Конкурентоспособность как основа эффективного развития бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:47, дипломная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности конкуренции и конкурентоспособности, анализ форм конкуренции и конкурентных свойств ТОО «Аманат» и разработка направлений по повышению конкурентности предприятия. Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:
- исследовать теоретические основы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия;
- ознакомиться с зарубежным опытом регулирования конкурентоспособности предприятия;
- произвести анализ конкурентной среды ТОО «Аманат;
- определить пути совершенствования управления конкурентоспособностью ТОО «Аманат».

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы конкурентных преимуществ и конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Конкуренция и функции конкурентного сосуществования 6
1.2 Виды и формы конкуренции 10
1.3 Сущность и концепция конкурентных преимуществ предприятия 15
1.4 Международная конкуренция и управление конкурентоспособностью национальной экономики 20
2 Анализ и оценка конкурентности предприятия ТОО «Аманат» 24
2.1 Общая экономическая характеристика и организационная структура ТОО «Аманат» 24
2.2 Анализ конкурентной среды ТОО «Аманат» 31
2.3 Анализ методов конкурентоспособности ТОО «Аманат» 37
2.4 Пути совершенство управления конкурентоспособностью ТОО «Аманат» 44
Заключение 49
Список использованных источников 52

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность как основа эффективного развития бизнеса.doc

— 498.00 Кб (Скачать)

Таблица 2.6 - Финансовые результаты деятельности ТОО «Аманат» за 2008 – 2012 годы, тыс. тг.

 

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

2011

год

2012

Год

Прибыль от реализации

947

1632

2204

4611

2182

Балансовая прибыль

957

1591

1778

3160

2550

Чистая прибыль

717

1031

1156

2147

1895



Рисунок 2.1 - Динамика показателей  прибыли

Анализируя данные таблицы 2.6 и рисунка 2.1 следует отметить, что деятельность ТОО «Аманат» за 2008-2012 гг. является прибыльной.

За период 2008-2012 гг. наблюдается положительная динамика увеличения показателей прибыли ТОО «Аманат». Наиболее неудачным в финансовых результатах был 2012 год - наблюдаем снижение показателей прибыли. При росте объемов реализованной продукции на 9475 тыс. тг., прибыль от реализации ТОО «Аманат» сократилась на 2429 тыс. тг. Данное увеличение обусловлено ростом уровня затрат на тенге реализованной продукции.   Балансовая прибыль 2012  года составила 2550 тыс. тг., что меньше уровня 2011 года на 610 тыс. тг. Чистая прибыль в 2012 году сократилась на 252 тыс. тг. по сравнением с 2011 годом.

Главным направлением деятельности ТОО «Аманат» должно стать увеличение реализации товаров, для этого следует выявить рынки сбыта продукции, не требующие вложения больших сумм, но приносящие стабильный доход. Наряду с имеющимися доходными торговыми точками необходимо развивать выездную, лоточную торговлю продукцией.

Следовательно, ТОО «Аманат» необходимо улучшить использование финансовых ресурсов, более эффективно проводить рекламную деятельность и увеличивать объемы продаж с целью увеличения прибыли в ближайший период.

 

 

2.2 Анализ конкурентной среды ТОО «Аманат»

 

Для того чтобы провести анализ конкурентной среды необходимо для начала знать сильные и  слабые стороны рассматриваемого  предприятия. Отправной точкой для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятия служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. SWOT-анализ ТОО «Аманат» представлен в приложении 3.

В соответствии с тем, что рассматриваемое предприятие  относится к сфере продаж товаров  массового потребления и с  учетом данных, полученных путем анализа SWOT-таблицы, приведенной в приложении 3, можно сделать следующий вывод, что предприятию необходимо придерживаться стратегии массового маркетинга, с целью привлечения как можно большего числа покупателей. Фирмы, конкурирующие с ТОО «Аманат» по похожему бизнесу представлены в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7 - Конкуренты ТОО «Аманат»

 

Название

Адрес

Вид  деятельности

Количество занятых, чел.

Доля рынка, %

1

2

3

4

5

6

1

ТОО «Ассаба»

Павлодар, ул. Лермонтова, 52

Розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами

 

107

 

22

Продолжение таблицы 2.7

1

2

3

4

5

6

2

ТОО «Луч»

Павлодар, ул. Ломова, 134

Розничная торговля продовольственными товарами

 

120

 

15

3

ТОО «Азат ПВ»

Павлодар, ул. Мира, 12

Розничная и оптовая торговля продовольственными товарами.

 

60

 

13

4

ТОО «Мадина»

Павлодар, ул. Катаева, 144

Розничная торговля продовольственными товарами

 

130

 

10

5

ТОО «Нур»

Павлодар, ул. Каирбаева, 93

Розничная  торговля продовольственными товарами.

 

86

 

6


 

Показатели доли рынка фирм – конкурентов представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8 - Доля рынка фирм-конкурентов

 

Организация

Доля рынка, q (%)

ТОО «Аманат»

21

ТОО «Ассаба»

22

ТОО «Луч»

15

ТОО «Азат ПВ»

13

ТОО «Мадина»

10

ТОО «Нур»

6


 

Показатели доли рынка, в % представлены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Показатели доли рынка, в %


Как видно из таблицы 2.8 и рисунка 2.2 доля рынка, занимаемая ТОО «Ассаба» выше на 1%, чем у  ТОО «Аманат». Остальные предприятия занимают более низкие показатели процентов. Для достижения более высокой конкурентоспособности ТОО «Аманат» необходимо увеличить объем продаж и ассортимент продукции.

Дифференциальный метод  оценки  конкурентоспособности основан  на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении. При оценке по нормативным параметрам единичный показатель может принимать значения от 0 до 1.

Анализ конкурентных позиций ТОО «Аманат», в 2012 году среди продовольственных предприятий Павлодарской области представлен в таблице 2.9.

 

Таблица 2.9 - Анализ конкурентных позиций ТОО «Аманат», в 2012 году среди продовольственных предприятий Павлодарской области

 

Наименование предприятия

Нормативные параметры  конкурентоспособности

величина  i-параметра  для анализируемой продукции

Сводный параметр

по объёму

по ресурсам

по численности

по фондам

1

ТОО «Ассаба»

0,208702

0,195898

0,503892

0,362575

1,271067

2

ТОО «Луч»

0,50292

0,465682

0,895093

0,940381

2,804077

3

ТОО «Азат ПВ»

0,342386

0,314565

0,599662

1

2,256612

4

ТОО «Мадина»

1

1

0,909645

0,44794

3,254439

5

ТОО «Нур»

0,60331

0,547329

0,804399

0,542887

2,497925

6

ТОО «Атланта ПВ»

0,41267

0,36998

1

0,598646

2,348218

7

ТОО «Инфо -Лада»

0,10318

0,09623

0,12014

0,11137

0,43091

8

Торговый дом «Весна»

0,628634

0,604569

0,921151

0,20274

2,357093

9

ТОО «Редан-М»

0,450926

0,477406

0,534349

0,349092

1,811772

10

Торговый дом «Сулпак»

0,809559

0,701239

0,734687

0,19983

2,445316

11

ТОО «Аманат»

0,141949

0,113917

0,256514

0,274756

0,787137


 

Результаты  таблицы 2.9 показывают, что среди предприятий нет абсолютного лидера, имеющего максимальное значение индекса конкурентоспособности по всем параметрам.

Таким образом, на данный момент первоочередной является задача маркетингового исследования рынка продовольственной продукции, позволяющего определить тенденции изменения конкретных параметров внешней и внутренней среды. Информационный массив для расчета ИК ТОО «Аманат» представлен в таблице 2.10. ИК - интегральный показатель конкурентоспособности предприятия и его главных конкурентов.

Таблица 2.10 - Информационный массив для расчета ИК ТОО «Аманат»

 

 

        Показатель

 

 

 

Предприятие

Удобство расположения в торговом зале

0,6

Удобство расположения ассортимента продукции

0,3

Получение полной и точной информации о продукте у продавцов-консультантов

0,2

Удобство извлечения продукции  с прилавка

0,1

ТОО «Аманат»

7

8

6

9

ТОО «Ассаба»

7

8

6

9

ТОО «Луч»

6

9

5

8

ТОО «Азат ПВ»

6

8

5

7

ТОО «Мадина»

7

9

8

9


 

По данным таблицы 2.10 рассчитаем ИК для исследуемого предприятия и всех его конкурентов:

ТОО «Аманат»: 0,6*7+0,3*8+0,2*6+0,1*9=8,7

ТОО «Ассаба»: 0,6*7+0,3*8+0,2*6+0,1*9=8,7

ТОО «Луч»: 0,6*6+0,3*9+0,2*5+0,1*8=8,1

ТОО «Азат ПВ»: 0,6*6+0,3*8+0,2*5+0,1*7=7,7

ТОО «Мадина»: 0,6*7+0,3*9+0,2*8+0,1*9=9,4

Рассчитаем конкурентоспособность товара данного предприятия по сравнению с сильнейшим конкурентом: ИК = R / Kс где, R = показатель информационного массива исследуемого предприятия; Kc = показатель информационного массива сильнейшего конкурента.

 

                                                         = 0,92

Из таблицы 2.10 видно, что ТОО «Ассаба» занимает второе место по уровню конкурентоспособности, но ТОО «Аманат» имеет точно такие же показатели.

Это связано с тем, что между предприятиями существует острая  конкурентная борьба, эти данные также подтверждаются тем, что эти конкуренты имеют одинаковую рыночную долю.

Рассматриваемое предприятие  представляет собой рыночного претендента.

Также необходимо заметить, что на рынке розничной продажи  продуктов питания нет явно выраженного рыночного лидера – вследствие этого все конкуренты представляют собой рыночных претендентов в той или иной степени опережая и или отставая друг от друга.

Таким образом, можно  сделать заключение, что конкуренция  на этом рынке довольна острая.

Появление на рынке товаров-заменителей  не может кардинальным образом повлиять на положение дел на рынке, так  как все предприятия-конкуренты торгуют примерно одинаковыми товарами, и появление товара-заменителя может  изменить ситуацию лишь на какое - то время, пока этим же товаром не начнут торговать другие предприятия. Появление новых конкурентов может вызвать изменение в сложившейся ситуации на рынке, но только если появление нового конкурента будет правильно продуманным и реализованным. В противном же случае, на благоприятный исход дела надеяться не приходится.

Одним из ключевых моментов в конкурентной борьбе являются взаимоотношения  и взаимозависимость предприятия  и его поставщиков. Чем более  предприятие зависит от поставщиков, тем более трудным и дорогостоящим будет отказ от их услуг. Результаты исследования конкурентов можно представить в виде сравнительной таблицы 2.11.

Таблица 2.11 - Сравнительная таблица результатов исследования конкурентов ТОО «Аманат»

Параметр

ТОО «Аманат»

ТОО «Ассаба»

ТОО «Луч»

1. Качество продукции

5

4

4

2.Качество обслуживания

5

4

3,5

3.Цена

5

5

4

4.Реклама

3

2

2

5. Месторасположение

5

3

3


 

Оценка параметров производится по пятибалльной шкале (от наиболее слабых позиций по данному параметру до доминирующей позиции).

Теперь проведем непосредственно  сравнение ТОО «Аманат», ТОО «Ассаба» ТОО «Луч». Сравнительный анализ конкурентов ТОО «Аманат» представлен в таблице 2.12.

Информация о работе Конкурентоспособность как основа эффективного развития бизнеса