Оценка стоимости бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассматривается не только российский опыт в определении стоимости компаний, но и международный и возможности его использования в российских условиях. Сделан вывод о том, что ввиду целого ряда рисков, присущих российской экономике и фондовому рынку, несовершенства бухгалтерского учета, особенностей законодательства о корпоративном управлении прямое применение классических методов оценки компаний подчас невозможно. Последнее связано не с изъянами применяемых в международной практике (в частности в США) методов, а сложностью нахождения российских эквивалентов исходных данных, используемых при оценке компаний в других странах.

Оглавление

Введение
Цели оценки стоимости бизнеса
Виды стоимости
Факторы, влияющие на стоимость
Требования к проведению оценки
Подходы к оценке бизнеса
Доходный подход
Метод прямой капитализации
Метод дисконтирования денежный потоков
Сравнительный подход. Метод рыночных сравнений
Затратный подход
Метод оценки условных требований
Заключение
Список литературы
Практическая часть

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota._Otsenka_stoimosti_biznesa_(Rossiyskiy_i_mejdunarodnyiy_opyit).doc

— 362.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение

Цели оценки стоимости  бизнеса

Виды стоимости

Факторы, влияющие на стоимость

Требования к проведению оценки

Подходы к оценке бизнеса

   Доходный подход

      Метод  прямой капитализации

      Метод  дисконтирования денежный потоков

   Сравнительный  подход. Метод рыночных сравнений

   Затратный подход

   Метод оценки  условных требований

Заключение

Список литературы

Практическая часть


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Скажи мне, сколько ты стоишь, и  я скажу, кто ты». Эта преисполненная здорового цинизма интерпретация известной поговорки весьма распространена в мире бизнеса, особенно на Западе. С предпринимателем, который не может сказать, сколько стоит его бизнес, невозможно вести серьезные переговоры об инвестициях, кредитовании, осуществлении совместных проектов. Это аксиома. Однако в России до недавнего времени о ней предпочитали не вспоминать - слишком быстро все меняется в нашей стране: богатейшие компании и банки вдруг становятся банкротами, а их место моментально занимают вчера еще никому не известные новички. Какие уж тут объективные оценки!

И только совсем недавно российские предприниматели начали понимать, что  именно в условиях такой неопределенности особенно важно знать, сколько стоит  сегодня и будет стоить завтра их бизнес.

Середина 1990-х годов стала временем зарождения и бурного развития фондового рынка в России. С окончанием «ваучерной» приватизации началось перераспределение собственности, в ходе которого значительные (или контрольные) пакеты акций начали приобретать профессиональные инвесторы, а также компании — лидеры своих отраслей. Появилось как минимум три категории людей, заинтересованных в правильном понимании стоимости компаний и методов ее оценки: владельцы предприятий, руководство компаний и профессиональные участники фондового рынка.

В работе рассматривается  не только российский опыт в определении  стоимости  компаний, но и международный и возможности его использования в российских условиях. Сделан вывод о том, что ввиду целого ряда рисков, присущих российской экономике и фондовому рынку, несовершенства бухгалтерского учета, особенностей законодательства о корпоративном управлении прямое применение классических методов оценки компаний подчас невозможно. Последнее связано не с изъянами применяемых в международной практике (в частности в США) методов, а сложностью нахождения российских эквивалентов исходных данных, используемых при оценке компаний в других странах.

Актуальность данной темы связана с высокой потребностью российской экономики в капиталовложениях. Стоимость компании является интегральным показателем эффективности любого открытого акционерного общества, качества его руководства. С другой стороны, чем больше стоимость компании, тем больше (при прочих равных условиях) объем инвестиций, на который она может претендовать.

По моему мнению, значительная доля руководителей компаний, не имеющих  профессионального экономического образования, их слабое знакомство с  теорией корпоративных финансов, российская специфика - все это приводит к тому, что при принятии инвестиционных решений в России фундаментальный анализ приобретаемых активов подчас не проводится. В то же время понимание методов оценки компаний (или инвестиционного проекта, вообще любого актива), в т.ч. в российских условиях, необходимо каждому инвестору, каждому руководителю предприятия. Без четкого представления у всех основных игроков на рынке о факторах, влияющих на стоимость фирмы (и причинах, по которым эту стоимость надо повышать), значительные инвестиции и развитие экономики в современных условиях просто невозможны.

Основа российской экономики, сохранившаяся с советских времен, неэффективна и не приспособлена к рыночным условиям. По моему мнению, для того, чтобы стать конкурентоспособной, экономика России, кроме всего прочего, должна пройти через эпоху слияний, поглощений и ликвидации, подобную той, через которую прошли в свое время США и другие развитые страны. В России начало этой эпохе    положено в конце 1990-х годов. А в последнее время российский рынок слияний и поглощений растет огромными темпами. Однообразной статистики по подобного рода операциям нет – разные исследователи дают различную информацию на этот счет, поскольку пользуются разными методологиями. Так, по данным компании Thomson Financial, за первые девять месяцев 2003г. совокупный объем сделок слияний и поглощений вырос в десять раз и достиг $30,4 млрд.1, что позволило России выйти на пятое место в Европе по этому показателю.

M&A2 требуют объективного представления о    стоимости приобретаемой компании. Так, одна из основных задач американских    инвестиционных банков, обслуживающих слияние или поглощение, - договориться о «справедливой» цене сделки и убедить в ее разумности стороны. Законодательство США, например, предусматривает ответственность руководства компании в случае, если цена сделки слияния или поглощения оказалась невыгодной для акционеров. Некоторые шаги в данном направлении сделаны и в России. По моему мнению, после кризиса 1998 года, когда объем операций на российском фондовом рынке резко сократился, роль фундаментального анализа стоимости компаний (в отличие от исследования рыночных котировок) резко повысилась.

 

Наиболее актуальной и  интересной, по моему мнению, стала  применяемая в США оценка стоимости компаний, а также способы использования американского опыта в российских условиях.

Основная цель на настоящий  момент состоит в адаптации международного  опыта оценки стоимости компаний к современным особенностям российской экономики. Теория оценки капитальных активов в целом и стоимости компаний в частности является в основном обобщением и научной основой опыта фондового рынка США. Теории оценки стоимости компаний посвящено немало работ американских ученых. Основы портфельной теории изложены в исследовании американца Г. Марковича «Выбор портфеля» в 1952 году. Некоторые поправки в его модель внесены Д. Тобином в 1958 году. Оценке активов (в т.ч. акций компаний) посвящены работы У. Шарпа (автор модели оценки капитальных активов - САРМ}, М. Гордона (влияние дивидендной политики на стоимость фирмы), М. Миллера и Ф. Модильяни (влияние структуры капитала на стоимость фирмы). Основы современной теории опционов (она применяется в том числе и для оценки компаний) изложены в работе американцев Ф. Блэка и М. Скоулза «Оценка опционов и корпоративных обязательств» (1973).

Безусловно, американская практика оценки компаний нуждается в адаптации к  особенностям российской экономики, в частности в области разработки   предложений   по   оценке   денежных   потоков   российских компаний, а также при выборе адекватной ставки дисконта. Применительно к российской практике необходимо рассматривать способы исключения влияния инфляции на показатели финансовой отчетности при оценке компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели оценки стоимости бизнеса

 

"Метод оценки должен  определяться причинами ее проведения»1

Прежде чем приступать к выбору  подходов и методов, применяемых в процессе оценки бизнеса необходимо четко понимать, что весь процесс оценки напрямую зависит от причин ее побудивших и целей ею преследуемых. При этом один и тот же объект на одну дату обладает разной стоимостью в зависимость от целей его оценки, и стоимость определяется различными методами.

Сначала необходимо определяется, для каких целей может проводиться оценка бизнеса, а затем выясняются причины такого различия. В таблице 1 приведена примерная классификация существующих целей оценки бизнеса со стороны различных субъектов:

Таблица 1

Субъект оценки

Цели оценки

 

Предприятие как юридическое  лицо

Обеспечение экономической  безопасности

Разработка планов развития предприятия

Выпуск акций

Оценка эффективности менеджмента

 

 

 

Собственник

Выбор варианта распоряжения собственностью

Составление объединительных  и разделительных балансов при реструктуризации

Обоснование цены купли-продажи  предприятия или его доли

Установление размера  выручки при упорядоченной ликвидации предприятия

 

Кредитные учреждения

Проверка финансовой дееспособности заемщика

Определение размера  ссуды, выдаваемой под залог

Страховые компании

Установление размера  страхового взноса

Определение суммы страховых  выплат

 

Фондовые биржи

Расчет конъюнктурных  характеристик

Проверка обоснованности котировок ценных бумаг

 

 

Инвесторы

Проверка целесообразности инвестиционных вложений

Определения допустимой цены покупки предприятия с целью  включения его в инвестиционный проект

 

 

Государственные органы

Подготовка предприятия  к приватизации

Определение облагаемой базы для различных видов налогов

Установление выручки  от принудительной ликвидации через  процедуру банкротства

Оценка для судебных целей


 

Из таблицы 1 видно, насколько различны цели оценки. Может ли стоимость приобретения предприятия для реализации инвестиционного проекта быть равной стоимости принудительного банкротства, или суммарная стоимость акций реальной стоимости бизнеса по его активам? Да может, но только в очень редких случаях.

В действительности искомая стоимость  бизнеса будет коррелироваться  с целью проводимой оценки через  саму стоимость. Так как различные  цели оценки предполагают поиск различного вида стоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды стоимости

 

Стоимость – лучшая мера результатов  деятельности потому, что ее оценка требует полной информации. Чтобы  понять, как создается стоимость, необходимо мыслить долгосрочными  категориями; управлять всеми денежными  потоками, относящимися к счету прибылей и убытков, и к балансу; уметь сравнивать между собой денежные потоки за различные периоды времени с поправкой на соответствующий риск.

Существует необычайно прочная  взаимосвязь между рыночной стоимостью компании и ее дисконтированными  денежными потоками. Стоимость не бывает краткосрочной в отличие от других показателей. Прибыль в расчете на акцию или рентабельность акционерного капитала, как правило, дают очень близорукий взгляд на вещи – в них закладывается информация в лучшем случае на несколько последующих лет.

 

В зависимости от цели проводимой оценки, количества и подбора учитываемых  факторов оценщик рассчитывает различные  виды стоимости.

Стоимость – это денежный эквивалент, который покупатель готов обменять на какой-либо предмет или объект. Стоимость отличается от цены и затрат.

По степени рыночности различают  рыночную стоимость и нормативно рассчитываемую стоимость.

Под рыночной стоимостью, согласно международным  стандартам оценки, понимается расчетная  величина, равная денежной сумме, за которую  имущество должно переходить из рук в руки на дату оценки между добровольным покупателем и добровольным продавцом в результате коммерческой сделки после адекватного маркетинга, при этом полагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения.

 

Рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена при осуществлении сделки между типичным покупателем и продавцом. Определение отражает тот факт, что рыночная стоимость рассчитывается исходя из ситуации на рынке на конкретную дату, поэтому при изменении рыночных условий рыночная стоимость будет меняться. На покупателя и продавца не оказывается внешнее давление, и поэтому обе Стороны достаточно информированы о сущности и характеристике продаваемого имущества.

В некоторых случаях рыночная стоимость  может выражаться отрицательной величиной. Например, это может быть в случае оценки устаревших объектов недвижимости, сумма затрат на снос которых превышает стоимость земельного участка, или в случае оценки экологически благоприятных объектов.

Нормативно рассчитываемая стоимость – это стоимость объекта собственности, рассчитываемая на основе методик и нормативов, утвержденных соответствующими органами (Госкомимуществом, Госкомстатом, Роскомземом). При этом применяются единые шкалы нормативов. Как правило, нормативно рассчитываемая стоимость не совпадает с величиной рыночной стоимости, однако нормативы периодически обновляются в соответствии с базой рыночной стоимости.

С точки зрения оценки различают

  • Рыночную
  • Инвестиционную
  • Страховую
  • Налогооблагаемую
  • Утилизационную стоимости.

При оценке собственности как объекта  продажи на открытом рынке используется рыночная стоимость.

При обосновании инвестиционных проектов рассчитывают инвестиционную стоимость  – это стоимость собственности  для конкретного инвестора при  определенных целях инвестирования.

В отличие от рыночной стоимости, определяемой мотивами поведения типичного покупателя и продавца, инвестиционная стоимость  зависит от индивидуальных требований к инвестициям, предъявляемых конкретным инвестором.

Существует ряд причин, по которым инвестиционная стоимость может отличаться от рыночной. Основными причинами могут быть различия в оценке будущей прибыльности; в представлениях о степени риска; в налоговой ситуации; в сочетаемости с другими объектами, принадлежащими владельцу или контролируемыми им.

Страховая стоимость – стоимость собственности, определяемая положениями страхового контракта или полиса.

Налогооблагаемая стоимость – стоимость, рассчитываемая на базе определений, содержащихся в соответствующих нормативных документах, относящихся к налогообложению собственности.

Утилизационная (скраповая) стоимость – стоимость объекта собственности (за исключением земельного участка), рассматриваемая как совокупная стоимость материалов, содержащаяся в нем, без дополнительного ремонта.

В зависимости от характера аналога  различают стоимость воспроизводства  и стоимость замещения.

Стоимость воспроизводства – это стоимость объекта собственности, создаваемой по той же планировке и их тех же материалов, что и оцениваемая, но по ныне действующим ценам.

Информация о работе Оценка стоимости бизнеса