Оценка стоимости бизнеса на примере компании «Данон»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Оценка стоимости предприятия - представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости предприятия с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка. Но что же такое стоимость предприятия? Существует множество мнений на этот счет, а исходя из них, и количество подходов к оценке стоимости бизнеса.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Основные подходы и методы, используемые для оценки бизнеса 4
1.1 Доходный подход 4
1.2 Затратный подход 8
1.3 Сравнительный подход 12
Глава 2. Оценка стоимости бизнеса на примере компании «Данон» 16
2.1. Метод дисконтирования денежных потоков 16
2.2. Метод чистых активов 23
2.3. Метод компании-аналога 24
Заключение 25
Список литературы

Файлы: 1 файл

оценка стоимости компании.doc

— 453.00 Кб (Скачать)


План

Введение                                                                                                                                                                        3

Глава 1. Основные подходы и методы, используемые для оценки бизнеса                                          4

1.1   Доходный подход                                                                                                                              4

1.2   Затратный подход                                                                                                                              8

1.3   Сравнительный подход                                                                                                                          12

Глава 2. Оценка стоимости бизнеса на примере компании «Данон»                                                    16

              2.1. Метод дисконтирования денежных потоков                                                                   16

              2.2. Метод чистых активов                                                                                                                           23

              2.3. Метод компании-аналога                                                                                                            24

Заключение                                                                                                                                                                    25

Список литературы                                                                                                                                                      26

Приложения                                                                                                                                                                    27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Процессы, происходящие на современном этапе в российской экономике, привели к возрождению и развитию оценочной деятельности, актуальность и востребованность результатов, которой в условиях рынка фактически неоспоримы. Оценка и ее ключевая категория - "стоимость" являются комплексным показателем целесообразности, полезности и значимости того или иного результата какой-либо деятельности в сфере рыночных отношений.

Оценка стоимости предприятия - представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости предприятия с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка. Но что же такое стоимость предприятия? Существует множество мнений на этот счет, а исходя из них, и количество подходов к оценке стоимости бизнеса. При этом подходы и методы, используемые оценщиком, определяются, в зависимости, как от особенностей процесса оценки, так и от экономических особенностей оцениваемого объекта, а также от целей и принципов оценки.

В своей курсовой работе мне бы хотелось отразить теоретически аспекты основных подходов, применяемых для оценки бизнеса – доходного, затратного и сравнительного; разобрать суть рассматриваемых подходов и методов; понять, какие из подходов целесообразнее использовать в определенных ситуациях. А также рассмотреть на практике их применение, используя финансовую отчетность компании «Данон» за 2008 и 2009 годы.

В заключении работы необходимо сделать вывод о том, какими преимуществами и недостатками обладают каждый из подходов к оценке стоимости бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.       Основные подходы к оценке стоимости бизнеса

1.1. Доходный подход

Доходный подход к оценке бизнеса основан на сопоставлении будущих доходов инвестора с текущими затратами. Сопоставление доходов с затратами ведется с учетом факторов времени и риска. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. Динамика стоимости компании, определяемая доходным подходом, позволяет принимать правильные управленческие решения для менеджеров, собственников, государства и т.д.

Доходный подход – это исчисление текущей стоимости доходов, которые возникнут в результате использования собственности и возможной дальнейшей ее продажи. Доходный подход считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку под стоимостью акций в нем понимается не стоимость набора активов (здания, сооружения, машины, оборудование, нематериальные ценности и т.д.), а оценка потока будущих доходов. Доходный подход предполагает, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса.[1]

В рамках доходного подхода к оценке бизнеса традиционно выделяют два основных метода: метод дисконтирования доходов (метод, основанный на пересчете будущих ежегодных доходов компании в текущую стоимость); метод капитализации доходов (метод, базирующийся на средней величине дохода).

В качестве дохода в оценке бизнеса могут выступать прибыль предприятия, выручка, выплачиваемые или потенциальные дивиденды, денежный поток. В зависимости от того что, выбрано оценщиком в качестве дохода, различают такие методы дисконтирования и капитализации: метод дисконтирования прибыли, метод дисконтированных дивидендных выплат, метод дисконтированного денежного потока; метод капитализации нормализованной прибыли; метод капитализации выручки; метод капитализации дивидендных выплат, метод капитализации нормализованного денежного потока.

Метод дисконтирования денежных потоков может быть использован для оценки любого предприятия. По отзывам западных специалистов, в 90% случаев применения доходного подхода для оценки средних и крупных предприятий применяется именно этот метод. Данный метод является самым трудоемким и дорогим, но в существующих российских условиях самым корректным. Преимущество дисконтирования денежного потока над дисконтированием прибыли и дивидендов заключается в том, что в настоящее время ни прибыль, ни дивиденды не отражают в достаточной степени состояния российских предприятий и организаций, а также предпочтений инвесторов.

Методы дисконтирования доходов предполагают составление четкого прогноза динамики развития предприятия, как правило, на ближайшие 3-7 лет, то есть вплоть до момента, когда колебаниями в темпах роста можно пренебречь. Все спрогнозированные доходы затем дисконтируются, то есть их будущая величина приводиться к стоимости этих денег на дату оценки. Таким образом, основные задачи при использовании методов дисконтирования состоят в следующем: а) правильно спрогнозировать будущие доходы предприятия; б) учесть возможные факторы риска в ставке дисконтирования.

Метод дисконтированных денежных потоков используется тогда, когда можно обоснованно прогнозировать будущие денежные потоки, эти потоки будут существенно отличаться от текущих, ожидается, что денежный поток в последний год прогнозного периода будет значительной положительной величиной. Другими словами, метод более применим к приносящим доход предприятиям, имеющим нестабильные потоки доходов и расходов. [2]

Отличительной особенностью и главным достоинством данного метода является то, что он позволяет учесть несистематические изменения потока доходов, которые нельзя описать какой либо математической моделью. Данное обстоятельство делает привлекательным использование метода дисконтированных денежных потоков в российских условиях, характеризующихся сильной изменчивостью цен на продукцию, сырье, материалы, существенным образом влияющие на стоимость оцениваемого бизнеса. Еще одним аргументом, выступающим в пользу применения указанного метода, является наличие информации, позволяющей обосновать модель доходов и расходов в прогнозный период (финансовая отчетность предприятия, данные исследования рынка, ретроспективный анализ оцениваемого предприятия, позволяющий выявить тенденцию его развития, дать рекомендации по стратегии дальнейшего развития, которые являются неотъемлемой частью DCF-анализа).

Численной мерой инвестиционного риска, в модели расчета методом дисконтирования, является ставка дисконтирования. Как известно, стоимость денежной единицы с течением времени уменьшается, то есть для получения достоверной оценки необходимо привести будущие денежные потоки к эквивалентной текущей стоимости. И, наконец, по прошествии прогнозного периода бизнес способен еще приносить доход и поэтому обладает еще и некоторой остаточной стоимостью. Сумма текущей стоимости денежных потоков в прогнозный период и текущего значения остаточной стоимости и будет равна рыночной стоимости оцениваемого предприятия (бизнеса). [3]

Основные этапы оценки предприятия методом дисконтирования денежных потоков:

1.       Выбор модели денежного потока

При оценке бизнеса можно применять одну из двух моделей денежного потока: для собственного капитала; для всего инвестированного капитала.

2.       Определение длительности прогнозного периода

В качестве прогнозного берется период, продолжающийся до тех пор, пока темпы роста компании не стабилизируются (предполагается, что в постпрогнозный период должны иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечный поток доходов).

3.       Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации

Здесь следует придерживаться общего правила, заключающегося в том, что прогноз валовой выручки должен быть логически совместимым с ретроспективными показателями деятельности предприятия и отрасли в целом.

4.       Анализ и прогноз расходов

Для правильной оценки прогнозируемых расходов необходимо прежде всего четко выявлять и контролировать причины возникновения отдельных категорий затрат.

5.       Анализ и прогноз инвестиций

Такой анализ включает в себя три основных компонента: собственные оборотные средства, капиталовложения и потребности в финансировании.

6.       Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода

На практике целесообразно использовать расчет денежного потока предприятия по разным сценариям развития, например, по трем возможным сценариям: пессимистическому, наиболее вероятному и оптимистическому.

7.       Определение ставки дисконтирования

В экономическом смысле в роли ставки дисконтирования выступает требуемая инвесторами ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования.

8.       Расчет величины стоимости в постпрогнозный период

Определение стоимости в постпрогнозный период основано на предпосылке о том, что бизнес способен приносить доход и по окончании прогнозного периода. Предполагается, что после окончания  прогнозного периода доходы бизнеса стабилизируются и в остаточный период будут иметь место долгосрочные темпы роста или бесконечные равномерные доходы.

9.       Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период

Здесь необходимо суммировать текущие стоимости периодических денежных потоков, которые приносит объект оценки в прогнозный период , и текущую стоимость в постпрогнозный период, которая ожидается в будущем.

10.   Внесение итоговых поправок

Среди итоговых поправок выделяют две: поправка на величину стоимости нефункционирующих активов и коррекция величины собственного оборотного капитала.[4]

В отличие от метода дисконтирования, метод капитализации предполагает, что в будущем все доходы предприятия будут либо одного размера, либо будут иметь постоянную величину среднегодовых темпов роста. Сущность данного метода выражается формулой:

Оцененная стоимость = чистая прибыль/ставка капитализации

Применение метода капитализации доходов обычно предусматривают такие основные этапы:

1.                               Анализ финансовой отчетности, ее нормализация и трансформация (при необходимости)

Основными документами для анализа выступают балансовый отчет и отчет о финансовых результатах и их использовании. При анализе финансовых отчетов предприятия оценщик должен в обязательном порядке провести их нормализацию, т.е. сделать поправки на различные чрезвычайные и единовременных статьи данных отчетов.

2.                               Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована

Оценщик может выбрать между несколькими вариантами: прибыль последнего отчетного года; прибыль первого прогнозного года; средняя величина дохода за несколько последних отчетных лет (3-5 лет).

3.                               Расчет ставки капитализации

Ставка капитализации для предприятия обычно выводится из ставки дисконтирования путем вычета ожидаемых среднегодовых темпов роста дохода или денежного потока.

4.                               Определение предварительной величины стоимости.

5.                               Проведение поправок на наличие нефункционирующих активов (если таковые имеются).

6.                               Проведение поправок на контрольный или неконтрольный характер оцениваемой доли, а также на недостаток ликвидности (если они необходимы).[5]

Подобный подход, в определенной степени более прост, поскольку не требуется составления средне - и долгосрочных прогнозов доходов. Однако время метода, основанного на капитализации дохода, придет несколько позже: когда наступит этап стабильного развития страны. На сегодняшний день применение капитализации в оценке бизнеса ограничено кругом крупнейших российских предприятий с относительно стабильными доходами, находящихся на стадии зрелости своего жизненного цикла, рынок сбыта которых устоялся и не претерпит значительных изменений в долгосрочной временной перспективе.

Информация о работе Оценка стоимости бизнеса на примере компании «Данон»