Оценка стоимости бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассматривается не только российский опыт в определении стоимости компаний, но и международный и возможности его использования в российских условиях. Сделан вывод о том, что ввиду целого ряда рисков, присущих российской экономике и фондовому рынку, несовершенства бухгалтерского учета, особенностей законодательства о корпоративном управлении прямое применение классических методов оценки компаний подчас невозможно. Последнее связано не с изъянами применяемых в международной практике (в частности в США) методов, а сложностью нахождения российских эквивалентов исходных данных, используемых при оценке компаний в других странах.

Оглавление

Введение
Цели оценки стоимости бизнеса
Виды стоимости
Факторы, влияющие на стоимость
Требования к проведению оценки
Подходы к оценке бизнеса
Доходный подход
Метод прямой капитализации
Метод дисконтирования денежный потоков
Сравнительный подход. Метод рыночных сравнений
Затратный подход
Метод оценки условных требований
Заключение
Список литературы
Практическая часть

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota._Otsenka_stoimosti_biznesa_(Rossiyskiy_i_mejdunarodnyiy_opyit).doc

— 362.00 Кб (Скачать)

Стоимость замещения  – это стоимость близкого аналога оцениваемого объекта.. стоимость воспроизводства и стоимость замещения широко используют в сфере страхования.

В бухгалтерском учете различают  балансовую и остаточную стоимость.

Балансовая стоимость – затраты на строительство или приобретение объекта собственности. Балансовая стоимость бывает первоначальной и восстановительной. Первоначальная стоимость отражается в бухгалтерских документах на момент ввода в эксплуатацию.

Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях; определяется в процессе переоценки основных фондов.

В зависимости от перспектив развития предприятия различают стоимость  действующего предприятия и ликвидационную стоимость.

Стоимость действующего предприятия – это стоимость сформировавшегося предприятия как единого целого, а не какой-либо его составной части. Стоимость отдельных активов или компонентов действующего предприятия определяется на основе их вклада в данный бизнес и рассматривается как их потребительная стоимость для конкретного предприятия и его владельца. Если некоторый объект собственности как часть действующего предприятия не вносит вклад в общую прибыльность фирмы, то данный объект следует рассматривать в качестве избыточного актива относительно потребностей, связанных с функционированием предприятия, и применимое в этом случае понятие стоимости должно учитывать возможные альтернативные варианты его использования, включая потенциальную утилизационную стоимость.

Оценка действующего предприятия  предполагает, что бизнес имеет благоприятные  перспективы развития, поэтому можно  ожидать сохранения предприятия  как системы, а ценность целого обычно всегда больше, чем простая сумма  стоимостей отдельных элементов.

Если же предполагаются закрытие предприятия  и реализация активов бизнеса, то важно определить его ликвидационную стоимость.

Ликвидационная  стоимость, или стоимость вынужденной продажи, - денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности и в срок, слишком короткий для проведения адекватного маркетинга. При ее определении необходимо учитывать все расходы, связанные с ликвидацией предприятия, такие, как комиссионные, административные издержки по поддержанию работы предприятия до его ликвидации, расходы на юридические и бухгалтерские услуги. Разность между выручкой, которую можно получить от продажи активов предприятия на рынке, и издержками на ликвидацию дает ликвидную стоимость предприятия.

При оценке стоимости предприятия  выделяют также и такое понятие как эффективная стоимость.

Эффективная стоимость – стоимость активов, равная большей из двух величин – потребительской стоимости активов для данного владельца и стоимости их реализации.

Таблица 2

Взаимосвязь между целью  оценки и видами стоимости,

используемыми для оценки

Цель оценки

Виды стоимости

Помочь потенциальному покупателю (продавцу) определить предполагаемую цену

Рыночная

Определить целесообразность инвестиций

Инвестиционная

Обеспечить заявки на получение  ссуды

Залоговая

 

Имущественная оценка

Рыночная или иная стоимость, признаваемая налоговым законодательством

Определить суммы покрытия по страховому Договору или сформулировать требования в связи с потерей или повреждением застрахованных активов

Страховая

Возможная ликвидация (частичная или полная) действующего предприятия

Ликвидационная


 

Экономическое понятие стоимости выражает реальный взгляд на выгоду, которую имеет собственник данного объекта или покупатель на момент оценки. Основой стоимости любого объекта собственности, в том числе бизнеса, является его полезность.

Кроме понятия «стоимость» в  теории и на практике оценки используют понятия «цена» и «затраты» (себестоимость).

Цена – это показатель, обозначающий денежную сумму, требуемую, предполагаемую или уплаченную за некий товар или услугу. Она является историческим фактом, т.е. относится к определенному моменту и месту. В зависимости от финансовых возможностей, мотивов или особых конкретных интересов покупателя и продавца цена может отклоняться от стоимости.

Себестоимость – это денежная сумма, требуемая для создания или производства товара или услуги. Себестоимость включается совокупность затрат, издержек и расходов. По завершении процесса создания или акта купли-продажи себестоимость становится историческим фактом. Цена, заплаченная покупателем за товар или услугу, становится для него затратами на приобретение.

Себестоимость влияет на рыночную стоимость, однако однозначно ее не определяет.

 

Умелое сочетание и использование  всех указанных понятий позволяет  проводить качественную оценку объектов собственности.

Факторы, влияющие на величину оценочной  стоимости

 

При определении стоимости оценщик  принимает во внимание различные  микро- и макроэкономические факторы, к числу которых относятся  следующие:

  • Спрос. Он определяется предпочтениями потребителей, которые зависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какое время, с какими рисками это сопряжено, каковы возможности контроля и перепродажи данного бизнеса.
  • Доход (прибыль). Доход, который может получить собственник объекта, зависит от характера операционной деятельности и возможности получить прибыль от продажи объекта после использования. Прибыль от операционной деятельности в свою очередь, определяется соотношением потоков доходов и расходов.
  • Время. Большое значение для формирования стоимости предприятия имеет время получения доходов. Одно дело, если собственник приобретает активы и быстро начинает получать прибыль от их использования, и другое дело, если инвестирование и возврат капитала отделены значительным промежутком времени.
  • Риск. На величине стоимости неизбежно сказывается и риск как вероятность получения ожидаемых в будущем доходов.
  • Контроль. Одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость, является степень контроля, которую получает собственник.

Если предприятие покупается в  индивидуальную частную собственность  или если приобретается контрольный  пакет акций, то новый собственник  получает такие существенные права, как право назначать управляющих, определять величину оплаты их труда, влиять на стратегию и тактику работы предприятия, продавать или покупать его активы; реструктурировать и даже ликвидировать данное предприятие; принимать решение о поглощении других предприятий; определять величину дивидендов и т.д. В силу того, что покупаются большие права, стоимость и цена, как правило, будут выше, чем в случае покупки неконтрольного пакета акций.

  • Ликвидность. Одним из важнейших факторов, влияющих при оценке стоимости предприятия и его имущества, является степень ликвидности этой собственности. Рынок готов выплатить премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости.

Отсюда стоимость закрытых акционерных  обществ должна быть ниже стоимости  аналогичных открытых обществ.

  • Ограничения. Стоимость предприятия реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на Продукцию предприятия, то стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия каких-либо ограничений.
  • Соотношение спроса и предложения. Спрос на предприятие наряду с полезностью зависит даже от его возраста. Более молодые склонны идти на большой риск ради более выгодной доходности в будущем. Важным фактором, влияющим на спрос и стоимость бизнеса, является наличие альтернативных возможностей для инвестиций. Спрос зависит не только от экономических факторов. Важны также социальные и политические факторы, такие, как отношения к бизнесу в обществе и политическая стабильность. Цены предложения в первую очередь определяются издержками создания аналогичных предприятий в обществе. Количество выставленных на продажу объектов также влияет на доход.

Выбор решения и покупателя, и  продавца зависит от перспективы  развития данного бизнеса. Обычно стоимость  предприятия в предбанкротном состоянии  ниже стоимости предприятия с аналогичными активами, но финансово устойчивого.

На оценочную стоимость любого объекта оценки влияет соотношение  спроса и предложения. Если спрос  превышает предложение, то покупатели готовы оплатить максимальную цену. Если предложение превышает спрос. То цены диктует производитель.

Итак, основными факторами, определяющими  оценочную стоимость, являются:

  1. Спрос
  2. Настоящая и будущая прибыль оцениваемого бизнеса
  3. Затраты на создание аналогичных предприятий
  4. Соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты
  5. Риск получения доходов
  6. Степень контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов.

Требования к проведению оценки3

 

Проведение оценки включает в себя следующие этапы:

  • заключение с заказчиком договора об оценке;
  • установление количественных и качественных характеристик объекта оценки;
  • анализ рынка, к которому относится объект оценки;
  • выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов;
  • обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;
  • составление и передача заказчику отчета об оценке.

Оценка может проводиться только при соблюдении требования к независимости  оценщика, предусмотренного законодательством  Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если он не отвечает указанному требованию, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора.

При заключении договора об оценке оценщик  обязан предоставлять заказчику  информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, в том числе о порядке лицензирования оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требованиях к договору и отчету об оценке, а также о стандартах оценки. Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре.

Оценщик осуществляет сбор и обработку:

  • правоустанавливающих документов, сведений об обременении объекта оценки правами иных лиц;
  • данных бухгалтерского учета и отчетности, относящихся к объекту оценки;
  • информации о технических и эксплуатационных характеристиках объекта оценки;
  • информации, необходимой для установления количественных и качественных характеристик объекта с целью определения его стоимости, а также другой информации, связанной с оценкой.

Оценщик определяет и анализирует  рынок, к которому относится объект оценки, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также его аналоги и обосновывает их выбор.

Оценщик осуществляет необходимые  расчеты того или иного вида с  учетом полученных количественных и  качественных характеристик объекта оценки, результатов анализа рынка, к которому относится объект, а также обстоятельств, уменьшающих вероятность получения доходов в будущем (рисков), и другой информации.

Оценщик обязан использовать (или  обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки.

Оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов результатов  определяет итоговую величину стоимости  объекта.

Итоговая величина стоимости объекта  оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное.

Итоговая величина стоимости, указанная  в отчете, составленном в порядке  и на основании требований, установленных Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", стандартами оценки и нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подходы к оценке стоимости бизнеса

Существуют различные методы оценки стоимости бизнеса. Их разнообразие объясняется различными стандартами  оценки.

В частности в нашей стране, как  отмечалось ранее, оценку бизнеса осуществляют с позиций трех подходов: доходного, затратного и сравнительного. Каждый подход позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта. Так, при оценке с позиции доходного подхода во главу угла ставится доход как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки. Тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеют значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс.

Доходный подход – это определение текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и возможной дальнейшей ее продажи.

Информация о работе Оценка стоимости бизнеса