Оценка бизнеса в целях управления стоимостью компании ОАО «ВымпелКом»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Работа содержит описание концепции управления стоимостью.Осуществлен финансовый анализ компании ОАО "Вымпелком". И на примере этой компании расчитана стоимость бизнеса с помощью показателя EVA

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 5
1 Стоимость компании как современная концепция финансового менеджмента………………...……………………………………...
6
1.1 Сущность концепции управления стоимостью компании……… 6
1.2 Содержание понятия «стоимость бизнеса»……………………… 7
1.3 Оценка как инструмент управления стоимостью бизнеса.……... 9
1.4 Подходы и методы оценки стоимости бизнеса для целей управления компанией…..…………………………………………
11
2 Анализ основных тенденций развития объекта оценка (ОАО «ВымпелКом»)…………………… ………………………………..
13
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ВымпелКом»…………………………….……………..………….
13
2.2 Финансовый анализ компании ОАО «ВымпелКом»…................. 15
2.3 Анализ телекоммуникационной отрасли РФ….…………………. 18
2.4 Анализ рынка сотовой связи РФ………………………………….. 20
3 Развитие методологического инструментария оценки стоимости бизнеса в целях управления компанией……………...
23
3.1 Определение стоимости компании ОАО «ВымпелКом» методом дисконтированных денежных потоков…………………
23
3.2 Демонстрация преимуществ оценки стоимости бизнеса на основе показателя EVA на примере ОАО «ВымпелКом»……….
27
Заключение……………………………………………………………………. 30
Список использованных источников……………………………………....... 31
Приложение А Этапы внедрения системы управления стоимостью на предприятии……………………………………………….
33
Приложение Б Определение факторов стоимости на разных уровнях…. 34
Приложение В Основные преимущества и недостатки подходов к оценке бизнеса……………………………………………
35
Приложение Г Анализ организационно-экономической характеристики ОАО «ВымпелКом»…………………….
36
Приложение Д Аналитические показатели, рекомендованные Министерством экономического развития и торговли РФ..........................................................................................
37
Приложение Е Финансовый анализ ОАО «ВымпелКом»……………… 39
Приложение Ж Анализ основных показателей развития телекоммуникационной отрасли РФ……………………..
41
Приложение И Структура доходов операторов связи в 2009 г………….. 44
Приложение К Анализ основных тенденций рынка сотовой связи РФ… 45
Приложение Л Прогнозирование основных элементов денежного потока ОАО «ВымпелКом»………………………………
49
Приложение М Расчет операционной прибыли, денежного потока и ставки дисконтирования ОАО «ВымпелКом»…………..
53
Приложение Н Расчет показателя EVA компании ОАО «ВымпелКом».. 54
Приложение П «Дерево стоимости» оператора сотовой связи………...... 55
Приложение Р Пример анализа чувствительности стоимости компании сотовой связи к изменению ключевых факторов стоимости…………………………………………………..

56
Приложение С Бухгалтерская отчетность ОАО «ВымпелКом» за 2005-2009 гг……………………………………………………...
57

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 178.46 Кб (Скачать)

  Для акционерных обществ, акции которых  котируются на фондовой бирже, действительная стоимость этих бизнес-структур считается  равной биржевой (бумажной) стоимости  таких компаний. В качестве синонима бумажной стоимости публичных акционерных  обществ почти всегда используется термин «капитализация». Капитализация  акционерного общества зависит от рыночной конъюнктуры и практически не зависит от персональных способностей того, кто ее оценивает. Меняется ситуация, меняется и капитализация. Таким  образом, капитализация, истинная стоимость  и авторизованная стоимость  - вещи совершенно разные.

  Главная трудность в оценке бизнеса заключается  в том, что оценке подлежит состояние  бизнеса. Но у состояния два смысла: состояние как финансово –  экономическое положение фирмы  и состояние как выражение  ее богатства. Такой подход к пониманию  объекта оценки вбирает фундаментальные  факторы действительной стоимости  бизнеса. В последнем случае состояние  представляет потенциал благополучия, предоставляемого фирмой, в первом - состояние отвечает на вопрос, как  потенциал используется [8]. В этом заключается различие и единство интересов собственников фирмы и ее управляющих. Все они в конечном сете заинтересованы в наращивании стоимости, которая выступает сегодня фундаментом системы мотивации всех заинтересованных сторон.

  В своей книги «Стоимость компаний: оценка и управление» Т.Коупленд и его соавторы отметили, что важную роль в управлении стоимостью играет глубокое понимание того, какие именно параметры деятельности фактически определяют стоимость бизнеса. Это, прежде всего, так называемые ключевыми факторами стоимости. Знать их важно по двум причинам. Во-первых, организация не может работать непосредственно со стоимостью. Она вынуждена заниматься тем, на что способна влиять, — например, удовлетворением запросов потребителей, себестоимостью, капитальными вложениями и т. д. Во-вторых, именно эти факторы стоимости помогают менеджерам высшего эшелона понять, что происходит на всех остальных уровнях организации, и донести до них свои планы и намерения [2]. Уровни использования факторов стоимости представлены в Приложении Б.

  Всего несколько лет назад лишь ограниченный круг финансовых аналитиков и топ-менеджеров российских компаний четко представлял  себе, что такое "стоимость компании", однако процесс интеграции российской экономики в мировую рыночную систему не только протекает в  сфере чисто материальной, но и  оказывает влияние на систему  нашего корпоративного мышления, вследствие чего все большее число российских компаний управляются с использованием стоимостных оценок предлагаемых стратегий  развития.  

  1.3 Оценка как инструмент  управления стоимостью  бизнеса 

  Сегодня управление стоимостью предприятия  является одной из наиболее популярных концепций менеджмента. По тому, строится или нет менеджмент на предприятии  на данной концепции, сейчас в мире судят о степени соответствия менеджмента мировым стандартам.

  Концепция управления стоимостью предприятия  предполагает, что менеджеры фирмы  нацеливаются на действия и управленческие решения, которые не столько увеличивают  текущие либо надежно планируемые  на ближайшие периоды прибыли  фирмы, сколько создают основу для  получения гораздо больших и  даже, возможно, четко не прогнозируемых прибылей в более отдаленном будущем, что, однако, способно резко повысить текущую или будущую рыночную стоимость компании.

  В реальной управленческой практике на рыночную стоимость компании и долей  в ней могут повлиять конкретные инвестиционные проекты связанные, как правило, с созданием и  освоением продуктовых и процессных инноваций. Такие инвестиционные проекты  по разработке и внедрению новых  видов продукции (товаров, услуг), а  также новых технологических  процессов и оборудования обычно называются инновационными проектами. Именно они способны принести компании дополнительные прибыли и денежные потоки. Но они же, будучи достаточно дорогостоящими, из-за маркетинговых  и научно-технических ошибок способны принести компании огромные убытки, причем тем большие, чем более радикально новые продукты или процессы создаются  и осваиваются.

  Если  бы участники фондового рынка  с самого начала реализации таких  проектов знали о них и том, с каким успехом они осуществляются в компании, и если компания является открытой (с размещенными и торгуемыми на рынке акциями), то фондовый рынок  сам реагировал бы изменением рыночной стоимости акций компании на факт проведения и степень эффективности  этих проектов. Управленческие решения  можно было бы постоянно корректировать в зависимости от поведения фондового  рынка. Фондовый рынок при этом использовался  бы как коллективный эксперт коммерческой перспективности того или иного  инновационного либо реорганизационного проекта.

  Однако  так построить деятельность менеджмента  компании, к сожалению, невозможно по двум причинам.

  Во-первых, даже если компания уже является открытой, она не может позволить себе раньше времени публиковать сведения о  своих инновационных и реорганизационных  проектах, т. к. это может служить  сигналом для контрдействий конкурентов.

  Во-вторых, компания вообще может быть формально  или фактически закрытой.

  Поэтому в целях решения задач менеджмента  необходимо прибегать к оценке того, как реализуемые проекты (каждый по отдельности) влияют на текущую оценочную (обоснованную рыночную) и, применительно  к разным будущим моментам времени, прогнозируемую действительную рыночную стоимость компании. Именно эти оценки и должны будут определять управленческие решения по развитию либо остановке  соответствующих инновационных  и реорганизационных проектов.

  Для этого менеджерам необходимо прибегать  к услугам оценщиков бизнеса. Современное развитие методов оценки бизнеса как раз и идет в  направлении удовлетворения требований современного менеджмента.

  Определять  стоимость можно различными путями. Выбор в большей степени зависит  от взглядов оценщика и менеджера  на суть происходящего в экономике. На сегодняшний день хорошо разработанными являются методы оценки, основанные на концепции денежных потоков и  имущественные методы.

  Таким образом, роль оценки бизнеса в практическом управлении стоимостью предприятия заключается:

  1) в обеспечении постоянного мониторинга  за тем, как те или иные  решения по управлению инновационными  проектами влияют на оценочную  текущую и прогнозируемую будущую  рыночную стоимость компании-инноватора  и/или ее имущественного комплекса; 

  2) в регулярной более точной  комплексной оценке конкретных  цифр указанных видов стоимости. 

  Анализируя  результаты этих оценки, менеджеры  перестраивают управление компанией  и ее проектами. 

    1.4 Подходы и методы оценки стоимости бизнеса для целей управления компанией 

    Как известно, независимая оценка является важным инструментом управления, а повышение стоимости предприятия — один из показателей роста доходов его собственников и, соответственно, периодическое определение стоимости бизнеса можно использовать для оценки эффективности управления предприятием.

     На этапе процесса оценки «Выбор и применение подходов к оценке» выбирается один или несколько подходов к оценке, применимых в конкретной ситуации. Отказ от использования какого-либо подхода необходимо обосновать. Традиционных подходов к оценке три: сравнительный, затратный и доходный. Каждый подход позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта и подразумевает свои методы и условия.

     При оценке с позиции доходного подхода основным фактором, определяющим величину стоимости объекта, считается доход. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. В рамках доходного подхода выделяют два основополагающих метода – метод капитализации прибыли и метод дисконтированных денежных потоков.

     Сравнительный подход дает наиболее точные результаты, если существует активный рынок аналогичных объектов собственности. В целом все три подхода взаимосвязаны. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса основан на использовании следующих методов: метод сделок, метод рынка капиталов, метод отраслевых коэффициентов.

    В рамках имущественного подхода  к оценке бизнеса выделяют  метод накопленных активов, метод  чистых активов и метод реальных  опционов.

    При анализе подходов и методов  к оценке бизнеса важно рассмотрение  этих категорий с точки зрения  преимуществ и недостатков их  применения в оценке. Данный аспект  мы рассмотрим ниже, опираясь  на выводы, предложенные Рудгайзером А.М. Начнем с недостатков классических подходов в оценке.     

     Использование бухгалтерской отчетности в рамках затратного подхода связано с преодолением определенных трудностей. Для получения данных о рыночной стоимости активов наибольшие сложности вызывает такая позиция бухгалтерского баланса, как нематериальные активы. Чаще всего эта позиция отчетности предприятия либо вообще оказывается незаполненной, либо представленные там цифры, по меньшей мере, сомнительны. Между тем отсутствие нематериальных активов на балансе у предприятия отнюдь не означает, что в действительности оно их не использует [4].

     Помимо проблем условий применения данных бухгалтерского учета в рамках затратного подхода, непосредственно связанных с таким учетом, можно выделить и иные проблемы. К примеру, затратный подход статичен, т.е. при применении его непосредственном использовании обычно совсем не учитывают динамику изменения стоимости активов. Между тем иногда такая информация оказывается полезной.

     В рамках сравнительного подхода для получения стоимости оцениваемой компании по данным о сделках с другими компаниями используются различные мультипликаторы. При выборе того или иного мультипликатора среди характеристик компаний следует найти такие, которые в наибольшей степени квалифицируют его стоимость, и применить соответствующие мультипликаторы. На практике же недостаточно обоснованный выбор одних и игнорирование других мультипликаторов может привести к искажению конечных результатов.

     При отборе компаний-аналогов, по  которым вычисляются мультипликаторы,  возникает вопрос о достоверности  информации относительно их капитализации.  Хотя эта, а также смежные  с ней проблемы, актуальны и  для развитых рынков, еще в  большей степени подобные проблемы  характерны для рынков, подобных  российскому. 

   Стоимость компании в сравнительном  подходе определяется не ее  потенциалом, а прошлыми достижениями. Это представляется некорректным  особенно в условиях того, что  бизнес – это инвестиционный  проект, где обязательным является  учет будущей деятельности компании.

    И очень важно заметить, тот  факт, что получение информации  от предприятий-аналогов является  сложным и дорогостоящим процессом.

    Одной из признанных проблем доходного подхода, несомненно, является прогноз будущих доходов. В основе любого, сколько-нибудь обоснованного прогноза будущих доходов предприятия лежит предположение о достаточной уверенности в перспективах развития оцениваемой компании. Здесь особенно важно обоснование условий развития компании в перспективном периоде. Другой серьезной проблемой является необходимость обоснования величины стоимости капитала (ставки дисконтирования) при использовании доходного подхода и связанным с ним хорошо известным соотношением коэффициента капитализации. И хотя существуют различные способы определения ставки дисконтирования, все они, однако, не лишены недостатков.

    Для демонстрации основных преимуществ  подходов представим данную информацию  в табличной форме, обобщив  также сведения об основных недостатках классических подходов (см.Приложение В).

     Таким образом, можно говорить, что использование того или  иного подхода связано с теми  или иными трудностями в оценке  стоимости бизнеса. Конкретные методы оценки в рамках каждого из этих подходов выбираются в соответствии с особенностями ситуации (экономические особенности оцениваемого объекта, цели оценки и др.). При выборе подхода учитывается, что подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, но каждый имеет дело с различными аспектами рынка.  
 

   

    2 Анализ основных тенденций развития объекта оценка (ОАО «ВымпелКом»)

Информация о работе Оценка бизнеса в целях управления стоимостью компании ОАО «ВымпелКом»