Особенности оценки бизнеса для конкретных целей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 10:06, курсовая работа

Краткое описание

Методы оценки предприятий, обычно группируют в три классических подхода к оценке: затратный (имущественный), основанный на учёте издержек (метод чистых активов, метод ликвидационной стоимости); доходный, основанный на учёте доходов (метод прямой капитализации, метод дисконтирования денежного потока) и сравнительный (рыночный) подход, основанный на сопоставлении объектов (метод рынка капитала (компании-аналога), метод отраслевых коэффициентов, метод сделок.

Оглавление

2.Особенности оценки бизнеса для конкретных целей.

2.1 Оценка предприятия как действующего

2.2 Оценка предприятия при его ликвидации

2.3 Оценка предприятия в целях реструктуризации

2.4 Оценка бизнеса при слияниях и поглощениях

2.5 Оценка рыночной стоимости пакетов акций

2.6 Определение рыночной стоимости открытого акционерного общества для совершения сделки купли-продажи


3. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ОБ реферат2.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     2.Особенности оценки бизнеса для конкретных целей.

           2.1  Оценка предприятия  как действующего

           2.2  Оценка предприятия  при его ликвидации

           2.3  Оценка предприятия  в целях реструктуризации

           2.4  Оценка бизнеса  при слияниях и поглощениях

           2.5  Оценка рыночной стоимости пакетов акций

      2.6  Определение  рыночной стоимости открытого  акционерного      общества  для совершения сделки купли-продажи 

     3. Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. «Особенности оценки бизнеса для конкретных целей»

Методы  оценки предприятий, обычно группируют в три  классических подхода к оценке: затратный (имущественный), основанный на учёте издержек (метод чистых активов, метод ликвидационной стоимости); доходный, основанный на учёте доходов (метод прямой капитализации, метод дисконтирования денежного потока) и сравнительный (рыночный) подход, основанный на сопоставлении объектов (метод рынка капитала (компании-аналога), метод отраслевых коэффициентов, метод сделок.

    Для получения корректного результата  по оценке предприятий необходимо произвести расчёт стоимости бизнеса с использованием всех трёх классических подходов, известных в теории оценки. В случае если это требование не выполняется, то результат оценки будет некорректным, так как:

  • Проведение процедуры оценки способами в рамках затратного подхода позволяет оценить только затраты на создание предприятия (бизнеса). Однако нельзя проигнорировать возможности приобретения будущих доходов от бизнеса, поэтому не учитывать будущие доходы от собственности (бизнеса) при её продаже неправомерно.
  • Проведение оценки бизнеса только способом оценки будущих доходов (в рамках доходного подхода) также может быть ошибочным, в связи с тем, что когда инвестор производит финансовые вложения в предприятие, то при подведении финансового результата своих инвестиций он не учитывает те расходы, которые были произведены для достижения этого финансового результата.
  • Оценка бизнеса на основании сравнительного подхода, без применения остальных подходов, также не корректна, поскольку необходим учёт как затрат на создание бизнеса, так и будущих доходов от оцениваемого бизнеса.

   Принимая  во внимание всё вышесказанное, следует считать правильной при проведении работ по оценке предприятия (бизнеса) такую технологию оценочной деятельности, при которой используется весь арсенал способов оценки - и в плане учёта затрат на создание предприятия (бизнеса), и на основе определения (прогнозирования) его будущей доходности, и по цене возможной продажи капитала с учётом данных аналогичным предприятиям. Каждый из подходов оценки предприятия имеет свои положительные, и отрицательные свойства, отражает стоимость предприятия с разных точек зрения. Взаимосвязь существующих подходов приведена ниже.

   Для выбора целесообразного для каждого  конкретного случая оценке подхода, во-первых, необходимо:

  1. Определить цель, ради которой проводится оценка.
  2. Обосновать используемый стандарт стоимости, который зависит от цели оценки, и в конечном счёте, определяет выбор методов оценки .
  3. Определить объём доступной информации: если оценщик не имеет достаточного количества данных по сопоставимым компаниям, то он не сможет использовать рыночный подход, если же не имеет информации о денежных потоках, то, соответственно, нельзя использовать доходный подход.

   Во-вторых, когда выбираются методы оценки предприятий, важен анализ, как отраслевых факторов, так и факторов на уровне компании. Отраслевые факторы анализируются по следующим параметрам: перспективы развития отрасли, прошлая и ожидаемая доходность в отрасли, степень отраслевого риска. Факторы на уровне предприятия должны отражать темпы роста доходов оцениваемого предприятия, кинетику его финансовых показателей, зависимость от покупателей и поставщиков. Следует отметить, что выбор методов оценки в большей степени зависит от характеристик оцениваемого предприятия, а не от отраслевых параметров.

    В-третьих, когда выбираются методы  оценки предприятий, оценщику  необходимо определить, какие использовать  методы оценки предприятий - основанные  на анализе активов (метод стоимости  чистых активов, метод ликвидационной стоимости) или методы оценки предприятий, основанные на анализе доходов (метод дисконтированных денежных потоков, метод капитализации доходов, метод избыточных прибылей или оценочные мультипликаторы: цена/прибыль, цена/денежный поток, цена/дивидендные выплаты). Первую группу методов целесообразно использовать, когда доходы предприятия не подаются точному прогнозу, когда предприятие обладает значительными материальными и финансовыми активами (ликвидными ценными бумагами, инвестициями в недвижимость) либо когда предприятие зависит от контрактов или отсутствует постоянная предсказуемая клиентура. Вторую группу методов целесообразно использовать, когда текущие и будущие доходы предприятия могут быть достоверно определены, либо когда активы предприятия преимущественно состоят из машин, оборудования, готовой продукции, либо когда предприятие имеет устойчивый спрос на свою продукцию.

    В-четвертых, когда выбираются  методы оценки предприятий, оценщик  определяет степень достаточности  и качество информации по сопоставимым предприятиям. Если оценщику доступно информация по необходимому числу сопоставимых компаний, то он рассчитывает мультипликаторы и использует их в методе рынка капитала и методе сделок. В противном случае оценщик проводит оценку, используя методы, основанные на анализе доходов, а сравнительный подход не используется, оценка проводится методами капитализации доходов, избыточных прибылей или дисконтированных денежных потоков.

    В-пятых, когда выбираются методы  оценки предприятий, оценщик должен определить кинетику будущих доходов и сравнить её с текущими доходами. Если будущие доходы предприятия будут существенно отличаться от текущих и, кроме этого, год от года, то целесообразно использовать метод дисконтированных денежных потоков.

    В-шестых, когда выбираются методы  оценки предприятий, (если используются  методы, основанные на анализе  активов) оценщик должен определить  является предприятие действующим  или же стоит вопрос о его  ликвидации. В первом случае следует  использовать чистых активов, во втором - метод ликвидационной стоимости. 

2.1 Оценка стоимости предприятия как действующего

     Предприятие в целом как имущественный  комплекс признается недвижимостью, т. е. оно или его часть могут  быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором .

Для правильного  понимания рассматриваемой концепции  необходимо отметить, что она основана на виде стоимости, не являющемся рыночным.

Согласно  Международным стандартам оценки: «Рыночная  стоимость есть расчетная величина — денежная сумма, за которую имущество должно переходить из рук в руки на дату оценки между добровольным покупателем и добровольным продавцом в результате коммерческой сделки после адекватного маркетинга; при этом полагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения» . Определение рыночной стоимости предприятия (равно как и любого иного вида имущества) основано на принципе наиболее эффективного использования, которое, согласно международным стандартам, определяется как наиболее вероятное использование имущества, являющееся физически возможным, разумно оправданным, юридически законным и финансово осуществимым, и в результате которого стоимость оцениваемого имущества будет максимальной . Если целью оценки является определение такого вида стоимости как стоимость предприятия как действующего, то принцип наиболее эффективного использования невозможно применять, так как при этом определяется не стоимость в обмене (меновая стоимость), а стоимость в использовании (потребительная стоимость) для конкретного пользователя.

Понятие стоимости предприятия как действующего (бизнеса в целом) включает в себя оценку функционирующего предприятия  и получение из общей стоимости  действующего предприятия величин  для составных его частей, выражающих их вклад в общую стоимость, однако сама по себе ни одна из этих компонент рыночной стоимости не образует .

Стоимость действующего предприятия — стоимость  единого имущественного комплекса, определяемая в соответствии с результатами функционирования сформировавшегося производства. Оценка стоимости отдельных объектов предприятия заключается в определении вклада, который вносят эти объекты в качестве составных компонентов действующего предприятия .

Стоимость действующего предприятия — стоимость  всего имущественного комплекса функционирующего предприятия (включая нематериальные активы) как единого целого .

Стоимость предприятия как действующего является стоимостью, создаваемой деятельностью бизнеса, для которого учреждено данное предприятие. Она выражает стоимость некоторого сложившегося бизнеса и выводится путем капитализации его прибыли. Полученная таким образом стоимость включает вклад земли, зданий, машин и оборудования, а также гудвилла и других неосязаемых активов. Общая сумма стоимостей в использовании по всем активам составляет стоимость предприятия как действующего.

В концепции  определения стоимости предприятия  как действующего наиболее ярко получил  свое выражение один из принципов  оценки, связанных с эксплуатацией  предприятия, — принцип вклада, который отражает определение стоимостей в использовании (потребительных стоимостей) различных видов собственности предприятия. Иными словами, посредством определения стоимости предприятия как действующего собственник может оценить вклад различных активов (групп активов) в общий показатель стоимости. Принцип вклада в теории оценки означает то, что включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение данного актива. Для оценки предприятия необходимо знать вклад каждого фактора производства в формирование дохода предприятия. Каждый из них должен быть оплачен (компенсирован) из доходов, создаваемых деятельностью предприятия.

Потребительная  стоимость (стоимость в использовании) — стоимость, которую конкретная собственность имеет для конкретного пользователя при конкретном использовании. Этот вид стоимости делает акцент на том вкладе, который собственность вносит в стоимость того предприятия, чьей частью она является (без учета наиболее эффективного использования этой собственности), или величины денежной суммы, которая могла бы быть получена от ее продажи. Потребительная стоимость собственности может совпасть с ее рыночной стоимостью лишь случайным образом. Потребительная стоимость будет выше рыночной, если предприятие смогло задействовать имущество более полезным и выгодным образом, чем типичный производитель аналогичного товара или услуг, и будет ниже, если предприятие не использует имущество с максимальной эффективностью. Потребительная стоимость может быть выше рыночной, если предприятие обладает особыми правами на производство, экстраординарными контрактами, уникальными патентами и лицензиями, особым гудвиллом и прочими нематериальными активами, которые при продаже не передаются новому владельцу. Таким образом, стоимость в использовании является мерой стоимости вклада конкретных активов в стоимость предприятия как действующего, частью которого они являются. Следует четко понимать, что стоимость в использовании активов, определяемая так же, как и стоимость предприятия как действующего для конкретного пользователя, применяется для конкретного предприятия (бизнеса), которое обладает этими активами, а не к рынку отдельного актива. Таким образом, в рамках определения стоимости в использовании актива мы не имеем дела с определением его рыночной стоимости. Предварительным условием для оценки стоимостей в использовании является признание существующего использования данных активов конкретным пользователем на дату оценки в противоположность некоторому альтернативному использованию, к которому их можно обоснованно применять, или же использованию точно не определенным собственником. С этой точки зрения стоимость в использовании является синонимом понятий: стоимость для организации, стоимость для бизнеса или стоимость для собственника при том условии, что нет ограничений по сроку функционирования предприятия в данной отрасли, и бизнес имеет благоприятные перспективы развития. Последнее ведет к сохранению предприятия как системы, а стоимость целого всегда больше стоимостей отдельных элементов.

Эффективная стоимость — это стоимость  имущества с точки зрения его  настоящего владельца, равная большей  из двух величин — потребительной стоимости имущества для данного  владельца и стоимости реализации имущества .

Чистая  стоимость реализации — расчетная  величина выручки от продажи актива за вычетом затрат по продаже .  

2.2 Особенности оценки ликвидационной стоимости предприятия

     Ситуация  банкротства и ликвидации предприятия  является чрезвычайной. Вероятность позитивного решения проблемы неплатежей, которая обычно сопровождает данную ситуацию, зависит от ценности имущества, которым обладает данное предприятие. И не только проблемы неплатежей, но и решение вопросов, связанных с материальным благополучием работников предприятия, в определенной степени зависят от ценности имущества ликвидируемого предприятия.

Однако, оценка стоимости предприятия необходима не только в случае ликвидации предприятия. Она важна во многих других случаях, например, при финансировании предприятия должника; при финансировании реорганизации предприятия; при санации предприятия, осуществляемой без судебного разбирательства; при выработке плана погашения долгов предприятия-должника, оказавшегося под угрозой банкротства; при анализе и выявлении возможности выделения отдельных производственных мощностей предприятия в экономически самостоятельные организации; при оценке заявок на покупку предприятия; при экспертизе мошеннических сделок по передаче прав собственности третьим лицам; при экспертизе программ реорганизации предприятия.  

Оценка  ликвидационной стоимости предприятия  в ситуации банкротства обладает рядом особенностей, обусловленных, в основном, характером самой чрезвычайной ситуации. Эти особенности должны учитываться экспертом-оценщиком, заказчиком и другими сторонами, заинтересованными в результатах оценки ликвидационной стоимости.

Этот  вид оценки относится к так  называемым активным видам, когда на основе полученных результатов многими  заинтересованными сторонами принимаются соответствующие управленческие решения.

Другая  особенность оценки ликвидационной стоимости предприятия — это  высокая степень зависимости  третьих сторон от результатов оценки.

Оценка  ликвидационной стоимости предприятия  осуществляется в следующих случаях:

Информация о работе Особенности оценки бизнеса для конкретных целей