Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:47, дипломная работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности конкуренции и конкурентоспособности, анализ форм конкуренции и конкурентных свойств ТОО «Аманат» и разработка направлений по повышению конкурентности предприятия. Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:
- исследовать теоретические основы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия;
- ознакомиться с зарубежным опытом регулирования конкурентоспособности предприятия;
- произвести анализ конкурентной среды ТОО «Аманат;
- определить пути совершенствования управления конкурентоспособностью ТОО «Аманат».
Введение 3
1 Теоретические основы конкурентных преимуществ и конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Конкуренция и функции конкурентного сосуществования 6
1.2 Виды и формы конкуренции 10
1.3 Сущность и концепция конкурентных преимуществ предприятия 15
1.4 Международная конкуренция и управление конкурентоспособностью национальной экономики 20
2 Анализ и оценка конкурентности предприятия ТОО «Аманат» 24
2.1 Общая экономическая характеристика и организационная структура ТОО «Аманат» 24
2.2 Анализ конкурентной среды ТОО «Аманат» 31
2.3 Анализ методов конкурентоспособности ТОО «Аманат» 37
2.4 Пути совершенство управления конкурентоспособностью ТОО «Аманат» 44
Заключение 49
Список использованных источников 52
Таблица 2.6 - Финансовые результаты деятельности ТОО «Аманат» за 2008 – 2012 годы, тыс. тг.
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 Год |
Прибыль от реализации |
947 |
1632 |
2204 |
4611 |
2182 |
Балансовая прибыль |
957 |
1591 |
1778 |
3160 |
2550 |
Чистая прибыль |
717 |
1031 |
1156 |
2147 |
1895 |
Рисунок 2.1 - Динамика показателей прибыли
Анализируя данные таблицы 2.6 и рисунка 2.1 следует отметить, что деятельность ТОО «Аманат» за 2008-2012 гг. является прибыльной.
За период 2008-2012 гг. наблюдается положительная динамика увеличения показателей прибыли ТОО «Аманат». Наиболее неудачным в финансовых результатах был 2012 год - наблюдаем снижение показателей прибыли. При росте объемов реализованной продукции на 9475 тыс. тг., прибыль от реализации ТОО «Аманат» сократилась на 2429 тыс. тг. Данное увеличение обусловлено ростом уровня затрат на тенге реализованной продукции. Балансовая прибыль 2012 года составила 2550 тыс. тг., что меньше уровня 2011 года на 610 тыс. тг. Чистая прибыль в 2012 году сократилась на 252 тыс. тг. по сравнением с 2011 годом.
Главным направлением деятельности ТОО «Аманат» должно стать увеличение реализации товаров, для этого следует выявить рынки сбыта продукции, не требующие вложения больших сумм, но приносящие стабильный доход. Наряду с имеющимися доходными торговыми точками необходимо развивать выездную, лоточную торговлю продукцией.
Следовательно, ТОО «Аманат» необходимо улучшить использование финансовых ресурсов, более эффективно проводить рекламную деятельность и увеличивать объемы продаж с целью увеличения прибыли в ближайший период.
2.2 Анализ конкурентной среды ТОО «Аманат»
Для того чтобы провести анализ конкурентной среды необходимо для начала знать сильные и слабые стороны рассматриваемого предприятия. Отправной точкой для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятия служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. SWOT-анализ ТОО «Аманат» представлен в приложении 3.
В соответствии с тем,
что рассматриваемое
Таблица 2.7 - Конкуренты ТОО «Аманат»
№ |
Название |
Адрес |
Вид деятельности |
Количество занятых, чел. |
Доля рынка, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
ТОО «Ассаба» |
Павлодар, ул. Лермонтова, 52 |
Розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами |
107 |
22 |
Продолжение таблицы 2.7 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2 |
ТОО «Луч» |
Павлодар, ул. Ломова, 134 |
Розничная торговля продовольственными товарами |
120 |
15 |
3 |
ТОО «Азат ПВ» |
Павлодар, ул. Мира, 12 |
Розничная и оптовая торговля продовольственными товарами. |
60 |
13 |
4 |
ТОО «Мадина» |
Павлодар, ул. Катаева, 144 |
Розничная торговля продовольственными товарами |
130 |
10 |
5 |
ТОО «Нур» |
Павлодар, ул. Каирбаева, 93 |
Розничная торговля продовольственными товарами. |
86 |
6 |
Показатели доли рынка фирм – конкурентов представлены в таблице 2.8.
Таблица 2.8 - Доля рынка фирм-конкурентов
Организация |
Доля рынка, q (%) |
ТОО «Аманат» |
21 |
ТОО «Ассаба» |
22 |
ТОО «Луч» |
15 |
ТОО «Азат ПВ» |
13 |
ТОО «Мадина» |
10 |
ТОО «Нур» |
6 |
Показатели доли рынка, в % представлены на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Показатели доли рынка, в %
Как видно из таблицы 2.8 и рисунка 2.2 доля рынка, занимаемая ТОО «Ассаба» выше на 1%, чем у ТОО «Аманат». Остальные предприятия занимают более низкие показатели процентов. Для достижения более высокой конкурентоспособности ТОО «Аманат» необходимо увеличить объем продаж и ассортимент продукции.
Дифференциальный метод
оценки конкурентоспособности основан
на использовании единичных
Анализ конкурентных позиций ТОО «Аманат», в 2012 году среди продовольственных предприятий Павлодарской области представлен в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Анализ конкурентных позиций ТОО «Аманат», в 2012 году среди продовольственных предприятий Павлодарской области
№ |
Наименование предприятия |
Нормативные параметры конкурентоспособности величина i-параметра для анализируемой продукции |
Сводный параметр | |||
по объёму |
по ресурсам |
по численности |
по фондам | |||
1 |
ТОО «Ассаба» |
0,208702 |
0,195898 |
0,503892 |
0,362575 |
1,271067 |
2 |
ТОО «Луч» |
0,50292 |
0,465682 |
0,895093 |
0,940381 |
2,804077 |
3 |
ТОО «Азат ПВ» |
0,342386 |
0,314565 |
0,599662 |
1 |
2,256612 |
4 |
ТОО «Мадина» |
1 |
1 |
0,909645 |
0,44794 |
3,254439 |
5 |
ТОО «Нур» |
0,60331 |
0,547329 |
0,804399 |
0,542887 |
2,497925 |
6 |
ТОО «Атланта ПВ» |
0,41267 |
0,36998 |
1 |
0,598646 |
2,348218 |
7 |
ТОО «Инфо -Лада» |
0,10318 |
0,09623 |
0,12014 |
0,11137 |
0,43091 |
8 |
Торговый дом «Весна» |
0,628634 |
0,604569 |
0,921151 |
0,20274 |
2,357093 |
9 |
ТОО «Редан-М» |
0,450926 |
0,477406 |
0,534349 |
0,349092 |
1,811772 |
10 |
Торговый дом «Сулпак» |
0,809559 |
0,701239 |
0,734687 |
0,19983 |
2,445316 |
11 |
ТОО «Аманат» |
0,141949 |
0,113917 |
0,256514 |
0,274756 |
0,787137 |
Результаты таблицы 2.9 показывают, что среди предприятий нет абсолютного лидера, имеющего максимальное значение индекса конкурентоспособности по всем параметрам.
Таким образом, на данный момент первоочередной является задача маркетингового исследования рынка продовольственной продукции, позволяющего определить тенденции изменения конкретных параметров внешней и внутренней среды. Информационный массив для расчета ИК ТОО «Аманат» представлен в таблице 2.10. ИК - интегральный показатель конкурентоспособности предприятия и его главных конкурентов.
Таблица 2.10 - Информационный массив для расчета ИК ТОО «Аманат»
Показатель
Предприятие |
Удобство расположения в торговом зале 0,6 |
Удобство расположения ассортимента продукции 0,3 |
Получение полной и точной информации о продукте у продавцов-консультантов 0,2 |
Удобство извлечения продукции с прилавка 0,1 |
ТОО «Аманат» |
7 |
8 |
6 |
9 |
ТОО «Ассаба» |
7 |
8 |
6 |
9 |
ТОО «Луч» |
6 |
9 |
5 |
8 |
ТОО «Азат ПВ» |
6 |
8 |
5 |
7 |
ТОО «Мадина» |
7 |
9 |
8 |
9 |
По данным таблицы 2.10 рассчитаем ИК для исследуемого предприятия и всех его конкурентов:
ТОО «Аманат»: 0,6*7+0,3*8+0,2*6+0,1*9=8,7
ТОО «Ассаба»: 0,6*7+0,3*8+0,2*6+0,1*9=8,7
ТОО «Луч»: 0,6*6+0,3*9+0,2*5+0,1*8=8,1
ТОО «Азат ПВ»: 0,6*6+0,3*8+0,2*5+0,1*7=7,7
ТОО «Мадина»: 0,6*7+0,3*9+0,2*8+0,1*9=9,4
Рассчитаем
Из таблицы 2.10 видно, что ТОО «Ассаба» занимает второе место по уровню конкурентоспособности, но ТОО «Аманат» имеет точно такие же показатели.
Это связано с тем,
что между предприятиями
Рассматриваемое предприятие представляет собой рыночного претендента.
Также необходимо заметить, что на рынке розничной продажи продуктов питания нет явно выраженного рыночного лидера – вследствие этого все конкуренты представляют собой рыночных претендентов в той или иной степени опережая и или отставая друг от друга.
Таким образом, можно сделать заключение, что конкуренция на этом рынке довольна острая.
Появление на рынке товаров-заменителей не может кардинальным образом повлиять на положение дел на рынке, так как все предприятия-конкуренты торгуют примерно одинаковыми товарами, и появление товара-заменителя может изменить ситуацию лишь на какое - то время, пока этим же товаром не начнут торговать другие предприятия. Появление новых конкурентов может вызвать изменение в сложившейся ситуации на рынке, но только если появление нового конкурента будет правильно продуманным и реализованным. В противном же случае, на благоприятный исход дела надеяться не приходится.
Одним из ключевых моментов
в конкурентной борьбе являются взаимоотношения
и взаимозависимость
Таблица 2.11 - Сравнительная таблица результатов исследования конкурентов ТОО «Аманат»
Параметр |
ТОО «Аманат» |
ТОО «Ассаба» |
ТОО «Луч» |
1. Качество продукции |
5 |
4 |
4 |
2.Качество обслуживания |
5 |
4 |
3,5 |
3.Цена |
5 |
5 |
4 |
4.Реклама |
3 |
2 |
2 |
5. Месторасположение |
5 |
3 |
3 |
Оценка параметров производится по пятибалльной шкале (от наиболее слабых позиций по данному параметру до доминирующей позиции).
Теперь проведем непосредственно сравнение ТОО «Аманат», ТОО «Ассаба» ТОО «Луч». Сравнительный анализ конкурентов ТОО «Аманат» представлен в таблице 2.12.
Информация о работе Конкурентоспособность как основа эффективного развития бизнеса