Оценка бизнеса в целях управления стоимостью компании ОАО «ВымпелКом»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Работа содержит описание концепции управления стоимостью.Осуществлен финансовый анализ компании ОАО "Вымпелком". И на примере этой компании расчитана стоимость бизнеса с помощью показателя EVA

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 5
1 Стоимость компании как современная концепция финансового менеджмента………………...……………………………………...
6
1.1 Сущность концепции управления стоимостью компании……… 6
1.2 Содержание понятия «стоимость бизнеса»……………………… 7
1.3 Оценка как инструмент управления стоимостью бизнеса.……... 9
1.4 Подходы и методы оценки стоимости бизнеса для целей управления компанией…..…………………………………………
11
2 Анализ основных тенденций развития объекта оценка (ОАО «ВымпелКом»)…………………… ………………………………..
13
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ВымпелКом»…………………………….……………..………….
13
2.2 Финансовый анализ компании ОАО «ВымпелКом»…................. 15
2.3 Анализ телекоммуникационной отрасли РФ….…………………. 18
2.4 Анализ рынка сотовой связи РФ………………………………….. 20
3 Развитие методологического инструментария оценки стоимости бизнеса в целях управления компанией……………...
23
3.1 Определение стоимости компании ОАО «ВымпелКом» методом дисконтированных денежных потоков…………………
23
3.2 Демонстрация преимуществ оценки стоимости бизнеса на основе показателя EVA на примере ОАО «ВымпелКом»……….
27
Заключение……………………………………………………………………. 30
Список использованных источников……………………………………....... 31
Приложение А Этапы внедрения системы управления стоимостью на предприятии……………………………………………….
33
Приложение Б Определение факторов стоимости на разных уровнях…. 34
Приложение В Основные преимущества и недостатки подходов к оценке бизнеса……………………………………………
35
Приложение Г Анализ организационно-экономической характеристики ОАО «ВымпелКом»…………………….
36
Приложение Д Аналитические показатели, рекомендованные Министерством экономического развития и торговли РФ..........................................................................................
37
Приложение Е Финансовый анализ ОАО «ВымпелКом»……………… 39
Приложение Ж Анализ основных показателей развития телекоммуникационной отрасли РФ……………………..
41
Приложение И Структура доходов операторов связи в 2009 г………….. 44
Приложение К Анализ основных тенденций рынка сотовой связи РФ… 45
Приложение Л Прогнозирование основных элементов денежного потока ОАО «ВымпелКом»………………………………
49
Приложение М Расчет операционной прибыли, денежного потока и ставки дисконтирования ОАО «ВымпелКом»…………..
53
Приложение Н Расчет показателя EVA компании ОАО «ВымпелКом».. 54
Приложение П «Дерево стоимости» оператора сотовой связи………...... 55
Приложение Р Пример анализа чувствительности стоимости компании сотовой связи к изменению ключевых факторов стоимости…………………………………………………..

56
Приложение С Бухгалтерская отчетность ОАО «ВымпелКом» за 2005-2009 гг……………………………………………………...
57

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 178.46 Кб (Скачать)

     Чистая рентабельность на протяжении  нескольких лет снижалась, но  к 2009г. возросла, и показала  прирост по сравнению с 2005 г.  на 18 процентов. Рентабельность всего капитала (совокупных активов) показывает, имеет ли компания базу для обеспечения высокой доходности собственного капитала. Данный показатель отражает эффективность использования всего имущества предприятия. Данный вид рентабельности имел устойчивую тенденцию к снижению, а это может свидетельствовать о падающем спросе на продукцию фирмы и перенакоплении активов.

   Рентабельность производства за 5 лет упала на 7,6 процента, что  можно объяснить тем, что темпы роста себестоимости в целом превышали темпы роста прибыли предприятия, что говорит о снижении эффективности управления затратами компании.

     Эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации  на длительный срок, т.е. рентабельность  перманентного капитала также  имеет тенденцию к снижению, что  можно объяснить более высокими  темпами роста собственного капитала  и обязательств компании относительно  темпов роста чистой прибыли. 

     Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала. Этот коэффициент является одним из самых важных показателей, используемых в бизнесе, он измеряет общую величину доходов акционеров. Для рассматриваемой нами компании рентабельность собственного капитала в среднем составила 32 процента. И за 5 лет снизилась всего на 0,87 процента. Высокое значение данного коэффициента говорит об успехе компании, что ведет к высокому рыночному курсу ее акций и относительной легкости привлечения новых капиталов для ее развития. В 2007 г. среднеотраслевая рентабельность СК составляла 25,3 %. Для сравнения – в том же 2007 г. значение данного показателя для ОАО «ВымпелКом» составляло 37,8 %.

    Маржинальный доход характеризует  доходность операционной деятельности  компании и в 2009г. показал,  что на 57,7 процентов выручка от  продаж превысила валовую прибыль. 

    Таким образом, был осуществлен  финансовый анализ деятельности  компании ОАО «ВымпелКом». По  результатам проведенного анализа  можно говорить, что компания  динамика финансовых показателей положительна, финансовое положение устойчиво, хотя наблюдается некоторое снижение темпов роста доходов предприятия. Но в целом, компания не страдает хронической убыточностью, и ее финансовое состояние позволяет применить Доходный подход к оценке. Ведь если предприятие находится в неустойчивом финансовом положении и т.п., то результаты прогнозирования могут оказаться слишком приближенными, риск неточного прогнозирования будет высоким, а «вес» доходного подхода в итоговом согласовании наоборот, низким.  

       2.3 Анализ телекоммуникационной отрасли РФ 

     Телекоммуникационная отрасль как основа информационной экономики всегда будет привлекательной для инвесторов, являясь приоритетной с точки зрения вложения в нее денежных средств. Сегодня благоприятная макроэкономическая ситуация способствует увеличению спроса на информационно-комуникационные услуги со стороны физических юридических лиц.

     Вместе с тем многие участники рынка отмечают насыщение основных сегментов рынка – это касается как фиксированной, так и сотовой связи. Поэтому дальнейший рост отрасли связан с развитием новых услуг, основанных на использовании технологий сети Интернет, а также дополнительных услуг – на безе существующей инфраструктуры.

       Рынок информатизации как совокупность  операций по созданию распределению  – перераспределению и потреблению  информационных продуктов в своей  инфраструктуре может быть разделен  на две составляющие:

- рынок  информационных технологий –  здесь на основе достижений  научно-технического прогресса создается  все более и более эффективное  аппаратное и программное обеспечение,  позволяющее повысить производительность  вычислительных процессов, их  оптимизацию и интеграцию (производители  информационных товаров);

- рынок  телекоммуникаций – естественная, объективная среда распространения  информации как экономического  ресурса (производители информационных  слуг).

     Потребителем информационных продуктов,  создаваемых на этих рынках, является  информационное общество (это все  субъекты общественной жизни:  домохозяйства, государство, корпорации).

     Данное обстоятельство подразумевает  существование определенной причинно  – следственной цепи: информационные  технологии – телекоммуникационная  отрасль – информационная экономика  – информационное общество (экономически  более эффективное по сравнению  индустриальным обществом за  счет интенсификации протекания  значимых процессов до их желательного  состояния). 

     Всего несколько лет назад отечественная отрасль связи демонстрировала небывалую динамику. Логично, что будущее социально-экономическое благополучие страны уже тогда формировалось развитием отрасли информационных технологий и связи (как фактора устранения зависимости скорости экономического роста от монопольного влияния сырьевых отраслей).

     В качестве наиболее понятных и «прозрачных» индикаторов информатизации общества сегодня можно принять, во-первых, степень распространенности среди населения различных средств связи, во-вторых, возможность доступа к ним и, в-третьих, уровень развития телекоммуникационных сетей (см. ПриложениеЖ).

      Анализ основных индикаторов  связи и информатизации (см.Приложение Ж) демонстрирует заметный дисбаланс в динамике внедрения фиксированной и подвижной сотовой связи: прирост телефонной плотности населения (количество аппаратов на 100 человек) в первом случае составил   0,2 пункта, тогда как во втором – увеличение на 42,5 пункта.

     Охват населения спектром услуг  по передачи данных следует  оценить как с позиций уже  реализованной возможности –  через плотность пользователей  сетью Интернет (возросла на 17,5 пунктов  на 100 человек), так и на базе  потенциальных пользователей «глобальной  сетью» - через обеспеченность компьютерами (их количество увеличилось на 14,9 пункта на каждые 100 человек).

    Принципиально важно отметить  прогресс в цифровизации местной  телефонной сети. Если этот показатель  лет пять назад составлял только 50 процентов, то сейчас – уже  приблизительно 80 процентов. Переход  с аналоговой связи на цифровой  формат дает возможность внедрять  новые технологии передачи голоса  и данных, обеспечивающие большую  скорость и качество сигнала,  емкость линий связи. 

     Широкий спектр услуг отрасли  предполагает значительную дифференциацию  по величине и динамике получаемых  доходов (см. Приложение Ж).

     За период с 2007 по 2009 гг. доходы  от услуг связи выросли на 23 процента. Анализируя структуру  доходов, можно сделать вывод,  что наибольший рост за анализируемый  период показали: спецсвязь –  53 процента, документальная электросвязь  – 64 процента, услуги присоединения  и пропуска трафика – 29 процентов.  На фоне столь отрадных тенденций  размер доходов от соединений  с предоставлением услуг таксофонов снизился и составил 54,5 процентов от уровня 2007 г., что может рассматриваться как следствие уменьшения числа пользователей этим видом вязи по причине внедрения сотовой связи (а таксофоны есть, прежде всего, в крупных городах, где подвижная связь развивается быстро). Вместе с тем неравномерность развития российского рынка связи предполагает активное использование таксофонной связи, так как «в начале XXI века, в 46 тыс. поселений нет даже телефона-автомата (причем свыше 20 тыс. – в центральной части страны). А это треть населенных пунктов России!

    Анализ структуры доходов операторов связи (см.Приложение И)  непосредственно показывает, что «абсолютным лидером» в структуре доходов операторов связи является подвижная связь, а именно ее доля в структуре составляет 44 процента. Затем можно выделить доходы от присоединения и пропуска трафика - 14 процентов, документальная связь – 11 процентов и т.д.

    Эффективное развитие отрасли  как результат прошлых инвестиций  привлекает новые денежные потоки (см.Приложение Ж). Объем капитальных вложений за период 2007 – 2009 гг. снизился на 34,6 процентов. Иностранные же инвестиции наоборот – выросли на 20 процентов.

   Печально заметить, что ответом  на снижение капитальных вложений  стало снижение развития инфраструктуры  отрасли: в разы снижается ввод  в действие городских АТС, кабельных  линий, радиовещательных станций  и т.д. Однако явное преимущество  здесь демонстрирует подвижная  радиотелефонная связь – увеличение  примерно в 2,3 раза.

     Таким образом, общеотраслевой обзор телекоммуникаций в аспекте услуг электросвязи, размеров и структуры ее доходов и инвестиций стал возможен во многом благодаря четко организованной ведомственной статистикой связи, предоставляющей широкий набор единообразно счисленных показателей. 

    2.4 Анализ рынка сотовой связи РФ

     В последние годы в России активно развивается рынок телекоммуникаций. Доходы от оказания российскими компаниями услуг связи за период с 2007г. по 2009г. возросли на 23 процента. Самый бурный рост пришелся на сектор подвижной (сотовой) связи. Его удельный вес в общих доходах от услуг связи в 2009г. составил 44 процента. Емкость рынка оказания услуг сотовой связи выросла за период 2005-2009 гг. почти в 2 раза, а именно на 96 процентов (см.Приложение К).

     Операторы «большой тройки» (МТС, ВымпелКом, Мегафон), т.е. федеральные операторы, контролируют более 80 процентов абонентов и почти 90 процентов всей выручки сотовой связи России (см.Приложение К). Крупными региональными игроками являются компания Теле2, а также дочки фиксированных компаний «Связьинвест». В прошлом одна из крупнейших региональных компаний – СМАРТС, а также оператор CDMA2000 – «Скайлинк», теряют доли рынка.

     Наметилась тенденция к формированию паритета между тремя ведущими операторами, несмотря на то,  что 5 лет назад «Мегафон» отставал по выручке от МТС в три раза, а от «Вымпелкома»- почти в два раза. Но и по итогам 2009г. МТС остается безусловным лидером по выручке среди операторов «Большой тройки» (см.Приложение К).

     Если заглянуть в прошлое, то  можно сказать, что началом  бурного роста систем сотовой  связи в России считается 1999 г. Последующие пять лет темпы прироста количества абонентов в России не опускались ниже 100%, существенно сокращаться они начали лишь в 2005 г. Однако в этот год произошло и рекордное увеличение численности абонентов – на 52 млн. чел. Российский рынок совершил беспрецедентный рывок в 2002 - 2005  годах и «догнал» Европу по охвату услуг.  Расширение охвата от 40%  до 100%,  на которое у других развивающихся рынков уходит 5-6 лет, произошло в России за 2 года. Согласно данным Приложения К, рост абонентской базы мобильных сетей фактически закончился. Сегодня большинство новых продаж является результатом перетока абонентов либо кратковременными подключениями. В 2009 г. количество активных Sim-карт в России достигло 114,6 млн. шт., а уровень проникновения (число Sim-карт на 100 населения страны)  составил 79 процентов (см.Приложение К). Сотовая связь стала объективной и неотъемлемой реалией российской жизни.

     Все  услуги,  предлагаемые  операторами  мобильной  связи,  принято  разделять  на  два  класса:

- базовые услуги (Voice) – это речь, факсимильные сообщения и передача низкоскоростных данных;

- дополнительные услуги (VAS) – это передача коротких текстовых (SMS) или мультимедийных (MMS) сообщений,  беспроводной  доступ  в  Интернет,  контент-услуги (получение  на  мобильный  телефон информации  за  дополнительную  плату),  услуги  по  определению  местоположения,  мобильный маркетинг,  интерактивные  услуги, мобильное  телевидение, мобильное  радио, бизнес-приложения, транзакционные услуги.

     Активное  предоставление  и  расширение  спектра  дополнительных  услуг  в  сетях  сотовой  связи привело к образованию самостоятельного сегмента телекоммуникационного рынка – рынка VAS (от Value Added Services)  и  выделению  слоя  поставщиков  услуг,  называемых  провайдерами. Провайдеры  разрабатывают  новые  услуги,  осуществляют  их  информационное  наполнение,  а операторы  выполняют  доставку  услуги  абоненту.  Доходы  от  предоставления  базовых  услуг получают  операторы  сотовой  связи,  доходы  от VAS  услуг  разделяются  между  операторами  и провайдерами.

    Согласно данным Приложения К, объем рынка дополнительных услуг за рассматриваемые пять лет увеличился почти в три раза. В целом рост рынка дополнительных услуг напрямую зависит от наличия и качества сопутствующего информационно – развлекательного наполнения. Данную нишу занял новый слой поставщиков услуг – контент-провайдеры. Это компании, производящие и распространяющие информационное наполнение (картинки, мелодии, игры), подвигающие на рынок коммуникационные услуги, информационно-развлекательные сервисы, мобильный маркетинг, медиаинтегрированные проекты. 

Информация о работе Оценка бизнеса в целях управления стоимостью компании ОАО «ВымпелКом»