Оценка бизнеса в целях управления стоимостью компании ОАО «ВымпелКом»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Работа содержит описание концепции управления стоимостью.Осуществлен финансовый анализ компании ОАО "Вымпелком". И на примере этой компании расчитана стоимость бизнеса с помощью показателя EVA

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 5
1 Стоимость компании как современная концепция финансового менеджмента………………...……………………………………...
6
1.1 Сущность концепции управления стоимостью компании……… 6
1.2 Содержание понятия «стоимость бизнеса»……………………… 7
1.3 Оценка как инструмент управления стоимостью бизнеса.……... 9
1.4 Подходы и методы оценки стоимости бизнеса для целей управления компанией…..…………………………………………
11
2 Анализ основных тенденций развития объекта оценка (ОАО «ВымпелКом»)…………………… ………………………………..
13
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ВымпелКом»…………………………….……………..………….
13
2.2 Финансовый анализ компании ОАО «ВымпелКом»…................. 15
2.3 Анализ телекоммуникационной отрасли РФ….…………………. 18
2.4 Анализ рынка сотовой связи РФ………………………………….. 20
3 Развитие методологического инструментария оценки стоимости бизнеса в целях управления компанией……………...
23
3.1 Определение стоимости компании ОАО «ВымпелКом» методом дисконтированных денежных потоков…………………
23
3.2 Демонстрация преимуществ оценки стоимости бизнеса на основе показателя EVA на примере ОАО «ВымпелКом»……….
27
Заключение……………………………………………………………………. 30
Список использованных источников……………………………………....... 31
Приложение А Этапы внедрения системы управления стоимостью на предприятии……………………………………………….
33
Приложение Б Определение факторов стоимости на разных уровнях…. 34
Приложение В Основные преимущества и недостатки подходов к оценке бизнеса……………………………………………
35
Приложение Г Анализ организационно-экономической характеристики ОАО «ВымпелКом»…………………….
36
Приложение Д Аналитические показатели, рекомендованные Министерством экономического развития и торговли РФ..........................................................................................
37
Приложение Е Финансовый анализ ОАО «ВымпелКом»……………… 39
Приложение Ж Анализ основных показателей развития телекоммуникационной отрасли РФ……………………..
41
Приложение И Структура доходов операторов связи в 2009 г………….. 44
Приложение К Анализ основных тенденций рынка сотовой связи РФ… 45
Приложение Л Прогнозирование основных элементов денежного потока ОАО «ВымпелКом»………………………………
49
Приложение М Расчет операционной прибыли, денежного потока и ставки дисконтирования ОАО «ВымпелКом»…………..
53
Приложение Н Расчет показателя EVA компании ОАО «ВымпелКом».. 54
Приложение П «Дерево стоимости» оператора сотовой связи………...... 55
Приложение Р Пример анализа чувствительности стоимости компании сотовой связи к изменению ключевых факторов стоимости…………………………………………………..

56
Приложение С Бухгалтерская отчетность ОАО «ВымпелКом» за 2005-2009 гг……………………………………………………...
57

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 178.46 Кб (Скачать)

     Рынок дополнительных услуг растет  темпами, опережающими рынок сотовой  связи. С 2005 по 2009 гг. средний темп  роста рынка сотовой связи  составил 27 процентов, а для рынка  дополнительных услуг – 30 процентов.  Удельный вес доходов от дополнительных  услуг также растет. И если  несколько лет назад этот удельный  вес составлял примерно 13 процентов,  то по данным 2009 г. он принял  значение 19,1процентов.  

     На протяжении всего времени существования рынок VAS в России демонстрирует отличную от голосовой связи сезонность - пик рынка достигается в период предновогодних продаж и первого квартала, а наименьшие продажи наблюдаются во втором квартале. 

     Рынок контент-услуг останется вторым самым быстрорастущим сегментом индустрии мобильной связи в России (см.Приложение К), уступая по темпам роста только сегменту передачи данных, который, в свою очередь, стимулирует развитие «тяжелого» контента (rich media, мобильное ТВ и т.д.).

     Доля месседжинга за 2009 г. сократилась с 50 до 41 процента (см.Приложение К), в то время как совокупная доля мобильного интернета и контент-услуг выросла с 47 до 56 поцентов.

     Снижение средней стоимости минуты в сетях сотовой связи России привело к тому, что доля абонентов, использующих SMS в целях экономии средств, постепенно сокращается (см.Приложение К). Об этом свидетельствует и снижение доходов от месседжинга за три года на 31 процент.

     Таким образом, отечественный рынок сотовой связи имеет хорошие возможности для продолжения роста, считают аналитики и эксперты рынка сотовой связи. Прежде всего, за счет развития сетей третьего поколения, а также экспансии его участников в такие сегменты, как фиксированная связь и доступ в интернет.

     Кроме того, по мнению экспертов, мобильный контент в России имеет хороший потенциал роста, который сейчас ограничивается низким интересом пользователей к различным дополнительным сервисам, предлагаемым операторами мобильной связи. Все это предполагает необходимость органично использовать новейшие технологии в области телекоммуникационного оборудования, новые возможности получения дохода, т.е. по большому счету превращаться из операторов связи в сервис-агреаторов – компании, не только зарабатывающие на передачи информации, но и создающие и агрегирующие эту информацию (контент).  

       

    

     3 Развитие методологического инструментария оценки стоимости бизнеса в целях управления компанией   

     3.1 Определение стоимости бизнеса методом дисконтированных денежных потоков 

       Доходный подход к оценке стоимости  бизнеса основывается на принципе  ожидания. Стоимость определяется  не прошлыми достижениями предприятия,  а ее потенциалом, и определяется  как сумма будущих доходов,  приведенных к текущей стоимости. 

    В рамках Доходного подхода  классически выделяют два метода: метод капитализации прибыли  и метод дисконтированных денежных  потоков (далее – ДДП).

    Последний метод (которым нижнее  будет рассчитана стоимость ОАО  «ВымпелКом») основывается на  том, что потенциальный приобретатель  бизнеса платит за возможность  извлекать доход в кратко- и  среднесрочной перспективе, а  также за возможность последующей  продажи приносящего доход актива.

     Метод ДДП используется в следующих  случаях:

- ожидается,  что будущие уровни денежных  потоков будет существенно отличаться  от текущих;

- предприятие  представляет собой крупный многофункциональный  коммерческий объект;

- потоки  доходов и расходов носят сезонный  характер.

     Среди основных преимуществ метода  ДДП можно выделить следующее:

- позволяет  учесть перспективы развития  бизнеса;

- основан  на ожидаемых будущих доходах,  а также на будущих ожиданиях  расходов, капитальных вложений  и т.д.;

- учитывает  ситуацию на рынке через ставку  дисконта, а также позволяет учесть  риск инвестиций, связанный с  достижением прогнозных результатов;

- позволяет  учесть экономическое устаревание  предприятия в случае превышения  величины рыночной стоимости,  полученной методом чистых активов  над величиной рыночной стоимости,  полученной методом дисконтированных  денежных потоков.  

     Метод реализуется в ряд этапов. Рассмотрим эти этапы и тем  самым реализуем метод ДДП  на примере ОАО «ВымпелКом». 

     1) анализ тенденций развития отрасли,  рынка, компании. Как показал анализ, приведенный во второй главе,  телекоммуникационная отрасль как основа информационной экономики всегда будет привлекательной для инвесторов, являясь приоритетной с точки зрения вложения в нее денежных средств. Сегодня благоприятная макроэкономическая ситуация способствует увеличению спроса наинформационно-комуникационные услуги со стороны физических юридических лиц. Вместе с тем многие участники рынка отмечают насыщение основных сегментов рынка – это касается и сотовой связи. Поэтому дальнейший рост отрасли связан с развитием новых услуг, основанных на использовании технологий сети Интернет, а также дополнительных услуг – на безе существующей инфраструктуры. Анализ рынка сотовой связи демонстрирует, что оцениваемая нами компания входит в состав так называемой «Большой тройки» или федеральных операторов сотовой связи РФ, и совместно с МТС и «Мегафон» контролирует 80 процентов всех абонентов страны и почти 90 процентов всей выручки сотовой связи. А по некоторым показателям ОАО «ВымпелКом» «догоняет» главного лидера «Большой тройки» - МТС.

     2) обоснование продолжительности  прогнозного периода. Как правило,  для обоснования продолжительности  прогнозного периода оценщики  используют различные правила.  В данном случае будет опираться  на то, которое гласит, что прогнозный  период не должен быть существенно  больше, чем анализируемый ретроспективный  период. Поскольку нами проанализирована  отчетность компании ОАО «ВымпелКом»  за 5 лет (2005 – 2009 гг.) выберем в  качестве прогнозного – последующие  четыре года (2010-2013 гг.). 

    3) выбор модели и типа денежного  потока. В качестве модели денежного  потока выберем денежный поток  для инвестированного капитала, позволяющий оценить инвестиционную  стоимость предприятия. Применяя  данную модель, мы условно не  различаем собственный и заемный  капиталы предприятия и считаем  совокупный денежный поток. 

     В качестве типа денежного  потока выберем реальный, т.е.  неучитывающий инфляционные ожидания.

    4) прогнозирование денежных потоков  осуществим методом экстраполирования  тенденций, выявленных в ретроспективном  периоде. В этом случае информационной  основой реализации подхода является  финансовая отчетность компании  и отдельные фрагменты инсайдерской  информации. Этапы прогнозирования  денежного потока:

1. прогнозирование  движения основных фондов.  Прогнозирование  этой статьи денежного потока  основывается на форме № 5 «Приложение  к бухгалтерскому балансу», а  также расчетах коэффициентов  выбытия и поступления (см.Приложение Л). 

     Таким образом, по строке поступление  основных фондов отражаются капитальные  вложения, необходимые для расчета  денежного потока.

2. прогнозирование  амортизационных отчислений. Прогнозирование  амортизации осуществляется на  основе плановых поступлений  и выбытия основных фондов (см.Приложение Л).

3. прогнозирование  выручки. В целом различают  два основных метода прогнозирования  выручки – метод прямого счета  и трендовый метод. Однако прогнозирование  выручки специфично для каждой  компании конкретной отрасли. 

     Важнейшим блоком модели определения  стоимости любой телекоммуникационной  компании, в частности оператора  сотовой связи, является прогнозирование  таких характеристик его клиентской  базы, как средний объем потребления  услуг оператора, средний тариф  (средняя доходная такса) на услугу, средний счет абонента. Данные показатели также называются показателями нагрузки, т.к. отражают удельные значения определенных величин в расчете на одного абонента компании сотовой связи. Для мобильного оператора перечисленные величины отражаются в показателях качественного развития клиентской абонентской базы:

- средний  доход от абонента – APRU;

- среднее  время разговора на абонента  – MOU;

- средняя  цена минуты разговора – APPM.

     Следует отметить, что в отличие  от ряда регулируемых секторов  народного хозяйства (услуги фиксированной  телефонной связи, электроэнергетика  и др.), при моделировании выручки  сотового оператора следует исходить  не из среднего счета тарифа  за услугу APPM, а из среднего счета абонента в месяц ARPU. Это связано с тем, что в отличие от регулируемых услуг, тарифы по которым устанавливаются централизованно Федеральной службой по тарифам (ФСТ), на рынке сотовых телекоммуникаций действуют принципы конкурентного ценообразования.

    Важно отметить, что прогнозирование  данной статьи денежного потока  ограничено недоступностью внутренней  информации компании ОАО «ВымпелКом».  Вследствие этого спрогнозируем  выручку всеми тремя подходами  трендового метода, и осуществим  согласование результатов методом  анализа иерархии. Прогноз выручке ОАО «ВымпелКом» представлен в Приложении Л.

4. прогнозирование  собственного оборотного капитала (далее – СОК). Прогнозирование  данной статьи денежного потока  осуществим на основе выявленных  тенденций изменения оборачиваемости  текущих активов и краткосрочных  обязательств (см.Приложение Л).

5. прогнозирование  операционных затрат. Особенностью  прогнозирования операционных расходов  компаний сотовой связи является  разбивка данной статьи операционного  денежного потока на:

- расходы  на привлечение новых абонентов  – SAC;

- расходы  на удержании абонентов – SRC;

- прочие  операционные расходы. 

      Отсутствие доступа к информации  о расходах ОАО «ВымпелКом»  на привлечение и удержание  абонентов предполагает, что прогнозирование  будет осуществляться на основании  формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому  балансу». Кроме того, поскольку  важнейшим драйвером прибыли  являются снижающиеся затраты  на клиентов и прочих операционных  затрат компании в процентном  отношении к выручке, то прогноз  затрат строится либо по средней  доле в выручке, либо на основе  среднего темпа роста (см.Приложение Л).

6. прогнозирование  чистой прибыли. Чистая прибыль  осуществляется с учетом прогнозируемых  величин выручки и прогнозируемых  затрат, скорректированных на налоговый  корректор (см. Приложение Л).

7. прогнозирование  денежного потока. В соответствии  с выбранной ранее моделью  денежного потока (для всего инвестированного  капитала), а также посредством косвенного метода, денежный поток рассчитывается по формуле (расчеты представлены в Приложении М):  

      ДП =EBIT +Амортизация – Изменение СОК – Капитальные вложения,

            где ДП – денежный поток

                   EBIT – операционная прибыль

     5) определение ставки дисконтирования.  В отношении всего инвестированного  капитала используется ставка  дисконтирования, рассчитанная по  методике средневзвешенной цены  капитал (WACC). В построенной в рамках проводимого исследования модели используется стандартный подход к расчету показателя WACC (см.Приложение М). Цена акционерного капитала рассчитана по модели оценки капитальных активов (CAPM). В качестве безрисковой ставки была взята долгосрочная ставка по рынку ГКО-ОФЗ, равная 7,5 процентов (по состоянию на 25 ноября 2010 г.). Коэффициент бетта расчетным путем равен 1,38, среднерыночная доходность – 22 процента. Для расчета цена заемного капитала была использована средняя расчетная процентная ставка по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам ОАО «ВымпелКом», равная 7,3 процента.

Информация о работе Оценка бизнеса в целях управления стоимостью компании ОАО «ВымпелКом»