Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:51, курсовая работа
В работе рассматривается не только российский опыт в определении стоимости компаний, но и международный и возможности его использования в российских условиях. Сделан вывод о том, что ввиду целого ряда рисков, присущих российской экономике и фондовому рынку, несовершенства бухгалтерского учета, особенностей законодательства о корпоративном управлении прямое применение классических методов оценки компаний подчас невозможно. Последнее связано не с изъянами применяемых в международной практике (в частности в США) методов, а сложностью нахождения российских эквивалентов исходных данных, используемых при оценке компаний в других странах.
Введение
Цели оценки стоимости бизнеса
Виды стоимости
Факторы, влияющие на стоимость
Требования к проведению оценки
Подходы к оценке бизнеса
Доходный подход
Метод прямой капитализации
Метод дисконтирования денежный потоков
Сравнительный подход. Метод рыночных сравнений
Затратный подход
Метод оценки условных требований
Заключение
Список литературы
Практическая часть
Считается, что доходный подход является наиболее приемлемым для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратные подходы. В некоторых случаях они являются более точными и эффективными.
Сравнительный подход особенно эффективен в случае существования активного рынка сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Действенность такого подхода снижается, если сделок было мало и моменты совершения и оценки разделяет продолжительный период, если рынок находится в аномальном состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей.
Для сравнения выбирают конкурирующие
с оцениваемым бизнесом объекты.
Обычно между ними существуют различия,
поэтому следует повести
Затратный подход наиболее применим для оценки объектов специального назначения, а также нового строительства, для определения варианта наилучшего и наиболее эффективного использования земли, а также в целях страхования. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Данный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками, или устаревших объектов.
В целом все три подхода
При выборе подхода перед оценщиком
открываются различные
Вышеназванные подходы аналогичны подходам, предложенным стандартами по оценке бизнеса ASA (Американского Общества оценщиков).
Стандарт BSV-I дает следующее определения этим подходам:
Каждый из трех рассмотренных подходов предполагает использование при оценке присущих ему методов.
Проводя выбор подхода для проведения процесса оценки бизнеса необходимо представлять преимущества и недостатки, которые несет в себе каждый подход и метод.
Подход | |||
Рыночный |
Доходный |
Накопления активов | |
Преимущества |
Полностью рыночный метод |
Единственный метод, учитывающий будущие ожидания |
Основывается на реально существующих активах |
Отражает нынешнюю реальную практику покупки |
Учитывает рыночный аспект (дисконт рыночный) |
Особенно пригоден для некоторых видов компаний | |
Учитывает экономическое устаревание |
|||
Недостатки |
Основан на прошлом. Нет учета будущих ожиданий |
Трудоемкий прогноз |
Частично не учитывает стоимость нематериальных активов и goodwill4 |
Необходим целый ряд поправок |
Частично носит вероятностный характер |
||
Труднодоступные данные |
Доходный подход к оценке бизнеса:
Доходный подход к оценке бизнеса состоит в том, чтобы определять стоимость предприятия на основе тех доходов, которые оно способно в будущем принести своему владельцу (владельцам), включая выручку от продаж того имущества («нефункционирующих» или «избыточных» активов), которые не понадобятся для получения этих доходов.
Будущие доходы (чистые, т.е. очищенные от затрат) предприятия оцениваются и суммируются с учетом времени их появления, т.е. того факта, что владелец (владельцы) предприятия сможет их получить лишь позднее. Добавляемая к указанным доходам стоимость «нефункционирующих» («избыточных») активов учитывается на уровне их рыночной (не балансовой) стоимости – точнее, как вероятная цена их срочной (в течение текущего периода) продажи.
Применительно к общепринятым стандартам оценки бизнеса максимально приемлемая для любого потенциального покупателя (инвестора) стоимость предприятия, определенная согласно доходному подходу к оценке бизнеса, представляет собой сумму всех приведенных по факту времени доходов с бизнеса (с инвестиции), которые может получить предприятие и его владелец (владельцы). Иначе говоря. Действует принцип: за бизнес заплатят по максимуму столько, сколько он сможет принести дохода (полезности) покупателю. Капиталовложения, сделанные ранее в бизнес прежним владельцем (владельцами), не имеют, таким образом, отношения к оценке бизнеса.
Если оценивать предприятие по стандарту обоснованной рыночной стоимости бизнеса, который требует использования для оценки общедоступной и характерной для конкурентных рынков капитала (бизнесов) информации о предприятия, то естественно считать, что оценочная рыночная стоимость предприятия равняется его максимально приемлемой для покупателя цене.
В реальной жизни оценка бизнеса согласно доходному подходу к нему дает величину, относительно которой инвестор будет пытаться добиться более низкой цены приобретения этого бизнеса (его доли), тем самым делая свои инвестиции в предприятие более выгодными, чем альтернативное и сопоставимое по рискам вложение тех же средств.
Доходный подход является основным для оценки рыночной стоимости действующих предприятий (on-going-concerns), которые и после их перепродажи новым владельцам не планируется закрывать (ликвидировать).
Метод прямой капитализации «..помогает инвестору сориентироваться в привлекательности бизнеса, следовательно, в его доходности. Помогает понять, чего можно ожидать от покупки в будущем»5. Главный недостаток метода в том, что при его применении не учитывается стоимость материальных и нематериальных активов. Они привлекательны только с точки зрения получения дохода. В методе капитализации для определения стоимости величина годового дохода компании делится на ставку капитализации (отношение рыночной стоимости имущества к приносимому им чистому доходу):
V = D/R
Где V – стоимость бизнеса;
D – чистый доход компании за год
R – ставка капитализации
Ставка капитализации для
С математической точки зрения ставка капитализации – это делитель, который применяется для преобразования величины прибыли или денежного потока за один период времени в показатель стоимости.
Таким образом, чтобы определить адекватную ставку капитализации, нужно сначала рассчитать соответствующую ставку дисконта. (методики определения ставки дисконта приведены ниже при рассмотрении модели DCF.)
Метод дисконтированных денежных потоков
Наиболее признанным в США и других развитых странах методом оценки компаний является метод дисконтированных денежных потоков (discounted cash flows (DCF) model).
Этот метод основывается на достаточно очевидном факте: рубль, полученный сегодня, стоит дороже, чем рубль, который вам должны заплатить, например, через месяц. Хотя бы потому, что на этот месяц вы можете пустить его в оборот или просто положить в банк, получив за месяц дополнительный доход.
Использование метода DCF дает значительные преимущества. Он позволяет учитывать все будущие денежные потоки компании, а не только прибыли или продажи. Результаты оценки практически не подвержены влиянию различий в бухгалтерском учете. Данный факт связан с тем, что метод по сути схож с кассовым учетом. В нем имеет значение лишь то, идут ли деньги в компанию или из нее.
Денежный поток за конкретный период (год, квартал, месяц) представляет собой ни что иное, как сальдо поступлений по бизнесу (со знаком «плюс») и платежей (со знаком «минус»).
Прошлые денежные потоки учитываются просто как такие показатели, которые содержатся в отчете предприятия о движении денежных средств.
Будущие денежные потоки, обеспечиваемые бизнесом, прогнозируются на основе чистых прибылей от бизнеса (валового дохода за минусом операционных издержек, процентов за кредит и налога на прибыль) с корректировкой их таким образом, чтобы максимально отразить вероятное в том или ином будущем периоде сальдо поступлений и платежей.
Главные преимущества оценки бизнеса, в рамках доходного подхода, с опорой на прогноз денежных потоков, заключается в следующем:
В мировой практике, как отмечалось ранее, метод дисконтированных денежных потоков используется чаще других. Он точнее других определяет рыночную стоимость предприятия, а следовательно более интересен для инвестора. Но метод DCF необходимо использовать с оглядкой на результаты оценки другими способами. По мнению специалистов из «Ай Ти Инвест»7 именно данный метод дает наибольший простор для увеличения стоимости предприятия. «Стоит увеличить горизонт планирования, а ставку дисконтирования уменьшить, как можно получить оценку, превосходящую предыдущую в два-три раза. Другие методы дают меньшее поле для подобного маневра, поэтому именно на них необходимо ориентироваться покупателю. И в любом случае не полагаться на число, полученное на основании одного метода.»
Денежный
поток как термин является буквальным
переводом с английского “cash-
Метод DFC может быть использован для оценки любого действующего предприятия.
Основные этапы оценки стоимости бизнеса методом DFC:
1. Выбор модели денежного потока.
В общем виде принятая в международной практике схема расчета денежного потока распадается на две стадии.
Первая - это вывод показателя чистой прибыли после уплаты налогов.
|
Валовая выручка |
Минус |
Себестоимость реализованной продукции |
Минус |
Административные и накладные расходы и издержки на реализацию |
Минус |
Амортизационные отчисления |
Минус |
Платежи процентов по долгосрочной задолженности |
Минус |
Налог на прибыль |
Итого |
Чистая прибыль после уплаты налогов |