Стратегия управления дебиторской задолженностью (на примере ОАО "Ростелеком" Вологодский филиал)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей дипломной работы – анализ управления дебиторской задолженностью на предприятии Открытое Акционерное Общество «Ростелеком» (далее ОАО «РОСТЕЛЕКОМ») Вологодский филиал и разработка мероприятий по снижению величины дебиторской задолженности.
Задачами дипломной работы являются:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью – понятие, сущность, виды дебиторской задолженности;
- провести анализ финансовых показателей предприятия;
- рассмотреть практику управления дебиторской задолженностью в Вологодском филиале ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», произвести анализ состояния дебиторской задолженности;
- разработать стратегию управления дебиторской задолженностью данного предприятия.

Оглавление

Введение 4
1.Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью 7
1.1. Сущность, классификация и источники возникновения дебиторской задолженности 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование и учет дебиторской задолженности на предприятии 11
1.3. Оценка и способы управления дебиторской задолженностью 14
1.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью 17
2.Управление дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал 21
2.1 Организационная характеристика ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 21
2.2. Экономический анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 24
2.3. Финансовый анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 28
2.4. Организация управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 40
3.Анализ состояния и стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал47
3.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 48
3.2. Особенности управления и анализа дебиторской задолженности отдельных категорий клиентов ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал54
3.3. Коэффициентный анализ дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 61
3.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 68
Заключение 79
Список используемых источников 83

Файлы: 1 файл

диплом - стратегия упр дз.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

 

В 2008 – 2009 годах Филиал не обладал финансовой устойчивостью, возможно из-за сложившегося в стране кризиса, не достаточен собственный капитал, отсутствуют в балансе краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы. К 2010 году положение улучшается, в основном за счет снижения объема внеоборотных активов на 91 385 тыс. руб. Этот факт имеет двоякое толкование, с одной стороны Филиал прибегнул к методу снижения активов, а не наращения ресурсной базы. С другой стороны, Филиал, таким образом, избавился от нерентабельных основных средств и устаревших нематериальных активов. В общем, если на предприятии величина собственных оборотных средств ниже нормы (имеет отрицательную величину),  то для увеличения собственных оборотных средств можно также прибегнуть к следующим мерам:

  • в структуре пассива Филиала нет долгосрочных кредитов, головная организация берет на себя весь риск неуплаты по кредитам, но в ситуации крайней необходимости возможно прибегнуть и к заимствованиям от лица Филиала, тем самым распределив риск между структурными подразделениями предприятия;
  • возможно также уменьшить иммобилизацию средств во внеоборотные активы, но только не в ущерб производству. Сохраняя активную часть основных средств.

Также для дальнейшей работы Филиала возможно сделать  несколько предложений (табл. 2.9):

Таблица 2.9

Предложения по улучшению  финансового состояния Вологодского филиала ОАО «Ростелеком»

Состав мероприятий

Внутренний эффект получаемый предприятием

1. Создание резервов  из валовой и чистой прибыли

Повышение в стоимости  имущества доли собственного капитала, увеличение величины источников собственных оборотных средств

2. Усиление работы  по взысканию дебиторской задолженности

Повышение доли денежных средств, ускорение оборачиваемости оборотных средств, рост обеспеченности собственными оборотными средствами

3.Ускорение оборачиваемости

дебиторской задолженности

Ритмичности поступления  средств от дебиторов, большой «запас прочности» по показателям платёжеспособности


 

Как и любой другой анализ, изучение финансовой устойчивости предприятия целесообразно дополнить  расчетом некоторых коэффициентов. Основные коэффициенты финансовой устойчивости:

  • коэффициент автономии (Ка);
  • коэффициент соотношения заемных и собственных средств (Кс/з);
  • коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования (Ко.с.с.);
  • коэффициент имущества производственного назначения (К и.п.н.).

Результаты расчета  за три года приведены ниже и представлены в табличной форме (табл. 2.10).

Таблица 2.10

Расчет коэффициентов  финансовой устойчивости Вологодского филиала ОАО «Ростелеком»

Показатели

Формулы

2008

2009

2010

0,95

0,94

0,95

нет

нет

нет

 

-0,45

-0,30

-0,0002

 

 

0,97

0,96

0,96


 

В Вологодском филиале ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» собственные средства занимают 95% валюты баланса, так как Филиал самостоятельно не прибегает к заимствованиям, а получает средства от головной структуры. Остальные 5% средств в основном приходятся на кредиторскую задолженность перед контрагентами и персоналом.

Что касается коэффициента соотношения собственных и заемных  средств, то для Вологодского филиала  нет возможности его рассчитать, так как Филиал не имеет заемных  средств. Фактически Филиал не обладает финансовым риском.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами  говорит  о том, что в Филиале не хватает  собственного капитала даже для обеспечения предприятия внеоборотными активами, данный недостаток компенсируется за счет кредиторской задолженности.

Коэффициент имущества производственного назначения свидетельствует о высокой концентрации имущества производственного назначения, причем основную массу подобного имущества занимают основные средства, так как они являются главным фактором производства.

  1. Анализ деловой активности за 2008 – 2010 гг.

Деловая активность организации  характеризуется оборачиваемостью и рентабельностью продаж, средств  и источников их образования. Поэтому  показатели деловой активности, измеряющие оборачиваемость капитала, относятся  к показателям эффективности бизнеса.

На практике наиболее часто используются следующие показатели деловой активности (табл. 2.11).

Таблица 2.11

Расчет показателей  оборачиваемости Вологодского филиала  ОАО «Ростелеком»

Показатели

Формулы

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

   

0,12

2,64

2,62

Д (дни)

3129

138

139

   

4,2

3,7

3,4

Д (дни)

86,5

99,2

107,7

 

 

122,3

164,3

197,3

Д (дни)

3,0

2,2

1,9

   

11,5

13,0

14,0

31,7

28,0

26,0

   

0,12

0,11

0,13

Д (дни)

2855

3179

2715


Продолжение табл. 2.11

1

2

3

4

5

   

1,84

1,93

2,29

Д (дни)

198,5

188,9

159,5

   

2,5

2,5

2,9

Д (дни)

146,3

146,8

124,5


 

По сравнению с 2008 годам  резко возросла оборачиваемость  оборотных активов, что говорит об ускорении операционного цикла, снижении потребности предприятия в заемных средствах. Возросла и оборачиваемость денежных средств, к 2010 году денежные средства совершали полный оборот менее чем за 2 дня. Таким образом, Филиал обеспечивал свои потребности в денежных средствах за счет их высокой оборачиваемости. Сократилось и число дней оборачиваемости запасов, Филиал увеличил интенсивность своей коммерческой деятельности. Низка оборачиваемость собственного капитала, что говорит о бездействии части собственных средств, и с другой стороны об использовании политики избегания риска. Что касается оборачиваемости заемного капитала, то этот показатель напротив высок и свидетельствует об активном использовании заемных средств краткосрочного характера, в основном кредиторской задолженности.

Ускорился оборот и кредиторской задолженности, в 2010 году период выплаты стал составлять 124 дня. А вот скорость оборота дебиторской задолженности упала с 99 до 107 дней, но, тем не менее, период отсрочки по платежам кредиторам все еще больше периода отсрочки, предоставляемого своим клиентам.

Вторая группа показателей, характеризующих деловую активность это показатели рентабельности. Рентабельность отражает степень прибыльности работы предприятия. Анализ рентабельности заключается в исследовании уровней прибыли по отношению к различным показателям и их динамики (табл. 2.12).

Таблица 2.12

Расчет показателей  рентабельности Вологодского филиала  ОАО «Ростелеком» за 2008-2010 гг.

Показатели

Формула

2008

2009

2010

0,0633 

-0,1396 

-0,0454 

   

0,0302 

-0,0722 

-0,0246 

   

0,0596 

-0,1622 

-0,0476 

   

0,0009 

-0,0304 

-0,0164 

   

0,0135 

-0,5121 

-0,2789 

   

0,0009 

-0,0287 

-0,0155 


 

За 2009 – 2010 годы рентабельность имеет отрицательное значение, так как Филиал получил убыток. Вологодский филиал показал неэффективность своей работы за последние 2 года. Подобного рода ситуация объясняется в первую очередь увеличением расходов, принятых от других филиалов, что уже было выяснено при анализе доходов и расходов Филиала. Общее ухудшение экономической ситуации в стране так же сказалось на снижении уровня получаемых доходов. В 2009 году был отмечен сильный рост просроченной дебиторской задолженности. В подобной ситуации Филиалу необходимо выработать политику повышения своей эффективности, снижения себестоимости услуг и наращивания объемов продаж, повышения собираемости долгов.

    1. Организация управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал

 

Дебиторская задолженность  в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» возникает как следствие использования кредитного метода оплаты, который имеет место при несовпадении сроков оказания услуги и ее оплаты клиентом или контрагентом. Предоставление клиентам кредитного метода оплаты обуславливается действующим отраслевым законодательством, а также коммерческими интересами компании, так как он способствует росту продаж и поддержанию конкурентоспособности.

Таким образом, вопросы  эффективного управления дебиторской  задолженностью имеют большую актуальность и являются важной составляющей финансового менеджмента Филиала ОАО «РОСТЕЛЕКОМ».

Управлением дебиторской  задолженностью в Филиале занимается специально выделенная структура – Группа  по работе с клиентской задолженностью (далее ГРКЗ). Основные задачи ГРКЗ:

  • сокращение текущей дебиторской задолженности;
  • своевременное истребование просроченной дебиторской задолженности;
  • сокращение уровня просроченной дебиторской задолженности в объеме выручки;
  • сокращение уровня просроченной дебиторской задолженности свыше 3 месяцев  в просроченной дебиторской задолженности;
  • увеличение коэффициента собираемости дебиторской задолженности в %;
  • сокращение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности в днях;
  • cсовершенствование системы расчетов с поставщиками и подрядчиками, повышение эффективности управления дебиторской задолженностью.

ГРКЗ имеет специально выделенные подразделения, для работы с отдельными категориями клиентов, что позволяет выработать специфичные методы для каждой группы. Структура отдела представлена на рис. 2.4.

Рис 2.4 Структура ГРКЗ Вологодского филиала ОАО «РОСТЕЛЕКОМ»

Как видно из структуры  отдела работа с дебиторской задолженностью разбита на несколько блоков:

  1. Работа с дебиторской задолженностью физических лиц;
  2. Работа с дебиторской задолженностью юридических лиц:
  • коммерческие организации;
  • бюджетные организации;
  • операторы связи;
  1. Работа с дебиторской задолженностью по непрофильным видам деятельности.

Использующаяся в ОАО  «РОСТЕЛЕКОМ» система управления дебиторской задолженностью включает совокупность методов ее анализа, контроля и оценки, а также  постоянную работу с источниками ее возникновения.

Основа организации  работы с дебиторской задолженностью:

  • планирование бюджетных показателей по дебиторской задолженности в соответствии с Положением о планировании бюджета по дебиторской задолженности, контроль и мониторинг их исполнения;
  • разработка в соответствии с действующим законодательством и реализация алгоритмов работы с дебиторской задолженностью, устанавливающих оптимальные сроки принятия мер;
  • учет дебиторской задолженности по различным параметрам (в разрезе периодов возникновения, видов услуг, категорий клиентов);
  • анализ состояния, структуры, динамики и причин образования задолженности, выработка на основе результатов анализа предложений по недопущению роста и снижению задолженности;
  • своевременность и полнота принимаемых мер к просроченной задолженности;
  • организация взаимодействия, разграничение функций между подразделениями Филиала в работе с дебиторской задолженностью.

Информация о работе Стратегия управления дебиторской задолженностью (на примере ОАО "Ростелеком" Вологодский филиал)