Стратегия управления дебиторской задолженностью (на примере ОАО "Ростелеком" Вологодский филиал)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей дипломной работы – анализ управления дебиторской задолженностью на предприятии Открытое Акционерное Общество «Ростелеком» (далее ОАО «РОСТЕЛЕКОМ») Вологодский филиал и разработка мероприятий по снижению величины дебиторской задолженности.
Задачами дипломной работы являются:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью – понятие, сущность, виды дебиторской задолженности;
- провести анализ финансовых показателей предприятия;
- рассмотреть практику управления дебиторской задолженностью в Вологодском филиале ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», произвести анализ состояния дебиторской задолженности;
- разработать стратегию управления дебиторской задолженностью данного предприятия.

Оглавление

Введение 4
1.Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью 7
1.1. Сущность, классификация и источники возникновения дебиторской задолженности 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование и учет дебиторской задолженности на предприятии 11
1.3. Оценка и способы управления дебиторской задолженностью 14
1.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью 17
2.Управление дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал 21
2.1 Организационная характеристика ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 21
2.2. Экономический анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 24
2.3. Финансовый анализ деятельности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 28
2.4. Организация управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 40
3.Анализ состояния и стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «Ростелеком» Вологодский филиал47
3.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 48
3.2. Особенности управления и анализа дебиторской задолженности отдельных категорий клиентов ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал54
3.3. Коэффициентный анализ дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 61
3.4. Стратегия управления дебиторской задолженностью в ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал 68
Заключение 79
Список используемых источников 83

Файлы: 1 файл

диплом - стратегия упр дз.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

 

В начале года доля просроченной задолженности существенно  выше в силу особенностей деятельности бюджетных организаций – из-за образования кассового разрыва в поступлении средств в городской бюджет возникает его дефицит, и как следствие, задолженность за услуги связи.

Помимо общих  рекомендаций по повышению правильности отражения информации в базе, к  работе с данной категорией плательщиков можно предложить ввести персональную ответственность менеджеров за оказание услуг бюджетным организациям без заключенного договора.

  1. Управление дебиторской задолженностью операторов связи

К категории «операторы связи» относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на оказание услуг  связи, с которыми Филиалом заключены  договоры о присоединении и пропуске трафика. Состояние дебиторской  задолженности операторов связи за 2010 год представлено в табл. 3.6.

Таблица 3.6

Состояние дебиторской  задолженности операторов связи за 2010 год, тыс. руб.

 

ДЗ всего

Текущая ДЗ

ПДЗ

ПДЗ < 30 дн.

ПДЗ > 30 дн.

ПДЗ > 1 года

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

I кв.

12 221

10 234

83,74

1 987

16,26

1 184

803

156

II кв.

10 405

9 569

91,97

836

8,03

289

547

156

III кв.

11 019

9 473

85,97

1 546

14,03

757

789

156

IV кв.

10 592

9 946

93,90

646

6,10

149

497

78


 

Просроченная  дебиторская задолженность данной категории клиентов возникает реже, ее доля не велика – к концу года всего 6%, так как часто используется авансовая система расчетов. Главной рекомендацией является разработка четких договоров с каждым контрагентом, включение в договора ответственности за неуплату или несвоевременную уплату долга, для данной категории возможно также применение взаиморасчетов.

  1. Управление дебиторской задолженности по неосновным видам деятельности.

Неосновной  деятельностью является, в основном, продажа нетбуков, модемов, комплектующих  и сопутствующих товаров, оказание консультационных услуг. Состояние дебиторской задолженности по неосновным видам деятельности за 2010 год представлено в табл. 3.7.

Таблица 3.7

Состояние дебиторской  задолженности по неосновным видам  деятельности за 2010 год, тыс. руб.

 

ДЗ всего

Текущая ДЗ

ПДЗ

ПДЗ < 30 дн.

ПДЗ > 30 дн.

ПДЗ > 1 года

ПДЗ > 3-х лет

Сумма, тыс. руб

Доля, %

Сумма, тыс. руб

Доля, %

I кв.

12 758

8 716

68,32

4 042

31,68

745

3 297

967

17

II кв.

14 664

10 479

71,46

4 185

28,54

1 309

2 876

1 274

20

III кв.

15 403

11 124

72,22

4 279

27,78

767

3 512

2 035

339

IV кв.

15 145

11 654

76,95

3 491

23,05

679

2 812

1 705

319


 

Как видно  из данных таблицы, для этой группы характерна высокая доля просрочки, в основном это связано с нечеткой регламентацией процесса работы с данной группой дебиторов. Необходима разработка четких мер. Главным предложением является отказ от продажи техники и комплектующих в кредит, особенно непроверенным клиентам.

 

 

    1. Коэффициентный анализ дебиторской задолженности ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Вологодский филиал

 

При анализе дебиторской  задолженности используются различные  коэффициенты. На первом этапе анализа  определяется уровень дебиторской  задолженности в организации. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:

 

(3.1)


 

где – коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность.

Нагляднее представить  данные в виде графика (рис. 3.6).

Рис. 3.6 Динамика коэффициента отвлечения оборотных активов в  дебиторскую задолженность в  Вологодском филиале ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» за 2008 –2010 гг.

В Вологодском филиале  ОАО «Ростелеком» основную массу оборотных активов занимает дебиторская задолженность, так как данное предприятие специализируется на оказании услуг с применением кредитного метода оплаты. Более того у Филиала имеется не много денежных средств и финансовых активов, так как Филиала обязан передавать свои финансовые результаты головной организации, на своем балансе он имеет минимум необходимых средств. Данный показатель в динамике растет, что говорит о наращении клиентской базы.

На втором этапе анализа  подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность (рис. 3.7). В процессе этого анализа используется коэффициент просроченности дебиторской задолженности:

 

(3.2)


 

где  – коэффициент просроченности дебиторской задолженности.

Представим данные за 3 года в виде диаграммы (рис. 3.7).

Рис. 3.7 Динамика коэффициента просроченности дебиторской задолженности  Вологодского филиала ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» за 2008 – 2010 гг.

Снижение данного коэффициента к 2010 году до 11% является свидетельством увеличения эффективности работы по взысканию долга. Это, прежде всего, связано со снижением порога отключения со 100 руб. до 50 руб. (за счет мероприятия возвращено 2,8 млн. руб.) Проведением активного обзвона должников, введение ручного обзвона отдельных неплательщиков.

Основным показателем эффективности работы с дебиторской задолженностью является коэффициент собираемости – показывает отношение всех поступивших в отчетном периоде сумм, зачтенных в оплату начисленных доходов к начисленным доходам за отчетный период и используется для оценки увеличения объемов поступления оплат. Он рассчитывается:

 

(3.3)


 

где – коэффициент собираемости.

Наглядно уровень собираемости представлен графически (Рис. 3.8).

Рис. 3.8 Динамика коэффициента собираемости дебиторской задолженности Вологодского филиала ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» за 2008 – 2010 гг.

Из рис. 3.8 можно отметить, что за период 2007 – 2009гг. Филиалом не достигнуто 100% собираемости, но к 2010 году собираемость увеличилась. Для роста данного коэффициента и своевременного получения денежных средств на расчетный счет Филиал должен принять следующие меры:

  • осуществлять контроль доставки счетов клиентам;
  • проведение ручной обзвонки клиентов с целью сроков погашения задолженности и контроля поступившей оплаты;
  • проведение взаимозачетов;
  • проведение работы по заключению договоров на безакцептное списание денежных средств;
  • предложение клиентам вносить авансовые платежи;
  • проведение рекламных акций по приему платежей.

На следующем этапе  рассчитываются коэффициент оборачиваемости, период инкассации и проводится сравнение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности рассчитывается по формуле:

 

 

(3.4)


 

где   – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

Период инкассации можно рассчитать следующим образом:

 

 

(3.5)


 

где   – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

Коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности определяется аналогично предыдущему показателю оборачиваемости.

 

 

(3.6)


 

где   – коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.

Для кредиторской задолженности  также определяется период отсрочки:

 

 

(3.7)


 

где   – коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.

Полученные данные представим в виде таблицы (табл. 3.8).

Таблица 3.8

Сравнение коэффициентов  оборачиваемости дебиторской и  кредиторской задолженности Вологодского филиала ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» за 2008 – 2010 гг.

Показатель

2008

2009

2010

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности

4,22

3,68

3,39

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

2,49

2,49

2,93


 

Более наглядно подобную картину видно на графике периода  инкассации и отсрочки (рис. 3.9)

Рис. 3.9 Сравнение периодов инкассации дебиторской задолженности  и периодов отсрочки кредиторской задолженности Вологодского филиала ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» за 2008 – 2010 гг., дни.

В Филиале наблюдается  снижение оборачиваемости дебиторской  задолженности с 4,22 до 3,39 при одновременном, хоть и не значительном, росте оборачиваемости  кредиторской задолженности. Данное явление может отрицательно сказаться на платежеспособности. Из рисунка видно, что срок возврата дебиторской задолженности увеличился до 107 дней, при этом средний период отсрочки, предоставляемой Филиалу поставщиками, снизился до 124 дней. В динамике данные показатели стремятся к одному значению. В Филиале необходимо проводить работу по сокращению периода инкассации долгов, для предотвращения возникновения неплатежеспособности, высвобождения платежных средств.

Филиал, помимо применения стандартных методов управления дебиторской задолженностью, активно сотрудничает с коллекторскими агентствами (далее КА), помогающими при взыскании проблемной задолженности (табл. 3.9). В коллекторские агентства передается только просроченная задолженность сроком более 3 месяцев. За работу коллекторским агентствам платится вознаграждение в виде комиссионных.

Таблица 3.9

Объемы переданной и  полученной дебиторской задолженности  с помощью коллекторских агентств в 2010 г.

 

 

МБА «Финансы»

ООО «Пристав»

Кол-во, тыс.

Сумма тыс.руб.

Кол-во, тыс.

Сумма тыс.руб.

Передано в работу КА

1 303

1 492

6 668

6 303

Получено денежных средств  в оплату ПДЗ 

428

217

1 799

1 471


 

Благодаря действиям  коллекторского агентства ООО «Пристав»  возвращено 1 471 тыс. руб.  просроченной дебиторской задолженности по  1 799 клиентам, что составляет 23% общей задолженности, переданной в данное коллекторское агентство.

Информация о работе Стратегия управления дебиторской задолженностью (на примере ОАО "Ростелеком" Вологодский филиал)