Оценка стоимости бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассматривается не только российский опыт в определении стоимости компаний, но и международный и возможности его использования в российских условиях. Сделан вывод о том, что ввиду целого ряда рисков, присущих российской экономике и фондовому рынку, несовершенства бухгалтерского учета, особенностей законодательства о корпоративном управлении прямое применение классических методов оценки компаний подчас невозможно. Последнее связано не с изъянами применяемых в международной практике (в частности в США) методов, а сложностью нахождения российских эквивалентов исходных данных, используемых при оценке компаний в других странах.

Оглавление

Введение
Цели оценки стоимости бизнеса
Виды стоимости
Факторы, влияющие на стоимость
Требования к проведению оценки
Подходы к оценке бизнеса
Доходный подход
Метод прямой капитализации
Метод дисконтирования денежный потоков
Сравнительный подход. Метод рыночных сравнений
Затратный подход
Метод оценки условных требований
Заключение
Список литературы
Практическая часть

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota._Otsenka_stoimosti_biznesa_(Rossiyskiy_i_mejdunarodnyiy_opyit).doc

— 362.00 Кб (Скачать)

Считается, что доходный подход является наиболее приемлемым для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также  сравнительный и затратные подходы. В некоторых случаях они являются более точными и эффективными.

Сравнительный подход особенно эффективен в случае существования активного рынка сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Действенность такого подхода снижается, если сделок было мало и моменты совершения и оценки разделяет продолжительный период, если рынок находится в аномальном состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей.

Для сравнения выбирают конкурирующие  с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому следует повести соответствующую  корректировку данных.

Затратный подход наиболее применим для оценки объектов специального назначения, а также нового строительства, для определения варианта наилучшего и наиболее эффективного использования земли, а также в целях страхования. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Данный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками, или устаревших объектов.

В целом все три подхода взаимосвязаны. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, основными для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. Доходный подход требует использования коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.

При выборе подхода перед оценщиком  открываются различные перспективы. Хотя это подходы основываются на данных, собранных на одном и том  же рынке, каждый имеет дело с различными аспектами рынка. На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.

Вышеназванные подходы аналогичны подходам, предложенным стандартами  по оценке бизнеса ASA (Американского Общества оценщиков).

Стандарт BSV-I дает следующее определения этим подходам:

  • Рыночный подход (market approach) – общий способ определения стоимости предприятия и/или его собственного капитала, в рамках которого используется один или более методов, основанных на сравнении данного предприятия с аналогичными уже проданными капиталовложениями. (сам подход регламентируется стандартом BSV-VI)
  • Доходный подход (income approach) – общий способ определения стоимости предприятия и/или его собственного капитала, в рамках которого используется один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых доходов (сам подход регламентируется стандартом BSV-VII).
  • Подход на основе активов (asset based approach) – общий способ определения стоимости предприятия и/или его собственного капитала, в рамках которого используется один или более методов, основанных непосредственно на исчислении стоимости активов предприятия за вычетом обстоятельств (сам подход регламентируется стандартом BSV-IV)

Каждый из трех рассмотренных подходов предполагает использование при оценке присущих ему методов.

 



 


 

 


 


 


 

 

 


 



 


 

 

 

 

Проводя выбор подхода для проведения процесса оценки бизнеса необходимо представлять преимущества и недостатки, которые несет в себе каждый подход и метод.

 

 

Подход

 

Рыночный

Доходный

Накопления активов

Преимущества

Полностью рыночный метод

Единственный метод, учитывающий  будущие ожидания

Основывается на реально существующих активах

 

Отражает нынешнюю реальную практику покупки

Учитывает рыночный аспект (дисконт  рыночный)

Особенно пригоден для некоторых  видов компаний

   

Учитывает экономическое устаревание

 
       

Недостатки

Основан на прошлом. Нет учета будущих  ожиданий

Трудоемкий прогноз

Частично не учитывает стоимость  нематериальных активов и goodwill4

 

Необходим целый ряд поправок

Частично носит вероятностный  характер

 
 

Труднодоступные данные

   

 

 

Доходный  подход к оценке бизнеса:

 

Доходный подход к оценке бизнеса  состоит в том, чтобы определять стоимость предприятия на основе тех доходов, которые оно способно в будущем принести своему владельцу (владельцам), включая выручку от продаж того имущества («нефункционирующих» или «избыточных» активов), которые не понадобятся для получения этих доходов.

Будущие доходы (чистые, т.е. очищенные  от затрат) предприятия оцениваются  и суммируются с учетом времени их появления, т.е. того факта, что владелец (владельцы) предприятия сможет их получить лишь позднее. Добавляемая к указанным доходам стоимость «нефункционирующих» («избыточных») активов учитывается на уровне их рыночной (не балансовой) стоимости – точнее, как вероятная цена их срочной (в течение текущего периода) продажи.

Применительно к общепринятым стандартам оценки бизнеса максимально приемлемая для любого потенциального покупателя (инвестора) стоимость предприятия, определенная согласно доходному подходу к оценке бизнеса, представляет собой сумму всех приведенных по факту времени доходов с бизнеса (с инвестиции), которые может получить предприятие и его владелец (владельцы). Иначе говоря. Действует принцип: за бизнес заплатят по максимуму столько, сколько он сможет принести дохода (полезности) покупателю. Капиталовложения, сделанные ранее в бизнес прежним владельцем (владельцами), не имеют, таким образом, отношения к оценке бизнеса.

Если оценивать предприятие  по стандарту обоснованной рыночной стоимости бизнеса, который требует использования для оценки общедоступной и характерной для конкурентных рынков капитала (бизнесов) информации о предприятия, то естественно считать, что оценочная рыночная стоимость предприятия равняется его максимально приемлемой для покупателя цене.

В реальной жизни оценка бизнеса  согласно доходному подходу к  нему дает величину, относительно которой  инвестор будет пытаться добиться более  низкой цены приобретения этого бизнеса (его доли), тем самым делая свои инвестиции в предприятие более выгодными, чем альтернативное и сопоставимое по рискам вложение тех же средств.

Доходный подход является основным для оценки рыночной стоимости действующих  предприятий (on-going-concerns), которые и после их перепродажи новым владельцам не планируется закрывать (ликвидировать).

Метод прямой капитализации «..помогает инвестору сориентироваться в привлекательности бизнеса, следовательно, в его доходности. Помогает понять, чего можно ожидать от покупки в будущем»5. Главный недостаток метода в том, что при его применении не учитывается стоимость материальных и нематериальных активов. Они привлекательны только с точки зрения получения дохода. В методе капитализации для определения стоимости величина годового дохода компании делится на ставку капитализации (отношение рыночной стоимости имущества к приносимому им чистому доходу):

V = D/R

Где V – стоимость бизнеса;

D – чистый доход компании за год

R – ставка капитализации

Ставка капитализации для предприятия  обычно выводится из ставки дисконта путем вычета ожидаемых среднегодовых темпов роста прибыли или денежного потока (в зависимости от того, какая величина капитализируется). Соответственно для одного и того же предприятия ставка капитализации обычно ниже, чем ставка дисконта.

С математической точки зрения ставка капитализации – это делитель, который применяется для преобразования величины прибыли или денежного потока за один период времени в показатель стоимости.

Таким образом, чтобы определить адекватную ставку капитализации, нужно сначала рассчитать соответствующую ставку дисконта. (методики определения ставки дисконта приведены ниже при рассмотрении модели DCF.)

Метод дисконтированных денежных потоков

Наиболее признанным в  США и других развитых странах  методом оценки компаний является метод дисконтированных денежных потоков (discounted cash flows (DCF) model).

Этот метод основывается на достаточно очевидном факте: рубль, полученный сегодня, стоит дороже, чем рубль, который вам должны заплатить, например, через месяц. Хотя бы потому, что на этот месяц вы можете пустить его в оборот или просто положить в банк, получив за месяц дополнительный доход.

Использование метода DCF дает значительные преимущества. Он позволяет учитывать все будущие денежные потоки компании, а не только прибыли или продажи. Результаты оценки практически не подвержены влиянию различий в бухгалтерском учете. Данный факт связан с тем, что метод по сути схож с кассовым учетом. В нем имеет значение лишь то, идут ли деньги в компанию или из нее.

Денежный поток за конкретный период (год, квартал, месяц) представляет собой ни что иное, как сальдо поступлений по бизнесу (со знаком «плюс») и платежей (со знаком «минус»).

Прошлые денежные потоки учитываются просто как такие  показатели, которые содержатся в отчете предприятия о движении денежных средств.

Будущие денежные потоки, обеспечиваемые бизнесом, прогнозируются на основе чистых прибылей от бизнеса (валового дохода за минусом операционных издержек, процентов за кредит и  налога на прибыль) с корректировкой их таким образом, чтобы максимально отразить вероятное в том или ином будущем периоде сальдо поступлений и платежей.

Главные преимущества оценки бизнеса, в рамках доходного подхода, с опорой на прогноз денежных потоков,  заключается в следующем:

  1. будущие прибыли от бизнеса прямо учитывают лишь ожидаемые текущие издержки по производству и продаже продукции, в то время как будущие капиталовложения по поддержанию и расширению производственных и торговых мощностей бизнеса в прогнозе прибылей отражаются только частично – через их текущую амортизацию.
  2. Недостаток прибыли (убытка) как показателя в инвестиционных расчетах по оценке бизнеса также объясняется тем, что прибыль, будучи чисто бухгалтерским отчетным показателем, подвержена значительным манипуляциям. Ее объявляемая величина зависит от метода учета стоимости покупных ресурсов в себестоимости проданной продукции (LIFO, FIFO, метод скользящей средней)6, от метода ускоренной амортизации, от критерия зачисления продукции в реализованную продукцию (по факту поступления средств на ее оплату, либо по выполнению обусловленного в договорах на поставку базиса поставки) и др.

В мировой  практике, как отмечалось ранее, метод  дисконтированных денежных потоков  используется чаще других. Он точнее других определяет рыночную стоимость предприятия, а следовательно более интересен для инвестора. Но метод DCF необходимо использовать с оглядкой на результаты оценки другими способами. По мнению специалистов из «Ай Ти Инвест»7 именно данный метод дает наибольший простор для увеличения стоимости предприятия. «Стоит увеличить горизонт планирования, а ставку дисконтирования уменьшить, как можно получить оценку, превосходящую предыдущую в два-три раза. Другие методы дают меньшее поле для подобного маневра, поэтому именно на них необходимо ориентироваться покупателю. И в любом случае не полагаться на число, полученное на основании одного метода.»

Денежный  поток как термин является буквальным переводом с английского “cash-flow”. В российской официальной терминологии (согласно Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов и отбору их для финансирования, утвержденным Минфином, Минэкономики, Госстроем и Госкомпромом РФ 31 марта 1994г.) этот показатель называется «сальдо реальных денег» или просто «реальными деньгами» предприятия.

Метод DFC может быть использован для оценки любого действующего предприятия.

Основные  этапы оценки стоимости бизнеса  методом DFC:

  1. Выбор модели (типа) денежного потока
  2. Определение длительности прогнозного периода  его единицы измерения
    1. Проведение ретроспективного анализа валовой выручки от реализации и ее прогноз.
    1. Проведение анализа и подготовка прогноза расходов.
    2. Проведение анализа и подготовка прогноза инвестиций.
    3. Расчет величины денежного потока для каждого года.
    4. Определение адекватной ставки дисконта. Расчет коэффициентов текущей стоимости.
    5. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период.
    6. Расчет текущей стоимости будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период, а также их суммарного значения.
    7. Внесение итоговых поправок.

1. Выбор модели денежного потока. 

В общем виде принятая в международной практике схема  расчета денежного потока распадается  на две стадии.

Первая - это вывод показателя чистой прибыли после уплаты налогов.

 

Валовая выручка

Минус

Себестоимость реализованной продукции

Минус

Административные и накладные  расходы и издержки на реализацию

Минус

Амортизационные отчисления

Минус

Платежи процентов по долгосрочной задолженности

Минус

Налог на прибыль 

Итого

Чистая прибыль после  уплаты налогов

Информация о работе Оценка стоимости бизнеса