Научные основы методики развития речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи. Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.

Оглавление

1. Введение__________________________________________3
2. Научные основы методики развития речи______________ 6
2.1 Связная речь и задачи ее развития________________6
2.2 Конкретные умения в области связной речи_______8
3. Методика работы над словарем______________________12
3.1Лексикология как лингводидактическая основа методики словарной работы____________________________12
3.2 Работа с синонимами, антонимами______________14
3.3 Активизация словаря_________________________16
4. Методика работы над связной речью__________________18
4.1 Методические основы организации работы по развитию связной речи_________________________________18
4.2 Методические приемы развития связной речи_____25
5. Заключение________________________________________27
6. Список используемой литературы_____________________30

Файлы: 1 файл

законченная курсовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

  1. Введение__________________________________________3
  2. Научные основы методики развития речи______________ 6

    2.1 Связная речь и задачи ее развития________________6

    2.2  Конкретные умения  в области связной речи_______8

  1. Методика работы над словарем______________________12

         3.1Лексикология как лингводидактическая основа  методики                                                                                        словарной работы____________________________12

         3.2 Работа с синонимами, антонимами______________14

         3.3  Активизация словаря_________________________16

  1. Методика работы над связной речью__________________18

               4.1 Методические основы организации работы по развитию                                    связной речи_________________________________18

          4.2 Методические приемы развития связной речи_____25

  1. Заключение________________________________________27
  2. Список используемой литературы_____________________30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение.

Проблемы интеллектуального  и личностного развития детей  являются фактором активизации комплексного теоретического и практического  изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи. Понятие  о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка. Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.

В этой связи задачей современной  школы является достижение наиболее эффективной общественной формы  организации учебной деятельности детей. Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников.

В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение связной речи, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

 

 

Дети овладевают родным языком через  речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Этим объясняется актуальность темы, определяется выбор проблемы, объекта и предмета исследования.

Проблемы речевой деятельности привлекают внимание учёных. Об этом говорит  поток научных исследований. Работы Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломова, Н.Е. Богусловской. Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, М.Р. Львова, СЛ. и др. позволяют создавать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий индивидуализации деятельности в развитии речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей  младшего школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи. Одним из путей такой организации является работа по развитию связной речи на уроках литературного чтения.

В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание методически целесообразно организованным занятиям по литературному чтению. Это связано с   важностью   литературных   произведений   как   факторов   нравственного, эстетического, социального и речевого развития и воспитания детей.

Для ознакомления детей  с тем или иным литературным произведением  учителю необходимо построить учебный процесс в соответствии с возрастными и индивидуальными   особенностями   учеников,   уметь   методически   грамотно организовать восприятие того или иного вида литературных произведений.

В связи с выше сказанным  мы можем выявить актуальность этой проблемы.

 

Актуальность  данного исследования определяется тем, что изучение механизмов развития связной речи является важной задачей системы образования.

Как организовать работу по формированию умений и навыков  связной речи, как научить ребенка полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и этапы работы по развитию связной речи, какие виды работ являются наиболее эффективными? Эти вопросы послужили основанием для выбора темы представленной работы.

Объектом исследования является развитие связной речи на уроках русского языка в начальных классах.

Предметом исследования является процесс развития связной речи младшего школьника.

Основная цель работы - изучить приемы работы по развитию связной речи на уроках русского языка в начальных классах. Задачи исследования состоят в следующем:

Изучить теоретические  аспекты развития речи в начальных  классах.

Определить уровень развития связной речи.

Подобрать методические приемы для развития связной речи и применить их на практике.

Методы исследования: анализ литературы, опрос, анализ результатов, полученных в ходе исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Научные  основы методики развития речи.

 

2.1 Связная  речь и задачи ее развития.

 

Связной называется такая  речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает законченную тему (т.е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.

           Единицами связной речи можно считать рассказ, статью, роман, монографию, доклад, отчет и.т.п., а в условиях школы – развернутый устный ответ учащегося на поставленный учителем вопрос, письменное сочинение или изложение и т.п. В отдельных случаях к связной речи может быть приравнено отдельное предложение, если оно отвечает требованиям законченности, цельности ( например, загадка ) и даже отдельное слово. ( 15, с.372)

          В методике начальной школы  приняты следующие виды упражнений  в связной речи, принадлежащей самим учащимся:

  1. Развернутые ответы на вопросы ( в том числе и в ходе беседы);
  2. Различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм и лексики, если высказывания учащихся (устные или письменные) в основном отвечают указанным выше требованиям;
  3. Записи по наблюдениям (если они не единичны,  а ведутся систематически), ведение дневников погоды и природы;
  4. Устный пересказ прочитанного в его различных вариантов;
  5. Устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу, по данному плану или сюжету и т.п.;
  6. Рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись таких текстов по памяти;

 

  1. Импровизация сказок (обычно – устно), начатки литературно-художественного творчества – сочинение стихов, рассказиков;
  2. Письменные изложения образцовых текстов (художественных, публицистических, научно-популярных); 
  3. Перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценирование рассказов и пр.) как устно, так и письменно;
  4. Различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, иллюстрирования прочитанных рассказов, воображаемая экранизация прочитанных произведений или собственных рассказов;
  5. Письменные сочинения разнообразных типов;
  6. Статейки в газеты, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, дружеские письма;
  7. Деловые бумаги: объявления, заявления, адреса, телеграммы, деловые письма и т.п. (15, с.373)

           Разнообразие упражнений в связной  речи соблюдается, во-первых, в  источниках материала, в тематике, во-вторых, в жанрах, в-третьих, в особенностях языка, в-четвертых,  типах самих упражнений.

          По степени самостоятельности  и творческой активности упражнения  в связной речи делятся на  упражнения «по образцу», конструктивные  упражнения, творческие упражнения. Последние приобретают здесь преобладающее место: большинство перечисленных выше упражнений выполняется без образца и без конструктивного задания.

          Типичные упражнения «по образцу» - это пересказы и изложения;  конструктивные: перестройка или сжатие прочитанного текста, расширение или сужение собственного текста; совершенствование, редактирование написанного. Творческие работы предполагают высшую самостоятельность учащихся, внесение чего-то своего, нового, оригинального.

 

 

            К числу творческих работ обычно относят устные рассказы и письменные сочинения, импровизацию, литературно-художественное творчество, драматизацию, творческие изложения, устное рисование, иллюстрирование прочитанного, отзывы о прочитанном, дружеские письма и тому подобные работы.

           Организуя систему упражнений со связной речью учащихся, необходимо учитывать источники материалы.

           Материал непосредственного, живого  опыта учащихся дают организованные школой наблюдения на уроках или во время прогулок, походов, экскурсий, а также личный опыт учащихся, их трудовая, учебная и игровая деятельность.

            Книги и другие печатные издания,  слово учителя или кого-либо  другого из числа взрослых (рассказы участников Великой Отечественной войны, героев труда), кинофильмы, произведения живописи, радиопередачи и т.п. могут быть определены как источники опосредствованного опыта, т.е. материал, собранный другими людьми и переданный школьниками через слово или рисунок.

            Очень важно, чтобы учащиеся  опирались на материал живого опыта, чтобы они пользовались также и книжным материалом, чтобы учились, на конец, объединять тот и другой материал, например, в таких темах, как «Мой родной город», «Птицы нашего края» и т.п. (15, с. 374)

 

2.2 Конкретные  умения в области связной речи.

 

          Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений. Общий вопрос методики «Чему учить?» в области связной речи решается путем определения, каким именно умениям нужно учить школьников.  Школьник овладевают следующими умениями, которые в полном объеме находят воплощение в сочинении, как самостоятельном упражнении по развитию связной речи:

 

  1.           Умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, умение с относительной полнотой раскрывать тему сочинения. Так, если школьникам предложена для сочинения тема «В лесу», то можно рассказать о любом лесе; если же дана тема «Как мы ходили в лес», то должен быть описан конкретный случай, например прогулка в лес, которая действительно имела место. Работа над любым связным текстом начинается с вопроса «О чем?»

          Подготовка к пониманию темы  проводится при пересказе, в  изложении, при анализе образцов, а самостоятельное раскрытие темы осуществляется в сочинении. Готовясь к рассказу или сочинению, школьники отбирают материал, который соответствует теме сочинения.

  1.            Умение подчинить свое сочинение определенной (основной) мысли. Конечно, в детском сочинении трудно передать идею, подобно тому как ее передает писатель в художественном произведении. Но и детские работы всегда несут в себе определенную мысль: это радостное восприятие прекрасных картин природы, это гордость своей счастливой жизнью, это уважение к труду. Эти идеи выражаются всем ходом повествования, отбором фактов, использованием изобразительных средств языка. Нередко идея содержится в выводах, например: «Кем я хочу быть?».
  2.           И первая и вторая задачи  требуют умения собирать материал для рассказа, сочинения или другого связного текста. необходимо отбирать то, что относится  к теме, что существенно для ее раскрытия, и отбрасывать второстепенное,  то, что не относится к теме и не отвечает замыслу.

Информация о работе Научные основы методики развития речи