Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:39, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы – анализ управления дебиторской задолженностью на предприятии Открытое Акционерное Общество «Ростелеком» (далее ОАО «РОСТЕЛЕКОМ») Вологодский филиал и разработка мероприятий по снижению величины дебиторской задолженности.
Задачами дипломной работы являются:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью – понятие, сущность, виды дебиторской задолженности;
- провести анализ финансовых показателей предприятия;
- рассмотреть практику управления дебиторской задолженностью в Вологодском филиале ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», произвести анализ состояния дебиторской задолженности;
- разработать стратегию управления дебиторской задолженностью данного предприятия.
Введение 4
1.Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью 7
1.1. Сущность, классификация и источники возникновения дебиторской задолженности 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование и учет дебиторской задолженности на предприятии 11
1.3. Оценка и способы управления дебиторской задолженностью 14
1.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью 17
2.Управление дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал 21
2.1 Организационная характеристика ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 21
2.2. Экономический анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 24
2.3. Финансовый анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 28
2.4. Организация управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 40
3.Анализ состояния и стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал47
3.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 48
3.2. Особенности управления и анализа дебиторской задолженности отдельных категорий клиентов ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал54
3.3. Коэффициентный анализ дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 61
3.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 68
Заключение 79
Список используемых источников 83
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
4 |
|
7 |
1.1. Сущность, классификация
и источники возникновения |
7 |
1.2. Нормативно-правовое
регулирование и учет |
11 |
1.3. Оценка и способы
управления дебиторской |
14 |
1.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью |
17 |
|
21 |
2.1 Организационная характеристика ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал |
21 |
2.2. Экономический анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал |
24 |
2.3. Финансовый анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал |
28 |
2.4. Организация управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал |
40 |
|
47 |
3.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал |
48 |
3.2. Особенности управления и анализа дебиторской задолженности отдельных категорий клиентов ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал |
54 |
3.3. Коэффициентный анализ дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал |
61 |
3.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал |
68 |
Заключение |
79 |
Список используемых источников |
83 |
Приложения |
86 |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики изучение финансов фирмы и управление ими имеет особую актуальность, так как основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, а эта цель достигается продуманным финансовым обеспечением деятельности предприятия, выбором направления использования финансовых ресурсов и способов мобилизации основного и оборотного капитала. Успех предпринимательской деятельности фирмы зависит от состояния ее ресурсов.
Наиболее важным, остро
стоящим перед всеми
Дефицит денежных
средств в экономике и
Являясь частью оборотных средств, а именно частью фондов обращения дебиторская задолженность, особенно неоправданная, «зависшая», резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход предприятия. Поэтому на сегодня важнейшими проблемами, решения которых должно способствовать улучшению финансового состояния предприятия являются:
Качественная аналитическая работа на предприятии предусматривает формирование информации о величине и возрастной структуре дебиторской задолженности, наличии и объёме просроченной задолженности, а также о конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создаёт проблемы с текущей платёжеспособностью предприятия. Тем самым создаются предпосылки для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого в основном к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающей целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.
Управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации.
Цель настоящей дипломной работы – анализ управления дебиторской задолженностью на предприятии Открытое Акционерное Общество «Ростелеком» (далее ОАО «РОСТЕЛЕКОМ») Вологодский филиал и разработка мероприятий по снижению величины дебиторской задолженности.
Задачами дипломной работы являются:
Объектом исследования является Вологодский филиал ОАО «РОСТЕЛЕКОМ». Предмет исследования – изучение существующей системы управления дебиторской задолженностью в Филиале, анализ дебиторской задолженности и разработка мероприятий по ее сокращению.
В первой части дипломной
работы разработаны общие вопросы
и теоретические аспекты управл
При выполнении дипломной работы использовались следующие методы экономического анализа: монографический, метод сравнения, аналитический, графический, табличный, а также специальные методы чтения финансовой отчетности (горизонтальный, вертикальный, трендовый, анализ финансовых коэффициентов).
Источники информации – нормативные и законодательные документы, учебные пособия и печатные издания.
Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. Дебиторская задолженность в процессе выполнения обязательств – естественный, объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия. Она возникает, например, при следующих обстоятельствах [19. С. 30]:
Дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию из хозяйственного оборота собственных оборотных средств, этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия.
Дебиторскую
задолженность принято
Рис. 1.1 Состав основных видов дебиторской задолженности по источникам возникновения
Так же в современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам в зависимости от срока наступления (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Виды дебиторской задолженности в зависимости от срока наступления
Задолженность |
Сроки наступления |
Особенности |
1.Срочная (плановая) |
В пределах срока, установленного договором |
Возникает в результате применения форм безналичных расчетов или как результат отсрочки платежа |
2.Просроченная (сомнительная) |
Более срока, установленного договором |
Часть задолженности
может оказаться безнадежной
до истечения срока исковой |
3.Безнадежная (истек срок исковой давности) |
Более 3 лет с момента окончания срока исполнения |
Возникает из законной просроченной дебиторской задолженности; Списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы; Отражается на забалансовом счете |
4.Находящаяся на забалансовом счете |
В течение 5 лет с момента списания |
Цель – контроль за возможностью ее получения |
Срочная дебиторская задолженность, т.е. та, по которой не наступил срок оплаты, определяется условиями договора с клиентом, ее размер и срок известны заранее, они строго определены в договоре. [14. С. 340]
Просроченная задолженность образуется после истечения срока, установленного договором. Основной причиной возникновения просроченной дебиторской задолженности следует считать отсутствие четких и понятных правил работы с дебиторами, либо их несоблюдение.
Вот некоторые частные случаи несоблюдения правил:
Помимо прочего,
дебиторская задолженность може
По причинам образования ее можно разделить на оправданную и неоправданную. [16. С. 111] Таким образом, к оправданной дебиторской задолженности следует отнести дебиторскую задолженность, срок погашения которой еще не наступил и составляет менее 1 месяца и которая связана с нормальными сроками документооборота. К неоправданной –просроченную дебиторскую задолженность, а также задолженность, связанную с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров.
Существует и так называемая безнадежная дебиторская задолженность, которая представляет собой суммы неоплаченных задолженностей покупателей, потребителей, сроки исковой давности, по которым либо истекают, либо уже истекли.
Величина дебиторской задолженности определяется многими факторами, которые можно разделить на внешние и внутренние. [37.С. 20]
Внешние факторы: