Конкурентоспособность как основа эффективного развития бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:47, дипломная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности конкуренции и конкурентоспособности, анализ форм конкуренции и конкурентных свойств ТОО «Аманат» и разработка направлений по повышению конкурентности предприятия. Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:
- исследовать теоретические основы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия;
- ознакомиться с зарубежным опытом регулирования конкурентоспособности предприятия;
- произвести анализ конкурентной среды ТОО «Аманат;
- определить пути совершенствования управления конкурентоспособностью ТОО «Аманат».

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы конкурентных преимуществ и конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Конкуренция и функции конкурентного сосуществования 6
1.2 Виды и формы конкуренции 10
1.3 Сущность и концепция конкурентных преимуществ предприятия 15
1.4 Международная конкуренция и управление конкурентоспособностью национальной экономики 20
2 Анализ и оценка конкурентности предприятия ТОО «Аманат» 24
2.1 Общая экономическая характеристика и организационная структура ТОО «Аманат» 24
2.2 Анализ конкурентной среды ТОО «Аманат» 31
2.3 Анализ методов конкурентоспособности ТОО «Аманат» 37
2.4 Пути совершенство управления конкурентоспособностью ТОО «Аманат» 44
Заключение 49
Список использованных источников 52

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность как основа эффективного развития бизнеса.doc

— 498.00 Кб (Скачать)

- организация ярмарок;

- сдача в аренду  помещений, оборудования.

ТОО «Аманат»  располагает  своим автотранспортом, легковым и  грузовым, для поставки тех или иных товаров по магазинам.

Проанализируем существующую в настоящее время организационную  структуру управления на предприятии, она включает следующее функциональное звено снабженческо-сбытового профиля (см. Приложение 1).

Данная снабженческо-сбытовая структура предприятия включает в себя отдел снабжения, отдел продаж и отдел розничной торговли.

Начальник отдела закупа выбирает поставщиков, определяет уровень наценки, управляет  запасами.

Организация сбыта товаров проводится начальником отдела продаж.

Он выявляет возможности реализации новых видов товаров, ведет учет и повседневно изучает конкретных поставщиков, выявляет и регистрирует производителей товаров, еще не связанных  договорными отношениями с предприятием, готовит предложения по вопросам увеличения снабжения нужными товарами, расширения ассортимента, улучшения качества продукции.

Структура управления ТОО «Аманат»  является линейно-функциональной. В такой структуре соблюдается принцип единоличия и в то же время имеется функциональное разделение управленческих работ, способствующее их более качественному и эффективному выполнению.

Линейно-функциональная структура, как  правило, применяется в небольших  и средних организациях. Достоинствами данной структуры являются: стабильность, экономия на управленческих расходах, специализация и компактность, быстрое решение производственных проблем, находящихся в компетенции одной функциональной службы, ориентация на сложившийся рынок

В организационной структуре ТОО «Аманат»  реализуются различные требования к совершенствованию системы менеджмента, находящие выражения в принципах управления. Организационная структура управления организации отличается большим разнообразием и определяется многими объективными факторами и условиями.

Таким образом, как показал анализ исполнения должностных обязанностей, на плечи генерального директора ТОО «Аманат» ложится слишком большая нагрузка, в его обязанности входит такой объем функций, реализация которых требует достаточно много сил и времени.

Для снижения нагрузки и было предложено создать службу маркетинга. Это позволит своевременно реагировать на возникающие проблемы, более глубоко изучать существующую ситуацию на рынке.

Ассортимент  продуктов, реализуемых ТОО «Аманат» представлен в приложении 2.

 

Проанализируем динамику реализованной продукции ТОО «Аманат», рассчитаем базисные и цепные темпы роста и прироста (см. Таблицу 2.1).

Таблица 2.1 -  Анализ объема реализации продукции (в действующих ценах)

 

Год

Объем реализации продукции, тыс. тг.

Абс. отклонение, тыс. тг.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2008

23237

-

-

-

2009

28505

5268

122,7

22,7

2010

30310

1805

106,3

6,3

2011

57043

26733

188,2

88,2

2012

66518

9475

116,6

16,6

Итого

-

43281

-

-


 

Анализируя таблицу 2.1 можно сделать вывод. Объем реализации продукции торговой фирмы «Аманат» в действующих ценах возрос за 2008-2012 гг. на 43281 тыс. тг. или более чем в 2,8 раза. За пять лет объем реализованной продукции на предприятии увеличивался ежегодно в среднем на 30,1%.

Выручка от реализованной  продукции, работ, услуг за 2011 год составляет 57043 тыс.тг., рост к 2010 г. составляет 88,2%, в 2012 году – 66518 тыс. тг., что на 16,6% больше уровня 2011 года. В силу наличия разветвленной системы видов деятельности, в организации в настоящее время работает более ста человек. При этом основную массу работающих составляют менеджеры, непосредственные продавцы товара и рабочие производства. Дифференцированная численная характеристика работников ТОО «Аманат» представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Численность работников ТОО «Аманат»

 

Группы персонала

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Административно-управленческий персонал

6

8

9

10

12

Менеджеры

3

4

4

5

7

Рабочие

29

31

32

45

42

Обслуживающий персонал

18

20

25

31

32

Работники неосновной деятельности

-

5

9

13

14

Итого работников предприятия

56

68

79

104

107

           

На протяжении рассматриваемого периода произошло увеличение общей  численности работников ТОО «Аманат» на 51 человек или на 91% в связи с открытием подсобного производства.

Намечается устойчивая тенденция к увеличению числа  производственных рабочих, а также работников, занятых в сфере розничной торговли, что является убедительным доказательством увеличения объема продаж и развития торгового процесса.

Анализ использования  трудовых ресурсов на предприятии, уровня производительности труда необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с оплатой труда.

Анализ темпов роста  производительности труда и средней  заработной платы ТОО «Аманат» представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Анализ производительности труда и заработной платы

 

 

 

Показатели

 

2008 год

 

 

2009 год

 

темп

роста,

%

2010 год

темп

роста,

%

2011 год

темп

роста,

%

2012 год

темп

роста,

%

Среднегодовая выработка на одного работника, тыс. тг./чел.

414,9

419,2

101,2

383,7

91,4

548,5

143,2

621,7

113,4

Среднемесячная заработная плата 1 работника, тыс. тг.

3,0

3,7

123,3

4,3

116,2

5,8

134,9

7,4

127,6

 Коэффициент опережения темпов  роста производительности труда  над темпами роста оплаты труда  на 1 работника, раз

-

-

0,821

-

0,787

 

 

 

-

 

 

 

 

 

1,062

 

 

 

-

 

 

 

0,889

 


 

В 2009-2010 гг. темпы роста производительности труда значительно отставали от темпов роста оплаты труда, что связано, прежде всего, с низкими темпами прироста объемов реализованной продукции.

За период 2010-2012 гг. темпы роста производительности труда работников предприятия превышали темпы роста заработной платы, что оценивается положительно в работе ТОО «Аманат».

За 2008-2012 гг. выросла средняя заработная плата работников предприятия, но это, прежде всего, обусловлено ростом инфляции и цен на продукцию предприятия, а не ростом производительности труда.

Среднемесячная заработная плата на одного работника увеличилась за 2008-2012 гг. в 2,5 раза, что является положительным моментом в мотивации труда работников.

Оценка эффективности  использования основных производственных фондов ТОО «Аманат» осуществляется путем сравнения показателей фондоотдачи и фондоемкости, представленных в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Показатели эффективности использования основных средств

 

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Объем реализованной продукции за минусом НДС, тыс. тг.

23237

28505

30310

57043

66518

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. тг.

6351

8950

9390

9414

7990

Среднегодовая численность, чел.

56

68

79

104

107

Фондоотдача, тг./тг.

3,66

3,18

3,23

6,06

8,33

Фондоемкость, тг./тг.

0,27

0,31

0,31

0,17

0,12

Фондовооруженность, тыс. тг./чел.

113,4

131,6

118,9

90,5

74,7

Коэффициент износа, %

26,8

22,7

16,45

23,17

25,14


 

Балансовая стоимость основных фондов к концу 2012 г. снижается. Руководство объясняет большие объемы продаж стремлением к оптимизации структуры основных фондов и к повышению эффективности их использования.

Из таблицы 2.4 видно, что фондоотдача за анализируемый период увеличилась в 2,3 раза, а фондоемкость снизилась на 56%, что свидетельствует об эффективном использовании основных производственных фондов на предприятии.

Резкий рост фондоотдачи  в 2010 году до 6,1 тг./тг. был обусловлен ростом объема реализованной продукции предприятия.

В 2012 году стоимость основных фондов снизилась в результате выбытия зданий, в связи с чем фондоотдача еще возросла и составила 8,3 тг./тг.

Показатель фондовооруженности, характеризующий обеспеченность работников средствами труда, снижается на протяжении периода анализа на 34% вследствие сокращения стоимости основных фондов и роста среднегодовой численности работников ТОО «Аманат».

Анализ основных производственных фондов показал, что износ основных фондов незначительный, обновления не происходит.

В таблице 2.5 рассмотрим, во что обходится ТОО «Аманат» каждый тенге реализованных товаров.

Таблица 2.5 - Анализ затрат на тенге реализованной продукции

 

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Реализованная продукция, тыс. тг.

23237

28505

30310

57043

66518

Затраты на производство реализованной  продукции, тыс. тг.

21948

26227

27509

51652

63847

Затраты на 1 тенге  реализованной продукции, тг.

0,944

0,920

0,908

0,905

0,960

Издержки обращения, тыс. тг.

4856

6300

6602

10847

12131

Издержки обращения в % к товарообороту

20,9

22,1

21,8

19,0

18,2


 

Из таблицы 2.5 видно, что  в 2010 г. уровень затрат составил 0,908 тг., т. е. на 1 тг. продукции затраты равны 90,8 тг.

По сравнению с 2008 г. в 2010 г. уровень затрат снизился на 4,1%. В 2012 году темп роста выручки от реализации составлял 16,6% по сравнению с 2010 годом, а темп роста затрат – 23,6%. В результате в 2012 году наблюдаем значительный рост затрат на тенге реализованной продукции. Таким образом, как показал анализ себестоимости, темпы роста затрат превышают темпы роста выручки, что приводит к росту затрат на 1 тенге реализованной продукции. Финансовые результаты деятельности ТОО «Аманат» за 2008 – 2012 годы представлены в таблице 2.6.

Информация о работе Конкурентоспособность как основа эффективного развития бизнеса