой является положительным фактом, так как свидетельствует о наращении клиентской базы, и просроченную задолженность, которая возникает при просрочке платежей клиента. Ее необходимо минимизировать и активно проводить мероприятия по ее взысканию (рис 3.4.).

Рис. 3.4 Соотношение  текущей и просроченной дебиторской  задолженности в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» за период 2008-2010гг., тыс. руб.

В относительном  выражении просроченная дебиторская  задолженность за весь период слабо  изменилась, колеблясь от 17 млн. руб. в 2008 году до 21 млн. руб. на начало 2011. В процентном же соотношении произошло ее снижение: в 2008 году – 14%, 2009 – 15%, в 2010 году доля просроченной дебиторской задолженности составляла 11%. Рост просроченной задолженности в 2009 году связан с ухудшением общей экономической ситуации в стране и регионе, тем не менее, к 2010 году уже наблюдается снижение неплатежей. Данный факт говорит об увеличении эффективности работы по взысканию долгов.

Помимо прочего  целесообразно рассмотреть структуру просроченной задолженности в разрезе сроков ее образования (табл. 3.2)

Таблица 3.2

Состав дебиторской  задолженности Вологодского филиала  ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» в зависимости от сроков образования, за 2010 г., тыс. руб.

Период

Общая

Текущая

Просроченная

в т.ч. по срокам просрочки платежей (дней)

1-45

46-90

91-180

181-360

>360

2008

122 684

105 400

17 284

6 160

1 255

1 478

2 252

6 139

2009

154 868

130 480

24 388

8 165

1 846

3081

2 911

8 385

2010

189 962

168 188

21 774

7 789

794

1 902

3 189

8 100


Наибольший удельный вес за весь рассматриваемый период занимает задолженность до 45 дней: в 2008 году она составила 35%, в 2009 – 33%, а в 2010 – 36% всей просроченной задолженности. Данный вид задолженности обладает наименьшим риском невозврата, более прост в управлении. Такую же долю занимает и наиболее рисковый вид просроченной дебиторской задолженности – более года. В 2008 году ее доля составила 35% или 6139 тыс. руб., в 2009 – 34% или 8385 тыс. руб., а в 2010 году – 37% или в абсолютном выражении – 8100 тыс. руб. Данный вид долгов плохо поддается возврату, скорее всего такие долги образованы вследствие финансовых трудностей, несостоятельности или смерти должника, существует высокая вероятность перехода их в безнадежные долги.

 

 

    1. Особенности управления и анализа дебиторской задолженности отдельных категорий клиентов ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал

 

Как уже отмечалось выше в Вологодском филиале ОАО  «РОСТЕЛЕКОМ» работа с клиентской задолженностью разбита на несколько блоков:

    • по физическим лицам;
    • по коммерческим организациям;
    • по операторам связи;
    • по бюджетным организациям.

Каждая группа должников имеет свои особенности, связанные как с их экономическим, так и с правовым положением. Далее целесообразно рассмотреть как в общем структуру дебиторской задолженности по группам клиентов, так и более подробно разобрать особенности управления каждой группой.

Рис. 3.5 Структура дебиторской задолженности по группам клиентов Вологодского филиала ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», за 2008 – 2010гг., тыс. руб.

Итак, основной компонентой является задолженность  физических лиц, она занимает более 62% в 2010 году в общем объеме клиентской задолженности. Причем с 2008 года ее доля возросла (в 2008 году – 54%, в 2009 – 58%), это связано в первую очередь с расширением сети, телефонизацией регионов. Вторая по объему группа – дебиторская задолженность коммерческих организаций – около 26 % за весь рассматриваемый период. Доли операторов связи и бюджетных организаций равны и составляют по годам соответственно: 9%, 7% и 6%.

Теперь рассмотрим особенности работы с каждой группой  клиентов на примере 2010 года.

  1. Управление дебиторской задолженностью физических лиц.

Группа физических лиц наиболее многочисленна и  сложна в управлении, так как требует  определенного подхода к каждому  клиенту. Очевидно, что причины дебиторской  задолженности могут быть различными. Состояние дебиторской задолженности  по физическим лицам приведено ниже (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Состояние дебиторской  задолженности физических лиц за 2010 год, тыс. руб.

 

ДЗ всего

Текущая ДЗ

ПДЗ

ПДЗ < 30 дней

ПДЗ > 30 дней

ПДЗ > 1 года

ПДЗ > 3-х лет

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

I кв.

87 687

75 457

86,05

12 230

13,95

3 121

9 109

3 909

669

II кв.

86 623

73 280

84,60

13 343

15,40

4 465

8 878

3 738

1 086

III кв.

101 000

88 036

87,16

12 964

12,84

4 926

8 038

3 601

992

IV кв.

108 472

96 973

89,40

11 499

10,60

4 436

7 063

3 547

917


 

Как видно  из таблицы 3.3 основную долю задолженности  занимает текущая, что не может не являться положительным фактом, в  среднем за год только 13% задолженности  перешло в категорию просроченной, причем доля просроченной задолженности  за год снизилась. Несколько изменилось и соотношение просроченной дебиторской задолженности менее и более 30 дней в сторону увеличения первой. Первая категория проще в управлении и чаще всего возникает в силу объективных причин: доставка счетов не вовремя, задержки с перечислением средств агентами. Задолженность более 30 дней уже требует более жестких мер по взысканию: начиная с отключения и заканчивая обращением с иском в суд. Просроченная дебиторская задолженность свыше года сократилась. В основном она возникает при затягивании судебного процесса или его невозможности из-за отсутствия необходимых документов или реквизитов в информационно-биллинговой системе. Часто «зависшая» задолженность образуется вследствие смерти клиента.

Исходя из вышесказанного можно выдвинуть  несколько предложений по улучшению работы с долгами данной категории клиентов:

  • провести инвентаризацию дебиторской задолженности с целью списания безнадежных долгов с истекшим сроком исковой давности. (917 млн. руб. – просроченная дебиторская задолженность свыше 3 лет);
  • проверка полноты отражения информации в ИБС: обязательное заполнение полей контактного телефона, адреса (образовалась ПДЗ на 24 тыс. руб. из-за неверного отражения данных в ИБС);
  • проверка правильности оформления договоров (из-за неправильного оформления договоров образовалась задолженность на 14 тыс. руб.);
  • в результате утери личных дел клиентов задолженность на 13 тыс. руб. не может быть передана в суд, следовательно, необходимо ужесточить ответственность менеджеров, проводить с ними консультации;
  • при расторжении договоров по заявлению клиентов не берутся контактные телефоны, что осложняет работу по взысканию задолженности (долг более 30 тыс. руб.) – при расторжении оформлять гарантийные письма по оплате задолженности со всеми реквизитами;
  • разработка мер наказания для агентов: почта и банки – за задержку доставки счетов или проведения операций по оплате;
  • необходимо проведение тренингов для специалистов, производящих обзвон.
  1. Управление дебиторской задолженностью коммерческих организаций.

Данная группа также разнообразна и сложна в управлении, на ее долю так же приходится основной риск. Тем не менее, работа с коммерческим организациями упрощается большей доступностью информации о контрагенте и возможностью анализа его кредитоспособности. Более того, многие коммерческие организации используют авансовый метод платежа, а также некоторые заключают соглашение о безакцептном списании средств со счета (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Состояние дебиторской  задолженности коммерческих организаций за 2010 год, тыс. руб.

 

ДЗ всего

Текущая ДЗ

ПДЗ

ПДЗ < 30 дн

ПДЗ > 30 дн

ПДЗ > 1 года

ПДЗ > 3-х лет

Сумма, тыс. руб

Доля, %

Сумма, тыс. руб

Доля, %

I кв.

43 485

35 243

81,05

8 242

18,95

1 445

6 797

3 507

415

II кв.

42 929

34 997

81,52

7 932

18,48

1 171

6 761

3 976

577

III кв.

45 270

37 260

82,31

8 010

17,69

983

7 027

4 465

611

IV кв.

44 995

39 474

87,73

5 521

12,27

628

4 893

2 705

238


 

Доля просроченной дебиторской задолженности так  же не высока и имеет тенденцию  к снижению. Внутри просроченной задолженности  наибольший удельный вес занимает задолженность более 30 дней, которая имеет больший риск перехода в безнадежную. Снижение задолженности более 3 лет обусловлено проведением ее списания на забалансовый счет.

Проблемы  и рекомендации:

  • из-за некорректного отображения информации в ИБС образовалась задолженность в 206 тыс. руб. – надлежащее и своевременное заключение договоров, внесение достоверной информации в базу данных;
  • в результате отсутствия дел клиентов и невозможности передать их в суд – 243 тыс. руб. задолженности невозможно взыскать в судебном порядке. Необходима надлежащая организация хранения дел клиентов, создания архива, назначение отдельной должности – архивариуса;
  • реализация разовых счетов только после оплаты – 406 тыс. руб. задолженности образовалось в результате оказания услуги до оплаты;
  • своевременное оформление доверенностей на право подписи платежно-расчетных документов (в 2011 году были выставлены платежные требования на безакцептное списание задолженности с подписью специалиста, у которого нет доверенности на 2011 год, в результате банк вернул требования).

Более того, необходимо отметить то, что повышение эффективности  работы с коммерческими организациями  связано с выделением такой группы как «крупные корпоративные клиенты» и построением работы с ними. Закреплением данных клиентов за отдельными менеджерами, разработке программы работы с должниками. Можно порекомендовать еще при возникновении у клиента трудностей с оплатой разрабатывать совместную программу погашения задолженности на взаимовыгодных условиях.

  1. Управление дебиторской задолженностью бюджетных организаций

Бюджетные организации  – это категория клиентов, имеющая  много особенностей. Каждый год необходимо перезаключение договоров на следующий  финансовый год, в срок до конца текущего финансового года. Проблемы могут быть связаны с несвоевременным перезаключением. Помимо этого, в отношении некоторых категорий бюджетных организаций запрещена приостановка оказания услуг связи в случае неуплаты.

Таблица 3.5

Состояние дебиторской  задолженности бюджетных организаций за 2010 год, тыс. руб.

 

ДЗ всего

Текущая ДЗ

ПДЗ

ПДЗ < 30 дн

ПДЗ > 30 дн

ПДЗ > 1 года

ПДЗ > 3-х лет

Сумма, тыс. руб

Доля, %

Сумма, тыс. руб

Доля, %

I кв.

23 873

18 199

76,23

5 674

23,77

3 072

2 602

134

3

II кв.

25 181

23 072

91,62

2 109

8,38

1 321

788

161

4

III кв.

19 908

17 458

87,69

2 450

12,31

1 218

1 232

189

4

IV кв.

10 759

10 142

94,27

617

5,73

335

282

65

1

Информация о работе Стратегия управления дебиторской задолженностью (на примере ОАО "Ростелеком" Вологодский филиал)