Стратегия управления дебиторской задолженностью (на примере ОАО "Ростелеком" Вологодский филиал)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей дипломной работы – анализ управления дебиторской задолженностью на предприятии Открытое Акционерное Общество «Ростелеком» (далее ОАО «РОСТЕЛЕКОМ») Вологодский филиал и разработка мероприятий по снижению величины дебиторской задолженности.
Задачами дипломной работы являются:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью – понятие, сущность, виды дебиторской задолженности;
- провести анализ финансовых показателей предприятия;
- рассмотреть практику управления дебиторской задолженностью в Вологодском филиале ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», произвести анализ состояния дебиторской задолженности;
- разработать стратегию управления дебиторской задолженностью данного предприятия.

Оглавление

Введение 4
1.Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью 7
1.1. Сущность, классификация и источники возникновения дебиторской задолженности 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование и учет дебиторской задолженности на предприятии 11
1.3. Оценка и способы управления дебиторской задолженностью 14
1.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью 17
2.Управление дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал 21
2.1 Организационная характеристика ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 21
2.2. Экономический анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 24
2.3. Финансовый анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 28
2.4. Организация управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 40
3.Анализ состояния и стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал47
3.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 48
3.2. Особенности управления и анализа дебиторской задолженности отдельных категорий клиентов ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал54
3.3. Коэффициентный анализ дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 61
3.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 68
Заключение 79
Список используемых источников 83

Файлы: 1 файл

диплом - стратегия упр дз.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

Услуги связи оказываются  Филиалом на основании договора об оказании услуг связи. Оплата услуг связи по Договору производится абонентом путем внесения аванса или с отсрочкой платежа. Внесение авансовых платежей предпочтительно для Филиала. Для юридических лиц в Договорах или дополнительных соглашениях предусматривается возможность безакцептного списания денежных средств с расчетного счета абонента.

Для предупреждения возникновения  просроченной дебиторской задолженности и мотивации абонентов к своевременной оплате услуг связи в Договорах предусматривается ответственность абонента за неоплату, неполную или несвоевременную оплату в виде неустойки, предельный размер которой составляет 1% стоимости неоплаченных, оплаченных не в полном объеме или несвоевременно оплаченных услуг за каждый день просрочки.

Отдельным категориям абонентов  может быть присвоен признак «не  подлежит отключению» в соответствии с законодательством РФ.

Ответственные подразделения  Филиала обязаны обеспечить доставку счета на оплату услуг связи абоненту в срок, не превышающий 10-ти календарных дней с даты выставления этого счета. Платежные требования на безакцептное списание денежных средств с расчетного счета абонента так же должны быть направлены в банк в течение 10-ти календарных дней с момента выставления счета.

В соответствии с Правилами  оказания услуг связи срок оплаты услуг связи составляет 20 календарных  дней с даты выставления счета, если иное не указано в Договоре, дополнительных соглашениях к нему, документах об оформлении рассрочки или отсрочки платежа.

Вологодский филиал заключает  также договора с агентами на прием  платежей от абонентов. При заключении таких договоров в договор  обязательно включается условие о применении штрафных санкций за нарушение агентом сроков перечисления полученных денежных средств на расчетный счет Филиала.

В целях предупреждения образования просроченной дебиторской  задолженности до момента наступления срока оплаты услуг связи, а именно 15 числа месяца, следующего за расчетным (далее МСР) ГРКЗ формирует список абонентов, имеющих текущую дебиторскую задолженность, для их информирования по телефону о выставленном счете и необходимости соблюдения срока оплаты. В первую очередь информируются абоненты, имеющие наибольшую сумму текущей дебиторской задолженности.

В случае непоступления денежных средств за оказываемые услуги в срок (до 20 числа МСР), проводится комплекс мер досудебного характера, направленных на погашение задолженности. Осуществляется оповещение должников о задолженности с использованием автоинформатора или ручной обзвон. Срок проведения голосового оповещения – не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным.

В срок до 5-го числа второго месяца, следующего за расчетным, на основе сформированного  списка должников, имеющих просроченную дебиторскую задолженность, производится приостановление оказания услуг связи.

За период вынужденного приостановления оказания услуг  связи в связи с нарушением сроков оплаты Филиал несет убытки в виде упущенной выгоды. ГРКЗ выставляет абоненту требование о сумме возмещения убытков (сумма убытков включается в основной счет). В соответствии со ст. 394 ГК РФ убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.

В случае  если проведенные  досудебные мероприятия, направленные на взыскание просроченной дебиторской  задолженности, не принесли желаемого результата, работниками ответственных подразделений формируется реестр должников, имеющих просроченную дебиторскую задолженность, неуплаченные суммы упущенной выгоды и неустойки, в соответствии с которым формируются комплекты документов для передачи их в Службу правового обеспечения (далее СПО) для судебного взыскания долга. Указанные документы передаются работником ответственного подразделения в СПО в следующие сроки:

  • в случае если абоненту приостановлено оказание услуг – не позднее 20-го числа 4-го месяца, следующего за расчетным – по физическим лицам; не позднее 20-го числа 5-го месяца, следующего за расчетным – по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
  • в случае если приостановление оказания услуг абоненту не производится – не позднее 2-х месяцев с момента образования просроченной дебиторской задолженности.

На основании документов, предоставляемых специалистами  СПО, может быть принято решение  о нецелесообразности взыскания  просроченной дебиторской задолженности в судебном порядке, которое оформляется в виде заключения.  Срок для подготовки исковых заявлений и направления их в суд составляет не более 1-го месяца с момента поступления материалов по задолженности в СПО. Кратко алгоритм работы с дебиторской задолженностью представлен в Приложении 1.

Помимо всего прочего  необходимо отметить специальные программные средства, используемые в работе с дебиторской задолженностью на предприятии. Во-первых, это единая система управления предприятием – ERP объединенная мастер система (ОМС) на базе программного обеспечения Oracle E-Business Suite, в которой ведется не только весь бухгалтерский учет на предприятии, но и обеспечивает управление всеми аспектами деятельности компании. Пакет бизнес-приложений OEBS включает в себя более 150 интегрированных программных модулей, позволяющих предприятию решать бизнес-задачи в области управления производством, финансами, материально-техническим снабжением, запасами и сбытом, маркетингом и продажами, взаимодействием с поставщиками и отношениями с покупателями, а также эффективно строить кадровую политику, управленческий учет. Система интегрирована с используемыми в Филиале системами бюджетирования и биллинга.

Автоматизация процессов консолидации финансовой информации, а так же бюджетирования и инвестиционного планирования в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» осуществляется на основе системы бюджетирования, управленческого планирования и контроля Comshare MPC. Это система сбора и обработки финансовой информации (ССКИ), отвечающая следующим принципиальным требованиям:

  • возможность создания очень большой и «многоплановой» финансовой модели;
  • интеграция с Excel, использование СУБД Oracle, ОС Unix;
  • полная поддержка web-технологий.

Что касается биллинга, то на предприятии используется информационно-биллинговая система (ИБС) компании «ПетерСервис» на базе СУБД Oracle. Интеграция доступа к базе данных осуществлена с помощью клиента удаленного доступа к терминальному серверу Citrix. Информационно-биллинговая  система  заменила многочисленные разнотипные биллинговые системы и обеспечила единство технологий расчетов и обслуживания абонентов. Информационно-биллинговая система связи реализует следующие функции:

  • системные функции, просмотр финансовой информации и ведение учетных дел;
  • ведение подписчиков, номерной емкости и биллинг;
  • учет и контроль доставки;
  • ведение заметок (автоматическое управление коммутатором), классификаторов;
  • ведение платежей и начислений квитовка (взаимозачет начислений и платежей).

Использование данной системы  позволяет обеспечить стандартизацию и высокую гибкость бизнес-процессов за счет интеграции с системами технического учета, абонентским web-порталом, устройствами управления услугами, позволяющими контролировать, в том числе и широкополосный  доступ, включая IPTV, и в целом, ускорить внедрение современных технологий и услуг.

  1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

    1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал

 

Основная цель анализа  дебиторской задолженности –  поиски путей ускорения ее оборачиваемости, выявление размеров и оценка динамики неоправданной задолженности, причин ее возникновения и роста. Анализ начинают с общей оценки динамики объема дебиторской задолженности в целом и продолжают в разрезе отдельных статей, анализируют ее структуру, определяют удельный вес дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение года, оценивают динамику этого показателя, проводят последующий анализ качественного состояния дебиторской задолженности с целью оценки динамики неоправданной задолженности.

С целью проведения всестороннего анализа и формирования достоверной информации о состоянии дебиторской задолженности Филиала финансовая служба ведет ее учет по следующим параметрам:

  • по формам дебиторской задолженности (покупатели и заказчики, авансы выданные, прочие дебиторы);
  • по категориям потребителей услуг (население, бюджетные организации, коммерческие организации и операторы связи);
  • по срокам возникновения дебиторской задолженности (текущая, просроченная, в т.ч. свыше 30 дней, свыше 90 дней, свыше 360 дней и свыше 3 лет).  

Во-первых, в  балансе предприятия дебиторская  задолженность подразделяется на долгосрочную и краткосрочную. Что примечательно  для данного предприятия сравнительно мала доля долгосрочной задолженности (рис 3.1.).

Рис. 3.1 Изменение  дебиторской задолженности Вологодского филиала ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» по срокам за период 2006 – 2010 гг., тыс. руб.

Проанализировав дебиторскую  задолженность за 2006 – 2010 гг., можно  сделать вывод о том, что в  целом по Филиалу произошел рост дебиторской задолженности, как всей дебиторская задолженность, так и за услуги связи. Рост дебиторской задолженности за услуги связи связан с ростом начисленных доходов – повышением тарифов за услуги связи, проведением акций по привлечению новых клиентов и др. Преобладание дебиторской задолженности менее 12 месяцев обусловлено политикой предоставления отсрочки в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ». Дебиторская задолженность более 12 месяцев представлена только прочими дебиторами, имеющими задолженность не по услугам связи.

Вторая классификация  дебиторской задолженности может быть произведена по формам задолженности (рис. 3.2):

    • задолженности покупателей и заказчиков;
    • выданные авансы;
    • прочие дебиторы.

Рис. 3.2 Динамика дебиторской задолженности по формам за 2006 – 2010 гг., тыс. руб.

Основную  массу занимает задолженность покупателей и заказчиков, в которую включена, в основном, задолженность за услуги связи: в 2010 году она составила более 92% всей задолженности или 176771 тыс. руб. За рассматриваемый период с 2006 года по 2010 год дебиторская задолженность увеличилась почти в 2 раза, что может быть оценено двояко – как негативный фактор: увеличение числа должников, и как позитивный фактор: наращение клиентской базы, привлечение все большего числа абонентов, следовательно, увеличение начислений и образования текущей дебиторской задолженности.

Для каждой группы задолженности необходимо разрабатывать  специальные методы работы с ней. Главной же задачей для ОАО  «РОСТЕЛЕКОМ» является сокращение просроченной дебиторской задолженности именно покупателей и заказчиков. Итак, далее целесообразней будет рассматривать только клиентскую задолженность, то есть краткосрочную дебиторскую задолженность за услуги связи, так как она является основной составляющей совокупной дебиторской задолженности.

Как известно в балансе дебиторская задолженность отражается без учета созданного резерва по сомнительным долгам, тем не менее, денежные средства, использованные для создания резерва, так же оказываются отвлеченными из оборота компании, увеличивают расходы организации (резерв относится на внереализационные расходы) и могут использоваться только для покрытия безнадежных долгов. С другой стороны резерв по сомнительным долгам является важной характеристикой самострахования фирмы от кредитного риска, позволяет списывать за его счет безнадежные долги (рис. 3.3).

Рис. 3.3 Изменение  резерва по сомнительным долгам и  дебиторской задолженности за 2006-2010 гг., тыс. руб.

Как видно  из рисунка 3.3 дебиторская задолженность  возрастает, но при этом, объем резерва  остается практически на одном уровне, кривая динамики резерва не повторяет изменение совокупной дебиторской задолженности.

Таблица 3.1

Доля резерва  по сомнительным долгам ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» за 2008 -2010 гг., тыс. руб., %

 

2008

2009

2010

Резерв по сомнительным долгам

9 869

8,75

14 378

10,23

13 191

7,46

Дебиторская задолженность

112 815

100

140 490

100

176 771

100


 

За весь рассматриваемый  период доля резерва оставалась в  пределах 7 – 10 % от общей задолженности. Размер резерва может колебаться в зависимости от объемов списаний безнадежных долгов за его счет, а так же при создании учитываются сроки дебиторской задолженности – чем меньше сроки, тем ниже объем отчислений в резерв. Объем резерва Вологодского филиала ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» остается на одном уровне и не столь динамично изменяется как вся задолженность. Это, прежде всего, связано с тем, что рост дебиторской задолженности в основном произошел за счет увеличения текущей задолженности, от которой не производится отчислений в резерв, а просроченная задолженность осталась на прежнем уровне.

Информация о работе Стратегия управления дебиторской задолженностью (на примере ОАО "Ростелеком" Вологодский филиал)