Стратегия управления дебиторской задолженностью (на примере ОАО "Ростелеком" Вологодский филиал)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей дипломной работы – анализ управления дебиторской задолженностью на предприятии Открытое Акционерное Общество «Ростелеком» (далее ОАО «РОСТЕЛЕКОМ») Вологодский филиал и разработка мероприятий по снижению величины дебиторской задолженности.
Задачами дипломной работы являются:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью – понятие, сущность, виды дебиторской задолженности;
- провести анализ финансовых показателей предприятия;
- рассмотреть практику управления дебиторской задолженностью в Вологодском филиале ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», произвести анализ состояния дебиторской задолженности;
- разработать стратегию управления дебиторской задолженностью данного предприятия.

Оглавление

Введение 4
1.Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью 7
1.1. Сущность, классификация и источники возникновения дебиторской задолженности 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование и учет дебиторской задолженности на предприятии 11
1.3. Оценка и способы управления дебиторской задолженностью 14
1.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью 17
2.Управление дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал 21
2.1 Организационная характеристика ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 21
2.2. Экономический анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 24
2.3. Финансовый анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 28
2.4. Организация управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 40
3.Анализ состояния и стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал47
3.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 48
3.2. Особенности управления и анализа дебиторской задолженности отдельных категорий клиентов ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал54
3.3. Коэффициентный анализ дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 61
3.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 68
Заключение 79
Список используемых источников 83

Файлы: 1 файл

диплом - стратегия упр дз.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

4

  1. Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью

7

1.1. Сущность, классификация  и источники возникновения дебиторской задолженности

7

1.2. Нормативно-правовое  регулирование и учет дебиторской  задолженности на предприятии

11

1.3. Оценка и способы  управления дебиторской задолженностью

14

1.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью

17

  1. Управление дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал

21

2.1 Организационная характеристика ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал

21

2.2. Экономический анализ  деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал

24

2.3. Финансовый анализ  деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал

28

2.4.  Организация управления  дебиторской задолженностью  в  ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал

40

  1. Анализ состояния и стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал

47

3.1.    Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал

48

3.2. Особенности управления и анализа дебиторской задолженности отдельных категорий клиентов ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал

 

54

3.3. Коэффициентный анализ дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал

61

3.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал

68

Заключение

79

Список используемых источников

83

Приложения

86


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики изучение финансов фирмы  и управление ими имеет особую актуальность, так как основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, а эта цель достигается продуманным финансовым обеспечением деятельности предприятия, выбором направления использования финансовых ресурсов и способов мобилизации основного и оборотного капитала. Успех предпринимательской деятельности фирмы зависит от состояния ее ресурсов.

Наиболее важным, остро  стоящим перед всеми предприятиями  в настоящее время является вопрос, который напрямую связан с расчетно-платежными операциями и, как следствие этого  – несомненно координирующего работу предприятия в целом – это дебиторская задолженность.

 Дефицит денежных  средств в экономике и неплатежеспособность  многих предприятий сделали вопросы  работы с дебиторами одними  из главных в перечне функций  финансовых менеджеров. Несвоевременное погашение дебиторской задолженности ведёт к платежному кризису: рост задолженности по коммерческому кредиту обуславливает увеличение спроса на краткосрочные ссуды, сокращение их стоимости.

Являясь частью оборотных  средств, а именно частью фондов обращения дебиторская задолженность, особенно неоправданная, «зависшая», резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход предприятия. Поэтому на сегодня важнейшими проблемами, решения которых должно способствовать улучшению финансового состояния предприятия являются:

  • правильная организация учета дебиторской задолженности;
  • анализ дебиторской задолженности, который должен быть направлен на выявление факторов, влияющих на рост дебиторской задолженности и определение резервов, направленных на ликвидацию неоправданной задолженности и снижение её роста.

 Качественная аналитическая работа на предприятии предусматривает формирование информации о величине и возрастной структуре дебиторской задолженности, наличии и объёме просроченной задолженности, а также о конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создаёт проблемы с текущей платёжеспособностью предприятия. Тем самым создаются предпосылки для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого в основном к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающей целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.

Управление дебиторской  задолженностью представляет собой  часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера  этой  задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации.

 Цель настоящей дипломной работы – анализ управления дебиторской задолженностью на предприятии Открытое Акционерное Общество «Ростелеком» (далее ОАО «РОСТЕЛЕКОМ») Вологодский филиал и разработка мероприятий по снижению величины дебиторской задолженности.

Задачами дипломной работы являются:

  • изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью – понятие, сущность, виды дебиторской задолженности;
  • провести анализ финансовых показателей предприятия;
  • рассмотреть практику управления дебиторской задолженностью в Вологодском филиале ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», произвести анализ состояния дебиторской задолженности;
  • разработать стратегию управления дебиторской задолженностью данного предприятия.

Объектом исследования является Вологодский филиал ОАО  «РОСТЕЛЕКОМ». Предмет исследования – изучение существующей системы управления дебиторской задолженностью в Филиале, анализ дебиторской задолженности и разработка мероприятий по ее сокращению.

В первой части дипломной  работы разработаны общие вопросы  и теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью на предприятии, во второй – приведен подробный финансово-экономический анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал, а также рассмотрены особенности управления дебиторской задолженностью на данном предприятии. В третьей части дипломной работы проведен анализ дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», на основании которого разработана стратегия управления дебиторской задолженностью, которая включает анализ дебиторской задолженности предприятия,  мероприятия по ее снижению и расчет экономического эффекта при реализации разработанной политики управления задоженностью.

При выполнении дипломной  работы использовались следующие методы экономического анализа: монографический, метод сравнения, аналитический, графический, табличный, а также специальные методы чтения финансовой отчетности (горизонтальный, вертикальный, трендовый, анализ финансовых коэффициентов).

Источники информации – нормативные  и законодательные документы, учебные  пособия и печатные издания.

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

 

    1. Сущность, классификация и источники возникновения дебиторской задолженности

 

Дебиторская задолженность  является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. Дебиторская задолженность в процессе выполнения обязательств – естественный, объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.  Она возникает, например,  при следующих обстоятельствах [19. С. 30]:

  • коммерческое кредитование поставщиком покупателя, т.е. при отсрочке платежа;
  • несвоевременная оплата, т.е. при просрочке платежа;  
  • недостачи, растраты, хищения;
  • поставки недоброкачественной или некомплектной продукции.  В литературе встречаются разнообразные определения дебиторской задолженности.  Дебиторская задолженность – сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками. [24. С. 138]  Данное определение соответствует как международным, так и российским стандартам бухгалтерского учёта.

Дебиторская задолженность  представляет собой иммобилизацию  из хозяйственного оборота собственных оборотных средств, этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия.

Дебиторскую задолженность принято разделять  по следующим видам в связи  с источниками возникновения (рис.1.1).

Рис. 1.1 Состав основных видов дебиторской задолженности по источникам возникновения

Так же в современной  хозяйственной практике дебиторская  задолженность классифицируется по следующим видам в зависимости  от срока наступления (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Виды дебиторской  задолженности в зависимости от срока наступления

Задолженность

Сроки наступления

Особенности

1.Срочная

(плановая)

В пределах срока, установленного договором

Возникает в  результате применения форм безналичных  расчетов или как результат отсрочки платежа

2.Просроченная (сомнительная)

Более срока, установленного договором

Часть задолженности  может оказаться безнадежной  до истечения срока исковой давности

3.Безнадежная  (истек срок исковой давности)

Более 3 лет  с момента окончания срока  исполнения

Возникает из законной просроченной дебиторской задолженности; Списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы; Отражается на забалансовом счете

4.Находящаяся  на забалансовом счете

В течение 5 лет  с момента списания

Цель –  контроль за возможностью ее получения


Срочная дебиторская задолженность, т.е. та, по которой не наступил срок оплаты, определяется условиями договора с клиентом, ее размер и срок известны заранее, они строго определены в договоре. [14. С. 340]

Просроченная  задолженность образуется после  истечения срока, установленного договором. Основной причиной возникновения просроченной дебиторской задолженности следует считать отсутствие четких и понятных правил работы с дебиторами, либо их несоблюдение.

Вот некоторые частные  случаи несоблюдения правил:

  1. Нарушение процедуры проверки будущего клиента на этапе заключения договора;
  2. Нарушение процедуры информирования клиента о наступлении сроков оплаты;
  3. Несоблюдение условий договора со стороны предприятия;
  4. Нерегулярное получение информации о платежеспособности клиента;
  5. Несоблюдение типовых правил и процедур оформление первичных документов. [37. С. 15]

Помимо прочего, дебиторская задолженность может быть допустимой, т.е. обусловленной действующей системой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности. [16. С.110]

По причинам образования  ее можно разделить на оправданную  и неоправданную. [16. С. 111] Таким образом, к оправданной дебиторской задолженности следует отнести дебиторскую задолженность, срок погашения которой еще не наступил и составляет менее 1 месяца и которая связана с нормальными сроками документооборота. К неоправданной –просроченную дебиторскую задолженность, а также задолженность, связанную с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров.

Существует и так  называемая безнадежная дебиторская  задолженность, которая представляет собой суммы неоплаченных задолженностей покупателей, потребителей, сроки исковой давности, по которым либо истекают, либо уже истекли.

Величина дебиторской задолженности определяется многими факторами, которые можно разделить на внешние и внутренние. [37.С. 20]

Внешние факторы:

  • состояние экономики в стране – спад производства увеличивает размеры дебиторской задолженности;
  • состояние расчётов в стране – кризис неплатежей приводит к росту дебиторской задолженности;
  • эффективность денежно-кредитной политики Центробанка России – ограничение эмиссии затрудняет расчеты;
  • уровень инфляции – при высокой инфляции не торопятся расстаться с долгами: чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма.

Информация о работе Стратегия управления дебиторской задолженностью (на примере ОАО "Ростелеком" Вологодский филиал)