Оценка бизнеса в целях управления стоимостью компании ОАО «ВымпелКом»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Работа содержит описание концепции управления стоимостью.Осуществлен финансовый анализ компании ОАО "Вымпелком". И на примере этой компании расчитана стоимость бизнеса с помощью показателя EVA

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 5
1 Стоимость компании как современная концепция финансового менеджмента………………...……………………………………...
6
1.1 Сущность концепции управления стоимостью компании……… 6
1.2 Содержание понятия «стоимость бизнеса»……………………… 7
1.3 Оценка как инструмент управления стоимостью бизнеса.……... 9
1.4 Подходы и методы оценки стоимости бизнеса для целей управления компанией…..…………………………………………
11
2 Анализ основных тенденций развития объекта оценка (ОАО «ВымпелКом»)…………………… ………………………………..
13
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ВымпелКом»…………………………….……………..………….
13
2.2 Финансовый анализ компании ОАО «ВымпелКом»…................. 15
2.3 Анализ телекоммуникационной отрасли РФ….…………………. 18
2.4 Анализ рынка сотовой связи РФ………………………………….. 20
3 Развитие методологического инструментария оценки стоимости бизнеса в целях управления компанией……………...
23
3.1 Определение стоимости компании ОАО «ВымпелКом» методом дисконтированных денежных потоков…………………
23
3.2 Демонстрация преимуществ оценки стоимости бизнеса на основе показателя EVA на примере ОАО «ВымпелКом»……….
27
Заключение……………………………………………………………………. 30
Список использованных источников……………………………………....... 31
Приложение А Этапы внедрения системы управления стоимостью на предприятии……………………………………………….
33
Приложение Б Определение факторов стоимости на разных уровнях…. 34
Приложение В Основные преимущества и недостатки подходов к оценке бизнеса……………………………………………
35
Приложение Г Анализ организационно-экономической характеристики ОАО «ВымпелКом»…………………….
36
Приложение Д Аналитические показатели, рекомендованные Министерством экономического развития и торговли РФ..........................................................................................
37
Приложение Е Финансовый анализ ОАО «ВымпелКом»……………… 39
Приложение Ж Анализ основных показателей развития телекоммуникационной отрасли РФ……………………..
41
Приложение И Структура доходов операторов связи в 2009 г………….. 44
Приложение К Анализ основных тенденций рынка сотовой связи РФ… 45
Приложение Л Прогнозирование основных элементов денежного потока ОАО «ВымпелКом»………………………………
49
Приложение М Расчет операционной прибыли, денежного потока и ставки дисконтирования ОАО «ВымпелКом»…………..
53
Приложение Н Расчет показателя EVA компании ОАО «ВымпелКом».. 54
Приложение П «Дерево стоимости» оператора сотовой связи………...... 55
Приложение Р Пример анализа чувствительности стоимости компании сотовой связи к изменению ключевых факторов стоимости…………………………………………………..

56
Приложение С Бухгалтерская отчетность ОАО «ВымпелКом» за 2005-2009 гг……………………………………………………...
57

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 178.46 Кб (Скачать)

       МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Государственное образовательное учреждение

           высшего профессионального образования

           «Оренбургский государственный университет» 
 

       Кафедра финансов предприятий 
 

       КУРСОВАЯ  РАБОТА
 

          по дисциплине «Оценка бизнеса»

      Тема

       Оценка  бизнеса в целях управления стоимостью компании 
 
 
 

                                                                                 Руководитель работы

                                                                                  ________Пахновская Н.М.

                                                                                 «___» ____________2010г.

                                                                                      Исполнитель:

                                                                                      Студент гр. 06 ФК-3

                                                                                       ________Хузянгулова Д.Р.

                                                                                 «___» ____________2010г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург 2010  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание

Введение………………………………………………………………………. 5
1 Стоимость компании как современная концепция  финансового менеджмента………………...……………………………………...  
6
1.1 Сущность  концепции управления стоимостью компании……… 6
1.2 Содержание  понятия «стоимость бизнеса»……………………… 7
1.3 Оценка  как инструмент управления стоимостью бизнеса.……... 9
1.4 Подходы и методы оценки стоимости бизнеса  для целей управления компанией…..…………………………………………  
11
2 Анализ  основных тенденций развития объекта  оценка (ОАО «ВымпелКом»)…………………… ………………………………..  
13
2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «ВымпелКом»…………………………….……………..………….  
13
2.2 Финансовый  анализ компании ОАО «ВымпелКом»…................. 15
2.3 Анализ  телекоммуникационной отрасли РФ….…………………. 18
2.4 Анализ  рынка сотовой связи РФ………………………………….. 20
3 Развитие  методологического инструментария оценки стоимости бизнеса в целях  управления компанией……………...  
23
3.1 Определение стоимости компании ОАО «ВымпелКом»  методом дисконтированных денежных потоков…………………  
23
3.2 Демонстрация  преимуществ оценки стоимости бизнеса  на основе показателя EVA на примере ОАО «ВымпелКом»……….  
27
Заключение……………………………………………………………………. 30
Список  использованных источников……………………………………....... 31
Приложение  А             Этапы внедрения  системы управления стоимостью на предприятии……………………………………………….  
33
Приложение Б Определение факторов стоимости на разных уровнях…. 34
Приложение  В Основные  преимущества  и недостатки подходов к оценке бизнеса……………………………………………  
  35
Приложение  Г   Анализ организационно-экономической характеристики ОАО «ВымпелКом»…………………….  
36
Приложение  Д   Аналитические показатели, рекомендованные Министерством  экономического развития и торговли РФ..........................................................................................  
37
Приложение  Е Финансовый  анализ ОАО «ВымпелКом»……………… 39
Приложение  Ж Анализ  основных показателей развития телекоммуникационной отрасли РФ……………………..  
41
Приложение  И Структура доходов операторов связи в 2009 г………….. 44
Приложение  К Анализ  основных тенденций рынка сотовой  связи РФ… 45
Приложение  Л Прогнозирование основных элементов денежного потока ОАО «ВымпелКом»………………………………  
49
Приложение М Расчет  операционной прибыли, денежного потока и ставки дисконтирования ОАО  «ВымпелКом»…………..  
53
Приложение Н Расчет  показателя EVA компании ОАО «ВымпелКом».. 54
Приложение П «Дерево стоимости» оператора сотовой связи………...... 55
Приложение  Р Пример анализа чувствительности стоимости компании сотовой связи к изменению ключевых факторов стоимости…………………………………………………..  
 
56
Приложение  С Бухгалтерская отчетность ОАО «ВымпелКом» за 2005-2009 гг……………………………………………………...  
57
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    В последнее время все больше  сторонников мнения о том, что  основной целью деятельности  компании для собственников (акционеров) является максимизация ее стоимости.  Это связано, прежде всего,  с тем, что, во-первых, показатель  стоимости компании является  обобщающим показателем, на основании  которого можно судить об эффективности  деятельности компании; во-вторых, в  условиях развитых рыночных отношений  компании часто становятся объектом  купли-продажи; в-третьих, значительная  доля современных компаний имеет  форму акционерных обществ, а,  следовательно, благосостояние акционеров  зависит и от стоимости компании, акциями которой они владеют.

       Процессы глобализации и роста  рынков, стремительное развитие  новых технологий и многократное  усиление конкуренции привели  к появлению постоянно меняющейся  внешней среды и, как следствие,  усложнили весь процесс управления  компанией. В этих условиях  при сохранении базовых принципов  финансового менеджмента сам  процесс управления потребовал  поиска новых подходов и разработки  новых критериев его эффективности,  способных не только повысить  конкурентоспособность компаний, но  и устранить агентские противоречия (конфликты между менеджерами  фирмы и ее собственниками).

    Особое место среди подобных, сравнительно недавно появившихся  управленческих технологий заняла  концепция управления компанией  по стоимости или менеджмента,  ориентированного на стоимость. 

     В связи с этим все более актуальными становятся вопросы адекватной оценки стоимости бизнеса и управления бизнесом с целью максимизации его стоимости. Об этом свидетельствует и тот факт, что об управлении стоимостью бизнеса в последнее время все чаще говорят и пишут в России.

    Целью данной работы является выявление основных параметров и факторов стоимости бизнеса для целей ее управления.

    Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

- изучение  сущности концепции управления стоимостью фирмы;

- раскрытие содержания понятия «стоимость бизнеса»

- описание  методов и подходов управления  стоимостью бизнеса; 

- развитие методологического инструментария оценки стоимости бизнеса в целях управления компанией.

     Объектом исследования выступает  система управления стоимостью.  

     Предмет – отношения, возникающие  между собственниками компании  и менеджерами по поводу разработки  и реализации управленческих  решений. 

    При написании данной работы была использованы различные источники литературы, в том числе зарубежных и отечественных авторов, таких как Коупленд Т., Егерев И.А., Ковалев В.В. и др., а также монографии, периодическая печать и ресурсы сети Интернет. 

     1 Стоимость компании как современная концепция финансового менеджмента

1.1 Сущность концепции  управления стоимостью  компании  

     С 60-х годов прошлого столетия  в западных странах родилась  концепция управления стоимостью  предприятия. В ее основу легло  понимание того фактора, что  для собственников бизнеса центральным  вопросом стал прирост их благосостояния, которое измеряется не количеством  ресурсов, привлеченных в производство, а стоимостью принадлежащего  им бизнеса.

     Указанный подход к управлению  получил название «менеджмента, основанного на управлении стоимостью, или Value-Based Management (VBM)», VBM – это концепция управления, направленная на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации усилий на ключевых факторах стоимости. В основе этой концепции лежит постулат: стоимость фирмы определяется будущими денежными доходами ее собственников, и данная стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает все затраты на его привлечение.

    Перенося общее понимание сути  управления компанией из управления  ее стоимостью, можно сформулировать  сущность управления стоимостью  компании как процесс обеспечения  роста (поддержания достигнутого  уровня) ценности фирмы и ее  акций, так как такой рост  позволяет акционерам (инвесторам) получать самый значимый по  величине по сравнению с другими  формами доход от вложений  в фирму – курсовой денежный  доход от перепродажи всех  или части принадлежащих им  акций, либо курсовой неденежный  доход, выражающийся в увеличении  стоимости принадлежащим акционерам  чистых активов, а значит, и  суммы их собственного капитала. Последнее может иметь место  и по отношению к росту ценности  долей в фирму или бизнес  даже если она не представляет  собой пакетов акций, что существенно  для так называемых институциональных  инвесторов (в том числе банков).

    В основу концепции управления  стоимостью были положены базовые  принципы стоимостной оценки  акций, сформулированные в работах  М.Миллера и Ф.Модельяни, а также  практические аспекты применения  их теории, разработанные А.Раппапортом,  Д.Стерном и многочисленными консалтинговыми  фирмами. 

    Главным преимуществом менеджмента,  ориентированного на стоимость,  является тот факт, что наличие  неразвитых рынков капитала, хоть  и ограничивает, но не сводит  на нет положительный эффект  от его внедрения, и во многом  зависит от того, что именно  менеджеры будут понимать под  стоимостью компании, которую следует  максимизировать. 

  По  мнению А.Дамодарана, можно выделить следующие три варианта трактовки  понятия стоимости для целей  управления: рыночная стоимость компании, фундаментальная стоимость и  стоимость компании для акционеров.

  В условиях недостаточно развитого рынка, а также низкой защиты прав кредиторов, по мнению А.Дамодарана, целью фирмы  должна стать максимизация ее фундаментальной  стоимости, которая определяется путем  дисконтирования будущих денежных потоков, генерируемых бизнесом. В случае наличия эффективного рынка эта  приоритетная задача может трансформироваться в цель максимизации рыночной стоимости (рыночной капитализации) фирмы. Наконец, А.Раппапорт и Ван Хорн утверждают, что более приоритетной для компании является задача максимизации ее стоимости  для акционеров, которая рассчитывается как сумма прироста курсовой стоимости  акций, начисленных дивидендов и  прочих выплат в их пользу [28].

     Внедрение системы управления  стоимостью представляет собой  продолжительный процесс, составляющий 2-3 года. Существует пять основных  этапов внедрения системы управления  стоимостью на предприятии (см. Приложение А).

     В рамках заключительного этапа  информация о результатах деятельности  предприятия, пропущенная сквозь  призму концепции управления  стоимостью, может через определенный  промежуток времени предоставляться  заинтересованным лицам, в частности  акционерам. Должна постоянно проводится  работа по увеличению информационной  прозрачности предприятия, а возможно, и подготовке адаптированных  докладов для акционеров, основным  свойством которых должна стать  доступность информации для восприятия. Таким образом, применение концепции  управления стоимостью способно  не только улучшить финансовое  состояние компании, но и одновременно  повысить имидж компании в  глазах  акционеров и потенциальных  инвесторов. 

      

    1.2 Содержание понятия «стоимость бизнеса»

    Стоимость относится к числу  фундаментальных, сквозных проблем  экономической науки. Это объясняется  глубиной и кругом рассматриваемых  вопросов. Теория стоимости –  это фундамент, на котором строится  теоретическая конструкция экономического  организма. 

  Первый  весомый вклад в разработку теории стоимости внесла экономическая  школа, получившая название «английская  классическая политэкономия», выдвинувшая  теорию трудовой стоимости, которая  определяла стоимость материальных благ и источник доходов затратами  труда в процессе производства.

  Представители новой экономической концепции  – теории предельной полезности –  в качестве исходного явления  избрали отношение человека к  вещи, субъективную оценку индивидуумом полезности различных благ: «чем полезнее вещь, тем она дороже».

  Важность  рассмотрения категории стоимости  заключается в том, что различные  теории стоимости возникали в  попытке найти объяснение различным  проблемам и ситуациям с учетом доступной информации, знаний, технических  и аналитических навыков [11].

  В русском языке понятие «стоимость»  применительно к предприятиям и  другим бизнес-объектам традиционно  обозначают четырьмя терминами: собственно «стоимость», «оценка», «капитализация» и «цена», которые зачастую используют как синонимы. Однако при более пристальном внимании между ними обнаруживаются различия, и весьма существенные. Игнорирование этих различий приводит к искажению устанавливаемой и легитируемой рыночной стоимости оцениваемого экономического объекта.

    С точки зрения кандидата технических  наук Ревуцкого Л.Д., более углубленный  анализ понятия «стоимость» применительно  к предприятиям и итого объективного  свойства этих объектов, которое  оно отображает, показывает необходимость  и целесообразность различения  трех ее разновидностей:

  - действительная (реальная, истинная, объективная)  стоимость;

  - авторизованная (субъективная) стоимость;

  -капитализированная (биржевая, бумажная) стоимость предприятия,  существующего в виде акционерного  общества [9].

  Действительная  стоимость – это убедительно  обоснованная, справедливая, не вызывающая сомнений наиболее вероятная стоимость  оцениваемого объекта. Наиболее широкое  применение в настоящее время  получили показатели авторизованной стоимости  экономического объекта, под которой  понимают его стоимость, установленную  и узаконенную по специальному заказу того или иного клиента независимым  профессиональным оценщиком производственной собственности за соответствующую (по договору) оплату его труда.

Информация о работе Оценка бизнеса в целях управления стоимостью компании ОАО «ВымпелКом»